Использование технологий и методик КРО с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Захарова Елена Юрьевна

Использование технологий и методик КРО с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологий и методик КРО с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Поэтому необходимо использовать в работе индивидуальный подход и индивидуализацию образования. Что это такое? Чем они отличаются?

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Целью индивидуализации образования является содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности.Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.

Целью индивидуального подхода является организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременно коррекции недостатков в развитии. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)

Основные позиции обновления организации 
образовательного процесса

  • Комплексно-тематическая модель организации образовательных содержаний. Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц).
  • Предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой.

Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком.Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу.

  • Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми.
  • Психологическое сопровождение образовательного процесса.
  • Четкая организация взаимодействия специалистов.
  • Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений).
  • Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т.д.

Программные цели и задачи дошкольного образования реализуются при комплексно-тематическом планировании (тематический день, тематическая неделя и т.д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Формы и методы выбирает педагог самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Примеры форм работы при организации двигательной детской деятельности:

  • подвижные игры с правилами;
  • подвижные дидактические игры;
  • игровые упражнения, игровые ситуации;
  • соревнования, досуги
  • спортивные игры и упражнения;
  • аттракционы;
  • спортивные праздники;
  • гимнастика (утренняя и пробуждения

Примеры форм работы при организации познавательно-исследовательской деятельности:

  • наблюдение, экскурсия;
  • решение проблемных ситуаций;
  • экспериментирование, исследование;
  • коллекционирование;
  • моделирование;
  • реализация проекта;
  • интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);
  • увлечения.


Примеры форм работы при организации игровой деятельности:

  • сюжетные игры, игры с правилами;
  • создание игровых ситуаций (используя произведения писателей по режимным моментам);
  • игры с речевым сопровождением;
  • пальчиковые игры;
  • театрализованные игры.
  • беседа, ситуативный разговор;
  • речевая ситуация;
  • составление и отгадывание загадок;
  • игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные);
  • этюды и постановки.

Примеры форм работы при организации трудовой детской деятельности

(самообслуживание, бытовой труд и труд в природе):

  • дежурство;
  • коллективные и индивидуальные поручения, задания;
  • совместные действия.

В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.

Основными теоретическими позициями проектного обучения являются:

  • в центре внимания – ребенок;
  • образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей смысл для ребенка;
  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень;
  • глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками. Следующая форма организации образовательного процесса –проектная деятельность и педагогическая игра.

Проектная деятельность – сложноорганизованный̆ процесс, предполагающий̆ не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей̆, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной̆ сетки занятий в детском саду.

Проектная деятельность разворачивается в проблемной̆ ситуации, которая не может быть решена прямым действием;

Участники проектной̆ деятельности должны быть мотивированы и простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой̆ они включаются в исследование.

Проектная деятельность имеет адресный̆ характер, а следовательно ярко выраженную социальную окраску.

Дети младшего дошкольного возраста с большим удовольствием исследуют свойства песка, красят воду, проверяют предметы на плавучесть. Работа в этом направлении ведется подгруппами.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием рассматривают свойства льда, проверяют действие магнитов, изучают предметы живой и неживой природы. Вся эта работа приводит к положительным результатам.

Следующая форма это «игровые педагогические технологии». Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различныхпедагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Пример – дидактическая игра.

Игровые формы образования могут быть в индивидуальном, подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками.

В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми.

Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.

Наряду традиционной формой проведения прогулок, мы предлагаем еще пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные и прогулки – трудовые акции.

Таким образом, ключевыми задачами при организации 
образовательной деятельности является:

  • наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;
  • творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;
  • широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций; вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие);
  • исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;
  • внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.



 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9. Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса

 При построении образовательного процесса, в ходе определения образовательных технологий осуществляю учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, требований ФГОС ДО. В ходе...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

Основное содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое и коррекционное. Помимо традиционн...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся

Учет индивидуальных особенностей обучающихся...

3.1.Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения.

1. Индивидуально-образовательный маршрут 2022-2023уч.г.(см. ниже)2. Индивидуально-образовательный маршрут 2023-2024уч.г.(см. ниже)3. Количественный мониторинг общего и речевого развития дете...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного  процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...