"Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста"
материал на тему

Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»

Венакова Регина Атласовна, педагог-психолог, 1 кв.категория, МБДОУ «Детский сад № 5», г.Казань

Добрый день!

Кто-нибудь когда-нибудь мог сосчитать людей, живущих на Земле? Насколько я помню, всегда называлась очень примерная цифра, и она была очень огромной. Нас очень много и мы все разные. И это касается не столько цвета кожи, разреза глаз и других внешних видимых признаках, сколько богатства внутреннего мира, восприятия окружающего мира, эмоциональной оценке того или иного явления. Сомневаетесь? Постараюсь вас в этом убедить.

Притча о лягушке.

Представьте себе на дорогу, по которой шли люди, выпрыгнула обычная лягушка. Люди ее заметили. Мальчик, идущий по дороге смотрит на нее с проявлением любознательности. Женщина – с отвращением, девочка – с ужасом, мужчина – безразлично. А старый биолог – с увлечением: «Взгляните, какой красивый экземпляр!». А теперь ответьте:

  1. Почему у всех участников этой истории были разные эмоции относительно лягушки?
  2. Чем обусловлено то, что люди имеют разные эмоции и чувства по поводу одного и того же объекта или события?
  3. Что было бы, если люди имели одинаковые эмоции относительно конкретной ситуации?

Эта история не моя придумка, но она наглядно демонстрирует насколько мы разные в эмоциональном проявлении. 

Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Взрослые учат детей различным полезным навыкам и привычкам: правильно держать ложку, здороваться при встрече, читать, считать, дают знания об окружающем мире, а про мир эмоций и чувств забывают. И дети вступают в этот мир без провожатого, без поддержки и совета. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизионных передачах и компьютерных играх, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Можно было бы обвинить во всем родителей и закрыть вопрос, но в ответ мы услышим веские доводы: тяжелая экономическая ситуация, большое количество не полных семей, да и простая не грамотность в педагогических и психологических вопросах воспитания детей. Вот и получается, что современные дети менее отзывчивы к чувствам других, не умеют общаться, не могут определить свое эмоциональное состояние и настроение другого человека, и как  на него реагировать. Не умеют находить обоюдно выгодные решения проблем.

Возникает парадокс:

Детство - это самое яркое, волшебное, счастливое  и  незабываемое время  в жизни  каждого человека. Это время, когда  дети  умеют  так  искренне мечтать  и  верить  в  чудеса, в  сказку  и  в  волшебство,  когда солнышко светит  ярче,  а птички  поют  громче  и  все-все  мечты  сбываются.

Но наши дети стали более прагматичными, они перестают верить в волшебство, в чудеса

Мы перестали верить в чудеса!

И это верно, каждый знает

Когда ребенок честно глядючи в глаза

Вдруг скажет: «Дед Мороза не бывает!»

А как вы думаете, почему так происходит? …(ОТВЕТЫ из зала)

Я думаю, что взрослые перестали создавать сказку в жизни ребенка. Относясь к детям, как к маленьким взрослым, мы лишаем их детства. Потому что взрослый серьезный человек не может даже на секунду закрыть глаза, забыть о проблемах и подумать о чем-то волшебном… Потому что в современном мире вера в сказки – это символ наивности, инфантильности, глупости…

… Можно просто объяснить ребенку что-то, без эмоционального окрашивания, на языке  взрослого (Что так поступать плохо) И скорее всего это не найдет отклика у ребенка. А можно придумать сказку про маленького принца или принцессу, про его родителей – короля и королеву, проиграть какую-то ситуацию (принц разозлился, или ему стало грустно и т.д.).

… Можно просто сказать ребенку, что наступила ночь. А можно рассказать ему сказку, про черноволосую красавицу Ночь, которая проснулась и распустила свои длинные - предлинные, густые - прегустые, черные от неба до земли волосы, чтобы расчесать их волшебным гребнем с крохотными алмазами. Темные  ее волосы рассыпались по всему небу, и пока красавица их расчесывает, день не наступит… Взмахнула она гребнем, и рассыпались алмазы по волосам! Ах, как их много! Да это и не алмазы вовсе! Это же звезды!

А затем предложить детям выбрать из заранее приготовленных звезд одну звезду (любого цвета, большую или маленькую) и разместить ее на ночном небе. Это ночное небо отражает микроклимат в группе. В зависимости от расположения звезды, ее цвета и размера можно определить самооценку ребенка, эмоциональное состояние в группе.  Эту же работу можно проводить и как коррекцию, т.е. менять расположение звезды, предложить звезду другого цвета и размера.

Аналогичное  упражнение можно проводить с родителями создавая  их Галактику, определяя расположение каждого члена семьи. Родителям также предлагается создать исправленную Галактику и свою, и ребенка.

Чаще всего педагогу приходится сталкиваться с тремя  наиболее выраженными группами так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

  • Агрессивные дети.
  • Эмоционально - расторможенные дети.
  • Тревожные дети, застенчивые.

Развитие эмоционально-волевой сферы — процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра — это не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.

Уважаемые участники! Предлагаю вам поиграть! Прошу вас выйти к столу, на котором лежат обычные листы бумаги.

Я предлагаю смять бумагу. Из большого листа сделать маленький комочек так, чтобы все плохое настроение, все отрицательные эмоции ушли в него.  А теперь давайте поиграем с этим комочком, чтобы его настроение улучшилось. Можно просто подбрасывать его, а можно еще и хлопать в ладоши…

А теперь предлагаю разделиться на две команды, встать напротив друг друга и начать перекатывать бумажные комочки со своей стороны на сторону другой команды. Выигрывает та команда, у которой останется их меньше  всего. Начали! (Музыка) ……. Как весело стало нашим комочкам и нам тоже! Плохое настроение ушло? Да!

А теперь следующее задание. Собрать наши комочки в коробочки. Какая команда быстрее соберет и у кого их окажется больше, та побеждает. Начали! (Музыка)…… Молодцы!!!

         Всем известно, что от агрессивных эмоций помогает избавиться физическая активность. Просто предложите поиграть в «Петушиные бои» или двум упрямым барашкам встретиться на узком мостике (петушиные бои и упрямые барашки).

        А чем же помочь застенчивым детям? На помощь придет Шапка-невидимка. Она помогает детям справиться со своими эмоциями в детском саду. Работа проводится поэтапно. На первом этапе ребенку рассказывается сказка «Слоненок и волшебная шляпа», в которой слоненок очень стеснялся своей внешности. Затем появляется шапка-невидимка, которая помогает ребенку скрыть нежелательные эмоции – стеснение, волнение, тревожность. Ребенок использует шляпу при необходимости. Параллельно ведется работа с воспитателями и родителями. На третьем этапе наступает пора проститься со шляпой, когда ребенок чувствует, что он может обойтись без шляпы, что шляпа может помочь кому-то еще.

Можно использовать ее и дома, если родители разговаривают на повышенных тонах, кричат, ребенок может одеть ее, как бы давая знак – показывает папе и маме, что он нуждается в другом подходе. Это знак, что необходимо остановиться и просто поговорить…

Эмоционально-расторможенным детям предлагаются игры, развивающие концентрацию внимания и четкое выполнение правил. Одной из таких игр является «Кричалки – топалки – молчалки». Прошу зал мне помочь! Когда я покажу синюю ладошку – надо громко-громко кричать, зеленую – топать и хлопать, а красную – тишина. Запомнили? Тогда начнем! ………. Спасибо!

Сегодня я предложила вам наиболее простые способы воздействия  на различные эмоциональные состояния ребенка.

Чтобы ребенок смог плавно войти в огромный мир отношений между людьми ему необходимо помочь, научить и очень важно, что бы рядом с ним был взрослый который захочет и сможет научить его управлять собственными    эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Консультация для педагогов "Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения"...

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста посредством арт-терапевтических техник

Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинает­ся очень рано и происходит постепенно, в том числе в процес­се осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого ...

Эмоционально-волевые нарушения у детей дошкольного возраста.

В статье приведены примеры эмоционально- волевых нарушений у дошкольников, некоторые причины их появления и приёмы коррекции....