Главные вкладки

    Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
    проект

    Гамолка Светлана Юрьевна

    Работа с молодыми педагогами ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon upravlencheskiy_proekt_nachinayushchiy_pedagog.doc116 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управленческий проект

    «Повышение профессиональной компетентности

    начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

    Пояснительная записка

    В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала.

    Методическая служба нашего детского сада обеспечивает эффективный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    Особое внимание в этом вопросе мы уделяем профессиональной подготовке и профессиональной адаптации молодых специалистов.  

    В настоящее время необходимы педагоги, способные обладать такими качествами как:

    - потребность в личностном развитии и креативность;

    - мотивация и готовность к инновациям;

     - принятие современных приоритетов дошкольного образования;

     - способность и потребность в рефлексии.

    Они должны быть активными, способными к инновационной деятельности, умеющими формировать не только знания, умения и навыки детей, но и развивать их способности и личностные качества, используя достижения современной педагогики.

    Реализация данных задач невозможна без соответствующего профессионального развития и подготовки начинающих педагогов.

    В нашей ДОО мы ежегодно проводим комплекс мониторинговых мероприятий, который включает в себя:

    - анкетирование молодых специалистов по темам «Определение затруднений педагога» и «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»;

    - самоанализ профессиональной деятельности начинающих педагогов;

    -  самооценку уровня своей компетентности по организации образовательного процесса;

    - экспресс-диагностику «Оценка уровня коммуникабельности начинающего педагога с родителями»

    - анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к ДОО», где косвенно выявляется отношение родителей к работе воспитателя;

    - а также тематический контроль по теме «Оценка готовности молодых специалистов к реализации ФГОС ДО».

    Анализ данных мероприятий позволил выявить некоторые проблемы и затруднения (профессиональные дефициты) у воспитателей, имеющих небольшой педагогический опыт.

    Были выявлены следующие профессиональные дефициты:

    1. Недостаточность теоретических знаний начинающих педагогов об особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
    2. Недостаточность знаний и умений для организации развивающих  видов детской деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской.
    3. Неумение использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ.
    4. Недостаточность знаний об организации условий для развития самостоятельной деятельности детей.
    5. Затруднения при разработке комплексно-тематического планирования.

    В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение молодых специалистов в целях повышения их профессиональной компетентности и профессионального роста.

    Было принято решение разработать управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

    Основная часть

    Паспорт проекта

    Название и тип проекта

    Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО» 

    Автор-разработчик

    Гамолка С.Ю. - старший воспитатель

    Участники проекта

    Харчикова Е.Ж. - заведующий

    Стороженко Э.Я. - зам.зав. по ВМР

    педагоги МБДОУ"Иланский детский сад  № 50"

    Сроки реализации проекта

    2019-2020 уч. год

    Основания для разработки проекта

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
    3. Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.

    4. Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

    5. Программа развития МБДОУ «Иланский детский сад  № 50».

    6. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Иланский детский сад № 50».

    Цель проекта

    Повышение профессиональной компетентности молодого специалиста посредством методического сопровождения.

    Задачи проекта

    1. Создать мотивационные условия для профессионального роста молодого специалиста, способствующие успешной адаптации и вхождению в профессиональную деятельность.

    2. Организовать комплекс методических мероприятий, направленных освоение начинающим педагогом профессиональных компетенций по воспитанию, обучению и развитию детей раннего и дошкольного возраста. 

    3. Сформировать и закрепить на практике знания педагога, необходимые для организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

    4. Организовать и провести мониторинг развития профессиональных компетенций начинающего педагога.

    Этапы проведения проекта

    I этап. Организационный

     Цель: Создание условий для профессионального роста начинающего педагога.

    II этап. Внедренческий

    Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста.

    III этап. Аналитико-обобщающий

     Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста.

    Планируемые результаты проекта

    Начинающий педагог:

    - знает особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;

    - знает особенности организации условий для развития свободной самостоятельной деятельности воспитанников;

    - умеет организовывать развивающие виды деятельности дошкольника: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую;

    - может организовать педагогический мониторинг по освоению воспитанниками образовательной программы;

    - владеет методикой проведения педагогического мониторинга;

    - умеет создать условия для развития самостоятельной деятельности детей;

    -  самостоятельно разрабатывает комплексно-тематическое планирование.

    Форма проведения итогового мероприятия

    Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО»

    Продукты проекта

    1. Портфолио молодого специалиста.

    2. Комплект методических документов по формированию профессиональной  компетентности начинающего педагога:

    - план по наставничеству и организационно-управленческий план методического сопровождения начинающих педагогов;

    -  методические задания и вопросы для педагога;

    - тексты консультаций для молодого специалиста по различным направлениям развития дошкольников;

     - презентации-консультации по различным направлениям образования детей дошкольного возраста;

    - картотека интерактивных игр по развитию профессиональных компетенций у начинающего педагога;

    - сценарии мастер-классов.

    Ресурсы проекта:

    1. Материально-технические. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    2. Кадровые. Организация наставничества в ДОО. Организация взаимопосещений НОД и режимных моментов между наставником и начинающим педагогом.

    3. Методические. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих адаптацию и повышение профессиональной компетентности начинающего педагога.

    Риски и пути преодоления рисков

    Риски:

    1. Пассивное участие начинающего педагога в проекте.

    2. Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС по различным видам детской деятельности.

    3. Недостаточная готовность педагогов-стажистов к включению в процесс помощи молодому специалисту и наставничеству.

    Пути преодоления рисков:

    1. Поддержка начинающего педагога в решении проблем проектирования РППС.

    2. Создание системы стимулирования и поощрения активной деятельности молодого специалиста и педагога-наставника посредством моральных и материальных стимулов.

    3.  Разработка методических мероприятий с целью вовлечения начинающего педагога и педагога-наставника к реализации задач проекта.

    4. Разработка научно-методического обеспечения проекта.

    5.  Материально-техническое обеспечение проекта.

    6. Привлечение педагогов-стажистов к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм методического сопровождения.

    Механизм  оценки эффективности проекта

    1. Анкетирование среди родителей.
    2. Тестирование и анкетирование начинающего педагога.
    3. Анализ реализации этапов проекта.
    4. Мониторинг освоения воспитанниками ООП дошкольного образования в группе, где работает начинающий педагог.

    Этапы реализации проекта

    Этап

    Срок

    Содержание

    I этап. Организационный

     Цель: Создание методической системы сопровождения начинающего педагога

    Сентябрь-октябрь

    2019г.

    1.  Диагностика и анализ профессиональных проблем (дефицитов) педагога.

    2. Определение приоритетных направлений в организации обучения.

    3. Обеспечение материально-технических и научно-методических условий обучения.

    II этап.

    Внедренческий

    Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста.

    Ноябрь 2019- март 2020

    1. Реализация плана методических мероприятий.
    2. Обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности начинающего педагога посредством проведения комплекса обучающих  мероприятий.
    3. Закрепление на практике профессиональных знаний и умений начинающего педагога.

    III этап.

    Аналитико-обобщающий

     Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по формированию у начинающего педагога профессиональной компетентности.

    Апрель 2020- май 2020

     1. Диагностика и анализ результатов обучения, соотношение их с поставленными целью и задачами.

    2. Самоанализ профессиональной деятельности начинающего педагога, составление портфолио.

    3. Отчет педагога-наставника.

    4. Популяризация опыта работы по повышению профессиональной  компетентности молодого специалиста перед педагогическим сообществом.

    План методических мероприятий

    I этап. Организационный

    Мероприятия этапа

    Ответственные

    1.

    Проведение мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и  образовательных потребностей у начинающего педагога (диагностические наблюдения, контрольные срезы, анкетирование).

    зам.зав. по ВМР

    ст. воспитатель

    2.

    Организация наставничества: прикрепление к молодому специалисту педагога-наставника.

    ст. воспитатель

    3.

    Разработка индивидуального профессионального маршрута для начинающего педагога.

    ст. воспитатель

    педагог-наставник

    4.

    Разработка управленческих и методических мероприятий, консультаций, буклетов и памяток, направленных на формирование профессиональных компетенций молодого специалиста.

    ст. воспитатель

    педагог-наставник

    II этап. Внедренческий

    Мероприятия этапа

    Ответственные

    1.

    Проведение консультаций (консультаций-презентаций, устных консультаций):

    -  «Основные направления современного дошкольного образования»;

    - «Применение современных образовательных технологий при взаимодействии с детьми дошкольного возраста»;

    - «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как условие успешного освоения воспитанниками ООП»;

    - «Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности детей в специально организованной предметно-пространственной среде»;

    - «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста»;

    - «Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста»;

    - «Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»;

    - «Активные формы и методы взаимодействия с родителями».

    ст. воспитатель

    педагог-наставник

    2.

    Проведение практикумов:

    - «Организация и проведение педагогического мониторинга по освоению воспитанниками образовательной программы ДОО»;

    -  «Организация развивающих видов детской деятельности воспитанников ДОО»;

    - «Создание информационно-образовательного пространства в группе на основе применения ИКТ».

    ст. воспитатель,

    педагог-наставник

    3.

    Организация взаимопосещений молодым специалистом и педагогом-наставником НОД и режимных моментов

    зам.зав. по ВМР

    ст. воспитатель,

    педагог-наставник

    4.

    Проведение открытого просмотра НОД у начинающего педагога  

    ст. воспитатель,

    педагог-наставник

    5

    Организация мастер-классов:

    - «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»;

    - «Проведение коммуникативных игр с дошкольниками в различные режимные моменты»

    ст. воспитатель,

    педагог-наставник

    6.

    Оформление опыта начинающего педагога на основе педагогической технологии «Портфолио»

    ст. воспитатель,

    педагог-наставник,

    начинающий педагог

    III этап. Аналитико-обобщающий

    Мероприятия этапа

    Ответственные

    1.

    Проведение итоговых мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога

    зам.зав. по ВМР

    ст. воспитатель

    2.

    Отслеживание результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми.

    Ст. воспитатель

    3.

    Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения, методических и дидактических средств, используемых в процессе обучения молодого специалиста.

    зам.зав. по ВМР

    ст. воспитатель

    педагог-наставник

    3.

    Представление итогов проекта в форме:

    - аналитического отчета старшего воспитателя;

    -  отчета педагога-наставника по сопровождению молодого специалиста;

    - представления портфолио начинающим педагогом.

    ст. воспитатель

    педагог-наставник

    молодой специалист

    4.

    Итоговое мероприятие: Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО»

    ст. воспитатель

    педагог-наставник

    молодой специалист

    Список источников

    Нормативно-правовые документы:

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
    3. Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.
    4. Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

    Научно-методическая литература:

    1. Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL: hllp://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny.
    2. Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО (+CD)». Издательство «Учитель», 2016.
    3. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО». Издательство «Учитель», 2016.
    4. Киреева Л.Г.  Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.
    5. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
    6. Лебедева С.С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб.: Детство-Пресс, 2011.
    7. Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.
    8. Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.
    9. Никитина С.В., Свирская Л.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М.: Линка-Пресс, 2008.
    10. Самородова, А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура / А. П. Самородова // Вестник ТГУ. - 2006. - Вып. 3 (43). - С. 295-296.
    11. Стародубцев В.А., Киселева  А.А. Самообразование педагога в медиасреде // Народное образование, - № 6, 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога в рамках реализации образовательной программы

    Проект представляет способ организации работы в ДОУ по сопровождению начинающего педагога....

    ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных.  Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...

    Проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога

    Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявле...

    Научная статья на тему "Формирование профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС ДО"

    В статье отражаются основные требования к профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ФГОС, даны рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагога....

    «Образовательный проект»: «Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

    laquo;Образовательный проект"Гипотеза: Основная задача состоит во введении педагогов в проблемную ситуацию, для решения которой  ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно ф...