Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
проект

Акимова Кристина Сергеевна

Управленческий проект

«Повышение профессиональной компетентности

начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Отчет "Система мониторинга компетентности педагогов"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Управленческий проект

«Повышение профессиональной компетентности

начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

 

 

 

Разработчики:

В.А.Кузнецова, заведующий,

К.С.Акимова, старший воспитатель,

творческая группа воспитателей и узких специалистов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Смоленск, 2022 г.

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала.

Методическая служба нашего детского сада обеспечивает эффективный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Особое внимание в этом вопросе мы уделяем профессиональной подготовке и профессиональной адаптации молодых специалистов.  

В настоящее время необходимы педагоги, способные обладать такими качествами как:

- потребность в личностном развитии и креативность;

- мотивация и готовность к инновациям;

 - принятие современных приоритетов дошкольного образования;

 - способность и потребность в рефлексии.

Они должны быть активными, способными к инновационной деятельности, умеющими формировать не только знания, умения и навыки детей, но и развивать их способности и личностные качества, используя достижения современной педагогики.

Реализация данных задач невозможна без соответствующего профессионального развития и подготовки начинающих педагогов.

В нашей ДОО мы ежегодно проводим комплекс мониторинговых мероприятий, который включает в себя:

- анкетирование молодых специалистов по темам «Определение затруднений педагога» и «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»;

- самоанализ профессиональной деятельности начинающих педагогов;

-  самооценку уровня своей компетентности по организации образовательного процесса;

- экспресс-диагностику «Оценка уровня коммуникабельности начинающего педагога с родителями»

- анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к ДОО», где косвенно выявляется отношение родителей к работе воспитателя;

- а также тематический контроль по теме «Оценка готовности молодых специалистов к реализации ФГОС ДО».

Анализ данных мероприятий позволил выявить некоторые проблемы и затруднения (профессиональные дефициты) у воспитателей, имеющих небольшой педагогический опыт.

Были выявлены следующие профессиональные дефициты:

  1. Недостаточность теоретических знаний начинающих педагогов об особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  2. Недостаточность знаний и умений для организации развивающих видов детской деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской.
  3. Неумение использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ.
  4. Недостаточность знаний об организации условий для развития самостоятельной деятельности детей.
  5. Затруднения при разработке комплексно-тематического планирования.

В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение молодых специалистов в целях повышения их профессиональной компетентности и профессионального роста.

Было принято решение разработать управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Паспорт проекта

Название и тип проекта

Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО» 

Автор-разработчик

Кузнецова В.А., заведующий,

Акимова К.С., старший воспитатель

Участники проекта

Кузнецова В.А., заведующий,

Акимова К.С., старший воспитатель,

педагоги МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

Сроки реализации проекта

2022-2023 уч. год

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации 28.09.2020 г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3648-20).

5. Программа развития МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда».

6. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

Цель проекта

Повышение профессиональной компетентности молодого специалиста посредством методического сопровождения

Задачи проекта

1. Создать мотивационные условия для профессионального роста молодого специалиста, способствующие успешной адаптации и вхождению в профессиональную деятельность.

2. Организовать комплекс методических мероприятий, направленных освоение начинающим педагогом профессиональных компетенций по воспитанию, обучению и развитию детей раннего и дошкольного возраста.

3. Сформировать и закрепить на практике знания педагога, необходимые для организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

4. Организовать и провести мониторинг развития профессиональных компетенций начинающего педагога

Этапы проведения проекта

I этап. Организационный

 Цель: Создание условий для профессионального роста начинающего педагога.

II этап. Внедренческий

Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста.

III этап. Аналитико-обобщающий

 Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста

Планируемые результаты проекта

Начинающий педагог:

- знает особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;

- знает особенности организации условий для развития свободной самостоятельной деятельности воспитанников;

- умеет организовывать развивающие виды деятельности дошкольника: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую;

- может организовать педагогический мониторинг по освоению воспитанниками образовательной программы;

- владеет методикой проведения педагогического мониторинга;

- умеет создать условия для развития самостоятельной деятельности детей;

-  самостоятельно разрабатывает комплексно-тематическое планирование

Форма проведения итогового мероприятия

Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО»

Продукты проекта

1. Портфолио молодого специалиста.

2. Комплект методических документов по формированию профессиональной компетентности начинающего педагога:

- план по наставничеству и организационно-управленческий план методического сопровождения начинающих педагогов;

-  методические задания и вопросы для педагога;

- тексты консультаций для молодого специалиста по различным направлениям развития дошкольников;

 - презентации-консультации по различным направлениям образования детей дошкольного возраста;

- картотека интерактивных игр по развитию профессиональных компетенций у начинающего педагога;

- сценарии мастер-классов

Ресурсы проекта:

1. Материально-технические. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

2. Кадровые. Организация наставничества в ДОО. Организация взаимопосещений НОД и режимных моментов между наставником и начинающим педагогом.

3. Методические. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих адаптацию и повышение профессиональной компетентности начинающего педагога.

Риски и пути преодоления рисков

Риски:

1. Пассивное участие начинающего педагога в проекте.

2. Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС по различным видам детской деятельности.

3. Недостаточная готовность педагогов-стажистов к включению в процесс помощи молодому специалисту и наставничеству.

Пути преодоления рисков:

1. Поддержка начинающего педагога в решении проблем проектирования РППС.

2. Создание системы стимулирования и поощрения активной деятельности молодого специалиста и педагога-наставника посредством моральных и материальных стимулов.

3.  Разработка методических мероприятий с целью вовлечения начинающего педагога и педагога-наставника к реализации задач проекта.

4. Разработка научно-методического обеспечения проекта.

5.  Материально-техническое обеспечение проекта.

6. Привлечение педагогов-стажистов к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм методического сопровождения.

Механизм оценки эффективности проекта

  1. Анкетирование среди родителей.
  2. Тестирование и анкетирование начинающего педагога.
  3. Анализ реализации этапов проекта.
  4. Мониторинг освоения воспитанниками ООП дошкольного образования в группе, где работает начинающий педагог.


Этапы реализации проекта

Этап

Срок

Содержание

I этап. Организационный

 Цель: Создание методической системы сопровождения начинающего педагога

Сентябрь-октябрь

2022 г.

1.  Диагностика и анализ профессиональных проблем (дефицитов) педагога.

2. Определение приоритетных направлений в организации обучения.

3. Обеспечение материально-технических и научно-методических условий обучения

II этап.

Внедренческий

Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста

Ноябрь 2022- март 2023 гг.

  1. Реализация плана методических мероприятий.
  2. Обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности начинающего педагога посредством проведения комплекса обучающих мероприятий.
  3. Закрепление на практике профессиональных знаний и умений начинающего педагога.

III этап.

Аналитико-обобщающий

 Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по формированию у начинающего педагога профессиональной компетентности.

Апрель 2023- май 2023 гг.

 1. Диагностика и анализ результатов обучения, соотношение их с поставленными целью и задачами.

2. Самоанализ профессиональной деятельности начинающего педагога, составление портфолио.

3. Отчет педагога-наставника.

4. Популяризация опыта работы по повышению профессиональной  компетентности молодого специалиста перед педагогическим сообществом.


План методических мероприятий

I этап. Организационный

Мероприятия этапа

Ответственные

1.

Проведение мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога (диагностические наблюдения, контрольные срезы, анкетирование).

ст. воспитатель

2.

Организация наставничества: прикрепление к молодому специалисту педагога-наставника.

ст. воспитатель

3.

Разработка индивидуального профессионального маршрута для начинающего педагога.

ст. воспитатель,

педагог-наставник

4.

Разработка управленческих и методических мероприятий, консультаций, буклетов и памяток, направленных на формирование профессиональных компетенций молодого специалиста.

ст. воспитатель

педагог-наставник

II этап. Внедренческий

Мероприятия этапа

Ответственные

1.

Проведение консультаций (консультаций-презентаций, устных консультаций):

- «Основные направления современного дошкольного образования»;

- «Применение современных образовательных технологий при взаимодействии с детьми дошкольного возраста»;

- «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как условие успешного освоения воспитанниками ООП»;

- «Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности детей в специально организованной предметно-пространственной среде»;

- «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста»;

- «Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста»;

- «Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»;

- «Активные формы и методы взаимодействия с родителями»

ст. воспитатель

педагог-наставник

2.

Проведение практикумов:

- «Организация и проведение педагогического мониторинга по освоению воспитанниками образовательной программы ДОО»;

- «Организация развивающих видов детской деятельности воспитанников ДОО»;

- «Создание информационно-образовательного пространства в группе на основе применения ИКТ»

ст. воспитатель,

педагог-наставник

3.

Организация взаимопосещений молодым специалистом и педагогом-наставником НОД и режимных моментов

ст. воспитатель,

педагог-наставник

4.

Проведение открытого просмотра НОД у начинающего педагога  

ст. воспитатель,

педагог-наставник

5

Организация мастер-классов:

- «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»;

- «Проведение коммуникативных игр с дошкольниками в различные режимные моменты»

ст. воспитатель,

педагог-наставник

6.

Оформление опыта начинающего педагога на основе педагогической технологии «Портфолио»

ст. воспитатель,

педагог-наставник,

начинающий педагог

III этап. Аналитико-обобщающий

Мероприятия этапа

Ответственные

1.

Проведение итоговых мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога

ст. воспитатель

2.

Отслеживание результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми.

ст. воспитатель

3.

Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения, методических и дидактических средств, используемых в процессе обучения молодого специалиста.

ст. воспитатель,

педагог-наставник

3.

Представление итогов проекта в форме:

- аналитического отчета старшего воспитателя;

-  отчета педагога-наставника по сопровождению молодого специалиста;

- представления портфолио начинающим педагогом.

ст. воспитатель

педагог-наставник

молодой специалист

4.

Итоговое мероприятие: Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО»

ст. воспитатель

педагог-наставник

молодой специалист


Список литературы:

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации 28.09.2020 г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3648-20).

Научно-методическая литература:

  1. Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL: hllp://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny.
  2. Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО (+CD)». Издательство «Учитель», 2016.
  3. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО». Издательство «Учитель», 2016.
  4. Киреева Л.Г.  Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.
  5. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  6. Лебедева С.С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  7. Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.
  8. Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.
  9. Никитина С.В., Свирская Л.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М.: Линка-Пресс, 2008.
  10. Самородова, А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура / А. П. Самородова // Вестник ТГУ. - 2006. - Вып. 3 (43). - С. 295-296.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

ОТЧЕТ

о результатах мониторинга            компетентностных качеств педагогических работников муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

за 2021-2022 учебный год

Смоленск, май 2022 г.

Анализ актуального состояния образовательной среды в аспекте кадрового обеспечения и его соответствия ФГОС ДО и профессиональному стандарту педагога в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

На данный момент общее количество административных и педагогических работников - 30 человек, из них: заведующий ДОУ, старший воспитатель, 23 воспитателя, 2 музыкальных руководителя, 2 учителя-логопеда, 1 педагог-психолог, 1 инструктор по физической культуре, 1 социальный педагог. 

        Укомплектованность кадрами - 96,7 %.

Состав педагогических работников по образованию:

Образование

Высшее

Среднее

Среднее специальное

Обучаются заочно

Количество педагогов

19

-

13

-

Образовательный уровень педагогического состава учреждения можно считать высоким, так как 56,6 % сотрудников имеют высшее образование, что позволяет сделать вывод о стремлении профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Анализ кадрового состава педагогических работников (без администрации и внешних совместителей):

Всего педагог. работников

Из них:

со стажем до 3 лет

со стажем

от 3 до 5 лет

со стажем

от 5 до 25 лет

со стажем

от 25 до 35 лет

со стажем свыше 35 лет

в возрасте до 30 лет

в возрасте от 30 до 35 лет

32

6

6

14

2

4

7

2

Анализ показывает, что большинство педагогов имеют педагогический стаж до 25 лет и до 35 лет, что говорит о стабильности педагогического коллектива

Педагогические работники, имеющие стаж педагогической деятельности менее 3 лет:

№ п/п

ФИО

Стаж работы

Предмет

1.

Алакина Маргарита Александровна

1

воспитатель

2.

Карпенко Мария Сергеевна

0,2

воспитатель

3.

Ласькова Ирина Николаевна

0,8

воспитатель

4.

Михалкина Елена Валерьевна

0,2

воспитатель

5.

Силкина Светлана Александровна

1,0

воспитатель

6.

Цыганкова Юлия Сергеевна

1,1

воспитатель

Педагогические работники, имеющие квалификационную категорию:

№ п/п

ФИО пед.работника

Должность

Категория

№ приказа

Дата

1

Акимова К.С.

Музыкальный руководитель

Высшая

№43-ОД

26.01.2022 г.

2

Алакина М.А.

Воспитатель

-

3

Антоненкова Л.А.

Воспитатель

Высшая

№1100-ОД

14.12.2021 г.

4

Бондаренко Н.В.

Воспитатель

Высшая

№1041-ОД

11.12.2019 г.

5

Вознова Е.С.

Воспитатель

Высшая

№529-ОД

31.05.2022 г.

6

Грязнова О.В.

Воспитатель

Высшая

№529-ОД

31.05.2022 г.

7

Довжикова О.А.

Воспитатель

Высшая

№558-ОД

14.06.2022 г.

8

Дружко Н.Г.

Воспитатель

Высшая

№976-ОД

09.11.2021 г.

9

Забияка А.М.

Старший воспитатель

Высшая

№43-ОД

26.01.2022 г.

10

Зайцева С.А.

Воспитатель

Первая

№815-ОД

27.09.2018 г.

11

Захаренко К.И.

Воспитатель

-

12

Игнатенкова Т.Н.

Учитель-логопед

Высшая

№1041-ОД

11.12.2019 г.

13

Карпенко М.С.

Воспитатель

-

14

Кащаева М.Ю.

Воспитатель

Первая

№558-ОД

14.06.2022 г.

15

Корень Т.А.

Воспитатель

Высшая

№403-ОД

26.04.2022 г.

16

Кравцова Е.В.

Воспитатель

Высшая

№45-ОД

29.01.2020 г.

17

Ласькова И.Н.

Воспитатель

-

18

Матенкова А.Б.

Учитель-логопед

Высшая

№1030-ОД

11.12.2018 г.

19

Михалкина Е.В.

Воспитатель

-

20

Мищенкова Д.Н.

Воспитатель

Первая

№815-ОД

27.09.2018 г.

21

Новикова Е.А.

Воспитатель

Первая

№556-ОД

19.06.2017 г.

22

Овчинникова А.В.

Педагог-психолог

Первая

№93-ОД

12.02.2020 г.

23

Радговская Е.Н.

Воспитатель

Первая

№404-ОД

10.06.2020 г.

24

Романовская Г.Л.

Социальный педагог

Высшая

№1041-ОД

11.12.2019 г.

25

Силкина С.А.

Воспитатель

-

26

Смычкова Л.В.

Воспитатель

Первая

№43-ОД

28.01.2021 г.

27

Смышляева В.В.

Воспитатель

Высшая

№52-ОД

29.01.2019 г.

28

Солтаева М.Э.

Воспитатель

Первая

№243-ОД

26.03.2019 г.

29

Цыганкова Ю.С.

Воспитатель

-

30

Цыганова И.А.

Музыкальный руководитель

Первая

№484-ОД

13.06.2019 г.

31

Чернова Т.В.

Воспитатель

Первая

№936-ОД

09.12.2020 г.

32

Чмарова О.А.

Инструктор по физ.культуре

Первая

№404-ОД

10.06.2020 г.

Всего аттестовано педагогов - 25 (78 %)

Изучение профессиональной компетентности, профессиональных дефицитов педагогов МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

Оценка профессиональной компетентности педагогов проводилась с использованием диагностического инструментария, разработанного по методикам Т.Сваталовой «Диагностическая карта профессиональной компетентности педагога ДОУ», Л.Н. Бережновой, инструментарий МКДО РФ 2020 «Лист самооценки педагога ДОО», построенного на основе системы показателей качества МКДО-2020.

Целью мониторинга являлось:

  • изучение профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
  • определение направления работы с педагогами по профессиональному развитию и ликвидации профессиональных дефицитов;
  • определение и обновление содержания методической службы с учетом потребностей конкретного педагогического коллектива в условиях действия профессионального стандарта.

Методы сбора и обработки информации: опрос, диагностика, наблюдение, анализ документации, посещение занятий, анкетирование, тестирование, самооценка.

В мониторинге приняли участие 28 педагогов. Обобщив основные подходы к понятию «профессиональная компетентность», мы выделили следующие критерии для диагностики:

Профессиональная компетентность:

  • Профессионально значимые личностные качества педагога;
  • Мотивация учебной деятельности;
  • Постановка целей и задач педагогической деятельности;
  • Владение и способность реализовывать современные образовательные технологии;
  • Организация учебной деятельности;
  • Осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Информационная компетентность:

  • Квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;
  • Использование компьютерных и мультимедийных технологий;
  • Готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности.

Коммуникативная компетентность:

  • Выработка стратегии, тактики и техники взаимодействий с людьми, организация их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей;
  • умение организовывать взаимодействие с семьей;
  • Умение разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях;
  • Умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение и совместную деятельность родителей и обучающихся.

Правовая компетентность:

  • Эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

Способности педагога к саморазвитию (Т. Сваталова).

  • Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии;
  • Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности.

Оценка уровня профессиональной компетентности педагогов

В результате проведения диагностики педагогов ДОУ на основе выделенных нами критериев, мы изучили уровень профессиональной компетентности и профессиональных затруднений педагогов. Обработка результатов осуществлялась путем подсчета баллов и определения уровня профессиональной компетентности:

-97-144 балла - оптимальный уровень профессиональной компетентности

- 49-96 балла - достаточный уровень профессиональной компетентности

- 48-20 балла - критический уровень профессиональной компетентности

- менее 19 баллов - недопустимый уровень профессиональной компетентности.

Результаты мониторинга в 2021-2022 учебном году:

Показатели

Результат

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

82,1% педагогов

Умение обеспечить успех в деятельности

оптимальный уровень – 78,6% педагогов

достаточный уровень – 21,4% педагогов

критический уровень - 0% педагогов

Умение использовать в профессиональной деятельности информационные ресурсы

оптимальный уровень – 53,6% педагогов

достаточный уровень – 46,4% педагогов

критический уровень – 0%

Умение вести самостоятельный поиск информации

оптимальный уровень – 89,3% педагогов

достаточный уровень – 10,7% педагогов

критический уровень - 0% педагогов

Умение разработать образовательную программу, индивидуальный образовательный маршрут

высокий уровень – 50% педагогов

средний уровень – 50% педагогов

низкий уровень – 0% педагогов

Знания детской психологии, особенности различных нозоологий детей с особыми образовательными потребностями

оптимальный уровень – 60,7% педагогов

достаточный уровень – 39,3% педагогов

критический уровень – 0% педагогов

Умения использовать психологические, коррекционно-развивающие методы, приемы в профессиональной деятельности; умение принимать решение в различных педагогических ситуациях

оптимальный уровень – 53,7% педагогов

достаточный уровень – 46,3% педагогов

критический уровень – 0% педагогов

Умение устанавливать субъект-субъектные отношения

оптимальный уровень – 78,6% педагогов

достаточный уровень – 21,4% педагогов

критический уровень - 0% педагогов

Владение современными формами, методами, методиками преподавания и технологиями обучения (уровень профессиональных умений)

оптимальный уровень – 67,9% педагогов

достаточный уровень – 32,1% педагогов

критический уровень – 0% педагогов

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что профессиональная деятельность педагогов ДОУ сформирована на разном уровне.

В основном, профессиональная компетентность выше у педагогов с большим стажем работы, но это не обязательно так. Проведенное нами исследование показало, что многим педагогам не хватает исследовательских умений, не хватает активности в саморазвитии, стремления опираться на современный передовой педагогический опыт, двигаться вперед. Педагоги все-таки сохраняют некоторую консервативность, что препятствует повышению их профессиональной компетентности.

По итогу мониторинговых исследований были приняты соответствующие управленческие решения и запланирована работа с педагогическим коллективом на 2021-2022 учебный год.

В дальнейшем отчет используется в качестве основы для разработки программ профессионального развития педагогов ДОО.

В результате анализа были выявлены сильные и слабые стороны существующей модели методической работы, а также определены возможности кадровых ресурсов и угрозы, препятствующие росту профессионального мастерства.

Сильными сторонами является приоритет коррекционно-развивающей деятельности ДОУ, высокая рейтинговая оценка в системе дошкольного образования города Смоленска, стабильный педагогический коллектив.

Выявленные слабые стороны ориентируют методическую деятельность на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений, профессионально - ценностной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы отечественного образования.

Целевым назначением деятельности методической службы является оказание помощи педагогу в его профессиональном развитии.

Перед методической службой поставлены задачи:

- организация системы повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ на основе тщательного анализа современных взглядов теории и практики;

- создание условий для роста профессионального мастерства, компетентности, саморазвития и творческого потенциала каждого специалиста;

- обеспечение в единстве формального (специально организованного обучения, завершающегося получением соответствующего документа), неформального (специально организованного обучения в виде семинаров, методических секций, мастер-классов и т.д. без получения документов) и информального образования (фактически равного самообразованию).

- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки

- организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ;

- обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка;

- оказание научно-методической, консультативной помощи педагогам на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).

На основе изучения ресурсов педагогической компетентности, потенциальных возможностей в организации образовательного процесса с детьми с помощью анкетирования, тестирования, самоанализа, самооценки, наблюдения и анализа деятельности специалистов, бесед с ними, разработана система методической работы, которая выстраивается в трех направлениях:

  • по отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской системы педагогической деятельности воспитателя.     Для этого разработаны индивидуальные планы повышения квалификации педагогов.
  • по отношению к педагогическому коллективу. В этом направлении методическая работа направлена на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
  • по отношению к системе непрерывного образования, что предполагает осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики.

Все методические мероприятия разделяются нами на блоки.

Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов нами была выстроена определённая система методической работы с педагогическими кадрами, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Главное концептуальное положение, в соответствии с которым планируется и   организуется методическая деятельность в учреждении, - продуктивность, творчество и усложнение.

 Важно отметить, что традиционные формы, в которых место по-прежнему отводится докладам и прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня мы стараемся вовлечь педагогов в активную учебно-познавательную деятельность, применяя приемы и методы, получившие обобщенное название «активные методы обучения». Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, направлены на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности.

В результате планомерной методической работы были достигнуты следующие показатели:

В 2021-2022 учебном году 95 % педагогов дошкольного образовательного учреждения принимали активное участие:

- в семинарах, мастер-классах, конференциях («День открытых дверей ДОУ», «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда», «Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда с семьей обучающегося в контексте цифровой образовательной среды», «Региональный опыт психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ» и др.);

- в работе Школы молодого воспитателя, организуемой и проводимой МБУ ДО «ЦДО города Смоленска;

-  в работе профессионального клуба «Смоленское созвездие», организуемого и проводимого МБДОУ «Детский сад №76 «Звёздный»;

- в городских методических объединениях («Проблемы преемственности ДОО и начальной школы при реализации государственных стандартов в обучении детей с особыми образовательными потребностями», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» и др.).

В профессиональных конкурсах приняли участие 65 % педагогов.

Наше ДОУ стало Лауреатом-победителем Всероссийского смотра-конкурса «Образцовый детский сад 2021-2022» - Удостоверение, Грамота и Диплом победителя.


Заключение

Организация педагогического процесса стала более эффективной, воспитатели стали анализировать и более тщательно планировать свою деятельность, опираться на современные исследования, экспериментировать, проявлять творческий подход к организации своей деятельности.

Практически все воспитатели дошкольной организации научились использовать разнообразные формы взаимодействия с участниками образовательных отношений, стали осознавать значимость и ценность педагогической профессии, овладели умениями строить программу профессионального самосовершенствования.

Таким образом, система методической работы способствовала формированию мотивационных установок воспитателей, готовности к саморазвитию в области изучения и использования современных педагогических технологий; выполнение практических заданий, направленных на актуализацию знаний, обеспечили формирование образовательного компонента профессиональной компетентности воспитателей.

Заведующий ДОУ                                                                В.А.Кузнецова

Старший воспитатель ДОУ                                                 А.М.Забияка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога в рамках реализации образовательной программы

Проект представляет способ организации работы в ДОУ по сопровождению начинающего педагога....

Проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявле...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «ПОВЫШЕНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Персонализированная программа наставничества «Повышение ИКТ -компетентности современного педагога в условиях реализации ФГОС ДО» (далее по тексту – Программа) разработана в соответст...

Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала.Методическая служба нашего детског...

Проект Тема: «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях введения ФОП ДО»

ПроектТема: «Повышение профессиональной компетентностиначинающего педагога в условиях введения ФОП ДО»...

Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Управленческий проект«Повышение профессиональной компетентностиначинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»...