Готовый план по экспирементированию (старшая группа)
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Михнева Светлана Юрьевна

Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

ВВЕДЕНИЕ

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
     Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.
      Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.      Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими   культурными формами упорядочения опыта: причинно  –следственными,  родо - видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
Актуальность
На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях.  И экспериментирование, как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
      Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.                            Перспективность
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
    Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Ребенок -дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развивающая продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
    Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру, поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование.
     Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
    В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
       Учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка, были выделены следующие цели и задачи, призванные восполнить данный пробел в непосредственно образовательной деятельности дошкольников.                                                                                                                      * Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели   определено   ряд задач:

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
  • развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
  • выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;
  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);
  • развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);
  • развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины);
  1. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
  • Развитие у детей познавательных способностей :   мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

    способов познания путем сенсорного анализа.
  1. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
  • развитие коммуникативности;
  • совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
  • развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  1. Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Цель экспериментального обучения, по мнению Н. Г. Черниловой , которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
      В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем   результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
     В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
    В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.
     Данная программа   разработана   с учетом требований педагогики, дидактики, психологии. В   работе мы опирались на основные принципы и методы в  педагогике . Программа разработана на основе следующих программ: "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет" Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова; «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир; «Неизведанное рядом» В.В. Щетинина, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Прохоровой;

Технологичность
Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области. Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной диагностики, а практический материал, представленный в разделе                 « Приложение» поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.

Результативность
В начале проведения опыта  были выделены ожидаемые результаты:
       .  Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду.
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному вопросу.

Данная   работа по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строится   по трём взаимосвязанным направлениям :
      живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых       организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

  • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
  • человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила :
       1.Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

           2.Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

         3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

  • Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
  • Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
  • Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
  • Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
  • Средства: язык, речь, поисковые действия
  • Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
  • Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
  • Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Такой алгоритм работы позволит активизировать мыслительную деятельность, побуждать детей к самостоятельным исследованиям.
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный момент (почему так?);
• ситуация выбора.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим необходимо   оформления центра экспериментирования, где будут созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре должно быть   разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
       После пяти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем   результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
     Опытно – экспериментальная деятельность — это интегрирующийся с другими видами детской деятельности вид деятельности. Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако, само наблюдение может происходить и без эксперимента.
Интеграция между экспериментом и трудом на первый взгляд, как будто не видна: труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
     Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
    Опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?» ,                       «  Чудесный мешочек», «Свет,» и другие.
       Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
     Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например  : почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
    Опытно – экспериментальная деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте или «реке времени»)
       В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.
Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.
    Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.
      Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Опытно – экспериментальная деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности:  опытно – экспериментальная деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка);
      Связь детского экспериментирования с художественным творчеством тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
    Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.
Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности.
отстает и теряет основную мысль.
     Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.
дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают  новые  знания ;
-дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют , правильно ли они мыслили.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются :
    - Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного  вида :
  – распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
    – за изменением и преобразованием объектов;
    - Словесные   (беседы, чтение   художественной   литературы, использование фольклорных материалов).                    
    - Практические методы. Большое значение придавалось ведущей форме   деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры, игры с элементами ТРИЗ. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.
   - Использование элементов ТРИЗ. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды мы используем прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды.
   - Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
  - При проведении НОД используются отдельные приемы мнемотехники – мнемо-таблицы и коллажи;
  Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяются   компьютерные и мультимедийные средства обучения
, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

Родители   должны принимать  активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.
Примерная структура  занятия  - экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Актуальность   программы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения.

Сентябрь Диагностика.

Октябрь

«Экспериментирование с воздухом»

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: «Как обнаружить воздух  в помещении».

Дать представление о воздухе, как его можно обнаружить; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

Упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний.              

1.Сюрпризный момент.

2.Беседа о воздухе                                             3. Опыт с шариком.

4.Что нужно делать , чтобы воздух был чистым. Мнения детей.

5. Ручной труд. «Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара)

 УМК- Посчитать шарики на тат. языке.

Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию»

Тема 2: Воздух есть во всех предметах. Вдох - выдох

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Закреплять знания детей о здоровом образе жизни.                                                

1.Орг. момент. Д.г-  « Задержи воздух».

Много ли человек может находиться без воздуха.

2.Опыт.  « Два шара» Где больше воздуха?

3.Кому еще нужен воздух? Мнение детей.

4. физминутка «Ветер»

5. Художественное творчество «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

УМК-Разучить  физминутку на тат. языке.

Консультация «Экспериментируем вместе с папой».

Тема3 :Тонет – плавает.

Дать детям понять, что металл тонет в воде, а дерево нет.

Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку                                             1.Сюрпризный момент. Спасатели.

2.Достать из воды предметы , которые утонули.

3.Перечислить предметы которые плавают. Вывод: металл тонет в воде, а дерево плавает - не тонет.  

4. Физминутка.

5.Предложить детям опустить предметы  в воду из других материалов( резина ,бумага ,пластик и т.д.)

УМК-Познакомить со словами : тонет-не тонет, железо, дерево на тат. языке.

Предложить родителям провести эксперимент дома для закрепления.

Тема4 : «Где больше песка ,в ложке или кружке».

 Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

Предметы из одного материала разных размеров (мячи, матрёшки и т.д.), мешочек, непрозрачные коробочки одного размера , ложка и кружка.  

1.Дети рассматривают пары предметов, выясняют, чем они похожи и чем отличаются.                                                      2.Взрослый предлагает детям поиграть в «Угадайку» - поместить все игрушки в коробочку и, вынимая по одной, определить на ощупь, какая это игрушка – большая или маленькая.

3. Опыт. Где больше поместится песка в ложке или кружке.

4.Физминутка.

5.опыт. Измерить сколько ложек песка поместилось в кружке.

УМК- закрепить предметы посуды на тат. языке.

 Взрослый предлагает достать тяжёлый или лёгкий предмет и выясняет, как догадались (если большой предмет, то он тяжёлый, а если маленький – лёгкий).

Ноябрь

Тема № 5:

Экспериментирование с почвой.

Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена лука, лейка, совок, палочки для рыхления .

1.Орг. момент. Беседа. « Что такое земля-почва. Мнения детей.  

2. Для чего необходима почва?

3. Опыт. Почва, глина, песок. Определить свойства .

1. С водой.

2. Просеять грунты.

3.рассмотреть под лупой.

4. палочки для рыхления.: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений,

4. Физминутка.

5.Посадка лука. Закрепить как правильно ухаживать за растениями.

УМК- Закрепить овощи на тат. языке.

Предложить родителям устроить огород на подоконнике.

Тема 6 : «Свойства почвы».

Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого  . Дать детям представление из чего состоит почва, значение почвы для человека, животных, формировать у детей познавательный интереса к природе.

1.Орг. момент. Беседа о нашей планете.

О том  , кто проживает вместе с нами.     Что нужно делать , чтобы планета наша была чистой. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия  этого .

  1. Опыт . Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).
  2. Физминутка.
  3. Вывод. Что мы можем сделать , чтобы планета наша была чище? Мнения детей.

УМК: «Посчитаем мыльные пузыри»

Наблюдение и  уход  за посадками.

Тема 7: Для чего нужен нос

Цель: Знакомить детей с особенностями своего организма. Развивать любопытство. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.  

1.Орг. Момент. Для чего нужен нос? Зажмите нос пальчиками. Что произошло? Мнения детей.

2.Опыт. Воспитатель предлагает детям, понюхать, потрогать, попробовать на вкус разные предметы, посмотреть на них используя разные анализаторы: Язык, нос, руки .

(Яблоко, кусочки мыла, лимон, лук,и т.д.)

3.Физминутка.

4.  Игра на внимание                                                  « Уши ,глазки ,нос».

5. КГН-Для чего нам нужен платок? Мнения детей.                                                            УМК- Закрепить название овощей и фруктов на тат. языке.

Предложить приобрести энциклопедии об организме человека .

Тема 8:Как спрятаться бабочкам?

Декабрь

Тема 9: Что лучше: руки или ноги?

Тема 10:Родственники стекла

Тема 11: Свойства воды,глины и песка»

Тема 12:

Мир бумаги

Январь

Тема 13:

Сколько весит воздух?

Тема 14:

Куда исчезла вода?

Тема 15:

Может ли растение дышать?

Тема 16:

Как работает термометр?

Февраль

Тема 17:

Мир ткани

Тема 18:

Как снег становится водой

Тема 19:

Пар — это тоже вода

Тема 20:

Все увидим, все узнаем

Март

Тема 20:

Секрет сосновой шишки

Тема 21:

Цветные льдинки

Тема 22:

Что отражается в зеркале?

Тема 23:

Притягивает - не притягивает

Апрель

Тема 24:

Дуем-играем

Тема 25:

Почему деревья не падают?

Тема26 :Сила ветра.  

Тема 27: Узнаём, какая вода.

МАЙ

Тема 28:Вода не имеет формы

Тема29:

У воды  нет  вкуса

Тема30:Ушки на макушке

Тема31 Диагностика

Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособится к жизни в окружающей среде.

Цель: Выяснить сходство и различие в строении и значении рук и ног человека, формировать представление о взаимодействии рук и ног при осуществлении различных действий.

Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок, а глина из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание помочь персонажу, интерес к окружающему.

Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Развивать   умение наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путём, развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы), самостоятельно уметь делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в ходе экспериментальной деятельности

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Познакомить детей с прибором-помощником и его назначением, поощрять за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов

Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Учить самостоятельно делать выводы. Формировать интерес к экспериментальной деятельности

Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

Показать детям, что цветная вода на холоде превращается в цветной лед. Лед твердый, холодный, блестящий, не льется. Но лед и хрупкий, при падении может расколоться на куски. Цветными льдинками можно украсить елочку. Они красивые, блестящие, сверкают на солнце.

Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

Развивать и закреплять знания об окружающих объектах.Формировать умение делать простые выводы.

Цель: Продолжать знакомить детей с ветром и со свойствами предметов (тяжелый, легкий).  Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; Развивать сенсорное восприятие. Учить делать выводы.

Цель : Выявить свойства воды: прозрачная. Без запаха, льётся. В ней растворяются некоторые вещества, имеет вес

Цель : Показать, что жидкая вода не имеет формы

 Цель: Показать детям, что у воды нет вкуса.

Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями своего организма. Развивать интерес к своему организму. Воспитывать культурно-гигиенические навыки

  1. Орг. Момент. Предложить иллюстрации с изображением ярких цветов, бабочек и одной птички; коллекции бабочек. Дети рассматривают изображения, выясняют, кто лишний на иллюстрациях (птичка) и почему.                                     2. Определяют, чем похожи все бабочки и чем они отличаются (похожи строением – тельце, усики, крылышки;                       отличаются – размером и окраской).                            Выясняют, что помогает бабочкам спрятаться от птиц (разноцветная окраска помогает им «превращаться в цветы»).

УМК-Закрепить цвета на тат. языке.

На каждого ребенка три одноразовые тарелки, фасоль, горох, два карандаша желтого и красного цвета, лист белого картона, мячи. Угощение для детей.

1.Сравнение рук и ног человека с конечностями животных;

2.Рисование руками и ногами; 3.Выполнение различных физических упражнений при помощи рук и ног нестандартными методами

УМК: закрепить счёт предметов на тат.языке

Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.

1.Дети вспоминают о свойствах стекла, перечисляют качественные характеристики (прозрачность, твердость,   хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). 2.Рассказ воспитателя «Родственники стекла» (Сравнение качеств, сходств и отличий. Выводы)

УМК: закрепить понятия «большой-маленький» на тат.языке

Посылка с мешочками с глиной и песком, стаканы с песком и глиной, листы бумаги, лупы, лопаточки или пластиковые маленькие ложечки, поднос на каждого ребенка, столы с песком и водой, картинка замка из кирпича, красный кирпич, бумажные полотенца для рук.

С детьми проводятся опыты:

1. «Что лучше лепится?»

2. «Что легче ломается?»

3. «Из чего состоят песок и глина?»

4. «Проходит ли вода через песок и глину?»

УМК: закрепить пальчиковую гимнастику на тат.языке

Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.

  1.Дети с воспитателем   рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства: горит, намокает, мнется, рвется, режется. 2.Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. 3.Эксперименты с бумагой.

УМК: закрепить слова «да-нет» на тат.языке

Палочка с привязанными на ней  воздушными  шарами

1.Воспитатель берёт палочку, на обоих концах которой привязаны   воздушные шарики. Рассматривают с детьми.2 Опыт: что произойдет , если один шарик проткнуть? Второй? Таким образом, шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые.

УМК: закрепить цвета на тат.языке

Две мерные одинаковые ёмкости.

1.Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.2.В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. 3.Подведение итогов эксперимента

                                                                                 УМК: д.и «Научим Акбая здороваться

                                                                                   и прощаться на тат.языке»

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

1.Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. 2.Эксперимент: вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Гипотеза: растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат (проводится опыт с растениями, наблюдение в течение недели.3.Выводы по результатам эксперимента

УМК: пальчиковая гимнастика на тат.языке

Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка

1.Проведение опытно-экспериментальной работы с термометром. 2.Подведение итогов по результатам эксперимента. Особенность уличных термометров: уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

УМК: закрепить слова на тат.языке «Эйе-юк»

Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой.

1.Рассматривание вещей из разных видов ткани.2.Проведение эксперимента для сравнительного анализа различных видов ткани.3.Общий вывод о сходстве и различии свойств.

УМК: закрепить цвета на тат.языке

Тарелка со снегом, презентация и иллюстрации по теме.

1.Дети с воспитателем в помещение приносят снег,кладут на тарелку.

2.Игровая ситуация «Где наш снег?»

3.Рассматривание воды,которая образовалась на тарелке(«Какая вода?», «Почему она грязная?»)

4.Поливка растений талой водой

5.Подведение итогов работы.

УМК: закрепить слова «чистый, грязный» на тат.языке

Художественное творчество «Волшебная вода» (колорит). Безопасность: формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием.

УМК:закрепить пальчиковую гимнастику на тат.языке

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

1.Сюрпризный момент.

2.Знакомство с лупой. Рассматривание предметов с ее помощью.

3.Худ.творчество «Рисуем ,что увидели»

УМ К:д.и  «Зур-кечкенэ»

Две сосновые шишки, ванночка с тёплой водой, салфетка из ткани

1.Сюрпризный момент.

2.Дети рассматривают шишку, нюхают её, пробуют согнуть чешую.  Почему они не сгибаются?(они высохли и стали твёрдыми).Опускают  шишку в тёплую воду. Что происходит? (она плавает на поверхности, потому что лёгкая). Оставить шишку в воде на сутки.Дети снова рассматривают шишку. Она изменила форму. Почему? (пропиталась водой). А ещё она опустилась на дно. Почему? (стала тяжёлой).воды в ванночке стало меньше. 3.Подведение итогов деятельности.

 УМК : закрепить счёт предметов на тат.яз.

1.Беседа и рассматривание цветных льдинок

2.Эксперименты с льдинками

3.Д.и «Найди льдинку к этой форме»

4. «Украсим елочку льдинками и поводим хоровод»

УМК: закрепить названия животных на тат. языке

Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие

1.Сюрпризный момент .Закрепление знаний ориентировки в пространстве

2.Игры с предметами ,в которых видно свое отражение .Беседа с детьми о результатах.

Вывод: Лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах, из них получаются хорошие зеркала.

3.И.с «Найди предметы ,в которых можно увидеть отражение»

УМК: д.и «Сосчитай предметы на тат. языке»

Художественное творчество: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске) Физическая культура: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений.

УМК: д.и «Какой предмет лишний»(закрепить слова на тат.языке)

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики

1.Сюрпризный момент (рассматривание воздушных шариков)

2.Эксперимент с ванночкой, парусом.

3.Игры с воздушными шарами. Выводы: Почему с парусом лодка

                                                                                 движется быстрее? На парус давит

                                                                           больше воздуха, поэтому ванночка движется

                                                                            быстрее. Шарики надуваются, выпускаются,

                                                                                 дети наблюдают за их движением.

                                                                     Почему движется шар ? Воздух вырывается из шара

                                                                                           и заставляет его двигаться.

Форма проведения: эксперимент (проводиться во время прогулки).

Материал: деревья на детской площадке. Способ проверки: предметное манипулирование (попытка вытащить

дерево и палку из земли).

Итоговое задание: зарисовка дерева.

Вывод: Деревья держаться в земле с помощью корней, которые растут

вниз в землю и в разные стороны от ствола дерева.

УМК: «Сосчитай на тат.языке,сколько деревьев на участке?»

Оборудование. Предметы разного веса: перо, карандаш, картон, деревянный кубик, флюгер, тазики с водой ,пылесос.                                                      На столе в ряд выкладываются предметы разного веса.  

Орг. Момент. Что такое ветер? Выслушать мнение детей.                       1.Опыт. Дети тихонько дуют на предметы. Какой предмет сдует, а какой нет? Почему?

2.Опыт.Дети набирают воздух и с силой дуют на предметы. Какие предметы сдуло? И почему?.

3.Опыт с пылесосом.

На прогулку взять вертушки.

УМК- Подобрать потешку о ветре.

Оборудование:Три одинаковые ёмкости, зактрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (чай) водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

1.Выявить свойства воды: прозрачная. Без запаха, льётся. В ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

2. Опыт:Взрослый показывает три ёмкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них лёгкая, а две – тяжёлые, в одной из тяжёлых ёмкостей – окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой ёмкости ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в ёмкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.  

Опыт 2.Раствориться или нет? Показать детям, что не все вещества растворяются в воде Стаканчики с водой, подносы, сахарный песок, речной песок, ложки,  

3Физминутка.

Опыт3.У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?                              Опыт4: Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

УМК-Подобрать физминутку на тат. языке о воде.

Оборудование : Кубики льда, миска, стакан, стол, кувшин,  

1.Вводная часть: Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку?                                                  Опыт1.А жидкая вода? Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.                                   Вывод:Значит, жидкая вода не имеет формы.  

 Оборудование: Стаканчики с водой. Молоком, соком, соломинки по количеству детей.

Вводная часть : Беседа о воде.

1.Опыт.Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок.               Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная.              У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

Физминутка.

Опыт2. Чтобы воду сделать сладкой, что мы добавляем? А соленой? Проводим опыты вместе.

УМК- закрепить продукты на тат. языке.

Оборудование: Погремушки, барабан, ксилофон, аудиозапись с различными звуками (журчит ручей, гремит гром и  т д.).

1.Вводная часть: Беседа о органах слуха.

2.Опыт. закроем уши , что произошло? Если бы у людей не было слуха, как бы человек жил? Мнения детей.

3.Физминутка.

4. Опыт. Воспитатель предлагает детям послушать разные звуки, издаваемые при помощи разных предметов, а потом попробовать сделать то же самое закрыв уши.

5. КГН-Чтобы уши всегда были здоровы, как правильно за ними ухаживать? Мнения детей.

УМК- закрепить пальчиковую гимнастику на тат. языке

Предложить приобрести энциклопедии о насекомых.

Консультация на тему «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников»

Помочь предложить родителям оказать помощь в подготовке необходимого материала и оборудования для образовательной деятельности

Фотоколлаж на тему «Мы-экспериментируем»

Материал для папки-передвижки на тему «Опыты и эксперименты»

Предложить родителям закрепить знания дома на основе игры

Предложить подобрать   книги и иллюстрации по ознакомлению детей со свойствами воды

Анкетирование родителей “Чем занят ребенок дома?”

Рекомендации для родителей

«Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания

интереса детей к познавательному экспериментированию»

Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Предложить родителям закрепить дома полученные знания, нарисовать совместно рисунок и принести в сад

Предложить принести различные формочки для проведения эксперимента

Оформление альбома «Мои опыты»

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Консультация для родителей

«Занимательные занятия с мамой на кухне»

Оформление фотоколлажа «Как мы экспериментируем дома»

Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию».

Предложить родителям, вместе с детьми определять силу ветра на улице. Придумать новые опыты.

Консультация для родителей : « Круговорот воды в природе».

Предложить детям показать опыты родителям дома.

Папка-передвижка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию».

Предложить родителям энциклопедию : « Мой организм».

             

          Литература:

  1. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
  2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
  3. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
  6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

7.    Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

        8.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного                  возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

9.Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007

10.Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план взаимодействия педагогов старшая группа

перспективный план взаимодействия педагогов позволит скоординировать работу по развитию и обучению детей старшей группы...

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп

Образовательные области:речевая,  социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные  задачи: воспитывать патриотические  чувства, ...

Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)

Перспективный план работы  в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

"Готовимся к Новому году", старшая группа

Цель: формирование основ безопасного поведения в бытуОбразовательные задачи.Формировать представление детей о правилах поведения во время пожара.Закреплять знания о праздновании Нового года.Совершенст...

Ежедневные планы сентября в старшей группе группе ДОУ.

1 неделя сентябрьТема: «День знаний»Цель: продолжение по ознакомлению детей  с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка (обращение внимания на произошедшие изменения...