Главные вкладки

    Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста посредством арт-терапевтических техник
    статья

    Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинает­ся очень рано и происходит постепенно, в том числе в процес­се осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого педагогам важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять его сокровенные мечты и желания. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon art-terapiya.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мареш Светлана Владимировна,

    педагог-психолог МБУ д/с № 43 «Гнёздышко» г.о. Тольятти

    Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста посредством арт-терапевтических техник

    Дошкольное образование в России в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития ребёнка. С психологической же точки зрения, специфика развития в дошкольном возрасте заключается не столько в овладении ребенком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

    Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого педагогам важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять его сокровенные мечты и желания. Важно также помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что все люди разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. При этом важно учить детей тому, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей.

    Еще одним важным направлением развития личности ребенка является  эмоциональное развитие. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются более глубокие чувства (любовь, ненависть и др.). Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми.

    Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние через рисунок. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность – задача арт-терапии.

    Для детей арт-терапия является одним из наиболее подходящих методов развития эмоционально-личностной сферы, методом психотерапевтической и психологической коррекции поведенческих и характерологических особенностей.  

    Находясь в творческом пространстве, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала (выражение своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, выражение укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить (страхи, обиды, злость и др.).

    В процессе арт-терапии происходит самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями) и социальное познание (познание других людей, разнообразия характеров и стилей поведения человека, механизмов эффективных взаимоотношений с людьми).

    В процессе занятий активно развивается воображение (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам, у ребенка появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций).

    В МБУ д/с № 43 «Гнёздышко» г.о. Тольятти педагогом-психологом была разработана и реализована дополнительная общеобразовательная программа социально педагогической направленности по арт-терапии «Мой красочный мир».

    Данная программа направлена на всестороннее  гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.  Арт-терапия  продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми. 

    Цель программы:

    Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка дошкольного возраста как важной составляющей  психологического здоровья через использование арт-терапевтических техник.

    Задачи:

    1. Способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений.
    2. Развивать эмоциональную сферу (обогащать знания об эмоциональных состояниях, уметь определять собственное эмоциональное состояние и уметь управлять своими эмоциями).
    3. Способствовать формированию адекватной самооценки.
    4. Учить выражать свои мысли, чувства через творчество.
    5. Корректировать нежелательные черты характера и поведения (агрессивность, страхи, тревожность).

    Программа содержит в себе несколько направлений работы: изотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, игротерапия, что во многом повышает эффективность достижения поставленной цели.  

    Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и используется в психотерапевтических целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе с детьми.

    Используемые упражнения: «Цветик-семицветик», «Рисунок в круге», «Рисование по мокрому листу», «Весёлые кляксы».

    Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния в ходе занятий цветотерапией. Используя это направление, на занятиях проходило знакомство с эмоциями. Используемые упражнения: «Какого цвета грусть», «Цвет моей радости» «Какого цвета злость», «Сказочный желтый цвет», «Волшебный красный цвет» и т.п.    

    Сказкотерапия - психологическое воздействие сказками. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Используемые сказки: «Мишка Смешное ушко», «Чудо кактус» и др.

     Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

    Процесс творчества детей сопровождался музыкальными программами «Малыш в лесу», «Малыш и птичка», «Малыш у озера».

    Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

    Используемые упражнения: «Путешествие пальчиков», «Узоры на песке», «Волшебная страна».

    Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь  ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

    Используемые игры: «Солнечный зайчик», Мой друг…», «Я сегодня…», «Настроение» и др.

    Структура каждого занятия состояла из следующих этапов:

    1. Этап - Ритуал приветствия.

    Позволял детям эмоционально раскрепоститься,  настроиться  на продуктивное взаимодействие со взрослым и сверстниками.

    1. Этап - Основной.

    Совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач конкретного занятия (изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкатерапия, песочная терапия):

    - снятие тревожности;

    -повышение самооценки, уверенности в себе и в своих способностях;

    - формирование социально-коммуникативных навыков;

    -нивелирование негативных поведенческих проявлений и эмоциональных состояний (злость, раздражительность, агрессивность, импульсивность).

    1. Этап - Рефлексия.

    На каждом занятии проводилась оценка детьми собственного эмоционального состояния (беседы, вопросы).

    Использовались следующие виды оценки:

    • эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему);
    • смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
    1. Этап -  Заключительный.

    В конце занятия проводился ритуал прощания в кругу (аналогично приветствию).

    Следует отметить, что все дети принимали активное участие на занятиях. Многие участники выражали в ходе занятий яркие положительные эмоции. Стремились к положительному результату, погружаясь в работу с материалами для творчества. Часто дети были удивлены итогами работы в процессе занятий.

    В процессе занятий ярко просматривалась положительная динамика в эмоциональном состоянии детей с высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой. Постепенно дети раскрепощались, повышалась речевая активность, эмоциональный фон становился ярче. Появилась уверенность в себе (решительнее стали проявлять самостоятельность и инициативу в процессе продуктивной деятельности).

    В процессе занятий дети были вовлечены в процесс рефлексии своего эмоционального состояния. При отрицательном выборе. Проводился анализ причин и возможные пути изменения эмоционального состояния в положительную сторону.

    Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику в эмоционально-личностной сфере детей: повышение самооценки у неуверенных детей, снижение частоты проявления негативных поведенческих реакций, снижение уровня тревожности, повышение коммуникативных способностей.

    Список литературы:

    1. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 160с.
    2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] Спб, «Речь», 2006г.
    3.  Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Развивающая сказкотерапия для детей, СПб. «Речь», 2006 г.
    4.  Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006г.
    5.  Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт - терапия детей и подростков. - М.: Когито - Центр, 2007.
    6. Копытин А.И. Теория и практика Арт-терапии. СПб.: Питер. 2002
    7.  Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии, Спб, Речь, 2007г.
    8.  Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. 224 с. обл. Речь, СПб, 2008г.
    9.  Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий. Спб.: Речь, 2008г.
    10. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. Речь.:  Спб, 2007 г.
    11.  Сакович Н.А. Технология игры в песок – Игры на мосту.  Спб.: «Речь», 2008г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    формирование эмоционально – личностных качеств личности детей дошкольного возраста через развлечения

    в материале описаны роль и значение развлечений в эмоционально- личностном развитии детей дошкольного возраста, а также их формы и виды....

    «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования»

    Актуальность:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в ...

    «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с исп. технологии сказкотерапии»

    Статья на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с использованием технологии сказкотерапии»...

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности

    В данной статье освещаются вопросы использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста....

    Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

    Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека.Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.Тв...