Главные вкладки

    Проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога
    проект на тему

    Андырзянова Гульчачак Рафаиловна

    Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал,  останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Основная роль в этом аспекте отведена методисту, который выстраивает систему методической работы с педагогами. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodist_i_molodoy_pedagog.doc130 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Методист и молодой педагог»

    Выполнила:

    Андырзянова Гульчачак Рафаиловна

    Старший воспитатель

    МБОУ «СОШ № 2» г. Югорска

    Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал,  останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Основная роль в этом аспекте отведена методисту, который выстраивает систему методической работы с педагогами.

    В соответствии со стратегией развития образовательного учреждения и системы образования автономного округа (Целевая программа ХМАО-Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года») и приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 «Об утверждении профессионального  стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего   образования) (воспитатель, учитель), вступивший в силу с 1 января 2015 года педагог (воспитатель, учитель) должен обладать компетенциями, условно разделенными на три пространства деятельности:

    - Общепедагогическая функция. Обучение.

    - Воспитательная деятельность.

    - Развивающая деятельность.

    В каждом из трех пространств деятельности конкретизируются «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания» и «другие характеристики».

    Педагоги со стажем уже ознакомились с содержанием данного документа, многие из них провели самообследование собственной компетенции в соответствии с разделами приказа и наметили пути его профессионального развития на ближайшее время. Как же быть молодым специалистам?

    Как показывает практика, наибольшие трудности в адаптации к дошкольному учреждению, новому коллективу и выработке собственной стратегии педагогической деятельности воспитатели испытывают на двух этапах профессионального становления: в периоды подготовки и вхождения в профессию. Специфика в том, что начинающие педагоги с первого дня работы выполняют те же обязанности и несут тот же объем ответственности, что и педагоги с многолетним стажем, а дети, родители, администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

    Этапы вхождения начинающего воспитателя в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будет успешней, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала воспитателя, его профессиональных знаний.

    Одним из основных направлений работы дошкольного учреждения является организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада. Руководителем этого направления является методист.

    Задача методиста – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

    Воспитатели, не получившие в первый год работы поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя брошенными, испытывают неуверенность. Молодой педагог боится собственной несостоятельности во взаимодействии с подопечными, их родителями, опасается критики администрации учреждения и опытных коллег.

    Зачастую тревожность из ситуативной превращается в устойчивую личностную черту, страх и неудовлетворенность своей деятельностью становится привычным состоянием. Чтобы этого не произошло, начинающим педагогам нужно целенаправленно помогать.

    Трудности в период адаптации к новому коллективу могут испытывать и педагоги с определенным стажем работы, перешедшие из одного образовательного учреждения в другое. Как известно, в каждом коллективе складываются групповые нормы поведения, своеобразные поведенческие стандарты.

    Принимая во внимание актуальность данной проблемы, в нашем учреждении была разработана программа внутрикорпоративного обучения «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов», рассчитанная на 3 года.

    При составлении программы за основу взяты труды Ксении Юрьевны Белой.

    Цель программы – организация и создание условий для успешной адаптации,  профессионального роста молодых, начинающих и не имеющих педагогического опыта педагогов.

    В соответствии с этой целью были сформулированы следующие задачи:

    • научить прибывшего в коллектив ОУ педагога работать в новых для него профессиональных условиях;
    • помочь освоить организационную культуру ОУ;
    • познакомить молодого специалиста с содержанием работы в учреждении  по основным направлениям деятельности;
    • создать представление о целостности и системности педагогической работы;
    • способствовать снятию у педагога психоэмоционального напряжения, состояний агрессивности и тревожности;
    • способствовать удовлетворению потребности в повышении профессиональной компетенции молодого педагога;
    • формирование  готовности  к  самостоятельной профессиональной организации   деятельности;
    • согласование профессиональных предпочтений молодого специалиста со спецификой и задачами образовательного учреждения, актуализация профессиональных ожиданий.

    Перед началом работы с педагогами была выдвинута гипотеза – в ходе реализации данной программы повысится уровень адаптации педагогов к ОУ, снизится уровень тревожности и замкнутости, появится потребность в повышении профессиональной компетенции молодого педагога.

    Программа взаимодействия молодого педагога и методиста рассчитана на прибывших в учреждение педагогов следующих категорий:

    • не имеющие опыта работы в ОУ;
    • имевшие длительный перерыв в педагогической деятельности;
    • перешедшие из другого дошкольного учреждения.

    Комплекс мероприятий с педагогами проводится в течение года и подразумевает как индивидуальную, так и групповую форму работы. Для коллективных занятий формируются группы из 4-6 педагогов. В качестве примера в приложении представлены планы индивидуальной и групповой  работы (приложение 1, 2).

    В качестве основных форм работы с педагогами были выбраны:

    - анкетирование;

    - обучающие семинары по изучению и внедрению современных технологий (ТРИЗ, исследовательская деятельность);

    - круглые столы;

    - наставничество;

    - посещение открытых показов образовательной деятельности;

    - просмотр вебинаров;

    - дистанционное обучение на учебно-методическом портале;

    - внедрение опыта педагога в общественную работу;

    - организации выставок.

    Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

    Индивидуальная работа с педагогом предполагает мероприятия, посвященное знакомству. Методист и заведующий ОУ организует с ним беседы, знакомит его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ОУ, традициями, определяет рабочее место. По возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником.

    Прикрепление опытного педагога-наставника позволит обеспечить своевременную практическую помощь пришедшему педагогу, что будет способствовать повышению его профессиональной компетентности. Наставничество предполагает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого педагога необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.

    Если педагог относится к категории «перешедшие из другого образовательного учреждения», то в задачи методиста входит ознакомление с образовательной программой, реализуемой в ОУ, используемыми методиками, технологиями и т.д.

    Для некоторых педагогов характерна завышенная или заниженная самооценка своей профессиональной деятельности. В связи с этим в программу включено мероприятие – самоанализ педагогом успешности организации воспитательно-образовательной работы (приложение 3). Полученные результаты помогут наметить пути дальнейшего взаимодействия с педагогом, выявить несоответствие уровня его профессиональной компетентности и самооценки деятельности.

    Одним из способов решения воспитательно-образовательных задач является общение педагога с детьми. Оно же является  условием эффективного взаимодействия членов педагогического коллектива. С учетом этого в программу  повышения уровня адаптации к ОУ включены мероприятия по развитию у педагогов навыков межличностного взаимодействия, ознакомлению с особенностями общения с детьми дошкольного возраста, а также обучению различным  методам релаксации и саморегуляции.

    Таким образом, комплексный подход к вопросу адаптации педагога к работе в новых профессиональных условиях позволит, не нарушив микроклимата в педагогическом коллективе ОУ, помочь новому коллеге стать полноценным участником образовательного процесса. А главное – даст возможность педагогу раскрыть его профессиональный потенциал.

    Ответственный за организацию и проведение мероприятий является методист. Другие специалисты ОУ подключаются по мере необходимости.

    Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

    І этап – 1-й год работы: самый сложный период, в течение которого методисту желательно больше общаться с педагогом, узнавать об успехах и устранять проблемы. Это позволит, как можно раньше составить представление о молодом педагоге: его слабостях и достоинствах, исполнительности.

    ІІ этап – 2-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая методические объединения воспитателей, недели творчества, конференции, прослушивая вебинары и т. Д. На этом этапе  необходимо определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно.

    ІІІ этап – 3-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии, происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

    Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому методисту учреждения к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. И хотя педагогический путь у каждого разный, для большинства воспитателей существуют общие характеристики:

    - первичное усвоение норм, технологий, форм деятельности, необходимых приемов;

    - осознание своих возможностей, способностей для выполнения профессиональных норм, утверждение индивидуального стиля;

    - усвоение высоких стандартов, использование на репродуктивном уровне ранее разработанных приемов, методов, технологий;

    - обогащение опыта своей профессии личным творческим вкладом, авторскими находками, усовершенствованиями.

    По итогам данной работы у молодых педагогов сформируются профессиональные компетенции, которые будут отслеживаться по карте самоанализа (приложение 4).

            Показатели эффективности реализации программы:

    - повышение количества аттестованных педагогов на первую и высшую квалификационную категорию;

    - повышение количества педагогов, представляющих инновационный опыт на различных уровнях;

    - увеличение доли педагогов, принимающих участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

    Искусство руководства – это умение привлечь молодого педагога к совместному поиску путей профессионального совершенствования. Перечисленные выше методы обучения позволят организовать процесс повышения профессиональной компетенции педагогов в соответствии с потребностями и их жизненным опытом.

    При обеспечении условий повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, реализующих образовательную деятельность в учреждении посредством внедрения эффективных механизмов организации непрерывного образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров, готовых работать  в инновационно-творческом режиме педагоги, которые достигнут оптимальных результатов, могут выступать в качестве наставников. Главное, чтобы обучение не прерывалось. Внутрифирменное обучение гарантирует стабильное развитие образовательного учреждения на долгие годы, поэтому данная работа с педагогами должна быть организована систематически.


    Приложение 1

    План индивидуальной работы с педагогом

    Время проведения

    Мероприятие

    Форма проведения

    Ответственный

    При поступлении

    Знакомство педагога с методическим кабинетом, кабинетами специалистов

    Экскурсия

    Методист

    При поступлении

    Знакомство с группами ОУ, основными направлениями работы педагогов

    Экскурсия

    Методист

    При поступлении

    Ознакомление со структурой образовательной деятельности, методической литературой, документацией и основными требованиями по ее ведению

    Беседа

    Методист

    При поступлении

    Ознакомление с заповедями педагога

    Раздаточный материал

    Методист

    В течение недели

    Прикрепление опытного педагога-наставника

    Наставничество

    Методист

    Через месяц

    Самоанализ успешности воспитательно-образовательной работы

    Анкетирование

    Методист

    По запросу

    Использование психологических приемов в работе с детьми

    Консультация

    Методист

    Приложение 2

    План групповой работы с педагогами

    Время проведения

    Мероприятие

    Форма проведения

    Ответственный

    Сентябрь

    Определение основ успешной педагогической деятельности

    Семинар

    Методист, педагог-психолог

    Октябрь

    Обучение педагога особенностям общения с детьми дошкольного возраста

    Занятие с элементами тренинга

    Педагог-психолог

    Ноябрь

    Открытые показы образовательной деятельности, организуемые специалистами

    Посещение

    Методист

    Декабрь

    Оформление выставки «Наши достижения»

    Коллективное творческое дело

    Методист

    Январь

    Посвящение в педагоги

    Концертная программа

    Музыкальный руководи-

    тель

    Март

    Ознакомление педагогов с правилами взаимоотношений с родителями дошкольников

    Раздаточный материал

    Педагог-психолог

    Апрель

    Развитие коммуникативных навыков

    Упражнения

    Педагог-психолог

    Приложение 3

    Анкета для педагогов

    «Самоанализ успешности воспитательно-образовательной работы»

    Уважаемые коллеги!

    Нет ничего сложнее, чем оценить самого себя и свою работу. Между тем никто лучше нас самих не знает о трудностях, с которыми мы сталкиваемся в профессиональной деятельности и с чем пытаемся справиться. Как известно, определение личных трудностей – первый шаг на пути к их преодолению. Поэтому просим вас  проанализировать свою работу, ответив на данные вопросы.

    1. Что на ваш взгляд, вам особенно удается в построении непосредственно образовательной деятельности с детьми?
    2. Какие структурные элементы непосредственно образовательной деятельности с детьми не всегда удаются?
    3. Готовы ли вы провести открытый показ образовательной деятельности для коллег?
    4. В ходе открытого показа образовательной деятельности вы сможете показать:
    • интересные педагогические находки;
    • новые  методики, неиспользуемые в ДОУ;
    • новые приемы и формы работы с детьми
    1. Сколько времени вам необходимо на подготовку к образовательной деятельности с детьми? (от 2 ч – отлично, 1,5 ч – хорошо, 1ч – нормально, 0,5 ч - допустимо)
    • 2 ч
    • 1,5 ч
    • 1 ч
    • 0,5 ч
    1. Опишите самую успешную, на ваш взгляд, образовательную деятельность с детьми.
    2. Поставьте оценку успешности следующим этапам и элементам организованной вами непосредственно образовательной деятельности с детьми:
    • организационные моменты;
    • психологический настрой детей на образовательную деятельность;
    • формы проведения опроса;
    • объяснение нового материала и умение активизировать познавательную и творческую деятельность воспитанников;
    • закрепление изученного материала.
    1. По каким разделам воспитательной программы вы могли бы помочь своим коллегам?
    2. Нуждаетесь ли вы в методической поддержке?
    3. Кто на взгляд, мог бы помочь вам в преодолении трудностей в профессиональной деятельности?
    • педагог-наставник;
    • старший воспитатель;
    • педагог-психолог.

    Приложение 4

    Карте самоанализа

    сформированности профессиональных компетенций педагогов

    Критерии

    Показатели

    Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

    2- самостоятельная разработка,

    1 – участие в разработке в составе рабочей группы,

    0 - нет

    Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

    2- да,

    1 – частично,

      0 - нет

    Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

    2- самостоятельное планирование и реализация,

    1 – с помощью,

      0 - нет

    Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

    2- положительная динамика результатов,

    1 – достижение положительных результатов  0 - нет

    Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

    2- инициативы носят системный характер,

    1 – затрагивают отдельные стороны деятельности,

      0 – нет

    Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

    2 - реализация в полном объеме,

    1 – частично,

      0 - нет

    Формирование психологической готовности

     к школьному обучению

    2 - в полном объеме,

    1 – частично,

      0 - нет

    Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

    Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

    Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

    Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

    2- реализация в полном объеме,

    1 – частично, 0 - нет

    Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

    2- инициативы носят системный характер,

    1 – затрагивают отдельные стороны деятельности,

      0 – нет

    Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

    Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

    Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

    2- полностью,

    1 – частично,

      0 – нет

    Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

    Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

    Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

    2- полностью,

    1 – частично,

    0 – нет

    Знание и применение специфики дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

    Знание основ психологических подходов: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

    Знание общих закономерностей развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

    Знание особенностей становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

    2- полностью,

    1 – частично,

      0 – нет

    Знание основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

    Знание современных тенденций развития дошкольного образования

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    Критерии анализа сформированности профессиональных компетенций:

    От 45 до 50 баллов – оптимальный уровень, профессиональные компетенции сформированы в полном объеме;

    От 30 до 44 баллов – допустимый уровень;

    От 29 – критический уровень.

    Список источников

    1. Белая К.Ю. Материалы курса «Организация методической деятельности. Внедрение ФГОС ДО и обновление образовательного процесса»: лекции 1-4. – М: Педагогический университет «Первое сентября», 2014 – 72 с.
    2. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. М.: Сфера, 2013.
    3. Белая К.Ю. Организация работы по самообразованию педагогов// Справочник старшего воспитателя ДОУ. 2007, №2.
    4. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ. М.: Сфера, 2004.
    5. Захараш Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя// Дошкольное образование. 2011. № 12. С. 74.
    6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544 «Об утверждении профессионального  стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего   образования) (воспитатель, учитель)
    7. Сергеева И.А. Повышение уровня адаптации педагогов к ДОУ /Дубравина С.А.// Справочник старшего воспитателя, 2012, №8. С. 10.
    8. Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов /О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя, 2010, №3. С. 4.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация проекта "Повышение профессиональной компетентности педагогов при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения"

    В презентации отражен опыт методической работы с педагогами ДОУ по повышению профессиональтной компетентности при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения...

    Проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»

    Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования прописано...

    Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в условиях ФГОС "

         Самообразование является одной из  наиболее важных форм  повышения  профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентност...

    проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога в рамках реализации образовательной программы

    Проект представляет способ организации работы в ДОУ по сопровождению начинающего педагога....

    Проект «Повышение профессиональных компетентностей педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО»

    Данный проект направлен на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО и повышения качества образования....

    Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение технологии проектирования"

    Для внедрения технологии проектирования в ДОУ был реализован проект методической работы «Повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение технологии проектирования».Работ...