Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО
статья на тему

Барышева Елена Михайловна

Деятельность педагога-психолога может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у него больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем реально задействованных. Процесс модернизации образования сам по себе создаст целую серию ситуаций, которые могут стать источниками сложных личностных проблем развития: переход на систему единого государственного экзамена, профилизация в старшей школе, необходимость массового освоения иностранного языка или компьютерной грамотности и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon barysheva_e.m.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Барышева Е.М.

педагог-психолог МБДОО "Детский сад "Подсолнушек"

Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО

Деятельность любого специалиста регламентируется нормативными актами и документами, которые придают профессиональной деятельности официальный статус, задают нормы и стандарты профессионального поведения. Для педагога-психолога таких документов достаточно много, часть из них являются общими для всех специалистов сферы образования, другие касаются только его деятельности в конкретном образовательном учреждении.

Деятельность педагога-психолога может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у него больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем реально задействованных. Процесс модернизации образования сам по себе создаст целую серию ситуаций, которые могут стать источниками сложных личностных проблем развития: переход на систему единого государственного экзамена, профилизация в старшей школе, необходимость массового освоения иностранного языка или компьютерной грамотности и т.д.

Главной целью деятельности педагога-психолога является психологическое сопровождение решения образовательных задач в соответствии с Законом об образовании, Областной программой развития образования.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Педагог-психолог в своей работе должен руководствоваться: Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав и свобод человека, Конституцией РФ, Законом «Об образовании» и другими законами РФ, решениями Правительства РФ, подзаконными актами, регулирующими вопросы охраны труда, охраны здоровья, профориентации, организации учебы и жизнедеятельности, социальной защиты обучающихся, организационными и методическими документами Минобрнауки РФ, уставом и положением образовательного учреждения, документами об аттестации.

Педагог-психолог должен знать:

Конституцию РФ, Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков, основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации и социальной защиты детей и подростков.

Педагог-психолог должен:

1. Рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции.

2. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.

3. Постоянно повышать свою профессиональную компетенцию.

4. Применять современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы.

5. Знать и постоянно использовать в работе специальную литературу по возрастной психологии, психологии развития, современные психодиагностические методики, способы обработки исследовательских материалов, порядок оформления документов психологической службы.

6. Препятствовать проведению диагностической и психокоррекционной работы некомпетентными лицами, не обладающими соответствующими полномочиями. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного развития.

7. Проводить работу по основным направлениям деятельности психолога с родителями и детьми.

8. Проводить психологическое консультирование с родителями и воспитателями.

9. Изучать интеллектуальные, эмоциональные, волевые, личностные особенности ребенка.

10. Участвовать в приеме детей, выявлять уровень психологической готовности к школе.

11. Проводить психологическое обследование детей при переходе к очередному этапу обучения.

12. Выявлять психологические причины, дезадаптации, нарушений межличностного общения со сверстниками, воспитателями, родителями. Выявлять причины отклонения в поведении.

13. Разрабатывать программы и проводить развивающую и психокоррекционную работу с детьми.

14. Оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении проблем обеспечением полноценного психического развития и индивидуального подхода к ребенку.

15. Вести постоянную работу по психологическому просвещению педагогов, родителей, населения.

16. Готовить необходимую информацию для педагогического совета, психолого-педагогического консилиума.

17. Проводить психологическую экспертизу форм и методов работы с детьми.

18. Совместно с педагогическими работниками разрабатывать и осуществлять программы психокоррекционной и развивающей работы.

19. Вести записи и регистрацию всех видов работы.

20. Иметь план работы, согласованный и утвержденный администрацией, журнал учета консультаций и специально оформленные материалы (папка с рекомендациями, журнал запросов, отчеты о работе).

21. Хранить профессиональную тайну, нести ответственность за сохранность, использование результатов и специальной документации.

22. Не предоставлять профессиональные тесты, анкеты, методики некомпетентным лицам.

23. Принимать участие в разработке годового и текущих планов учреждения, согласовывать свои мероприятия и виды планирования с деятельностью педагогического коллектива.

24. Соблюдать нормы и правила охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты.

Права педагога-психолога

1. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми. Выбирать формы и методы работы, очередность проведения видов работы, выделять приоритетные направления, участвовать в работе методического объединения и профессиональных советов.

2. Требовать от администрации условий, необходимых для успешного выполнения всех направлений деятельности: кабинет, телефон, компьютер, канцелярские товары и т.д.

3. Отказываться от выполнения распоряжения администрации, если эти распоряжения противоречат профессиональным и этическим принципам его работы, которые определены положением о психологической службе системы образования и статусом практического психолога.

4. Запрашивать необходимые для работы документы внутри учреждения и вне его.

5. Участвовать с правом решающего голоса в работе психолого-медико-педагогического консилиума и психолого-медико-педагогической комиссии, педагогических советов, где решается судьба детей и подростков.

6. Участвовать в разработке новых методов диагностики при наличии специалистов, выполняющих эту работу.

7. Проводить индивидуальные и групповые психологические исследования для своих исследовательских целей.

8. Выступать с обобщением своей работы в изданиях и средствах массовых коммуникаций.

9. Ставить вопрос перед вышестоящим руководством о профессиональном несоответствии деятельности педагога, если его деятельность наносит ущерб ребенку.

10. Иметь дополнительную учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией, вести работу на договорных началах, если количество детей превышает норму, и работа превышает норму.

11. Использовать один день, методический, для самообразования, участия в семинарах, конференциях и т.д.

В настоящее время педагог-психолог является одним из важнейших компонентов целостной системы образования страны. Основное назначение профессиональной деятельности педагога-психолога – изучение и создание условий, максимально содействующих развитию индивидуальности человека и субъектного начала в нем, наиболее полному раскрытию и развитию индивидуальности ребенка.

Список литературы

1. Психолог в образовательном учреждении: методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений / сост.: Н. В. Афанасьева, Т. В. Загоскина, М. Н. Крутцова; науч. ред. Н. В. Афанасьева. – Вологда: ИЦ ВИРО, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных.  Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС

Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Профессиональные компетенции учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО

quot;Для того,чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним"       Л.Н.ТолстойПроцесс обучения детей с ОВЗ - эт...

План самообразования "ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Внедрение информационно-коммуникативных технологий способствует созданию единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне с...

План профильных мероприятий реализации одной из задач профессиональной деятельности педагога-психолога по одному из объектов профессиональной деятельности «ребенок и детский коллектив», «семья».

Психологическая служба образования – интегральное явление, которое представляет собой единство четырех составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый...