Проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога
проект на тему

Андырзянова Гульчачак Рафаиловна

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал,  останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Основная роль в этом аспекте отведена методисту, который выстраивает систему методической работы с педагогами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodist_i_molodoy_pedagog.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методист и молодой педагог»

Выполнила:

Андырзянова Гульчачак Рафаиловна

Старший воспитатель

МБОУ «СОШ № 2» г. Югорска

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал,  останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Основная роль в этом аспекте отведена методисту, который выстраивает систему методической работы с педагогами.

В соответствии со стратегией развития образовательного учреждения и системы образования автономного округа (Целевая программа ХМАО-Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года») и приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 «Об утверждении профессионального  стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего   образования) (воспитатель, учитель), вступивший в силу с 1 января 2015 года педагог (воспитатель, учитель) должен обладать компетенциями, условно разделенными на три пространства деятельности:

- Общепедагогическая функция. Обучение.

- Воспитательная деятельность.

- Развивающая деятельность.

В каждом из трех пространств деятельности конкретизируются «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания» и «другие характеристики».

Педагоги со стажем уже ознакомились с содержанием данного документа, многие из них провели самообследование собственной компетенции в соответствии с разделами приказа и наметили пути его профессионального развития на ближайшее время. Как же быть молодым специалистам?

Как показывает практика, наибольшие трудности в адаптации к дошкольному учреждению, новому коллективу и выработке собственной стратегии педагогической деятельности воспитатели испытывают на двух этапах профессионального становления: в периоды подготовки и вхождения в профессию. Специфика в том, что начинающие педагоги с первого дня работы выполняют те же обязанности и несут тот же объем ответственности, что и педагоги с многолетним стажем, а дети, родители, администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Этапы вхождения начинающего воспитателя в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будет успешней, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала воспитателя, его профессиональных знаний.

Одним из основных направлений работы дошкольного учреждения является организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада. Руководителем этого направления является методист.

Задача методиста – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Воспитатели, не получившие в первый год работы поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя брошенными, испытывают неуверенность. Молодой педагог боится собственной несостоятельности во взаимодействии с подопечными, их родителями, опасается критики администрации учреждения и опытных коллег.

Зачастую тревожность из ситуативной превращается в устойчивую личностную черту, страх и неудовлетворенность своей деятельностью становится привычным состоянием. Чтобы этого не произошло, начинающим педагогам нужно целенаправленно помогать.

Трудности в период адаптации к новому коллективу могут испытывать и педагоги с определенным стажем работы, перешедшие из одного образовательного учреждения в другое. Как известно, в каждом коллективе складываются групповые нормы поведения, своеобразные поведенческие стандарты.

Принимая во внимание актуальность данной проблемы, в нашем учреждении была разработана программа внутрикорпоративного обучения «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов», рассчитанная на 3 года.

При составлении программы за основу взяты труды Ксении Юрьевны Белой.

Цель программы – организация и создание условий для успешной адаптации,  профессионального роста молодых, начинающих и не имеющих педагогического опыта педагогов.

В соответствии с этой целью были сформулированы следующие задачи:

  • научить прибывшего в коллектив ОУ педагога работать в новых для него профессиональных условиях;
  • помочь освоить организационную культуру ОУ;
  • познакомить молодого специалиста с содержанием работы в учреждении  по основным направлениям деятельности;
  • создать представление о целостности и системности педагогической работы;
  • способствовать снятию у педагога психоэмоционального напряжения, состояний агрессивности и тревожности;
  • способствовать удовлетворению потребности в повышении профессиональной компетенции молодого педагога;
  • формирование  готовности  к  самостоятельной профессиональной организации   деятельности;
  • согласование профессиональных предпочтений молодого специалиста со спецификой и задачами образовательного учреждения, актуализация профессиональных ожиданий.

Перед началом работы с педагогами была выдвинута гипотеза – в ходе реализации данной программы повысится уровень адаптации педагогов к ОУ, снизится уровень тревожности и замкнутости, появится потребность в повышении профессиональной компетенции молодого педагога.

Программа взаимодействия молодого педагога и методиста рассчитана на прибывших в учреждение педагогов следующих категорий:

  • не имеющие опыта работы в ОУ;
  • имевшие длительный перерыв в педагогической деятельности;
  • перешедшие из другого дошкольного учреждения.

Комплекс мероприятий с педагогами проводится в течение года и подразумевает как индивидуальную, так и групповую форму работы. Для коллективных занятий формируются группы из 4-6 педагогов. В качестве примера в приложении представлены планы индивидуальной и групповой  работы (приложение 1, 2).

В качестве основных форм работы с педагогами были выбраны:

- анкетирование;

- обучающие семинары по изучению и внедрению современных технологий (ТРИЗ, исследовательская деятельность);

- круглые столы;

- наставничество;

- посещение открытых показов образовательной деятельности;

- просмотр вебинаров;

- дистанционное обучение на учебно-методическом портале;

- внедрение опыта педагога в общественную работу;

- организации выставок.

Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Индивидуальная работа с педагогом предполагает мероприятия, посвященное знакомству. Методист и заведующий ОУ организует с ним беседы, знакомит его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ОУ, традициями, определяет рабочее место. По возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником.

Прикрепление опытного педагога-наставника позволит обеспечить своевременную практическую помощь пришедшему педагогу, что будет способствовать повышению его профессиональной компетентности. Наставничество предполагает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого педагога необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.

Если педагог относится к категории «перешедшие из другого образовательного учреждения», то в задачи методиста входит ознакомление с образовательной программой, реализуемой в ОУ, используемыми методиками, технологиями и т.д.

Для некоторых педагогов характерна завышенная или заниженная самооценка своей профессиональной деятельности. В связи с этим в программу включено мероприятие – самоанализ педагогом успешности организации воспитательно-образовательной работы (приложение 3). Полученные результаты помогут наметить пути дальнейшего взаимодействия с педагогом, выявить несоответствие уровня его профессиональной компетентности и самооценки деятельности.

Одним из способов решения воспитательно-образовательных задач является общение педагога с детьми. Оно же является  условием эффективного взаимодействия членов педагогического коллектива. С учетом этого в программу  повышения уровня адаптации к ОУ включены мероприятия по развитию у педагогов навыков межличностного взаимодействия, ознакомлению с особенностями общения с детьми дошкольного возраста, а также обучению различным  методам релаксации и саморегуляции.

Таким образом, комплексный подход к вопросу адаптации педагога к работе в новых профессиональных условиях позволит, не нарушив микроклимата в педагогическом коллективе ОУ, помочь новому коллеге стать полноценным участником образовательного процесса. А главное – даст возможность педагогу раскрыть его профессиональный потенциал.

Ответственный за организацию и проведение мероприятий является методист. Другие специалисты ОУ подключаются по мере необходимости.

Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

І этап – 1-й год работы: самый сложный период, в течение которого методисту желательно больше общаться с педагогом, узнавать об успехах и устранять проблемы. Это позволит, как можно раньше составить представление о молодом педагоге: его слабостях и достоинствах, исполнительности.

ІІ этап – 2-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая методические объединения воспитателей, недели творчества, конференции, прослушивая вебинары и т. Д. На этом этапе  необходимо определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно.

ІІІ этап – 3-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии, происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому методисту учреждения к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. И хотя педагогический путь у каждого разный, для большинства воспитателей существуют общие характеристики:

- первичное усвоение норм, технологий, форм деятельности, необходимых приемов;

- осознание своих возможностей, способностей для выполнения профессиональных норм, утверждение индивидуального стиля;

- усвоение высоких стандартов, использование на репродуктивном уровне ранее разработанных приемов, методов, технологий;

- обогащение опыта своей профессии личным творческим вкладом, авторскими находками, усовершенствованиями.

По итогам данной работы у молодых педагогов сформируются профессиональные компетенции, которые будут отслеживаться по карте самоанализа (приложение 4).

        Показатели эффективности реализации программы:

- повышение количества аттестованных педагогов на первую и высшую квалификационную категорию;

- повышение количества педагогов, представляющих инновационный опыт на различных уровнях;

- увеличение доли педагогов, принимающих участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

Искусство руководства – это умение привлечь молодого педагога к совместному поиску путей профессионального совершенствования. Перечисленные выше методы обучения позволят организовать процесс повышения профессиональной компетенции педагогов в соответствии с потребностями и их жизненным опытом.

При обеспечении условий повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, реализующих образовательную деятельность в учреждении посредством внедрения эффективных механизмов организации непрерывного образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров, готовых работать  в инновационно-творческом режиме педагоги, которые достигнут оптимальных результатов, могут выступать в качестве наставников. Главное, чтобы обучение не прерывалось. Внутрифирменное обучение гарантирует стабильное развитие образовательного учреждения на долгие годы, поэтому данная работа с педагогами должна быть организована систематически.


Приложение 1

План индивидуальной работы с педагогом

Время проведения

Мероприятие

Форма проведения

Ответственный

При поступлении

Знакомство педагога с методическим кабинетом, кабинетами специалистов

Экскурсия

Методист

При поступлении

Знакомство с группами ОУ, основными направлениями работы педагогов

Экскурсия

Методист

При поступлении

Ознакомление со структурой образовательной деятельности, методической литературой, документацией и основными требованиями по ее ведению

Беседа

Методист

При поступлении

Ознакомление с заповедями педагога

Раздаточный материал

Методист

В течение недели

Прикрепление опытного педагога-наставника

Наставничество

Методист

Через месяц

Самоанализ успешности воспитательно-образовательной работы

Анкетирование

Методист

По запросу

Использование психологических приемов в работе с детьми

Консультация

Методист

Приложение 2

План групповой работы с педагогами

Время проведения

Мероприятие

Форма проведения

Ответственный

Сентябрь

Определение основ успешной педагогической деятельности

Семинар

Методист, педагог-психолог

Октябрь

Обучение педагога особенностям общения с детьми дошкольного возраста

Занятие с элементами тренинга

Педагог-психолог

Ноябрь

Открытые показы образовательной деятельности, организуемые специалистами

Посещение

Методист

Декабрь

Оформление выставки «Наши достижения»

Коллективное творческое дело

Методист

Январь

Посвящение в педагоги

Концертная программа

Музыкальный руководи-

тель

Март

Ознакомление педагогов с правилами взаимоотношений с родителями дошкольников

Раздаточный материал

Педагог-психолог

Апрель

Развитие коммуникативных навыков

Упражнения

Педагог-психолог

Приложение 3

Анкета для педагогов

«Самоанализ успешности воспитательно-образовательной работы»

Уважаемые коллеги!

Нет ничего сложнее, чем оценить самого себя и свою работу. Между тем никто лучше нас самих не знает о трудностях, с которыми мы сталкиваемся в профессиональной деятельности и с чем пытаемся справиться. Как известно, определение личных трудностей – первый шаг на пути к их преодолению. Поэтому просим вас  проанализировать свою работу, ответив на данные вопросы.

  1. Что на ваш взгляд, вам особенно удается в построении непосредственно образовательной деятельности с детьми?
  2. Какие структурные элементы непосредственно образовательной деятельности с детьми не всегда удаются?
  3. Готовы ли вы провести открытый показ образовательной деятельности для коллег?
  4. В ходе открытого показа образовательной деятельности вы сможете показать:
  • интересные педагогические находки;
  • новые  методики, неиспользуемые в ДОУ;
  • новые приемы и формы работы с детьми
  1. Сколько времени вам необходимо на подготовку к образовательной деятельности с детьми? (от 2 ч – отлично, 1,5 ч – хорошо, 1ч – нормально, 0,5 ч - допустимо)
  • 2 ч
  • 1,5 ч
  • 1 ч
  • 0,5 ч
  1. Опишите самую успешную, на ваш взгляд, образовательную деятельность с детьми.
  2. Поставьте оценку успешности следующим этапам и элементам организованной вами непосредственно образовательной деятельности с детьми:
  • организационные моменты;
  • психологический настрой детей на образовательную деятельность;
  • формы проведения опроса;
  • объяснение нового материала и умение активизировать познавательную и творческую деятельность воспитанников;
  • закрепление изученного материала.
  1. По каким разделам воспитательной программы вы могли бы помочь своим коллегам?
  2. Нуждаетесь ли вы в методической поддержке?
  3. Кто на взгляд, мог бы помочь вам в преодолении трудностей в профессиональной деятельности?
  • педагог-наставник;
  • старший воспитатель;
  • педагог-психолог.

Приложение 4

Карте самоанализа

сформированности профессиональных компетенций педагогов

Критерии

Показатели

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

2- самостоятельная разработка,

1 – участие в разработке в составе рабочей группы,

0 - нет

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

2- да,

1 – частично,

  0 - нет

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

2- самостоятельное планирование и реализация,

1 – с помощью,

  0 - нет

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

2- положительная динамика результатов,

1 – достижение положительных результатов  0 - нет

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

2- инициативы носят системный характер,

1 – затрагивают отдельные стороны деятельности,

  0 – нет

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

2 - реализация в полном объеме,

1 – частично,

  0 - нет

Формирование психологической готовности

 к школьному обучению

2 - в полном объеме,

1 – частично,

  0 - нет

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

2- реализация в полном объеме,

1 – частично, 0 - нет

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

2- инициативы носят системный характер,

1 – затрагивают отдельные стороны деятельности,

  0 – нет

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

2- полностью,

1 – частично,

  0 – нет

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

2- полностью,

1 – частично,

0 – нет

Знание и применение специфики дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Знание основ психологических подходов: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

Знание общих закономерностей развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Знание особенностей становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

2- полностью,

1 – частично,

  0 – нет

Знание основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Знание современных тенденций развития дошкольного образования

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Критерии анализа сформированности профессиональных компетенций:

От 45 до 50 баллов – оптимальный уровень, профессиональные компетенции сформированы в полном объеме;

От 30 до 44 баллов – допустимый уровень;

От 29 – критический уровень.

Список источников

  1. Белая К.Ю. Материалы курса «Организация методической деятельности. Внедрение ФГОС ДО и обновление образовательного процесса»: лекции 1-4. – М: Педагогический университет «Первое сентября», 2014 – 72 с.
  2. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. М.: Сфера, 2013.
  3. Белая К.Ю. Организация работы по самообразованию педагогов// Справочник старшего воспитателя ДОУ. 2007, №2.
  4. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ. М.: Сфера, 2004.
  5. Захараш Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя// Дошкольное образование. 2011. № 12. С. 74.
  6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544 «Об утверждении профессионального  стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего   образования) (воспитатель, учитель)
  7. Сергеева И.А. Повышение уровня адаптации педагогов к ДОУ /Дубравина С.А.// Справочник старшего воспитателя, 2012, №8. С. 10.
  8. Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов /О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя, 2010, №3. С. 4.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Повышение профессиональной компетентности педагогов при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения"

В презентации отражен опыт методической работы с педагогами ДОУ по повышению профессиональтной компетентности при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения...

Проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования прописано...

Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в условиях ФГОС "

     Самообразование является одной из  наиболее важных форм  повышения  профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентност...

проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога в рамках реализации образовательной программы

Проект представляет способ организации работы в ДОУ по сопровождению начинающего педагога....

Проект «Повышение профессиональных компетентностей педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО»

Данный проект направлен на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО и повышения качества образования....

Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение технологии проектирования"

Для внедрения технологии проектирования в ДОУ был реализован проект методической работы «Повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение технологии проектирования».Работ...