Профориентация детей. Формирование представлений о профессии строителя посредством сюжетно-ролевых игр.
статья по теме

Крюкова Ольга Владимировна

В данной статье раскрывается тема профориентация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентация детей. Формирование представлений о профессии строителя посредством сюжетно- ролевых игр.

В данной статье раскрывается тема профориентация детей дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры. Рассматриваются подробно особенности данного вида игры, непосредственно влияющие на формирование у дошкольников представлений о профессиях взрослых. В современный век политического, экономического, социального и культурного подъёма общества возникают разного рода интересные и увлекательные профессии. А где же собственно происходит формирование у детей первоначального представлений о профессиях? Профориентация ребёнка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения. Главная цель профориентации детей – это развивать эмоциональное отношение ребёнка к профессиональному миру. Дать возможность проявить силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребёнка во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребёнка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребёнка к тому, чтобы он в своё время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности. В детском учреждении происходит, непосредственно, допрофессиональное самоопределение ребёнка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребёнка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связанно с ними.В практике дошкольных учреждений накоплена определённая совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых.  Сюда  относятся экскурсия, беседа, чтение художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий и конечно же, игра. Игра- это ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Большое количество времени дети проводят за игрой. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра.

 Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр . Стройка может предшествовать игре, как часто бывает в младшем дошкольном возрасте. Иногда процесс стройки является собственной игрой: дети выполняют роль строителей и.т.п. За многие годы и тысячелетия профессия строитель очень изменилась. В нынешних условиях тяжелый физический труд строителя облегчен строительными машинами, кранами, самосвалами, бульдозерами. Умственный труд облегчает современный компьютер с современными программами. Сегодня на стройке соблюдается техника безопасности. Профессии строителя нужно учиться долгие годы, нужно знать очень широкий список наук, обладать такими профессиональными качествами как трудолюбие, творчество, креативность мышления и изобретательность. Необходимо с дошкольного возраста поднимать статус строительных профессий, воспитывать уважение к людям рабочих профессий. Основная черта сюжетно-ролевой игры- это самостоятельная деятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и. т. д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том. Что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Важным ещё является то, что дети обмениваются между собой информацией, что способствует обогащению их знаний о профессиях взрослых. Во время игры дети меняются ролями, что непосредственно способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют. То есть воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не изображали в процессе игровой деятельности только одну роль, а происходила смена ролей. Также немаловажным является тот факт, что разыгрывая определённую ситуацию, ребёнок тем самым воплощает свой взгляд и показывает своё отношение к нему.Также дошкольникам характерно проигрывание профессий своих родителей. Дошкольникам свойственно сочетать в процессе игры свои жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, бесед, наблюдений, книг. Следует отметить и то, что в процессе сюжетно-ролевой игры дети не только расширяют свои знания о людях с разными профессиями, но и обогащают свои знания и в других областях. Немаловажную роль в организации сюжетно-ролевой игры выполняет и воспитатель. Она стимулирует детей: вводит в игру новые атрибуты ( инструменты, технику),роли новых специальностей, добавляет новые сюжеты. Всё это непосредственно способствует формированию у детей представлений о профессиях. Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщенна. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребёнку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое.

Литература.

Нечаева В.Г, Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду.-М.: Просвещение, 1966.-140с

Кондрашев,В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие/В.П.Кондрашев.- Балашов:Изд. «Николаев», 2004.-52с

Пасечникова,Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной  образовательной организации: Методическое пособие/Т.В. Пасечникова-Самара: Изд.ЦПО, 2013.-45с.

Выполнили: Крюкова О.В

                     Толоконникова С.Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о профессии строителя

Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «Знакомим детей с профессиями взрослых посредством сюжетно-ролевых игр».

Родительское собрание в старшей группе «Знакомим детей с профессиями взрослых посредством сюжетно-ролевых игр»Цель: привлечь внимание родителей к вопросам трудового воспитания до...

консультация для родителей "Знакомим детей с профессиями взрослых посредствам сюжетно-ролевых игр"

Глаквная цель ранней профориентации детей - это развивать эмоциональное отношение ребёнка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий...

«Введение в мир профессий дошкольников,посредством сюжетно-ролевых игр»

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И наша задача - стать направляющим и ...