Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
проект
Управленческий проект
«Повышение профессиональной компетентности
начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Отчет "Система мониторинга компетентности педагогов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_rabote_s_molodymi_spetsialistami.docx | 31.59 КБ |
otchet_sistema_monitoringa_kompetentnosti_pedagogov.docx | 167.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
Управленческий проект
«Повышение профессиональной компетентности
начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Разработчики:
В.А.Кузнецова, заведующий,
К.С.Акимова, старший воспитатель,
творческая группа воспитателей и узких специалистов
г. Смоленск, 2022 г.
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала.
Методическая служба нашего детского сада обеспечивает эффективный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Особое внимание в этом вопросе мы уделяем профессиональной подготовке и профессиональной адаптации молодых специалистов.
В настоящее время необходимы педагоги, способные обладать такими качествами как:
- потребность в личностном развитии и креативность;
- мотивация и готовность к инновациям;
- принятие современных приоритетов дошкольного образования;
- способность и потребность в рефлексии.
Они должны быть активными, способными к инновационной деятельности, умеющими формировать не только знания, умения и навыки детей, но и развивать их способности и личностные качества, используя достижения современной педагогики.
Реализация данных задач невозможна без соответствующего профессионального развития и подготовки начинающих педагогов.
В нашей ДОО мы ежегодно проводим комплекс мониторинговых мероприятий, который включает в себя:
- анкетирование молодых специалистов по темам «Определение затруднений педагога» и «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»;
- самоанализ профессиональной деятельности начинающих педагогов;
- самооценку уровня своей компетентности по организации образовательного процесса;
- экспресс-диагностику «Оценка уровня коммуникабельности начинающего педагога с родителями»
- анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к ДОО», где косвенно выявляется отношение родителей к работе воспитателя;
- а также тематический контроль по теме «Оценка готовности молодых специалистов к реализации ФГОС ДО».
Анализ данных мероприятий позволил выявить некоторые проблемы и затруднения (профессиональные дефициты) у воспитателей, имеющих небольшой педагогический опыт.
Были выявлены следующие профессиональные дефициты:
- Недостаточность теоретических знаний начинающих педагогов об особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Недостаточность знаний и умений для организации развивающих видов детской деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской.
- Неумение использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ.
- Недостаточность знаний об организации условий для развития самостоятельной деятельности детей.
- Затруднения при разработке комплексно-тематического планирования.
В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение молодых специалистов в целях повышения их профессиональной компетентности и профессионального роста.
Было принято решение разработать управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Паспорт проекта
Название и тип проекта | Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО» |
Автор-разработчик | Кузнецова В.А., заведующий, Акимова К.С., старший воспитатель |
Участники проекта | Кузнецова В.А., заведующий, Акимова К.С., старший воспитатель, педагоги МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» |
Сроки реализации проекта | 2022-2023 уч. год |
Основания для разработки проекта |
4. Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации 28.09.2020 г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3648-20). 5. Программа развития МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда». 6. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» |
Цель проекта | Повышение профессиональной компетентности молодого специалиста посредством методического сопровождения |
Задачи проекта | 1. Создать мотивационные условия для профессионального роста молодого специалиста, способствующие успешной адаптации и вхождению в профессиональную деятельность. 2. Организовать комплекс методических мероприятий, направленных освоение начинающим педагогом профессиональных компетенций по воспитанию, обучению и развитию детей раннего и дошкольного возраста. 3. Сформировать и закрепить на практике знания педагога, необходимые для организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. 4. Организовать и провести мониторинг развития профессиональных компетенций начинающего педагога |
Этапы проведения проекта | I этап. Организационный Цель: Создание условий для профессионального роста начинающего педагога. II этап. Внедренческий Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста. III этап. Аналитико-обобщающий Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста |
Планируемые результаты проекта | Начинающий педагог: - знает особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте; - знает особенности организации условий для развития свободной самостоятельной деятельности воспитанников; - умеет организовывать развивающие виды деятельности дошкольника: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую; - может организовать педагогический мониторинг по освоению воспитанниками образовательной программы; - владеет методикой проведения педагогического мониторинга; - умеет создать условия для развития самостоятельной деятельности детей; - самостоятельно разрабатывает комплексно-тематическое планирование |
Форма проведения итогового мероприятия | Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО» |
Продукты проекта | 1. Портфолио молодого специалиста. 2. Комплект методических документов по формированию профессиональной компетентности начинающего педагога: - план по наставничеству и организационно-управленческий план методического сопровождения начинающих педагогов; - методические задания и вопросы для педагога; - тексты консультаций для молодого специалиста по различным направлениям развития дошкольников; - презентации-консультации по различным направлениям образования детей дошкольного возраста; - картотека интерактивных игр по развитию профессиональных компетенций у начинающего педагога; - сценарии мастер-классов |
Ресурсы проекта:
1. Материально-технические. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2. Кадровые. Организация наставничества в ДОО. Организация взаимопосещений НОД и режимных моментов между наставником и начинающим педагогом.
3. Методические. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих адаптацию и повышение профессиональной компетентности начинающего педагога.
Риски и пути преодоления рисков
Риски:
1. Пассивное участие начинающего педагога в проекте.
2. Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС по различным видам детской деятельности.
3. Недостаточная готовность педагогов-стажистов к включению в процесс помощи молодому специалисту и наставничеству.
Пути преодоления рисков:
1. Поддержка начинающего педагога в решении проблем проектирования РППС.
2. Создание системы стимулирования и поощрения активной деятельности молодого специалиста и педагога-наставника посредством моральных и материальных стимулов.
3. Разработка методических мероприятий с целью вовлечения начинающего педагога и педагога-наставника к реализации задач проекта.
4. Разработка научно-методического обеспечения проекта.
5. Материально-техническое обеспечение проекта.
6. Привлечение педагогов-стажистов к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм методического сопровождения.
Механизм оценки эффективности проекта
- Анкетирование среди родителей.
- Тестирование и анкетирование начинающего педагога.
- Анализ реализации этапов проекта.
- Мониторинг освоения воспитанниками ООП дошкольного образования в группе, где работает начинающий педагог.
Этапы реализации проекта
Этап | Срок | Содержание |
I этап. Организационный Цель: Создание методической системы сопровождения начинающего педагога | Сентябрь-октябрь 2022 г. | 1. Диагностика и анализ профессиональных проблем (дефицитов) педагога. 2. Определение приоритетных направлений в организации обучения. 3. Обеспечение материально-технических и научно-методических условий обучения |
II этап. Внедренческий Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста | Ноябрь 2022- март 2023 гг. |
|
III этап. Аналитико-обобщающий Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по формированию у начинающего педагога профессиональной компетентности. | Апрель 2023- май 2023 гг. | 1. Диагностика и анализ результатов обучения, соотношение их с поставленными целью и задачами. 2. Самоанализ профессиональной деятельности начинающего педагога, составление портфолио. 3. Отчет педагога-наставника. 4. Популяризация опыта работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста перед педагогическим сообществом. |
План методических мероприятий
I этап. Организационный
№ | Мероприятия этапа | Ответственные |
1. | Проведение мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога (диагностические наблюдения, контрольные срезы, анкетирование). | ст. воспитатель |
2. | Организация наставничества: прикрепление к молодому специалисту педагога-наставника. | ст. воспитатель |
3. | Разработка индивидуального профессионального маршрута для начинающего педагога. | ст. воспитатель, педагог-наставник |
4. | Разработка управленческих и методических мероприятий, консультаций, буклетов и памяток, направленных на формирование профессиональных компетенций молодого специалиста. | ст. воспитатель педагог-наставник |
II этап. Внедренческий
№ | Мероприятия этапа | Ответственные |
1. | Проведение консультаций (консультаций-презентаций, устных консультаций): - «Основные направления современного дошкольного образования»; - «Применение современных образовательных технологий при взаимодействии с детьми дошкольного возраста»; - «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как условие успешного освоения воспитанниками ООП»; - «Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности детей в специально организованной предметно-пространственной среде»; - «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста»; - «Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста»; - «Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»; - «Активные формы и методы взаимодействия с родителями» | ст. воспитатель педагог-наставник |
2. | Проведение практикумов: - «Организация и проведение педагогического мониторинга по освоению воспитанниками образовательной программы ДОО»; - «Организация развивающих видов детской деятельности воспитанников ДОО»; - «Создание информационно-образовательного пространства в группе на основе применения ИКТ» | ст. воспитатель, педагог-наставник |
3. | Организация взаимопосещений молодым специалистом и педагогом-наставником НОД и режимных моментов | ст. воспитатель, педагог-наставник |
4. | Проведение открытого просмотра НОД у начинающего педагога | ст. воспитатель, педагог-наставник |
5 | Организация мастер-классов: - «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»; - «Проведение коммуникативных игр с дошкольниками в различные режимные моменты» | ст. воспитатель, педагог-наставник |
6. | Оформление опыта начинающего педагога на основе педагогической технологии «Портфолио» | ст. воспитатель, педагог-наставник, начинающий педагог |
III этап. Аналитико-обобщающий
№ | Мероприятия этапа | Ответственные |
1. | Проведение итоговых мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога | ст. воспитатель |
2. | Отслеживание результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми. | ст. воспитатель |
3. | Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения, методических и дидактических средств, используемых в процессе обучения молодого специалиста. | ст. воспитатель, педагог-наставник |
3. | Представление итогов проекта в форме: - аналитического отчета старшего воспитателя; - отчета педагога-наставника по сопровождению молодого специалиста; - представления портфолио начинающим педагогом. | ст. воспитатель педагог-наставник молодой специалист |
4. | Итоговое мероприятие: Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО» | ст. воспитатель педагог-наставник молодой специалист |
Список литературы:
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.
- Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации 28.09.2020 г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3648-20).
Научно-методическая литература:
- Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL: hllp://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny.
- Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО (+CD)». Издательство «Учитель», 2016.
- Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО». Издательство «Учитель», 2016.
- Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.
- Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Лебедева С.С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.
- Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.
- Никитина С.В., Свирская Л.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М.: Линка-Пресс, 2008.
- Самородова, А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура / А. П. Самородова // Вестник ТГУ. - 2006. - Вып. 3 (43). - С. 295-296.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
ОТЧЕТ
о результатах мониторинга компетентностных качеств педагогических работников муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
за 2021-2022 учебный год
Смоленск, май 2022 г.
Анализ актуального состояния образовательной среды в аспекте кадрового обеспечения и его соответствия ФГОС ДО и профессиональному стандарту педагога в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»
На данный момент общее количество административных и педагогических работников - 30 человек, из них: заведующий ДОУ, старший воспитатель, 23 воспитателя, 2 музыкальных руководителя, 2 учителя-логопеда, 1 педагог-психолог, 1 инструктор по физической культуре, 1 социальный педагог.
Укомплектованность кадрами - 96,7 %.
Состав педагогических работников по образованию:
Образование | Высшее | Среднее | Среднее специальное | Обучаются заочно |
Количество педагогов | 19 | - | 13 | - |
Образовательный уровень педагогического состава учреждения можно считать высоким, так как 56,6 % сотрудников имеют высшее образование, что позволяет сделать вывод о стремлении профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Анализ кадрового состава педагогических работников (без администрации и внешних совместителей):
Всего педагог. работников | Из них: | ||||||
со стажем до 3 лет | со стажем от 3 до 5 лет | со стажем от 5 до 25 лет | со стажем от 25 до 35 лет | со стажем свыше 35 лет | в возрасте до 30 лет | в возрасте от 30 до 35 лет | |
32 | 6 | 6 | 14 | 2 | 4 | 7 | 2 |
Анализ показывает, что большинство педагогов имеют педагогический стаж до 25 лет и до 35 лет, что говорит о стабильности педагогического коллектива
Педагогические работники, имеющие стаж педагогической деятельности менее 3 лет:
№ п/п | ФИО | Стаж работы | Предмет |
1. | Алакина Маргарита Александровна | 1 | воспитатель |
2. | Карпенко Мария Сергеевна | 0,2 | воспитатель |
3. | Ласькова Ирина Николаевна | 0,8 | воспитатель |
4. | Михалкина Елена Валерьевна | 0,2 | воспитатель |
5. | Силкина Светлана Александровна | 1,0 | воспитатель |
6. | Цыганкова Юлия Сергеевна | 1,1 | воспитатель |
Педагогические работники, имеющие квалификационную категорию:
№ п/п | ФИО пед.работника | Должность | Категория | № приказа | Дата |
1 | Акимова К.С. | Музыкальный руководитель | Высшая | №43-ОД | 26.01.2022 г. |
2 | Алакина М.А. | Воспитатель | - | ||
3 | Антоненкова Л.А. | Воспитатель | Высшая | №1100-ОД | 14.12.2021 г. |
4 | Бондаренко Н.В. | Воспитатель | Высшая | №1041-ОД | 11.12.2019 г. |
5 | Вознова Е.С. | Воспитатель | Высшая | №529-ОД | 31.05.2022 г. |
6 | Грязнова О.В. | Воспитатель | Высшая | №529-ОД | 31.05.2022 г. |
7 | Довжикова О.А. | Воспитатель | Высшая | №558-ОД | 14.06.2022 г. |
8 | Дружко Н.Г. | Воспитатель | Высшая | №976-ОД | 09.11.2021 г. |
9 | Забияка А.М. | Старший воспитатель | Высшая | №43-ОД | 26.01.2022 г. |
10 | Зайцева С.А. | Воспитатель | Первая | №815-ОД | 27.09.2018 г. |
11 | Захаренко К.И. | Воспитатель | - | ||
12 | Игнатенкова Т.Н. | Учитель-логопед | Высшая | №1041-ОД | 11.12.2019 г. |
13 | Карпенко М.С. | Воспитатель | - | ||
14 | Кащаева М.Ю. | Воспитатель | Первая | №558-ОД | 14.06.2022 г. |
15 | Корень Т.А. | Воспитатель | Высшая | №403-ОД | 26.04.2022 г. |
16 | Кравцова Е.В. | Воспитатель | Высшая | №45-ОД | 29.01.2020 г. |
17 | Ласькова И.Н. | Воспитатель | - | ||
18 | Матенкова А.Б. | Учитель-логопед | Высшая | №1030-ОД | 11.12.2018 г. |
19 | Михалкина Е.В. | Воспитатель | - | ||
20 | Мищенкова Д.Н. | Воспитатель | Первая | №815-ОД | 27.09.2018 г. |
21 | Новикова Е.А. | Воспитатель | Первая | №556-ОД | 19.06.2017 г. |
22 | Овчинникова А.В. | Педагог-психолог | Первая | №93-ОД | 12.02.2020 г. |
23 | Радговская Е.Н. | Воспитатель | Первая | №404-ОД | 10.06.2020 г. |
24 | Романовская Г.Л. | Социальный педагог | Высшая | №1041-ОД | 11.12.2019 г. |
25 | Силкина С.А. | Воспитатель | - | ||
26 | Смычкова Л.В. | Воспитатель | Первая | №43-ОД | 28.01.2021 г. |
27 | Смышляева В.В. | Воспитатель | Высшая | №52-ОД | 29.01.2019 г. |
28 | Солтаева М.Э. | Воспитатель | Первая | №243-ОД | 26.03.2019 г. |
29 | Цыганкова Ю.С. | Воспитатель | - | ||
30 | Цыганова И.А. | Музыкальный руководитель | Первая | №484-ОД | 13.06.2019 г. |
31 | Чернова Т.В. | Воспитатель | Первая | №936-ОД | 09.12.2020 г. |
32 | Чмарова О.А. | Инструктор по физ.культуре | Первая | №404-ОД | 10.06.2020 г. |
Всего аттестовано педагогов - 25 (78 %) |
Изучение профессиональной компетентности, профессиональных дефицитов педагогов МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»
Оценка профессиональной компетентности педагогов проводилась с использованием диагностического инструментария, разработанного по методикам Т.Сваталовой «Диагностическая карта профессиональной компетентности педагога ДОУ», Л.Н. Бережновой, инструментарий МКДО РФ 2020 «Лист самооценки педагога ДОО», построенного на основе системы показателей качества МКДО-2020.
Целью мониторинга являлось:
- изучение профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
- определение направления работы с педагогами по профессиональному развитию и ликвидации профессиональных дефицитов;
- определение и обновление содержания методической службы с учетом потребностей конкретного педагогического коллектива в условиях действия профессионального стандарта.
Методы сбора и обработки информации: опрос, диагностика, наблюдение, анализ документации, посещение занятий, анкетирование, тестирование, самооценка.
В мониторинге приняли участие 28 педагогов. Обобщив основные подходы к понятию «профессиональная компетентность», мы выделили следующие критерии для диагностики:
Профессиональная компетентность:
- Профессионально значимые личностные качества педагога;
- Мотивация учебной деятельности;
- Постановка целей и задач педагогической деятельности;
- Владение и способность реализовывать современные образовательные технологии;
- Организация учебной деятельности;
- Осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Информационная компетентность:
- Квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;
- Использование компьютерных и мультимедийных технологий;
- Готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности.
Коммуникативная компетентность:
- Выработка стратегии, тактики и техники взаимодействий с людьми, организация их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей;
- умение организовывать взаимодействие с семьей;
- Умение разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях;
- Умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение и совместную деятельность родителей и обучающихся.
Правовая компетентность:
- Эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Способности педагога к саморазвитию (Т. Сваталова).
- Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии;
- Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности.
Оценка уровня профессиональной компетентности педагогов
В результате проведения диагностики педагогов ДОУ на основе выделенных нами критериев, мы изучили уровень профессиональной компетентности и профессиональных затруднений педагогов. Обработка результатов осуществлялась путем подсчета баллов и определения уровня профессиональной компетентности:
-97-144 балла - оптимальный уровень профессиональной компетентности
- 49-96 балла - достаточный уровень профессиональной компетентности
- 48-20 балла - критический уровень профессиональной компетентности
- менее 19 баллов - недопустимый уровень профессиональной компетентности.
Результаты мониторинга в 2021-2022 учебном году:
Показатели | Результат |
Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. | 82,1% педагогов |
Умение обеспечить успех в деятельности | оптимальный уровень – 78,6% педагогов достаточный уровень – 21,4% педагогов критический уровень - 0% педагогов |
Умение использовать в профессиональной деятельности информационные ресурсы | оптимальный уровень – 53,6% педагогов достаточный уровень – 46,4% педагогов критический уровень – 0% |
Умение вести самостоятельный поиск информации | оптимальный уровень – 89,3% педагогов достаточный уровень – 10,7% педагогов критический уровень - 0% педагогов |
Умение разработать образовательную программу, индивидуальный образовательный маршрут | высокий уровень – 50% педагогов средний уровень – 50% педагогов низкий уровень – 0% педагогов |
Знания детской психологии, особенности различных нозоологий детей с особыми образовательными потребностями | оптимальный уровень – 60,7% педагогов достаточный уровень – 39,3% педагогов критический уровень – 0% педагогов |
Умения использовать психологические, коррекционно-развивающие методы, приемы в профессиональной деятельности; умение принимать решение в различных педагогических ситуациях | оптимальный уровень – 53,7% педагогов достаточный уровень – 46,3% педагогов критический уровень – 0% педагогов |
Умение устанавливать субъект-субъектные отношения | оптимальный уровень – 78,6% педагогов достаточный уровень – 21,4% педагогов критический уровень - 0% педагогов |
Владение современными формами, методами, методиками преподавания и технологиями обучения (уровень профессиональных умений) | оптимальный уровень – 67,9% педагогов достаточный уровень – 32,1% педагогов критический уровень – 0% педагогов |
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что профессиональная деятельность педагогов ДОУ сформирована на разном уровне.
В основном, профессиональная компетентность выше у педагогов с большим стажем работы, но это не обязательно так. Проведенное нами исследование показало, что многим педагогам не хватает исследовательских умений, не хватает активности в саморазвитии, стремления опираться на современный передовой педагогический опыт, двигаться вперед. Педагоги все-таки сохраняют некоторую консервативность, что препятствует повышению их профессиональной компетентности.
По итогу мониторинговых исследований были приняты соответствующие управленческие решения и запланирована работа с педагогическим коллективом на 2021-2022 учебный год.
В дальнейшем отчет используется в качестве основы для разработки программ профессионального развития педагогов ДОО.
В результате анализа были выявлены сильные и слабые стороны существующей модели методической работы, а также определены возможности кадровых ресурсов и угрозы, препятствующие росту профессионального мастерства.
Сильными сторонами является приоритет коррекционно-развивающей деятельности ДОУ, высокая рейтинговая оценка в системе дошкольного образования города Смоленска, стабильный педагогический коллектив.
Выявленные слабые стороны ориентируют методическую деятельность на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений, профессионально - ценностной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы отечественного образования.
Целевым назначением деятельности методической службы является оказание помощи педагогу в его профессиональном развитии.
Перед методической службой поставлены задачи:
- организация системы повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ на основе тщательного анализа современных взглядов теории и практики;
- создание условий для роста профессионального мастерства, компетентности, саморазвития и творческого потенциала каждого специалиста;
- обеспечение в единстве формального (специально организованного обучения, завершающегося получением соответствующего документа), неформального (специально организованного обучения в виде семинаров, методических секций, мастер-классов и т.д. без получения документов) и информального образования (фактически равного самообразованию).
- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки
- организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ;
- обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка;
- оказание научно-методической, консультативной помощи педагогам на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
На основе изучения ресурсов педагогической компетентности, потенциальных возможностей в организации образовательного процесса с детьми с помощью анкетирования, тестирования, самоанализа, самооценки, наблюдения и анализа деятельности специалистов, бесед с ними, разработана система методической работы, которая выстраивается в трех направлениях:
- по отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской системы педагогической деятельности воспитателя. Для этого разработаны индивидуальные планы повышения квалификации педагогов.
- по отношению к педагогическому коллективу. В этом направлении методическая работа направлена на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
- по отношению к системе непрерывного образования, что предполагает осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики.
Все методические мероприятия разделяются нами на блоки.
Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов нами была выстроена определённая система методической работы с педагогическими кадрами, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Главное концептуальное положение, в соответствии с которым планируется и организуется методическая деятельность в учреждении, - продуктивность, творчество и усложнение.
Важно отметить, что традиционные формы, в которых место по-прежнему отводится докладам и прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня мы стараемся вовлечь педагогов в активную учебно-познавательную деятельность, применяя приемы и методы, получившие обобщенное название «активные методы обучения». Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, направлены на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности.
В результате планомерной методической работы были достигнуты следующие показатели:
В 2021-2022 учебном году 95 % педагогов дошкольного образовательного учреждения принимали активное участие:
- в семинарах, мастер-классах, конференциях («День открытых дверей ДОУ», «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда», «Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда с семьей обучающегося в контексте цифровой образовательной среды», «Региональный опыт психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ» и др.);
- в работе Школы молодого воспитателя, организуемой и проводимой МБУ ДО «ЦДО города Смоленска;
- в работе профессионального клуба «Смоленское созвездие», организуемого и проводимого МБДОУ «Детский сад №76 «Звёздный»;
- в городских методических объединениях («Проблемы преемственности ДОО и начальной школы при реализации государственных стандартов в обучении детей с особыми образовательными потребностями», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» и др.).
В профессиональных конкурсах приняли участие 65 % педагогов.
Наше ДОУ стало Лауреатом-победителем Всероссийского смотра-конкурса «Образцовый детский сад 2021-2022» - Удостоверение, Грамота и Диплом победителя.
Заключение
Организация педагогического процесса стала более эффективной, воспитатели стали анализировать и более тщательно планировать свою деятельность, опираться на современные исследования, экспериментировать, проявлять творческий подход к организации своей деятельности.
Практически все воспитатели дошкольной организации научились использовать разнообразные формы взаимодействия с участниками образовательных отношений, стали осознавать значимость и ценность педагогической профессии, овладели умениями строить программу профессионального самосовершенствования.
Таким образом, система методической работы способствовала формированию мотивационных установок воспитателей, готовности к саморазвитию в области изучения и использования современных педагогических технологий; выполнение практических заданий, направленных на актуализацию знаний, обеспечили формирование образовательного компонента профессиональной компетентности воспитателей.
Заведующий ДОУ В.А.Кузнецова
Старший воспитатель ДОУ А.М.Забияка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога в рамках реализации образовательной программы
Проект представляет способ организации работы в ДОУ по сопровождению начинающего педагога....
Проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявле...
Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Работа с молодыми педагогами ДОУ...
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «ПОВЫШЕНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Персонализированная программа наставничества «Повышение ИКТ -компетентности современного педагога в условиях реализации ФГОС ДО» (далее по тексту – Программа) разработана в соответст...
Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала.Методическая служба нашего детског...
Проект Тема: «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях введения ФОП ДО»
ПроектТема: «Повышение профессиональной компетентностиначинающего педагога в условиях введения ФОП ДО»...
Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Управленческий проект«Повышение профессиональной компетентностиначинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»...