Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
проект

Гамолка Светлана Юрьевна

Работа с молодыми педагогами ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravlencheskiy_proekt_nachinayushchiy_pedagog.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Управленческий проект

«Повышение профессиональной компетентности

начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала.

Методическая служба нашего детского сада обеспечивает эффективный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Особое внимание в этом вопросе мы уделяем профессиональной подготовке и профессиональной адаптации молодых специалистов.  

В настоящее время необходимы педагоги, способные обладать такими качествами как:

- потребность в личностном развитии и креативность;

- мотивация и готовность к инновациям;

 - принятие современных приоритетов дошкольного образования;

 - способность и потребность в рефлексии.

Они должны быть активными, способными к инновационной деятельности, умеющими формировать не только знания, умения и навыки детей, но и развивать их способности и личностные качества, используя достижения современной педагогики.

Реализация данных задач невозможна без соответствующего профессионального развития и подготовки начинающих педагогов.

В нашей ДОО мы ежегодно проводим комплекс мониторинговых мероприятий, который включает в себя:

- анкетирование молодых специалистов по темам «Определение затруднений педагога» и «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»;

- самоанализ профессиональной деятельности начинающих педагогов;

-  самооценку уровня своей компетентности по организации образовательного процесса;

- экспресс-диагностику «Оценка уровня коммуникабельности начинающего педагога с родителями»

- анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к ДОО», где косвенно выявляется отношение родителей к работе воспитателя;

- а также тематический контроль по теме «Оценка готовности молодых специалистов к реализации ФГОС ДО».

Анализ данных мероприятий позволил выявить некоторые проблемы и затруднения (профессиональные дефициты) у воспитателей, имеющих небольшой педагогический опыт.

Были выявлены следующие профессиональные дефициты:

  1. Недостаточность теоретических знаний начинающих педагогов об особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  2. Недостаточность знаний и умений для организации развивающих  видов детской деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской.
  3. Неумение использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ.
  4. Недостаточность знаний об организации условий для развития самостоятельной деятельности детей.
  5. Затруднения при разработке комплексно-тематического планирования.

В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение молодых специалистов в целях повышения их профессиональной компетентности и профессионального роста.

Было принято решение разработать управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная часть

Паспорт проекта

Название и тип проекта

Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО» 

Автор-разработчик

Гамолка С.Ю. - старший воспитатель

Участники проекта

Харчикова Е.Ж. - заведующий

Стороженко Э.Я. - зам.зав. по ВМР

педагоги МБДОУ"Иланский детский сад  № 50"

Сроки реализации проекта

2019-2020 уч. год

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

5. Программа развития МБДОУ «Иланский детский сад  № 50».

6. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Иланский детский сад № 50».

Цель проекта

Повышение профессиональной компетентности молодого специалиста посредством методического сопровождения.

Задачи проекта

1. Создать мотивационные условия для профессионального роста молодого специалиста, способствующие успешной адаптации и вхождению в профессиональную деятельность.

2. Организовать комплекс методических мероприятий, направленных освоение начинающим педагогом профессиональных компетенций по воспитанию, обучению и развитию детей раннего и дошкольного возраста. 

3. Сформировать и закрепить на практике знания педагога, необходимые для организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

4. Организовать и провести мониторинг развития профессиональных компетенций начинающего педагога.

Этапы проведения проекта

I этап. Организационный

 Цель: Создание условий для профессионального роста начинающего педагога.

II этап. Внедренческий

Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста.

III этап. Аналитико-обобщающий

 Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста.

Планируемые результаты проекта

Начинающий педагог:

- знает особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;

- знает особенности организации условий для развития свободной самостоятельной деятельности воспитанников;

- умеет организовывать развивающие виды деятельности дошкольника: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую;

- может организовать педагогический мониторинг по освоению воспитанниками образовательной программы;

- владеет методикой проведения педагогического мониторинга;

- умеет создать условия для развития самостоятельной деятельности детей;

-  самостоятельно разрабатывает комплексно-тематическое планирование.

Форма проведения итогового мероприятия

Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО»

Продукты проекта

1. Портфолио молодого специалиста.

2. Комплект методических документов по формированию профессиональной  компетентности начинающего педагога:

- план по наставничеству и организационно-управленческий план методического сопровождения начинающих педагогов;

-  методические задания и вопросы для педагога;

- тексты консультаций для молодого специалиста по различным направлениям развития дошкольников;

 - презентации-консультации по различным направлениям образования детей дошкольного возраста;

- картотека интерактивных игр по развитию профессиональных компетенций у начинающего педагога;

- сценарии мастер-классов.

Ресурсы проекта:

1. Материально-технические. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

2. Кадровые. Организация наставничества в ДОО. Организация взаимопосещений НОД и режимных моментов между наставником и начинающим педагогом.

3. Методические. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих адаптацию и повышение профессиональной компетентности начинающего педагога.

Риски и пути преодоления рисков

Риски:

1. Пассивное участие начинающего педагога в проекте.

2. Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС по различным видам детской деятельности.

3. Недостаточная готовность педагогов-стажистов к включению в процесс помощи молодому специалисту и наставничеству.

Пути преодоления рисков:

1. Поддержка начинающего педагога в решении проблем проектирования РППС.

2. Создание системы стимулирования и поощрения активной деятельности молодого специалиста и педагога-наставника посредством моральных и материальных стимулов.

3.  Разработка методических мероприятий с целью вовлечения начинающего педагога и педагога-наставника к реализации задач проекта.

4. Разработка научно-методического обеспечения проекта.

5.  Материально-техническое обеспечение проекта.

6. Привлечение педагогов-стажистов к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм методического сопровождения.

Механизм  оценки эффективности проекта

  1. Анкетирование среди родителей.
  2. Тестирование и анкетирование начинающего педагога.
  3. Анализ реализации этапов проекта.
  4. Мониторинг освоения воспитанниками ООП дошкольного образования в группе, где работает начинающий педагог.

Этапы реализации проекта

Этап

Срок

Содержание

I этап. Организационный

 Цель: Создание методической системы сопровождения начинающего педагога

Сентябрь-октябрь

2019г.

1.  Диагностика и анализ профессиональных проблем (дефицитов) педагога.

2. Определение приоритетных направлений в организации обучения.

3. Обеспечение материально-технических и научно-методических условий обучения.

II этап.

Внедренческий

Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста.

Ноябрь 2019- март 2020

  1. Реализация плана методических мероприятий.
  2. Обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности начинающего педагога посредством проведения комплекса обучающих  мероприятий.
  3. Закрепление на практике профессиональных знаний и умений начинающего педагога.

III этап.

Аналитико-обобщающий

 Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по формированию у начинающего педагога профессиональной компетентности.

Апрель 2020- май 2020

 1. Диагностика и анализ результатов обучения, соотношение их с поставленными целью и задачами.

2. Самоанализ профессиональной деятельности начинающего педагога, составление портфолио.

3. Отчет педагога-наставника.

4. Популяризация опыта работы по повышению профессиональной  компетентности молодого специалиста перед педагогическим сообществом.

План методических мероприятий

I этап. Организационный

Мероприятия этапа

Ответственные

1.

Проведение мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и  образовательных потребностей у начинающего педагога (диагностические наблюдения, контрольные срезы, анкетирование).

зам.зав. по ВМР

ст. воспитатель

2.

Организация наставничества: прикрепление к молодому специалисту педагога-наставника.

ст. воспитатель

3.

Разработка индивидуального профессионального маршрута для начинающего педагога.

ст. воспитатель

педагог-наставник

4.

Разработка управленческих и методических мероприятий, консультаций, буклетов и памяток, направленных на формирование профессиональных компетенций молодого специалиста.

ст. воспитатель

педагог-наставник

II этап. Внедренческий

Мероприятия этапа

Ответственные

1.

Проведение консультаций (консультаций-презентаций, устных консультаций):

-  «Основные направления современного дошкольного образования»;

- «Применение современных образовательных технологий при взаимодействии с детьми дошкольного возраста»;

- «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как условие успешного освоения воспитанниками ООП»;

- «Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности детей в специально организованной предметно-пространственной среде»;

- «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста»;

- «Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста»;

- «Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»;

- «Активные формы и методы взаимодействия с родителями».

ст. воспитатель

педагог-наставник

2.

Проведение практикумов:

- «Организация и проведение педагогического мониторинга по освоению воспитанниками образовательной программы ДОО»;

-  «Организация развивающих видов детской деятельности воспитанников ДОО»;

- «Создание информационно-образовательного пространства в группе на основе применения ИКТ».

ст. воспитатель,

педагог-наставник

3.

Организация взаимопосещений молодым специалистом и педагогом-наставником НОД и режимных моментов

зам.зав. по ВМР

ст. воспитатель,

педагог-наставник

4.

Проведение открытого просмотра НОД у начинающего педагога  

ст. воспитатель,

педагог-наставник

5

Организация мастер-классов:

- «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»;

- «Проведение коммуникативных игр с дошкольниками в различные режимные моменты»

ст. воспитатель,

педагог-наставник

6.

Оформление опыта начинающего педагога на основе педагогической технологии «Портфолио»

ст. воспитатель,

педагог-наставник,

начинающий педагог

III этап. Аналитико-обобщающий

Мероприятия этапа

Ответственные

1.

Проведение итоговых мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога

зам.зав. по ВМР

ст. воспитатель

2.

Отслеживание результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми.

Ст. воспитатель

3.

Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения, методических и дидактических средств, используемых в процессе обучения молодого специалиста.

зам.зав. по ВМР

ст. воспитатель

педагог-наставник

3.

Представление итогов проекта в форме:

- аналитического отчета старшего воспитателя;

-  отчета педагога-наставника по сопровождению молодого специалиста;

- представления портфолио начинающим педагогом.

ст. воспитатель

педагог-наставник

молодой специалист

4.

Итоговое мероприятие: Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО»

ст. воспитатель

педагог-наставник

молодой специалист

Список источников

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

Научно-методическая литература:

  1. Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL: hllp://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny.
  2. Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО (+CD)». Издательство «Учитель», 2016.
  3. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО». Издательство «Учитель», 2016.
  4. Киреева Л.Г.  Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.
  5. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  6. Лебедева С.С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  7. Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.
  8. Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.
  9. Никитина С.В., Свирская Л.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М.: Линка-Пресс, 2008.
  10. Самородова, А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура / А. П. Самородова // Вестник ТГУ. - 2006. - Вып. 3 (43). - С. 295-296.
  11. Стародубцев В.А., Киселева  А.А. Самообразование педагога в медиасреде // Народное образование, - № 6, 2012.