«Инклюзивное образование –проблемы и пути решения».
статья по теме

БЕЛОВА АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Инклюзивная прктика -пути и решение проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_attestatsiya_.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

 «Инклюзивная образование –проблемы и пути решения».

        Выполнила

 старший воспитатель

 МБДОУ «Детский сад №124»

комбинированного вида

Белова АВ

Современная система образования полноценно принимает в себя

только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со

стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех

программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. В

результате нередко получается, что дети с особыми образовательными

потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для

работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не

обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной

педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано

решить инклюзивное образование.

Так что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование

(французский вариант «inclusif» – включающий в себя; от латинского слова

«include» – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования,

который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для

детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования

заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как кравным, но и при этом

создает необходимые условия для детей, которые имеют особые

образовательные потребности.

В наше время инклюзивное образование, становясь реальностью,

неуклонно «приобщает» и «втягивает» в себя все страны мира. Но, в тоже

время, интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед

образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В

отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет

богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия

только начинает складываться и развиваться. В настоящее время 4,5 % детей,

проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными

возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном)

образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.

Но, к сожалению, в настоящее время в нашей стране рынок

образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья

чрезвычайно узок, в небольших городах и селах дети с ограниченными

возможностями чаще всего остаются вне системы образования по сугубо

экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей с

ограниченными возможностями здоровья остаются специальные

(коррекционные) образовательные учреждения. Значительная часть

затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными

возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных кадров:

педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов,

недостаточным уровнем их подготовки. Ведь инклюзия охватывает глубокие

социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная,

педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям

любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном

сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех

участников образовательного процесса. Здесь должны работать люди,

готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного

образования означает, что разнообразию потребностей учащихся с

ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать

образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей

и наиболее включающей.

Реализация этого принципа означает, что:

1.Все дети должны быть включены в образовательную и социальную

жизнь ДОУ по месту жительства;

2.Задача инклюзивной ДОУ/группы – построить систему, удовлетворяющую

потребности каждого;

3.В инклюзивных ДОУ /группах все дети, а не только дети с инвалидностью,

должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными,

ощущать безопасность и уместность .

Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно

связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его

организации  связаны в первую очередь с тем, что  социальные институт ы ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы.

 Трудности при включении детей с особенностями развития в образовательный процесс ДОУ.

1.Трудностью на пути принятия решения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении, является психологическая неготовность педагогического состава к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет о необходимости воспитания толерантного отношения  к детям с особыми образовательными потребностями, а так же знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.

2. Следующая сложность, которая возникает при включении в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями это изменения образовательной среды, что подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка. (Например, если приходит ребенок с физическими нарушениями, планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду: все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за столом, прогулки, двигательные занятия), педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми). Очевидно, что данное условие требует материальных вложений, что не всегда становится возможным в некоторых детских садах.

Основная цель образовательного учреждения при реализации инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными стартовыми возможностями, поэтому при принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении должны быть учтены следующие условия:

  1. наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), родители которых готовы привести их в этот детский сад;
  2. психологическая готовность руководителя и коллектива к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
  3. наличие необходимых специалистов (дефектологов, педагогов-психологов, логопедов);
  4. наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, при необходимости, безбарьерной среды;
  5. возможность повышения квалификации педагогов в данном аспекте.

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения,

имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает

надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья

сможет реализовать право на получение качественного образования,

адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в

жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.

В статье отражены основные трудности введения профессионального стандарта для педагога дошкольного образования...

«Инклюзивное образование: проблемы и решения»

Данная работа была написанна как зачетная к курсам повышения квалификации по теме: «Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях  реализации ФГОС» (72 часа)...

«Пути достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Проблемы на пути достижения целевых ориентиров и способы их решения»

В материале перечислены целевые ориентиры, пути их достижения, трудности, встречающиеся при формировании целевых ориентиров и пути их преодоления, такие как методы и формы организации детских видов де...

Семинар «ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

laquo;ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»...

Особенности работы педагога в условиях дистанционного образования: проблемы и пути решения

Особенности работы педагогов дошкольного образования в условиях дистанционного образования....

Мониторинг качества дошкольного образования, проблемы, ошибки, пути решения.

Перед системой образования РФ стоят задачи обеспечения и постоянного совершенствования качества дошкольного образования при сохранении вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых образо...