конспект занятия «Вышивка крестиком салфеток к кофе».
план-конспект занятия на тему

Родионова Валентина Васильевна

Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Этот вид рукоделия возник очень давно, возможно именно тогда, когда первобытная женщина сшила первую одежду из шкур, а может быть значительно позже. Точных сведений об этом нет. Свидетельством тому, что вышивка существовала уже в V веке до н.э. является найденная при раскопках в Древней Греции ваза, на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах. Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей. В древние времена различные виды вышивки имели свое предназначение. Очень часто с ее помощью подчеркивалось социальное положение. На найденном в Египте одеянии фараона, наряду с цветочным орнаментом, вышиты узоры, которые имели право изображать на своей одежде только особы, принадлежащие к царскому роду. В культуре славянских народов вышивка также играла важную роль. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в X веке. Существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, окон и икон. Вышитые изделия считались оберегами, поэтому их дарили на свадьбу, рождение ребенка. В X-XII вв. вышивку стали использовать и для украшения различных вещей. Одежду расшивали разного рода орнаментами, которые не только украшали ее, но и служили оберегами от зла. Вышивку располагали именно на тех местах, где тело человека было открыто (на вороте, на подоле, на краях рукавов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon salfetki_krestom.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Вышивка крестиком салфеток к кофе».

 Цель: дополнить и обобщить знания по одному из видов рукоделия - вышивке крестом; ознакомить учащихся с историей вышивки.

Задачи: закрепить навыки по организации рабочего места, научить правильным приемам работы; прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус; развивать сенсорные и моторные навыки; воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость. развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор.

Оборудование: ПК, пяльцы, ткань 20 x 20 см, нитки мулине, набор игл, ножницы, карандаш, схемы рисунков, образцы вышивки, инструкционные карты.

Ход занятия:

Инструктор по труду.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим вышивать крестиком по канве.  Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Этот вид рукоделия возник очень давно, возможно именно тогда, когда первобытная женщина сшила первую одежду из шкур, а может быть значительно позже. Точных сведений об этом нет. Свидетельством тому, что вышивка существовала уже в V веке до н.э. является найденная при раскопках в Древней Греции ваза, на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах. Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей. В древние времена различные виды вышивки имели свое предназначение. Очень часто с ее помощью подчеркивалось социальное положение. На найденном в Египте одеянии фараона, наряду с цветочным орнаментом, вышиты узоры, которые имели право изображать на своей одежде только особы, принадлежащие к царскому роду. В культуре славянских народов вышивка также играла важную роль. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в X веке. Существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, окон и икон. Вышитые изделия считались оберегами, поэтому их дарили на свадьбу, рождение ребенка. В X-XII вв. вышивку стали использовать и для украшения различных вещей. Одежду расшивали разного рода орнаментами, которые не только украшали ее, но и служили оберегами от зла. Вышивку располагали именно на тех местах, где тело человека было открыто (на вороте, на подоле, на краях рукавов).

Традиции вышивального искусства постепенно развивались в XIY – XYII вв. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Вышивание было распространено в основном среди женщин из знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания стало распространяться повсеместно. С XYIII – XX века оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. Они к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Поэтому с раннего возраста девочки обучались рукоделию. Секреты ручной вышивки передавались в семье от матери к дочери. Девочки постарше, собирались в больших горницах, где занимались рукоделием да тихонько напевали.

Посмотрите, какая красивая салфетка! Фигурки на ней не нарисованы, они вышиты цветными нитками.  Рукоделие, значит, руками делается. Мы сейчас будем вышивать крестиком салфетки к кофе. Схемы вышивки у вас на столах.

Какие инструменты нам в этом помогут? (Ответы детей).

Чтобы точно узнать, что нам необходимо для работы, нужно отгадать загадки

Режем мы и вырезаем,

Маме шить мы помогаем. (Ножницы)

Ткань держать устали пальцы,

Мне пришли на помощь... (Пяльцы)

Одноуха, длинный нос,

Нет ни глаз и ни волос,

Металлическое тело.

Не сидит она без дела,

Протыкает ткань она.

Это швейная... (Игла)

Чтобы шить иль вышивать,

Это нужно в руки взять.

Разноцветные катушки

У меня есть, у подружки.

Вышивали мы открытки,

Нам понадобились... (Нитки)

Теперь мы с вами точно знаем, какие инструменты нам помогут.

2.Практическая работа

Инструктор по труду.  Прежде чем приступить к выполнению вышивки, повторим правила техники безопасности:

1. Не брать в рот иголки.

2. Не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять ее на рабочем месте
3. Хранить иголки в специально отведенном для этого месте: подушечке, игольнице.
4. Не откусывать нитку зубами.
5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
6. Передавать ножницы кольцами вперед. 

Теперь мы можем с вами приступить к выполнению работы. Самостоятельная работа детей. Оказание контроля и индивидуальной помощи. Вовремя работы делаем короткий перерыв. Проводим физкультминутку.

 Физкультминутка - «Мы – портные, мастерицы»

 Мы портные, мастерицы (поочередное поглаживание рук снизу вверх)

 Вам костюм сошьем сейчас (провести руками по телу сверху вниз и присесть) 

 Сложностей не побоимся (повороты головы в стороны)

 Нарядим, украсим враз! (подпрыгнуть, показать большие пальцы) 

 Для начала мы замерим,  сколько нужно ткани нам, (руки вперед - в стороны)

 Раскроим и вновь проверим, не мало ли будет вам (наклоны в стороны, руки на пояс) 

Вырежем из ткани ровно (руки вперед «ножницы»)

 И сошьем все по краям, (имитировать движения иголкой) 

А теперь украсим пёстро (руки в стороны, пальцы врозь) 

Перья, бусы, ленты там. (хлопки справа, слева, над головой) –

Вот теперь-то можно точно - нарядиться – и на бал!  (руки на пояс, поворот вокруг себя) 

Полюбуемся – всё прочно и красиво сшито вам (руки на поясе, поочередное выставление ног на пятку)

3.Итог занятия

Вышить всю салфетку мы сегодня не успеем. На следующих занятиях продолжим свою работу. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного характера, изображения фантастических зверей, птиц, растений. Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, средством общения.

• Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли

• Горизонтальная волнистая линия - вода

• Вертикальной волнистой линией - дождь

• Треугольник - горы

• Скрещивающиеся линии -огонь и молния

• Круг, квадрату ромб - Солнце и Луна

• Женская фигура с поднятыми вверх руками – образ матери - земли

• Деревья с раскидистыми ветвями и фигура в виде лягушки - плодородие земли

• Птица - посланница солнца, тепла и света, символ счастья и радости

Орнамент никогда не был просто красивым узором, призванным только украшать предмет, придавать ему особую праздничность.

На наших салфетках нигретята с чашкой. Молодцы дети красивые у вас получатся салфетки к чаю. Очень хорош выбор рисунка.  Чем красивее у вас получается, тем больше хочется вышивать. Эта работа приносит не только удовольствие, но и пользу. Вышитые салфетки вы можете подарить своим родным и друзьям, вышить и пользоваться сами. Вышивая, вы успокаиваетесь, снимаете напряжение, в тоже время доставляете радость себе и другим людям, сами получаете эстетическое наслаждение. Занятие наше окончено. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....

Вышивка крестиком.

Сегодня многие стали вышивать крестиком. Вышивка превратилась в прекрасное хобби, благодаря которому создаются прекрасные картины, полотенца, одежда.Техника вышивания произошла очень давно, когда прос...

Конспект занятия «Русская вышивка крестом. Из истории русской вышивки».

Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц.  Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Развивать х...

Конспект занятия по математике "Крестики нолики"

                                                    Муници...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Петя-Петушок» по умению пересказывать с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича «Чудо-Крестики-2», «Чудо-Крестики-3»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Петя-Петушок» по умению пересказывать с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича «Чудо-Крестики-2», «Чудо-Крестики-3&ra...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Почему у зайцев длинные ушки» по обучению пересказывать с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича «Чудо-Крестики-2»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Почему у зайцев длинные ушки» по обучению пересказывать с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича «Чудо-Крестики-2»Цель: Фор...

План – конспект занятия аппликации из салфеток на тему «Любимые цветы моей мамы» во второй младшей группе.

Каждой маме приятно получать цветы. А цветы, сделанные руками ребёнка вдвойне приятнее. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных...