Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога ДОУ
статья на тему

Зобова Надежда Александровна

Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога ДОУ

Зобова Надежда Александровна

педагог-психолог МБДОУ №8 г. Армавира

Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение ИКТ помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как современной открытой образовательной системы.

В работе с детьми педагогом-психологом МБДОУ №8 города Армавира ИКТ используются довольно активно в процессе занятий и других видов деятельности. Посредством компьютерной техники можно сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширить возможности предъявления информации, что усилит мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий позволяет педагогу-психологу моделировать различные ситуации и среды, манипулировать звуком, картинками, анимацией и видео для достижения спецэффектов и интегрировать все это в единую мультимедиа-презентацию. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность  воспитанников и усиливают усвоение материала. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности» [5, с.107]. Представление детям материала в виде игровой развивающей презентации повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Мультимедиа способствует развитию у детей мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности, обеспечивает единство познания, творчества и игры. Использование мультимедийных презентаций помогает развивать у детей внимание, память, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие и др. Развивающие занятия с ее использованием стали намного ярче и динамичнее. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить своими эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций во время коррекционно-развивающих занятий имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует лучшему усвоению материала детьми;
  • возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
  • компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Занятие с одной подгруппой, включающее использование презентации, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз или физминутку и др. длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 10 минут. Вместе с тем интерактивное оборудование используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций СанПиНа.

Для создания мультимедийных презентаций педагог-психолог должен иметь начальные знания устройства компьютера, уметь работать в программах: Word, PowerPoint, Adobe Photoshop, а также иметь практику работы в Интернете (для поиска изображений, анимированных картинок, аудиофайлов и пр.). Для того, чтобы научиться создавать интерактивные игры и упражнения  не обязательно проходить специальные курсы. В сети Интернет  масса сайтов, которые научат работать с данными программами.

На страницах этих же сайтов  много уже готовых интерактивных игр и упражнений, которые можно использовать в своей работе с детьми. Надо только заметить, что материала для дошкольных психологов не так много и в основном располагают материал для начальной школы. Но тем, кто овладеет навыками работы с программой,  не составит большого труда переработать эти задания, сделать их более яркими и интересными, доступными для дошкольников.

Данные технологии используются педагогом-психологом МБДОУ №8, как при составлении собственного занятия, так и для иллюстрации готовых занятий по коррекционно-развивающим программам (например, Н.Ю. Куражева «Приключения будущих первоклассников», О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я», Г.Г.Сенник Ортис, Е.В.Куличковская «Машины сказки»). Для иллюстрирования сказок Софьи Прокофьевой по программе Г.Г.Сенник Ортис «Машины сказки», например, использованы, обработанные в программе Adobe Photoshop, фотографии кукол Маши и Ойки. Данные куклы также применяются в занятии. А на слайдах дети видят историю, которая произошла с Машей и Ойкой. Фоном для слайдов могут служить изображение леса или комнаты, в зависимости от сюжета. Слайды озвучены звуками окружающего мира. Это может быть шум леса, если история произошла в лесу. А может быть звон разбившейся чашки. Целями озвучивания могут быть и релаксация, и привлечение внимания детей. После прослушивания сказки дети отвечают на вопросы, ответы на которые также анимированы, что вызывает положительный эмоциональный отклик и заинтересованность детей.

Рассмотрим также универсальность компьютерной техники как средства развития ребенка – на примере моделей упражнений:

  • «Пазл». На экране выводятся картинка, представляющие собой собранный пазл с отсутствующими фрагментами. Детям необходимо выбрать правильный. В случае верного ответа, фрагмент движется в нужное место.
  • «Четвертый лишний». Детям предлагается только четыре картинки, три из которых можно объединить по общему признаку. Одна лишняя. При правильном ответе картинка выделяется, звучат аплодисменты.
  • «Цвет и форма». На экране цветные геометрические фигуры и их контуры. Задание детям – накрыть фигурами контуры. (Если в центр контура поместить картинку, например с птенцом, то дети «спасают», «прячут» его от кошки.) Это позволяет повысить мотивацию и интерес ребенка к заданию. Названная ребенком фигура движется на свой контур.
  • «Продолжить последовательность». На экране серия предметов определенной последовательности, необходимо продолжить ряд. Например, «Нанизывание бусин». Нужная картинка появляется или передвигается на свое место.
  • «Найди пару картинке» На экране изображены картинки, каждая из них имеет парную, связанную с ней по смыслу (веник-совок). При верном ответе картинки сдвигаются вместе либо соединяются стрелкой.
  • «Загадки». На экране фон (например, огород, зоопарк, арена цирка). Психолог загадывает тематические загадки. При правильном ответе детей, на пустом фоне появляются картинки (овощи, анимированные артисты цирка или животные). Данное задание вызывает сильный положительный эмоциональный отклик детей.

Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Результаты проведенных занятий с применением компьютерной программы, в данном случае PowerPoint, дают положительную динамику в коррекционно-развивающей работе.

Итак, нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационных технологий. Использование их в коррекционно-развивающей работе позволяет расширить творческие возможности педагога-психолога, растёт уровень его профессиональной компетентности и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. При этом происходит качественное освоение материала, сенсорное, познавательное развитие, развитие высших психических функций. С помощью мультимедийных презентаций повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания детьми. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Литература:

  1. Журавлёв А.А., «Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться?..», 2007.
  2. Колодинская В.И., «Информатика и информационные технологии дошколятам», 2008
  3. Мириманова М.С., «Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды», 2010.
  4.  Преображенская С.Г. Проблемы использования презентаций Power Point  на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях//Концепт.-2012.-№6 (июнь).
  5. Ушинский К. Д. О наглядном обучении // Избранные педагогические произведения. — М.:Просвещение, 1968. — С. 105–108.
  6.  https://rg.ru/2010/09/08/trebovaniya-dok.html
  7. http://festival.1september.ru/articles/649690/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...

Роль игры в коррекционно-развивающей работе (деятельность педагога-психолога)

15-16 февраля 2020г в рамках Всероссийского практико-ориентированного семинара "Игра в дошкольном детсве: требование ФГОС" бл представлен доклад на тему: "Роль игры в коррекционно-...

Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....

Интерактивные презентации для коррекционно-развивающих интегрированных занятий с детьми с ТНР. Интерактивные игры для индивидуально – подгрупповой работы с использованием интерактивного «Умного зеркала»

Материал содержит описание опыта работы по использованию интерактивных презентаций для интегрированных занятий и примеры интерактивных игр для "Умного зеркала Artik Me". Презентации к заняти...

Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников

Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...