Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС
методическая разработка на тему

Кацар Надежда Борисовна

Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспертная карта оценивания уровня профессиональной компетентности педагога ДОУ

Признаки про-фессиональной компетентности

Характеристики признаков (уровень выраженности)

1. Профессио-нально-педаго-гическая под-готовленность

Глубокое знание и понимание современного содержания дошкольного образования. Умение на практике применять знания педагогики и психологии. Знание и владение приемами и средствами обучения и воспитания детей согласно современной парадигме образования.

Активное включение в образовательную систему в качестве профессионала. Осознанное применение полученных знаний на практике без поиска новых способов и средств в осуществлении процесса образования.

Не всегда осознанное применение полученных знаний на практике. Работа по ранее полученному образцу. Трудности в освоении современных педагогических технологий. Пробелы в знаниях индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Низкая степень осознанности полученных педагогических знаний. Отсутствие умения и стремления применять полученные знания на практике.

2. Профессио-нально-педаго-гическая дея-тельность

Самостоятельная постановка научно-обоснованных целей, разработка содержания образования согласно поставленным целям. Разработка и апробация педагогических технологий. Использование результатов диагнос-тики при осуществле-нии индивидуального и дифференцированного подхода к образова-нию. Оценивание ре-зультата деятельности по достижению опти-мального уровня развития детей.

Содержание до-школьного образования отбирается с учетом особенностей развития детей группы. Творческое применение методов и приемов развивающего обуче-ния. Оценивание эф-фективности своей де-ятельности по дости-жению целей, поста-вленных в образова-тельных программах.

Владение набором вариативных методик, применение в соответствии с имеющимися условиями. Неумение выстраивать содержа-ние образования с учетом индивидуаль-ного и дифференци-рованного подхода к детям. Слабое владение современными педагогическими технологиями. Формальный подход к диагностике и  применению ее результатов.

Пассивность в органи-зации образовательного процесса. Отсутствие умения применять современные педагогические технологии. Не-владение педагогичес-кой диагностикой.

3. Профессио-нально-педаго-гическая поис-ковая или исследователь-ская активность

Наличие авторских материалов (программ, методических разра-боток). Включенность в инновационную педагогическую деятельность. Разработка пере-дового педагогического опыта

Наличие методических разработок по одному из направлений обра-зовательной деятель-ности. Применение (адаптация) передового педагогического опыта.

Пассивность в инно-вационной педаго-гической деятельности.

Неприятие инноватики в образовании. Отсут-ствие корректирован-ных учебных матери-алов.

4. Информаци-онно-коммуни-кативная фун-кция

Создаются положи-тельные эмоциональ-ные условия для орга-низации познаватель-ной детской деятель-ности благодаря спо-собности педагога пе-редавать информацию, умение заинтересовать воспитанников.

Владение различными способами передачи познавательной информации

Затруднения при передаче познаватель-ной информации, не-умение заинтересовать детей в данной инфор-мации.

Равнодушие при орга-низации познаватель-ной детской деятельности.

5.Регулятивно-коммуникативная функция

Владение моделью личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Общение чаще происходит по инициативе педагога, не всегда учитывается желание ребенка

Общение с позиции поучения, порицания. Чаще дисциплинарная модель общения.

Уход от общения с ребенком, холодное наблюдение за происходящим, раздраженное неприятие

6.Гностичес-кий компонент профессионально-педагоги-ческой дея-тельности

Высокая степень самокритичности при оценке достоинств и недостатков собст-венной профессиональ-ной деятельности

Достаточно критичный подход к оценке собственной деятельности.

Завышенная само-оценка. Отсутствие объективности в самоанализе деятельности.

Отсутствие стремления проанализировать собственную деятельность.

7. Коммуника тивный компо-нент професси-онально-педа-гогической деятельности

Высокий уровень эффективности регу-лирующей (коррек-тирующей) работы по отношению к дейст-виям и поступкам де-тей в процессе усвое-ния информации. Умение педагога регулировать процесс общения. Общение строится на личностно-ориен-тированной модели. Умение строить с детьми деловые и эмоционально-интимные контакты. Способность ор-ганизовать обмен про-фессионально-значи-мой информацией.

Умение строить общение с различными участниками образовательного процесса, поддерживать деловые контакты с коллегами, эмоциональные и деловые контакты с детьми. Участие в обмене профессио-нально-значимой информацией.

Авторитарный стиль общения с коллегами и детьми. Отсутствие личностно-ориентированного взаимодействия. Малая эффективность деловых контактов с детьми.

Неумение педагога устанавливать кон-такты с детьми, кол-легами и родителями. Низкий уровень взаи-модействия с участ-никами образователь-ного процесса. Отсут-ствие деловых регу-лярных контактов.

8. Организатор

ский компо-нент профес-сионально-пе-дагогической деятельности

Умение организовать работу участников образовательного про-цесса (детей, коллег, родителей) в различ-ных ситуациях. Глу-бокое понимание своих обязанностей, анализ и самоконтроль их ис-полнения, регулирование и коррекция нор-мативно-предусмотренной деятельности в за-висимости от ситуации. Умение организовать педагогическую деятельность, ис-пользуя оптимальные пути решения образо-вательных задач (на основе планирования, самоанализа, самооценки, определения приорите-тов).

Умение организовать детей и родителей. Знание своих обязан-ностей, аналитический подход к педагогичес-кой деятельности, умение организовать собственную педагогическую деятельность

Слабый уровень орга-низации детей и роди-телей. Знание своих обязанностей, но фор-мальный подход к их исполнению. Отсут-ствие самооценки и самоконтроля в организации собственной дея-тельности

Отсутствие органи-заторских способ-ностей. Неглубокое знание своих обяза-нностей. Отсутствие самоанализа, самооценки, неумение выделить приоритеты в педагогической деятельности.

9. Конструк-тивно-проекти-ровочный ком-понент профес-сионально пе-дагогической деятельности.

Умение проектировать образовательные мероприятия с учетом приоритетов в образовательном процессе. Высокая сформированность перспективного видения развития образовательной системы, своего места в ней на основе анализа закономерностей ее реального развития.

Умение проектировать образовательные мероприятия. Видение перспектив развития собственной педагогической деятельности

Слабо выраженные проектировочные умения. Отсутствие перспективного видения развития образовательной системы и собственной педагогической деятельности.

Отсутствие проектировочных умений. Неумение работать на перспективу.

Если педагог обладает следующими признаками профессиональной компетентности, то ее уровень может быть следующим:

оптимальным

достаточным

критическим

недопустимым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья на тему "Формирование профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС ДО"

В статье отражаются основные требования к профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ФГОС, даны рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагога....

Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностны...

Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Качественное повышение уровня профессионализма педагога...

Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед о...

Консультация для педагогов "Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФОП ДО".

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к ...