Профессиональные компетенции учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО
презентация по логопедии на тему

Багринова Жанна Анатольевна
"Для того,чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним"       Л.Н.Толстой

Процесс обучения детей с ОВЗ - это целенаправленное последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и обучающегося ребёнка с ОВЗ, в ходе которого решаются задачи образования, коррекции и развития, здоровьесбережения, воспитания, коммуникации и социализации. В данной презентации для педагогов и специалистов службы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ освещаются вопросы ключевых профессиональных  компетенций в сфере интегрированного и инклюзивного образования,специальной коррекционной педагогики (учебных, исследовательских, социально-личностных,коммуникативных, личностно-адаптивных).

Профессиональные качества учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС - сложное динамическое и интегративное свойство, выражающее степень вовлечённости личности педагога в профессиональную деятельность. Поднимаются вопросы и отношения к профессии, внутренней мотивации, личностного и профессионального роста, самоактуализации.Основа мировоззрения учителя-логопеда и специалиста в сфере коррекционной педагогики - гуманная оценка роли человека с ОВЗ. К каждому ребёнку с ОВЗ надо подходить не с позиции, что он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения.

В связи с переходом на новые стандарты образовательного процесса, претерпевает качественные изменения содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ОВЗ. Обновление содержания работы учителя-логопеда реализуется в таких направлениях профессиональной деятельности,как  диагностическое, коррекционно-развивающее, аналитическое, профилактическое и консультативно-просветительское, организационно-методическое, что обеспечивает комплексный подход к её организации в системе психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnye_kompetentsii_uchitelya-logopeda.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональные компетенции учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО. ПРЕЗЕНТАЦИЯ для педагогов и специалистов службы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Учитель –логопед ГБДОУ д/с № 21 к омбинированного вида Московского р-на г. Санкт-Петербурга Багринова Ж.А.

Слайд 2

«Мотивация» - совокупность стойких мотивов, интересов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения. Мотивация педагогической деятельности отражает субъективное отношение к ней педагога, имеет диагностическое значение как показатель развития его личностных свойств и вовлеченности в педагогическую деятельность. Совокупность наиболее устойчивых мотивов образует педагогическую направленность . В исследованиях Реана выявлена связь между мотивацией педагогической деятельности и удовлетворенностью педагогической профессией: чем оптимальнее мотивационный комплекс, тем выше удовлетворенность профессией.

Слайд 3

Именно Личность (её ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет сущность педагогической деятельности и общения : ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде учителя. Мотивация личности обусловлена её направленностью, включающей ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Отношение к профессии, в частности педагога, – сложное интегральное свойство, выражающее степень вовлеченности личности в профессиональную деятельность. Это Динамическое Свойств о , ибо отношение возникает, формируется и перестраивается на разных стадиях и в разных ситуациях деятельности. И , наконец, это выражение целостной позиции специалиста (его жизненных ценностей и ориентации). Личность Педагога

Слайд 4

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА Увлеченность педагогической деятельностью Дисциплинированность Психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность Педагогический оптимизм Педагогическое воображение Организаторские способности Любовь к воспитанникам Самообразование и целеустремленность

Слайд 5

Структура ключевых компетенций в образовании Учебные компетенции 1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования . 2. Решать учебные и самообразовательные проблемы . 3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания . 4. Использование имеющихся педагогических инноваций и создание собственных инновационных приемов. 5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование. 6. Создание авторской инновационной программы, участие в педагогических исследованиях.

Слайд 6

Исследовательские компетенции: 1. Самостоятельное обнаружение проблем в решении конкретных практических задач. 2. Получение и обработка информации . 3. Поиск и внедрение в педагогическую практику новых педагогических идей, психодиагностических методов и процедур новых способов и оптимальных методов решения педагогических и коррекционных задач, для решения образовательных проблем, построения коррекционно-образовательного процесса. 4. Умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. 5. Трансляция своего опыта в педагогическое сообщество. Представление и обсуждение результатов исследования, положительного опыта своей профессиональной деятельности в разнообразных аудиториях .

Слайд 7

Социально-личностные компетенции : 1. Компетенция саморазвития и самовыражения. 2. Рефлексивная компетенция. 3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций. Знание законов и нормативных актов. 4. Оценивать социальную ситуацию, связанную со здоровьем, потреблением и окружающей средой. 5. Быть способным к социальному взаимодействию. 6. Владеть совместной профессиональной деятельностью. 7. Толерантность, уважение к межкультурным различиям. 8. Осмысленно воспринимать и бережно относиться к историческому и культурному наследию.

Слайд 8

Коммуникативные компетенции педагога: 1. Обладать способностью к межличностной коммуникации. Умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей. 2. Эмпатия . 3 . Выстроить доверительные отношения с ребёнком. 4 . Владение грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы. 5 . Дискутировать, грамотно и тактично высказать мнение, аргументировать свою позицию. 6 . Сотрудничать и работать в команде. Способность и готовность к сотрудничеству. Выстраивание коммуникативного пространства. 7. Реализация сетевых форм сотрудничества.

Слайд 9

Личностно-адаптивные компетенции педагога: 1. Использовать новую информацию и информационно-коммуникативные технологии. 2. Реализация личностного ресурса педагога. 3. Креативность, творческий подход. 4 . Проявлять эмоциональную и поведенческую гибкость. 5 . Быть упорным и стойким перед трудностями. 6 . Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.

Слайд 10

Вопросы Направления коррекционно-развивающей работы педагога. Компетенции современного учителя-логопеда в рамках специального и интегрированного образования. Особенности работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО.

Слайд 11

Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным » Адольф Дистервег ( немецкий педагог и просветитель) Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность , управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки . Самообразование осуществляется добровольно; Осуществляется сознательно ; Планируется, управляется и контролируется самим человеком ; Необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.

Слайд 12

Направления самообразования учителя-логопеда Профессиональное ( предмет исследования) Психолого-медико-педагогическое Нейропсихологическое Неврологическое Нейропедагогическое В области здоровье- сберегающих технологий В области ИКТ-технологий Методическое Лингвистическое (языковое)

Слайд 13

Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя-логопеда Повышение качества профессиональных компетенций Готовность к педагогическому творчеству Профессиональный рост Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника Соответствие учителя-логопеда требованиям и запросам общества и государства

Слайд 14

Компетенции современного учителя-логопеда в рамках дошкольного образования Компетентность-осведомлённость , авторитетность , обладание компетенцией , знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; Э то системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Личностно-профессиональные качества учителя-логопеда: Профессиональный долг служения обществу и людям с ОВЗ; Профессионализм (педагогические компетенции и профессиональные качества педагога ); Милосердие (как способность к бескорыстной помощи, прощению, состраданию ); Опыт.

Слайд 15

Сферы профессиональной компетенции учителя-логопеда Профилактическая ( абилитационная ) работа Педагогическая диагностика и консультирование Специальное педагогическое просвещение Психологическая и психотерапевтическая помощь Образовательная и социально-педагогическая деятельность Организация психолого-медико-педагогической службы сопровождения в ДОУ Методическая деятельность в рамках наставничества в ДОУ Научно-исследовательская деятельность в области специальной коррекционной педагогики и логопедии

Слайд 16

Учитель-логопед в условиях группы компенсирующей/комбинированной направленности должен обладать следующими качествами: педагогическая направленность - комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения, нарушения в развитии, круг профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание; эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения; педагогический такт - чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. педагогическая зоркость - способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка ; внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребёнка; педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностям,в результативность специального образовательного процесса . Оптимизм – «…вера в Ребёнка заполнит образовательный процесс оптимизмом, обеспечит педагога принципами творческого терпения, уважения и утверждения личности в Ребёнке, преданности Ребёнку и ответственности за судьбу Ребёнка» Ш.А.Амонашвили .

Слайд 17

личностно-ориентированный подход подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных особенностей : возрастных , психофизиологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного для ребёнка; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности; з нать психолого-педагогические особенности возрастного и личностного развития детей с ОВЗ; у меть проектировать индивидуальный учебный процесс для ребёнка с ОВЗ; с оздавать коррекционно-развивающую предметно-пространственную среду в условиях ДОУ; р еализовать различные способы коррекционно-педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса; с облюдать конфиденциальность служебной информации; о существлять профессиональное самообразование по вопросам коррекции и развития детей с ОВЗ;

Слайд 18

Гуманно-личностный подход – всестороннее уважение и любовь к ребёнку, вера в него, формирование позитивной «Я» концепции каждого ребёнка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха); Принцип комплексности – коррекционную помощь можно рассматривать только в комплексе, с учётом междисциплинарного подхода; Принцип деятельностного подхода – коррекционно-развивающая помощь осуществляется с учётом ведущего вида деятельности ребёнка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо также ориентироваться на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребёнка.

Слайд 20

Учитель-логопед - это Специально профессионально подготовленный педагог, оказывающий квалифицированную педагогическую помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – субъект профессиональной деятельности, транслирующий нормы отношения к людям с ОВЗ в социум. Основа мировоззрения учителя-логопеда – гуманная оценка роли человека с ОВЗ в современном мире

Слайд 21

Направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда В связи с переходом на новые стандарты образовательного процесса, претерпевает качественные изменения содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья –учителя-логопеда. Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка с ОВЗ. Деятельность учителя-логопеда в ДОУ направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах (включая ситуации, когда ребенок получал продолжительную специализированную помощь в раннем возрасте и дошкольном периоде).

Слайд 22

Адресатом помощи учителя-логопеда являются дети с ОВЗ К категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время относят детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ дошкольного образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети с ОВЗ, дети-инвалиды либо другие дети, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям (индивидуальной программы) обучения, индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) или использования индивидуальных программ развития и абилитации для детей-инвалидов (ИПРА),специальных образовательных программ (СИПР).

Слайд 23

Цель коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда Формируется установка: К каждому ребёнку с ОВЗ подходить не с позиции , что он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может , несмотря на имеющееся нарушение. Цель деятельности специалиста заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи воспитанникам с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении содержания образовательных программ дошкольного образования в условиях ДОУ. Коррекционно-педагогическая работа учителя-логопеда, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на общее развитие ребенка. Учитель-логопед в своей работе основывается на дифференцированном подходе внутри категории детей с ОВЗ с целью определения индивидуально-ориентированных методов коррекционной работы.

Слайд 24

Особенности работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС Обновление содержания работы учителя-логопеда проходит следующие этапы : постановка целей и определение задач профессиональной деятельности с учетом требований Стандарта для лиц с ОВЗ ; самообразование и повышение квалификации педагога. создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды ДОУ через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребёнка в период пребывания в ОО; реализация в работе с воспитанниками личностно-ориентированного и индивидуального подхода; поддержка индивидуальности детей с ОВЗ; обязательная организация специальных условий обучения с учётом особых образовательных потребностей ( условия обучения, воспитания и развития); оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений;

Слайд 25

организация психолого-педагогического сопровождения ; м оделирование индивидуально ориентированных образовательных и адаптированных образовательных программ на основе использования новых педагогических и здоровьесберегающих технологий, методов и приёмов, учитывая особенности психофизиологического развития детей с ОВЗ; создать оптимальные условия реализации для их реабилитационного потенциала; д инамическая оценка эффективности коррекционно-развивающих мероприятий в освоении ребёнком с ОВЗ АОП; оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений; обучение родителей эффективным приёмам образования ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

Слайд 26

построение вариативного развивающего обучения, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребёнка; учёт у категории обучающихся с ОВЗ психофизических особенностей и индивидуальных возможностей; темповых особенностей ребёнка с ОВЗ; построение вариативного развивающего обучения, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребёнка.

Слайд 27

необходимость разработки Рабочей Адаптированной программы по коррекционному курсу (для группы детей с однородной структурой нарушения, зачисленных в группы компенсирующей направленности на основании заключения ТПМПК с использованием форм и методов психолого-медико-педагогической помощи; разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ и индивидуальных образовательных маршрутов ребёнка с ОВЗ; планирование и корректировка образовательных и коррекционных задач по результатам логопедической диагностики с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка с ОВЗ; развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательно-коррекционных задач развития детей с ОВЗ с учётом специфических психофизических особенностей их развития .

Слайд 28

организация психолого-педагогического сопровождения; обучение родителей эффективным приёмам образования ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях. проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий ; коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей с ОВЗ на основе специальных педагогических подходов ; использование новых образовательных технологий и разнообразных видов организации работы с обучающимися с ОВЗ ; с оздание собственных инновационных приемов.

Слайд 29

использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приёмов, методов и средств обучения и коррекции, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; выстраивание партнёрского взаимодействия с родителями(законными представителями) детей с ОВЗ для решения образовательных и коррекционных задач; использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения. Учитель-логопед не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно-педагогическое (логопедическое) сопровождение в форме наблюдения обучения и воспитания каждого нуждающегося ребёнка с ОВЗ, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с содержанием адаптированной для обучающихся с ОВЗ, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов образования, консультативную работу с родителями, педагогами.

Слайд 30

Содержание деятельности учителя-логопеда реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое коррекционно- развивающее аналитическое консультативно-просветительское и профилактическое организационно-методическое

Слайд 31

Диагностическое направление Диагностическая работа учителя-логопеда является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами службы психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДОУ. Результаты логопедического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях ПМП консилиума. ДОУ. Диагностическое направление работы включает в себя: п ервичное логопедическое обследование; знание клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений у детей . в ыявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их речевом, физическом и (или) психическом развитии. владение современными нейропсихологическими методиками обследования речевого развития детей. систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией речевого развития с учётом особенностей психофизического развития ребёнка с ОВЗ; проверку соответствия выбранной адаптированной программы , индивидуального образовательного маршрута, специальных форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка с ОВЗ, специальных условий для получения образования.

Слайд 32

Коррекционное направление Коррекционное направление работы учителя-логопеда представляет собой систему коррекционного воздействия на психоречевую деятельность ребенка с тяжёлыми нарушениями речи в динамике образовательного процесса . В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы . Основной формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в подгруппах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 5 человек). Занятия носят коррекционно-развивающую направленность. Знание современных психолого-педагогических подходов в коррекции речевых нарушений у детей и их применение в деятельности. Особенностью проведения коррекционных занятий является использование логопедом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов. Владение знаниями о психофизиологических, психолого-педагогических особенностях детей с речевой патологией и психофизиологических, психолого-педагогических особенностях детей с сочетанной патологией (нарушения речи при недоразвитии интеллекта, нарушения речи у детей с сенсорными нарушениями, нарушения речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата).

Слайд 33

Аналитическое направление Аналитическое направление – предполагает проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие воспитанника с ОВЗ и оценку его эффективности, а также проведение анализа и оценки взаимодействия специалистов. Необходимость этого направления деятельности учителя-логопеда обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает: 1) Системный анализ речевого и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психоречевого и когнитивного развития обучающегося , но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга; 2) Создание комплексного индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ в системе психолого-медико-педагогического сопровождения в ДОУ; 3) Владение приемами составления планирования на основании результатов диагностики речевого развития.

Слайд 34

3) Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); 4) Обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания воспитанников. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок с ОВЗ; 5) Профилактику перегрузок. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ребёнка с ОВЗ; 6 ) Взаимодействие специалистов в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ .

Слайд 35

Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей (сентябрь – май). Результаты обсуждаются на заседаниях ПМПк ДОУ. По итогам работы консилиума корректируется коррекционная работа всех педагогов и специалистов с воспитанниками с ОВЗ, составляются комплексные рекомендации родителям и педагогам .

Слайд 36

Консультативно-просветительское и профилактическое направление Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных , третичных нарушений развития. Учитель-логопед разрабатывет рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу родителей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации и тематические родительские собрания, выступления на методических объединениях педагогов. Разрабатываемые специалистом рекомендации носят частный и общий характер. Так, для работы с отдельными воспитанниками составляются рекомендации, позволяющие педагогу учитывать их индивидуальные особенности во фронтальной групповой работе. В других случаях рекомендации носят общий характер. Таким рекомендациям должно предшествовать выступление учителя-логопеда на собрании или методическом объединении, где специалист более подробно разъясняет родителям или педагогам особенности какого-либо нарушения речевого развития.

Слайд 37

Организационно-методическое направление Это направление деятельности учителя-логопеда включает подготовку к ПМП консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам; участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, обследование детей по заявлению родителей на ТПМПК. При подготовке ПМП консилиума ДОУ на конкретного воспитанника, нуждающегося в индивидуальном психолого-медико-педагогическом сопровождении, учитель-логопед оформляет логопедическое представление , которое содержит основные диагностическизначимые характеристики психофизических особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения развития. Коррекционная работа учителя-логопеда строится на основе адаптированной основной образовательной программы для дошкольных общеобразовательных учреждений с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы. Работа специалистов и педагогов с обучающимися в условиях реализации Стандарта должна строиться с учетом общей Концепции, принципов и подходов, положенных в основу Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования ( Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155).

Слайд 38

Новые требования к подготовке учителя-логопеда Учитель-логопед должен соответствовать следующим требованиям : Необходимо быть знакомым с новейшей специальной литературой; свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения; дифференцированными и индивидуальными формами работы . Знание актуальных проблем логопедии и теоретических основ работы с конкретной категорией детей. Данные знания помогут учителю-логопеду организовать эффективный коррекционно-образовательный процесс, помочь советами родителям и педагогам. Кроме педагогических знаний учитель-логопед должен хорошо знать общую и возрастную психологию . Без этого нельзя понять природу, сущность и характер отклонений в психической деятельности ребенка, обусловленных его дефектом, нельзя правильно прогнозировать результаты, перспективы развития.

Слайд 39

3. Необходимы знания в вопросах медицинского и клинического характера, понимания физиологических закономерностей . Владение понятийным аппаратом и терминологией. Для этого учитель-логопед взаимодействует с разными специалистами, проходит своевременную подготовку в профессиональном направлении . 4 . Серьезные требования предъявляются к личности педагога: — он должен быть глубоко гуманным человеком, любящим детей и стремящимся им помочь; — педагог в специальном образовательном пространстве должен быть очень добрым и терпеливым, разумно реагирующим на самые необычные формы поведения своих воспитанников; — должен владеть ситуацией, в случае необходимости принимать быстрые и обоснованные решения и реализовать их на практике.

Слайд 40

5. Учитель-логопед должен быть проницательным и сдержанным, тактичным и профессиональным в общении и работе с родителями воспитанников с ОВЗ . Учитель-логопед в общении и работе с родителями воспитанников с ОВЗ . Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательном коррекционно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка . Цели работы учителя-логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития : - оказать квалифицированную поддержку родителям ; - помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду ; - создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка; - формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Слайд 41

6. Педагог должен знать особенности развития каждого своего воспитанника, зону актуального развития и зону ближайшего развития, чтобы спланировать свою работу . 7 . Работа педагога с детьми с ОВЗ всегда связана с большой отдачей сил, энергии. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами . Поэтому необходима профессиональная поддержка учителя-логопеда , грамотное профессиональное методическое сопровождение и самообразование.

Слайд 42

Процесс обучения детей с ОВЗ - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и обучающегося ребёнка с ОВЗ, в ходе которого решаются задачи образования, коррекции, здоровьесбережения , воспитания, общего развития и социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций учителя-логопеда в ДОУ

В данной статье представлена программа саморазвития профессиональной компетенции учителя-логопеда ДОУ в рамках курса «Развитие профессиональных компетенций работников образования»....

Самообразование и профессиональные компетенции учителя-логопеда.

Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких ус...

"ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА"

Статья о структуре профессиональной компетентности учителя-логопеда....

Отчет о прохождении стажировки в ходе освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Совершенствование профессиональных компетенций учителя-логопеда, учителя-дефектолога дошкольной образовательной организации»

Тема: «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»Цель виртуальной стажировки: Показать значение и эффективность нейроупражнений в логопедиче...

План развития профессиональной компетенции учителя-логопеда на 2023-2026 год

В материале представлен план развития профессиональной компетенции учителя-логопеда....

«Использование инновационных методов и технологий коррекции нарушений у детей, как источник развития профессиональных компетенций учителя-логопеда ДОУ»

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективны...