Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
статья по теме

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.

Н.А.Рубакин

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

 

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.  С.И. Ожегов определяет самообразование как "приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя".

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века  - это:

1.    Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

2.    Умеющий  отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания  для реализации поставленных задач;

3.    Умеющий  организовать рефлексивную деятельность;

4.    Обладающий  высокой степенью профессиональной компетентности,  педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

 Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, очно – заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинарах, опорных методических площадках, методических объединениях  и т.д.  
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации как старший воспитатель, пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование, причем постоянное и непрерывное. Предварительно изучив  инновационные  методы методической работы по самообразованию,  я попыталась их структурировать и применить  в работе с педагогами.

Инновационные направления методической работы

  1. маркетинговое: изучение спроса педагогов;
  2. информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;
  3. социально-адаптивное: подготовка педагогов к  успешному  выстраиванию профессиональной карьеры.

1.     научно-экспериментальное:  вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ

2.     психолого-педагогическое:  психологическая поддержка педагогов

3.     управленческое: повышение компетентности педагогического коллектива

Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда в образовательном учреждении созданы    определенные условия.  Используемые диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа   каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с  научно-педагогической информацией, как в методическом кабинете, так и с методическими ресурсами в Интернете. Мы стараемся сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности  наших педагогов  на областном, городском и районном уровне. Педагоги МБДОУ №189 «Детский сад комбинированного вида" систематически принимают участие в областных, городских и районных конкурсах педагогических инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и благодарственные письма; разработан мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов ДОУ; администрация ДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом  коллективе.
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, готовность воспитанников к школьному обучению), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ.

Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования

Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания и др.

Условия профессионального роста

1.      Самостоятельная работа над рефератом по теме

2.     Изучение методической, педагогической литературы.

3.     Обзор в Интернете информации по теме

4.     Посещение семинаров,  методических объединений, опорных методических площадок, открытых показов педагогической деятельности коллег.

5.     Семинары, педсоветы, обмен опытом с коллегами.

6.      Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

7.     Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег.

8.     Изучение информационных компьютерных технологий.

9.      Общение с коллегами в ДОУ, городе и в Интернете.

10.                       Участие в конкурсах в Интернете.

11.                       Помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете

Получение новой информации помогает нашим педагогам  решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.  Сформировать данные умения у педагогов нам помогает созданная в ДОУ "Школа педагогического мастерства", целью которой является повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:
- стажировка у опытного коллеги;
- консультации по заявкам педагогов;
- семинары;
- семинары-практикумы;

- презентации.

Направления деятельности "Школы педагогического мастерства": формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений и т.п.

формы самообразования педагогов:

1.     индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.  С этой целью воспитатели составляют различные планы самообразования (опыт работы по данному направлению представлен здесь).

2.      коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ.

Результативность:

Самостоятельная работа по самообразованию позволит  педагогу пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
У педагогов сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь   возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом. "Школа педагогического мастерства" поможет более успешно адаптироваться  начинающим педагогам, позволит найти новые нестандартные подходы в организации воспитательного процесса в работе с детьми опытным педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по теме "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

"Формирование профессиональной компетентности педагога  через самообразование" методические разработки, анкеты и таблицы для анализа...

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Совершенствова...

Доклад к семинару "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

Доклад к семинару "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"...

Статья на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, ко...

"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

Cовременная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огром...