Научная статья на тему "Формирование профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС ДО"
статья на тему

Нацаренус Галина Леонидовна

В статье отражаются основные требования к профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ФГОС, даны рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_komp.docx27.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Г. Л. Нацаренус

(магистрантка 1 курса, направление «Научно-методическая деятельность»

Институт исторического, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация: В статье рассматриваются основные требования к профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС, о изменениях и инновациях в системе музыкального воспитания и развития в ДОУ, выделен перечень основных профессиональных компетенций, которыми должен обладать музыкальный руководитель в условиях современных образовательных стандартов ДО.

Ключевые слова: педагогическая  компетентность, педагогические  технологии, ФГОС

Музыка всегда занимала особое место в воспитании подрастающего поколения,  особенно в воспитании детей дошкольного возраста. Ведь в дошкольном возрасте формируется все те качества, которые необходимы для дальнейшего развития и становления личности.

Музыка, из всех видов искусств занимает особое место, благодаря ее эмоциональному воздействию на человека. Многовековой опыт педагогов музыкантов, и специальные исследования доказывают влияние музыки на психику, физиологию человека. [1].

Именно поэтому, в разных видах деятельности с детьми, утверждается тезис о важности музыкального воспитания, который будет способствовать  формированию духовно - богатой, эстетически и музыкально развитой личности чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой как интеллектуально, так  и физически.

Музыка отражает отношение ребёнка ко всему, что происходит вокруг, это позволяет ему понять себя, и найти своё место в обществе. Дошкольное музыкальное воспитание играет в жизни ребёнка очень важную роль.  

Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений.   Круг задач по музыкальному воспитанию и развитию ребёнка в дошкольном возрасте в условиях ФГОС ДО  расширились. Музыка выступает как один из возможных ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы, с миром искусства, и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. 

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования. Интенсивное внедрение инноваций, новых технологий, форм и методов работы  формирует у детей дошкольного возраста набор тех компетентностей, которые необходимы для развития и формирования гармонично-развитой личности.

Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность педагога, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. [5].

Педагогическая компетентность − оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и  установок педагога, требуемых от него профессией.

Понятие компетентности педагога  понимается   как ценностно-смысловое отношение к целям, задачам и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций.  И это особенно ценно, учитывая, что такая  позиция педагога − не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования,  направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий педагога.

В современной   системе  музыкального воспитания дошкольников появилось  много нового. Во-первых, появилось большое количество образовательных программ по музыкальному воспитанию дошкольников, современных образовательных технологий. Во-вторых, изменились дети и родители. Современный ребенок дошкольного возраста подвижен, активен, динамичен и свободен. Он умудрятся сочетать сразу несколько видов деятельности, обращая их в игру и организуя, таким образом, свою жизнь. А главное, изменились требования к содержанию и  организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность  требует обращения музыкального руководителя к новым формам и методам  работы с детьми. [2].

Ориентиром  в этом направлении является ФГОС ДО,  который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО,  определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания. [4].

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества и определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих  справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

          Разработчиками ФГОС ДО подчеркивается, что результатом дошкольного образования должна стать индивидуализация и социализация детей, формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира, формирование компетентностей в художественно-эстетическом направлении.  [4].

Музыкальный руководитель особое внимание  должен уделять развитию мотивационной сферы (это потребность в познании мира музыки, эмоций, чувств и фантазий, желание погружения в творчество, в мир сказки  и т.п.)

При этом музыкальный руководитель должен создать условия и ту образовательно-развивающую среду, в которой становится возможным развитие ребёнка с учетом его психофизиологических особенностей, возможностей и потребностей.

Сегодня становится очевидным, что музыкальное воспитание детей дошкольного возраста призвано не только сформировать первичные музыкальные сведения, но и выявить природный творческий потенциал, обогатить эмоциональную и интеллектуальную сферы детей и на этой основе сформировать музыкально-эстетическую культуру личности.

Эмоциональное благополучие каждого ребенка становится одной из основных задач дошкольного педагога. По сути, музыкальный руководитель должен признать отказ от структуры традиционного мышления в педагогической деятельности, и стать для дошкольника проводником в мир музыки и эстетики, верным помощником на пути к познанию нового и интересного.

Именно от осознания педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной квалификации, зависит эффективность реализации образовательных технологий. Теперь ребенок становится субъектом музыкальной деятельности. Такой нестандартный подход требует от музыкального руководителя умения применять нестандартные приемы организации музыкальной деятельности. В условиях нового подхода музыкальному руководителю необходимо изучать связанные с музыкой и музыкальной деятельностью потребности и интересы детей, их родителей, хорошо знать возможности коллектива. [3].

Из вышесказанного можно выделить перечень основных профессиональных компетенций, которыми должен обладать музыкальный руководитель в условиях современных образовательных стандартов ДО, а именно:
-уметь определять цели и задачи своей педагогической деятельности, с учетом целей и требований ФГОС ДО;

-знать основные  образовательные программы по музыкальному воспитанию в ДОУ;

- владеть современными педагогическими технологиями;

-уметь разрабатывать собственные рабочие программы, ориентируясь на основную образовательную программу ДОУ, учитывая особенности и возможности детей;

-уметь обеспечить ребёнка по всем направлениям его развития (социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое, познавательно-речевое) в соответствии ФГОС ДО;

-уметь осуществлять все виды мониторинга, диагностику, на начальном уровне и итоговом, а так же следить за динамикой развития ребёнка;

-внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ ;

 -организовывать результативное сотрудничество с родителями воспитанников, воспитателями и другими специалистами ДОУ;

Среди личностных качеств, следует отметить наличие активной жизненной позиции, необходимой для установления деловых контактов с коллегами (участие в творческих конкурсах, мастер-классах, публикациях, представления педагогического опыта), способность к инновациям, ответственность, внимательность, компетентность.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

− работа в методических объединениях, творческих группах;

− исследовательская, экспериментальная  проектная деятельность;

−инновационная деятельность, освоение новых педагогических  технологий;

− различные формы педагогической поддержки, наставничество;

− активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах, конференциях, вебинарах и т. д;

− обобщение собственного педагогического опыта;

− рефлексия деятельности педагога – как условие профессионального роста.  [3].  

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно будет понимать, и осознавать  необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств, необходимых для успешной образовательной деятельности, самореализации.  

Самоанализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Научный руководитель – канд. пед. наук  Н. В. Кошман

Список литературы

  1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. − М.: Просвещение, 1967. – 415с.
  2. Виноградов, Л. С. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Л.С. Виноградов. − М.:  Сфера, Речь, 2011. −  160 c.
  3. Корепанова, М.В.,  Липчанская,  И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации.  М. : 2013. − 80 с.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  5. Радынова О.П.  Музыкальные шедевры − программа музыкального воспитания. М .: − 2006. − 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС

Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностны...

Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Управленческий проект«Повышение профессиональной компетентностиначинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»Отчет "Система мониторинга компетентности педагогов"...

Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала.Методическая служба нашего детског...