Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение технологии проектирования"
проект

Щеглова Вероника Васильевна

Для внедрения технологии проектирования в ДОУ был реализован проект методической работы «Повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение технологии проектирования».

Работа по проекту начиналась с изучения теоретических основ проектной деятельности в ДОУ. Перед этим были проанализированы результаты анкетирования воспитателей по вопросу готовности к работе в режиме развивающих технологий, современных методов и форм организации воспитательного - образовательного процесса. Воспитатели изучили литературу по методике проектной деятельности. В результате был сделан вывод о том, что самостоятельность и инициативность  в детской деятельности имеют очень важное значение. В ходе работы над планированием по проекту был выделен примерный тематический спектр направлений деятельности в рамках данной технологии. Все воспитатели оказались задействованы в работе творческих микрогрупп.  Обозначенная тематика проектов соответствовала содержанию единого тематического пространства. Были представлены групповой и межгрупповой типы проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект управленческий29.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Повышение профессиональной компетентности педагогов

через освоение технологии проектирования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80»

Контактная информация: т.222-89-98

Сроки выполнения: с января 2018г. по май 2019г.

Краткое описание проекта: управленческий проект по созданию механизма интеграции технологии проектирования в систему методической работы  дошкольного учреждения

Актуальность

        Современному дошкольному учреждению в условиях реализации ФГОС ДО требуется постоянно повышать качество воспитательно-образовательной работы. Одним из важных и ключевых компонентов в этой системе, от которой зависит эффективность работы ДОУ - высокий профессиональный уровень педагогов. Освоение технологии проектирования позволяет педагогам успешно внедрять в образовательный процесс метод детско-взрослого проекта, проектировать свою образовательную деятельность с учетом современных требований и реалий.

       Содержательной базой образовательного процесса должны быть созвучные дошкольнику основные виды деятельности или культурные практики, которые вносит в его жизнь партнер-взрослый и которые затем реализуются в свободной деятельности ребенка – индивидуально или совместно с другими детьми.  К одной из таких практик, через которую ребенок входит в мир культуры, относится проектная деятельность. Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Именно поэтому высокая профессиональная компетентность воспитателей в области проектирования является непременным условием качественного и эффективного руководства этой образовательной практикой.

         На основе данных, полученных при изучении уровня  профессиональной компетентности педагогов, были выявлены противоречия, и на их основе была сформулирована проблема: неумение педагогов работать в режиме проектирования, преобладание информационного подхода к управлению методической работой.

Цель проекта:  Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством разработки механизма интеграции  технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Задачи:

  • Создать в педагогическом сообществе атмосферу  необходимости внедрения технологии проектирования;
  • Разработать план повышения профессиональной  компетентности педагогов дошкольного учреждения; разработать Положение конкурса в ДОУ «Калейдоскоп проектов»;
  • Изменить подход к управлению методической работы с информационного на личностно-ориентированный;
  • Создание  системы мотивации педагогических работников на достижение конечных результатов

Деятельность в рамках проекта

        Для внедрения технологии проектирования в ДОУ был реализован проект методической работы «Повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение технологии проектирования».

        Работа по проекту начиналась с изучения теоретических основ проектной деятельности в ДОУ. Перед этим были проанализированы результаты анкетирования воспитателей по вопросу готовности к работе в режиме развивающих технологий, современных методов и форм организации воспитательного - образовательного процесса. Воспитатели изучили литературу по методике проектной деятельности. В результате был сделан вывод о том, что самостоятельность и инициативность  в детской деятельности имеют очень важное значение. В ходе работы над планированием по проекту был выделен примерный тематический спектр направлений деятельности в рамках данной технологии. Все воспитатели оказались задействованы в работе творческих микрогрупп.  Обозначенная тематика проектов соответствовала содержанию единого тематического пространства. Были представлены групповой и межгрупповой типы проекта.

       В каждой творческой группе воспитателей с прямой и косвенной помощью старших воспитателей и заместителя по УВР осуществлялось применение следующих методов: метод мозгового штурма (получение максимального количества предложений при создании модели проекта); метод структуризации (разделение неопределенной сложной проблемы на более мелкие, поддающиеся анализу); метод дерева целей (использование иерархической структуры деления общей цели на подцели, и далее на более детальные составляющие).

      Особое внимание педагогов  было обращено на специфику работы с детьми в условиях проекта, отмечены такие моменты, как введение доступной восприятию ребенка проблемной ситуации, тактичное поощрение самостоятельности ребенка, ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу, обязательность тщательной подготовки заключительного этапа проекта – презентации.

     Одним из важных этапов деятельности явилась технологическая (стадия реализации) фаза детско-взрослого проектирования, на которой старшим воспитателем и руководителем ДОУ производился оперативный контроль и коррекция деятельности, предоставлялась необходимая методическая помощь.

     Конференция-презентация авторских детско-взрослых проектов в ДОУ стала одним из главных мероприятий на завершающем этапе. Презентация детско-взрослых проектов прошла успешно.

     В дальнейшем предполагается проведение круглого стола, публикация материалов на сайте, участие проектов в конкурсах различного уровня.

План работ по проекту

Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственный

1

Анкетирование педагогов и родителей

Январь 2018г.

Аналитическая справка

Старшие воспитатели

2

Мониторинг качества воспит.-образовательного процесса в ДОУ

Январь 2018г.

Зам.зав.по УВР

3

Организация работы  аналитической группы с материалами, полученными в  ходе анкетирования

Февраль 2018г.

Выявление противоречий, формулир-е проблемы, целеполагание

Старший воспитатель

4

Организация  творческих групп по соответствующим направлениям проекта

Февраль 2018г.

Создание пяти творческих групп

Старший воспитатель

5

Корректировка плана реализации проекта, внесение изменений в карту «Стимулирующие выплаты для воспитателей»

Март 2018г.

Утверждённые коррективы

Заведующий

Старший воспитатель

6

Разработка Положения конкурса «Калейдоскоп проектов»

Консультация «Технология проектирования: методы и приемы»

Апрель 2018г.

Положение о проведении конкурса «Калейдоскоп проектов»

Заведующий, Председатель ПК, старшие

Воспитатели,

Педагог-психолог

 

7

Представление и утверждение плана реализации проекта на заседании педагогического совета, коллективная  конкретизация плана проекта.

Май 2018г.

Утверждение проекта

Заведующий, зам.зав.по УВР

8

Проведение семинара «Проектная деятельность в детском саду»

Сентябрь-октябрь 2018г.

Повышение профессиональной компетентности педагогов

Старший воспитатель,

старший преподаватель ИПК ККРО

9

Работа творческих микрогрупп  по созданию проектов

Сентябрь – октябрь 2018г.

Проекты

Старший воспитатель

10

Оперативный контроль, коррекция, предоставление методической помощи

По ходу реализации

Карты контроля

Зам.зав.по УВР, старшие воспитатели

12

Презентация проектов  в ДОУ

Ноябрь 2018г.

Руководители творческих групп

13

Круглый стол с участниками проектов по итогам реализации

Ноябрь

2018г.

Протокол, фотоотчет

Старшие воспитатели

14

Обработка материалов круглого стола, подготовка статьи для публикации на сайте ДОУ

Ноябрь  2018г.

 «Метод проектов ДОУ»

Проекты-победители

Зам.зав.по УВР

Ст.воспитатели

Педагог-психолог

15

Предполагается участие проектов в районном (городском) фестивале детско-взрослых проектов

Декабрь-апрель 2018-2019гг.

Выход в финал проектов

Зам.зав.по УВР

16

Мониторинг качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Май 2019г.

Документально  оформленные результаты диагностики в таблицах

Зам.зав.по УВР старшие воспитатели

Оценка результатов реализации проекта

              Анализируя результаты еще не завершенного проекта «Повышение профессиональной компетенции педагогов через освоение технологии проектирования», следует отметить творческую работу каждого воспитателя в режиме инновационной деятельности по освоению технологии проектирования, которую они осваивали. Имея различную базу подготовки, каждый педагог справился с поставленной задачей и решил ее эффективно и оригинально. Подготовка презентации прошла согласно методическим рекомендациям, полученным в ходе семинара-практикума. Участники микрогрупп смогли проанализировать основные свои успехи и недостатки. Все воспитатели значительно повысили свою профессиональную компетентность: расширили область профессиональных знаний, получили возможность для развития аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, информационных и практических умений, а педагогический процесс приобрел ряд инновационных изменений и улучшение качества обучения, воспитания и развития воспитанников ДОУ.

       Работа по проекту показала, что ДОУ начал работать в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм  и методов организации воспитательно-образовательной работы с детьми и педагогами. Практика работы, а также результаты промежуточного мониторинга качества  воспитательно-образовательного процесса доказала эффективность технологии проектирования в организации работы с педагогическими кадрами,  в обучении и воспитании дошкольников. Технология эффективно проявила себя в осуществлении кадровой политики: деятельность большинства педагогов ДОУ строится на проектной основе, что подготовило почву для творческо-поисковой деятельности всего коллектива.

          Проект достигнет цели при воплощении в действие всех запланированных мероприятий. Выводы о том, достиг ли проект цели можно сделать из следующих показателей: мониторинг качества педагогического воспитательно-образовательной  работы в ДОУ (оценочные карты), отзывы родителей воспитанников ДОУ (тестирование об удовлетворенности качеством воспитательно-образовательной работы), анкетирование воспитателей.

         Для всех педагогов стало очевидно, что проектное обучение – это обучение, где целевой установкой являются способы деятельности, в которых ребёнок развивается как субъект, с правом свободы выбора. Используя личностно-ориентированную технологию проектирования, мы способствуем гуманизации образовательного процесса в ДОУ, развитию и саморазвитию детей и взрослых.

Распространение результатов

     Реализация проекта обеспечит возможность распространения инновационного опыта по использованию технологии проектирования в дошкольные организации г.Красноярска.

    После завершения итогового этапа проекта, в связи со значимостью, новизной и актуальностью заявленной в проекте темы, с высокой степенью устойчивости результатов предполагается распространять и внедрять результаты проекта в массовую практику, транслировать свой опыт в СМИ, на районной методической площадке с подробным аналитическим отчетом по его результатам.

     Данный проект предоставит возможность образовательным организациям:

1.Профессиональную компетентность педагогов обогатить современными теоретическими знаниями и практическим опытом в области проектной технологии и интеграции ее  в образовательную систему.

2. Повысить методическую и психолого-педагогическую, проектно-деятельностную компетентность педагогов и как продукт получить: технологические модели, проекты различного вида и направленности, наглядные пособия.

3.Способность проводить мониторинг качества проектной детской и взрослой деятельности.

4.Выстраивать проективный индивидуальный маршрут развития  дошкольников.

5. Появится необходимость изменить подход к методической работе с информационного на личностно-ориентированный.

Устойчивость проекта

       Риски получения низких результатов проекта «Повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение технологии проектирования» существуют. Они связаны с кадровой нестабильностью в учреждении, с низкой мотивацией на работу в режиме инноваций. С наличием большого состава молодых специалистов.

     Но все эти трудности преодолеваются, если творческая команда педагогов и администрация работают в тесном сотрудничестве и сами зацелены на получение высокого качества образования. Педагоги  и специалисты ДОУ, дошкольники и учреждение получат высокие результаты по проекту, которые будут поступать к ним после завершающего этапа. Но необходимо четко понимать, что стабильно высокая устойчивость результатов проекта может быть достигнута:

-  при высокой мотивации сотрудников на дальнейшее развитие и самосовершенствование, для этого  в ДОУ должна быть улучшена система морального и финансового стимулирования;

 -  при наличии устойчивой связи по обмену опытом среди участников методического сетевого районного объединения, участвующих в освоении технологии проектирования.

    Администрация МБДОУ № 80, творческая авторская группа разработчиков проекта, педагоги и специалисты предполагаем и дальше продолжать работу в этом направлении, осваивая технологию проектирования.

Используемая литература:

1.Нетесова Н. Развитие проектного метода в системе образования// Молодой ученый. – 2014г. - № 19.

2.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников

3.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Составила Л.С.Кисилева, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, ко...

Методические разработки по теме "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

"Формирование профессиональной компетентности педагога  через самообразование" методические разработки, анкеты и таблицы для анализа...

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Совершенствова...

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РУКОДСТВОМ ДОУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

  В настоящее время образовательное учреждение должно иметь свой облик (концепцию, программу развития учреждения, организационно-нормативные документы), особые подходы к ребенку и родителя...

«Повышение качества профессиональной компетентности педагогов через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий».

«Повышение качества профессиональной компетентности педагогов через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий».Одним из приоритетных направлений развития сфе...

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...