"Система работы по предупреждению и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма"
учебно-методический материал по обж на тему

Обучать детей Правилам дорожного движения актуально и просто жизненно необходимо. С каждым годом интенсивность движение транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Несмотря на принимаемые меры по снижению количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей на протяжении многих лет остается высоким. Избежать опасности можно, обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 34

«Система работы по профилактики и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»

Выполнила: воспитатель

Яушева Татьяна Геннадьевна                            

Нижний Новгород – 2016 г.


Содержание

Введение………………………………………………………………...……..3стр

Глава 1. Теоретические исследования развития профилактики детского

 дорожно-транспортного травматизма………………………………..…….5 стр

1.1 Анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы, документации по избранному вопросу……………………………….5 стр

1.2. Психолого-физиологические особенности детей

дошкольного возраста………………………………………………………..9 стр

Глава 2 Определение методов и способов, способствующих формированию умений и навыков пользоваться знаниями и следить за своим поведением в окружающей дорожно-транспортной среде у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….…..12 стр

2.1.  Констатирующий этап эксперимента………………………………...12 стр

2.2 Формирующий этап эксперимента……………………………………..16 стр

2.2.1. Игра как средство обучения и воспитания………………………….18 стр

2.2.2. Сотрудничество МБДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма……………………………………………..25 стр

2.2.3 Сотрудничество МБДОУ с библиотекой ……………………...…….26 стр

2.2.4. Взаимодействие с родителями……………………………………….27 стр

2.3 Контрольный этап эксперимента………………………………………30 стр

Заключение…………………………………………………………………. 32 стр

Литература …………………………………………………………………..34 стр

Введение

     Обучать детей Правилам дорожного движения актуально и просто жизненно необходимо. С каждым годом интенсивность движение транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Несмотря на принимаемые меры по снижению количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей на протяжении многих лет остается высоким.

     Из письма МВД России от 23 марта 2016 года № 7/348: «По итогам 2-х месяцев 2016 года на территории г. Нижнего Новгорода зарегистрировано 17 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних (до 16 лет), что на 23% ниже показателя аналогичного периода прошлого года (22 ДТП)…Число дорожно-транспортных происшествий, произошедших из-за неосторожного поведения детей, увеличилось на 67% (с 3 до 5 случаев)». Проблема безопасности юных граждан – пешеходов и пассажиров – остается одной из самых болезненных.

     Чаще всего участниками дорожно-транспортных происшествий становятся дети-пешеходы. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Дорожно-транспортные происшествия по вине детей часто происходит в результате таких нарушений как переход проезжей части в неустановленном месте, выезд на роликах на проезжую часть дороги, переход дороги вне зоны пешеходного перехода, выход на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства, пересечение проезжей части на велосипеде.

     Следовательно, причинами детского дорожно-транспортного травматизма  являются:

  • Незнание детьми элементарных правил дорожного движения
  • Отсутствие у детей защитной психологической реакции на дорожную обстановку
  • Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах
  • Нарушение правил дорожного движения взрослыми

     Исходя из выше сказанного, избежать опасности можно, обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста. Однако обучение должно происходить на личном примере. Как бы часто мы не повторяли ребенку о том, что переходить дорогу нужно только по пешеходному переходу и на зеленый сигнал светофора, наши слова не принесут никакой пользы, если мы сами идем на красный свет светофора, да еще и в неположенном месте, держа при этом малыша за руку.  Дети начинают подражать взрослым уже с раннего детства. Свои сведения о поведении взрослого человека дети черпают из наблюдений за реальным поведением представителей взрослого мира, и прежде всего за поведением самых близких им людей, а со временем – воспитателей и учителей.

     Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности взрослых. Самое действенное средство воспитания маленького пешехода – пример поведения родителей на проезжей части. Если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с раннего возраста, опасности можно избежать.

     Цель исследования: определение и апробация педагогических условий профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном образовательном учреждении.

     Объект исследования: детский дорожно-транспортный травматизм.

     Предмет исследования: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

     Гипотеза: формирование и воспитание личности, знающей и не нарушающей Правила дорожного движения, возможно, если:

  • профилактическая работа по детскому дорожно-транспортному травматизму осуществляется в образовательном учреждении при совместном сотрудничестве с сотрудниками ГИБДД.
  • родители являются грамотными участниками дорожного движения и примером для своих детей.

     Задачи исследования:

  • Изучить специальную литературу по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
  • Оценить уровень знаний Правил дорожного движения дошкольников
  • Разработать и экспериментально проверить эффективность программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ходе педагогического эксперимента
  • Проанализировать и обобщить полученные результаты, сформулировать выводы.

Глава 1. Теоретические исследования развития профилактики детского

дорожно-транспортного травматизма

1.1 Анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы, документации по избранному вопросу

     "Детство - этап подготовки к будущей жизни". Это короткий, но уникальный период в жизни каждого человека. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду. В это время вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Однако дети дошкольного возраста по своим физиологическим особенностям не могут самостоятельно определить всю меру опасности,  не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях. Поэтому изначально на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребёнка.

     Главной задачей любого дошкольного учреждения является укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни. Одно из направлений поставленной задачи - воспитание безопасного поведения у детей. Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице, на дорогах, в транспорте и приобрести необходимые навыки такого поведения. Задача педагогов-воспитателей и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложностями, а порой опасными жизненными ситуациями.

     Сегодня дошкольные образовательные учреждения стремятся обеспечить своих воспитанников качественным универсальным образованием. В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

     Обучение детей раннего возраста организуется на основании федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Один из принципов дошкольного образования заключается на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником отношений, кто как ни взрослый, будь он родителем или воспитателем, сможет правильно и доступно объяснить ребенку о той или иной проблемной ситуации.

     Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортному происшествию, в котором погибают и получают травмы дети.

     Обучение детей раннего возраста организуется на гибкой основе, с тем, чтобы семья и общественность совместно участвовали в этом. В процессе непрерывного образования следует создавать условия, которые обеспечивают возможность обучаемой личности к самообразованию, овладению методами, приемами самообучения. Учитывая, что обучение безопасному участию в дорожном движении должно проводиться постоянно, особое внимание уделено вопросу непрерывности образования.

     На Всесоюзном съезде работников народного образования в 1998 г. была принята Концепции непрерывного образования. Исходя из Концепции, непрерывное образование трактуется как комплекс государственных, негосударственных и общественных образовательных организаций, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность всех звеньев образования, совместно решающих задачи воспитания, образовательной и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и общественных потребностей, удовлетворяющих его стремление к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни.

       В Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста обозначены приоритетные задачи:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе;
  • включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

        Таким образом, непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

     В качественной подготовке юных участников дорожного движения к самостоятельному общению с дорожно-транспортной средой особое место имеет непосредственно организация педагогического процесса. В данном процессе наиболее значимо следует подходить к развитию таких необходимых дошкольнику качеств как внимание, память, мышление, координация движения, реакция на опасность и другие. Следовательно, качественный  процесс обучения и воспитания детей должны быть организованы непрерывно и систематически с учетом психолого-физиологические особенности детей младшего дошкольного возраста.

      Если говорить об опыте прошлых лет, то проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Так, в конце 20-30 годов, в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила общения с потенциально опасными предметами.

     Впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице  В. М. Федяевской, такие как: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; «такая работа должна быть постоянной, включаться во все виды занятий в детском саду». Разработанность проблемы повлияла на то, что «в дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми правил дорожного движения», чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребёнка (дома, на улице, в природе),- Я. М. Якупов».

     В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь воспитателю решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему воспитания безопасного поведения детей:  «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Детство», «Радуга», «Мы», «Истоки». Подробные рекомендации педагогам и родителям  в вопросах привития навыков основ безопасности детям отражены в научных трудах  Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, О.Л. Князевой, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Т.Г. Хромцовой и др.

     Анализ литературы показывает, что занятия детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования правил, осознают кто такие пешеходы, водители, регулировщики.

     В дошкольном образовании большое место уделяется формированию навыков у детей безопасного поведения на дороге. Следует так организовать пребывания  ребёнка в детском саду, чтобы он легко ориентировался в ближайшем пространственном окружении, умел правильно оценивать дорожные ситуации.

     Избежать опасности можно, лишь обучая детей правилам дорожного движения с самого раннего возраста. Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения, развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке, выработать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах, воспитывать в детях грамотных пешеходов.

1.2. Психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста

         Растущему детскому организму характерно постепенное и неравномерное созревание составляющих его систем, где одним из важнейших факторов является не сложившаяся нервно-психологическая организация ребенка. В силу своих психолого-физиологических особенностей развития дети дошкольного возраста наиболее часто подвергаются несчастным случаям. По мнению психологов это связано с особенностями высшей нервной системы. Известно, что она отличается незрелостью, неустойчивостью, склонностью к быстрому истощению и преобладанию процессов возбуждения над торможением.

     Дети дошкольного возраста не обладают способность взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния. Еще в недостаточной степени развиты слух и зрение детей. Детям трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Они не способны перемещать свой взгляд с близких предметов на дальние с такой же скоростью, как и мы, взрослые.

     Рост ребенка – серьезное препятствие для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за различных препятствий стоящих на дороге (стоящие транспортные средства, сугробы, придорожные кусты), он не виден водителю. Это же обстоятельство мешает самому ребенку получить полный обзор дорожного движения.

     Ребенку младшего дошкольного возраста сложно производить несколько действий одновременно: идти и наблюдать за проезжающими машинами.

     Дети переходят дорогу, иначе, чем взрослые. Так, взрослые уже издалека наблюдают и оценивают ситуацию на проезжей части, а дети начинают наблюдение (если вообще начинают), только подходя к краю дороги.

     Стремление играть везде и в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. Эмоции (радость, удивление, интерес к чему либо) преобладают настолько, что заставляют их забыть об опасности.

     Потребность в движении, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках опасности на дорогах могут привести к печальным последствиям.

     Дети в силу своего возраста по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. Ребенок не рискует пересекать проезжую часть при приближении большого грузовика, автобуса или трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, но недооценивает опасность небольших размеров – легковых автомобилей, мотоциклов, которые приближаются молниеносно. Дети не понимают, что движущееся транспортное средство нельзя остановить мгновенно.

     Есть и индивидуальные особенности поведения. Так, для ребенка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкая музыка, следовательно, чем сильнее раздражитель, тем большая у него скорость реакции. При громком сигнале автомобиля такой ребенок должен среагировать быстрее. Ребенок же со слабой нервной системой в таком случае может растеряться. При сильных раздражителях у него возникает противоположная реакция – реакция торможения.

     Выше перечисленные психолого-физические особенности ребенка говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного движения.

     Неожиданное появление детей на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте – это наглядное проявление особенностей возраста. Дети дошкольного возраста не способны сделать так, как положено, даже стремясь выполнить все правила. Именно поэтому лучший способ уберечь малыша от дорожных ловушек – исключить его появление на улице без сопровождения взрослых. Но и быть просто рядом с ребенком тоже недостаточно. Учитывая, что детям свойственно в самый неподходящий момент вырываться и убегать, при переходе проезжей части дороги особо шустрых лучше держать за запястье руки. Некоторые родители интуитивно так и делают.

     При обучении надо учитывать, что каждый ребенок обладает врожденными и приобретенными возрастными и индивидуальными особенностями и свойствами характера. Своевременно развитые способности будут содействовать приобретению и усовершенствованию поведенческих норм и установок не только на дорогах, но и вообще в жизни ребенка.

Глава 2 Определение методов и способов, способствующих формированию умений и навыков пользоваться знаниями и следить за своим поведением в окружающей дорожно-транспортной среде у детей дошкольного возраста.

2.1.  Констатирующий этап эксперимента 

     В целях профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном образовательном учреждении создана система работы по профилактике и  предупреждению ДДТТ с участием всех участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители).

     Цель эксперимента: определение методов и способов, способствующих формированию умений и навыков пользоваться знаниями и следить за своим поведением в окружающей дорожно-транспортной среде у детей дошкольного возраста.

     Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

  • провести констатирующий эксперимент с целью определения знаний, навыков уверенного и безопасного поведения детей в дорожно-транспортной среде;
  • провести работу с детьми с низким и средним уровнем знаний об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
  • провести повторную диагностику детей по безопасности дорожного движения;
  • проанализировать динамику умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

      Были обследованы 27 детей. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально, в свободное время. Задача ребенка состояла в том, чтобы он внимательно выслушал задаваемый вопрос и ответил.

     При подсчете количества выставленных баллов определялся показатель развития  - «высокий», «средний», «низкий».

Вопросы:

  1. Назови ту часть дороги, по которой должны ходить пешеходы?
  2. Какой части тротуара должны придерживаться пешеходы?
  3. Как пешеход может перейти дорогу?
  4. Почему при переходе дороги нужно быть внимательным?
  5. Как называется транспорт, предназначенный для перевозки людей?
  6. Как называются люди, едущие в транспорте?
  7. Почему нельзя отвлекать водителя во время движения?
  8. С какой стороны нужно обходить автобус?
  9. С какой стороны нужно обходить трамвай?
  10. Как называется пересечение двух дорог?
  11. Что такое регулируемый перекресток?
  12. Какой верхний свет на светофоре?
  13. Что означает желтый сигнал светофора?
  14. Почему посередине дороги нарисованы белые линии?
  15. Как называются дорожные знаки, расположенные в красном круге?
  16. Как называются дорожные знаки, расположенные в синем круге?
  17. Назовите виды пешеходных переходов.
  18. Что такое «зебра»?
  19. Каким машинам разрешается ехать на красный свет?
  20. Почему дорогу нужно переходить только с взрослым?
  21.  Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД?

Результаты диагностики:

2 балла – ребенок самостоятельно ответил на вопрос

1 балл – ребенок ответил на вопрос с помощью взрослого

0 баллов – ребенок не ответил на вопрос

38 -42 балла – высокий уровень знаний правил безопасного поведения на улице и дороге

37-21 балл – средний уровень знаний правил безопасного поведения на улице и дороги

20 баллов и ниже – низкий уровень знаний правил безопасного поведения на улице и дороги.

Таблица. Констатирующий этап эксперимента

Имя Ф. ребенка

Уровень знаний

Высокий

Средний

Низкий

Настя А.

38б

Антонио Б.

20б

Полина В.

28б

Никита В.

24б

Иван Д.

38б

Лиза Е.

32б

Варя Ж.

26б

Вика К.

33б

Олеся К.

28б

Алина К.

40б

Андрей М.

42б

Лиля О.

18б

Миша П.

40б

Полина П.

21б

Витя П.

16б

Максим Р.

14б

Егор Р.

34б

Ирина Р.

42б

Данила С.

32б

Миша С.

36б

Анна С.

21б

Даша Т.

26б

Артем Т.

42б

Дима У.

14б

Дима Ч.

40б

Рома Ш.

38б

Настя Ш.

42б

ИТОГ:

10

14

3

 2.2. Формирующий этап педагогического эксперимента

     Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что:

     10 детей набрали высокий балл. Это свидетельствует о развитых у детей умениях пользоваться знаниями и следить за своим поведением в окружающей дорожно-транспортной среде.

     14 детей показали средний уровень знаний. У детей данной группы достаточно развиты навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, хотя остаются вопросы над которыми еще нужно поработать.

     Остальные 3 детей показали низкий уровень знаний. Что говорит о недостаточно сформированных знаниях у детей и умениях наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умениях обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих. Требуется целенаправленная работа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

     Полученные результаты показывают, что изучение правил безопасного поведения на улице многими детьми освоены недостаточно, значит, требуется дальнейшее проведение занятий, дидактических игр, бесед и других мероприятий.

     Итоговые баллы, выявили детей, нуждающихся в дополнительном внимании по данному разделу программы в целом.

     Обучение воспитанников правилам безопасного поведения в период нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении, уменьшает тяжелые последствия и возможность попадания его в дорожно-транспортные происшествия.

     Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 34»  служит механизмом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и раскрывает принципы организации, методы, приемы, порядок организации совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленное на полноценное всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

     Педагогический процесс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном образовательном учреждении, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования, выстраивается в соответствии с годовым планом учреждения. Годовой план составлен в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 года № 273-ФЗ),
  • в соответствии с ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013года № 1155),
  • санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.3049-13). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26).

     Над профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма мы, педагоги МБДОУ «Детского сада № 34», работаем на протяжении многих лет. Главной целью всей работы по данному направлению, которую мы поставили, является формирование навыков безопасного поведения на дорогах, которую реализуем путем решения нескольких задач:

  • создание условий  для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
  • развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
  • формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов.

     Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия:

  • встречи с работниками детской библиотеки им. Олега Кошевого,
  • беседы с сотрудниками ГИБДД;
  • наблюдения за движением транспорта,
  • экскурсии и целевые прогулки;
  • рассматривание иллюстраций, книг, рисунков с изображением улиц,
  •  чтение художественной литературы;
  • развивающие, сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, игры-соревнования;
  •  оформление уголка по Правилам дорожного движения.

     Вся образовательная деятельность с дошкольниками по данной проблеме представляется в форме игровых занятий.

2.2.1. Игра как средство обучения и воспитания

      «Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни».

     «Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя "здесь и теперь", достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных».

     Игра – один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок размышляет над тем, что видел, о чём ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. Полученные в детстве знания наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

      Игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить. (М. Горький).

     Согласно Слободчикову, установлено, что дошкольный возраст представляет собой благоприятный (сензитивный) период для становления в контексте игровых форм деятельности ряда способностей (воображения, общения, самоорганизации), которые задают основу для формирования системы компетенций, необходимых для дальнейшего образования в школе.

     Наиболее доходчивой формой разъяснения детям Правил дорожного движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного движения эффективно осуществляется в игровой форме. В процессе сюжетно-ролевой игры развивается умение действовать в воображаемом плане. Моделируя игровые ситуации, ребята познают различные комбинации соподчинения социальных ролей (водитель-пассажир; водитель-пешеход). В играх по обучению воспитанников правилам безопасного поведения на дорогах развивается умение детей управлять своим поведением на дорогах и улицах города, формируются знания о нормах и правилах поведения в общественных местах, например в транспорте.

     Как вид деятельности игра отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков правил безопасного поведения на улицах города. В изучении Правил дорожного движения особенно важным является приобретение детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения. При этом следует стремиться приблизить условия игры к реальной дорожной обстановке.

     Игру – как метод, мы используем и на занятиях (непосредственно образовательной деятельности). Наполняемость предметно развивающей среды в группах способствует формированию навыков безопасного поведения на улицах города.

     Игра носит воспитательно-образовательный характер. Именно поэтому её широко используют в учебно-воспитательном процессе. Игра является основным видом активности детей дошкольного возраста, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, осваивает социальный опыт.

      В настоящее время информационные технологии и средства массовой информации обусловили появление принципиально новой системы игр для детей, которую используют воспитатели в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

     Обычно это распространенные виды телевизионных шоу, информационно-компьютерные технологии. Использование анимации, слайдовых презентаций позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям, помогают развивать интеллектуальный уровень ребенка. Одним из актуальных способов просвещения всех участников образовательного процесса является занятие с мультимедийным сопровождением.

     В презентациях материал предлагается в соответствии с возрастом, используются: художественное слово, иллюстрации, проблемные ситуации, кроссворды. В ходе игр, инсценировок, викторин дети закрепляют важные правила пешехода. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

     Занятия интегрированные, предполагают участие всех детей. Чтобы удовлетворить интерес детей к окружающему миру, а именно, направить их внимание на необходимые ситуации и явления дорожного движения, дать нужные сведения о правилах дорожного движения и получить положительный результат, воспитателю необходимо правильно спланировать характер игр, не забывая и проверенные временем дидактические, сюжетно-ролевые игры.

     В процессе сюжетно-ролевой игры развивается умение действовать в воображаемом плане. Моделируя опасные ситуации, ребята познают различные комбинации соподчинения социальных ролей (водитель-пассажир; водитель-пешеход). В играх по обучению воспитанников правилам безопасного поведения на дорогах развивается умение детей управлять своим поведением на дорогах и улицах города, формируются знания о нормах и правилах поведения в общественных местах (транспорте).

     Игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков правил безопасного поведения на улицах города.

     При обучении детей правилам дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма применяются разнообразные методы работ:

  • практические, такие как игры-тренинги; моделирование опасных ситуаций; дидактические игры;
  • игровые: проблемные игровые ситуации; сюжетно-ролевые игры; режиссерские игры; дидактические игры;
  • словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия;
  • наглядные: метод иллюстраций и метод демонстраций;

     

Формы работ:

  • проведение интегрированных занятий в рамках трудового обучения, изобразительной деятельности и физического воспитания; чтение художественной литературы;
  • использование таких инновационных форм работы, как совместная работа детей с различными специалистами педагогического коллектива (музыкальным работником, логопедом, психологом);
  • получение детьми новых знаний при совместной деятельности с родителями во время проведения конкурсов, игр, викторин по правилам дорожного движения;
  • совместная работа дошкольного образовательного учреждения и сотрудников ГИБДД.

     Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице:

1.        Первый этап – диагностика – конкретные представления детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такое уточнение необходимо в каждой возрастной группе: это помогает воспитателю определить уровень знаний детей, их возможности.

2.        Второй этап – включает в себя формирование и накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, чтения и обсуждения произведений художественной литературы, и из личного опыта и закрепление полученных знаний с помощью игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий, целевых прогулок.

3.        Третий этап – углубление первоначальных детских представлений о правилах дорожного движения через занятия, встречи с сотрудниками ГИБДД, беседы с детьми, развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку правильно и вовремя  ориентироваться в создавшейся опасной ситуации.

     В каждой возрастной группе имеются специально оборудованные уголки, где сделана разметка перекрестка, установлены дорожные знаки, собран наглядный материал. Каждый год уголки по дорожному движению наполняются необходимыми атрибутами.

     Наполняемость предметно-развивающей среды в группах должна способствовать формированию навыков безопасного поведения на улицах города. Поэтому центры ПДД должны содержать следующий материал:

  • макеты дорог (в соответствии с возрастной группой);
  • комплекты игрового материала для обыгрывания (транспорт, дорожные знаки, постройки и другие);
  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры (жилеты, жезлы, машины, дорожные полотна, знаки и другие);
  • художественная литература;
  • иллюстративный материал;
  • дидактические игры.

     Разнообразие форм позволяет детям проявить свою активность и творчество. В дошкольном учреждении есть возможность применять игровые формы обучения и, что очень важно, теоретические знания закреплять на практике (во время целевых прогулок, экскурсий и др.).

     Поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он правильно оценить ее и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому ее «проигрывание» - наилучший способ для преодоления чувства страха в опасных случаях у одних ребят и удерживания от поспешных, но неверных действий – у других.

     Тренинг – возможность оказаться в опасной ситуации, а не поиграть в нее. Во время тренинга практические знания подкрепляются яркими эмоциональными переживаниями и не исчезают бесследно. Тренинги помогают быть активными в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию. А также развивать бережное отношение к своей жизни и здоровью, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления.

     В изучении Правил дорожного движения особенно важным является приобретение учащимися в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения. Этого можно добиться, используя в совместной деятельности моделирование игровых ситуаций.

     Моделирование опасных ситуаций можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности в качестве обучения детей основам безопасного поведения на дорогах, так и в самостоятельной деятельности детей.

     Виды дидактических игр по обучению детей основам безопасного поведения на дороге:

  1. Настольно-печатные

     Они разнообразны по видам – парные картинки «Дорожные знаки», лото «Подбери пару», домино «Транспорт», игры на передвижение «Веселый светофорчик», составление разрезных картинок и кубиков «собери знак», «Виды транспорта».

  1. Словесные.

     Построены на словах и действиях учащихся. В младших группах словесные игры направлены на закрепление и активизацию словаря «Еду-еду», «Воробушки и автомобили». В старших группах чаще используют для формирования мыслительного процесса, самостоятельности в принятии решения «Кому что нужно», «Да-нет», «Подбери слово».

  1. Интерактивные игры.

     Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского слова (interactive: inter – между, меж; active от  act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.

     Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта безопасного поведения на дороге. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

     Сюжетно-ролевые игры

     Сюжетно-ролевые игры также позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

     Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре, вызывали у детей не только эмоционально-положительное отношение и интерес, но и способствовали закреплению правил поведения на улицах города.

     Режиссерские игры.

     Являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Особенности режиссерской игры определяются в наличии воображаемой ситуации на дороге, в транспорте, распределение ролей между игрушками или предметами-заместителями, моделирование реальных отношений, где ребенку приходится учитывать позицию партнера, здесь он сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей (водитель-пешеход), мотивирует их действия, выступая в роли режиссера. При этом ребенок учится смотреть на событие с различных позиций, ставить себя на место конкретного персонажа.

     Особенность таких дидактических игр-занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и навыков происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. В процессе таких игр-занятий совершенствуются такие психические процессы как речь, мышление, восприятие.

     Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдать следующие условия:

  • Эмоционально-психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих;
  • Положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;
  • Формирование у играющих уверенность в своих силах и в успехе игры;
  • Содержание игры должно быть продуманным и отвечать задачам по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах города;
  • Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях;
  • Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы.

     Несоблюдение этих условий делает игру неэффективной.

     

     2.2.2. Сотрудничество МБДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

     Совместная работа инспекторов ГИБДД и дошкольного учреждения играет особую роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Взаимодействие педагогов и работников ГИБДД осуществляется в разных формах:

  • посещение инспекторами дошкольного образовательного учреждения с целью оказания методической помощи в определении наиболее практически значимых тем по основам безопасности дорожного движения;
  • оказание помощи в разработке информационных "Уголков безопасности" по пропаганде безопасности дорожного движения;
  • чтение лекций и проведение профилактических бесед с родителями;
  • проведение бесед с детьми, смотров-конкурсов, игр КВН;
  • участие в праздниках и развлечениях.

     Поучительными и интересными являются для воспитанников детского сада встречи с сотрудниками ГИБДД, на которых ребята участвуют в играх на внимание, повторяют правила, разбирают ошибки в поведении пешеходов.  Для закрепления материала на площадке МБДОУ выделена зона ПДД (разметка дороги с пешеходным переходом), которая помогает закреплять знания по Правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста.

     Знакомство детей с Правилами дорожного движения выстраивается постепенно в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Этапы реализации:

I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);

II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);

III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);

IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

     Во второй младшей группе детей мы продолжаем знакомить с правилами поведения в общественном транспорте, понятием тротуар и проезжая часть, транспортным светофором, видами транспорта. Для закрепления знаний в игре «Красный-зеленый» воспитатель продолжает закреплять умение различать красный и зеленый цвет светофора. В оформленном в группе уголке безопасности находится макет улицы, макет светофора, дидактические игры. Рекомендательный материал в форме рекомендаций доводится до родителей ежемесячно.

     В средней группе дети продолжают знакомство с пешеходным переходом, правилами движения по тротуару и проезжей части, назначением сигналов светофора. Родительский уголок оснащен матерчатым пешеходным переходом, макетом улицы с пешеходным переходом, макетом светофора, набором машин,

     Дети старшего дошкольного возраста продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, с правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Знакомятся с дорожными знаками, перекрестком, работой регулировщика, и в уголке есть макет перекрестка со знаками дорожного движения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, плакаты по ПДД с изображением регулировщика, различные дидактические игры: «Техосмотр», «Угадай знак», «Регулировщик» и др.

     В подготовительной группе ребята рассматривают и анализируют предметные ситуации на дорогах, тем самым закрепляя знания по ПДД. Содержание уголка усложнено, пополнено новыми развивающими играми и атрибутами. Формируется готовность детей к совместной деятельности, развивается умение договариваться, самостоятельно решать конфликтные ситуации. Вырабатывается осознанное отношение к выполнению правил безопасности.

     На занятиях дети получают четкое представление о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны выполнять их.

2.2.3. Сотрудничество МБДОУ с библиотекой.

     Наше дошкольное образовательное учреждение тесно сотрудничает с библиотекой, разработан план мероприятий. В план мероприятий включены занятия и беседы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, организация выставки «Дети и дорога».

2.2.4. Взаимодействие с родителями

     В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

     Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. Которые играют определяющую роль как в воспитании у детей транспортной культуры, так и в обеспечении безопасности детей на дорогах. Родители играют решающую роль не только в силу своего родительского статуса, но и потому, что их собственное поведение, является для детей примером для подражания.

     Для того чтобы деятельность родителей не препятствовала, а способствовала процессу овладения детьми навыками безопасного поведения на дороге, приносила пользу, выполняется ряд условий:

  • родители должны знать и соблюдать правила дорожного движения;
  • родители должны научиться понимать своих детей, их трудности в познании современного дорожно-транспортного мира ;
  • родители должны владеть основами обучения детей культуре поведения на дороге.

     Как показывает опыт, взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о ПДД не меньше, чем их дети. Как правило, на родительских собраниях родители предпочитают получать знания. Приветствуются использование современных методов, таких как выступление сотрудников ГИБДД, театрализованное сценка детей, совместная занятость родителей и детей в играх-викторинах, в КВН находят свою значимость в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Также оказывается помощь в оформлении реквизитов по ПДД для сюжетно-ролевых игр, составление безопасного маршрута из дома в детский сад.

     Совместная деятельность родителей и детей сближает, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнёрами. У детей появляется возможность посоревноваться с родителями, почувствовать уверенную помощь. Для ребёнка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми: воспитателями и родителями.

     Активное участие родителей в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми (создание транспортных площадок, изготовление атрибутов и пособий для занятий, игр) повышает их ответственность.

     Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, создается уголок безопасности, который содержит:

  1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе.
  2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
  3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
  4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по правилам дорожного движения.
  5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.

     Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения.

     Для успешной профилактической работы необходим целый комплекс самых разнообразных совместных мероприятий, в подготовку и проведение которых должны быть вовлечены и родители. Родители должны прийти к выводу, что эффективное обучение детей правилам дорожного движения невозможно без их участия. Только в тесном содружестве дошкольного образовательного учреждения и семьи, мы, взрослые сможем расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил культурного и безопасного поведения на улицах и дорогах города, в личном и общественном транспорте. Так как эффективность данной работы зависит от положительного примера взрослого.

План работы с родителями (подготовительная группа)

Формы работы с

родителями

Мероприятия

Срок

 исполнения

1

Родительское собрание (форма проведения - деловая игра)

«Безопасное движение»

сентябрь

2

Оформление стенда для родителей

«Наши лучшие друзья – правила движения!»

октябрь

3

Работа консультативного пункта «Почтовый ящик»

«Уроки воспитания пешехода»

Ноябрь (далее в течение года)

4

Открытый просмотр для родителей

КВН «Правила дорожного движения»

Декабрь

5

5.1

5.2

День открытых дверей

Презентация

Открытый просмотр развлечения

«Водитель-дорога-дети!»

Интеллектуальная игра «Путешествие по маршруту «Безопасная дорога!»

Январь

6

Выпуск стенгазеты (из семейного опыта воспитания)

«Поведение взрослых на улице – пример для детей?»

Февраль

7

Интеллектуальная игра для родителей

«Школа пешеходных наук»

Март

8

Выставка макетов (сотворчество воспитанников и родителей)

«Улицы моего района»

Апрель

9

Родительское собрание

«Советы родителям будущих первоклассников от сотрудников ГИБДД»

Май

10

Мастер-класс (обучение детей ПДД в летний период)

«Большая прогулка»

Июнь

11

Физкультурный досуг (воспитанники и родители)

«Посвящение в пешеходы»

Июль

12

Конкурс рисунков (сотворчество воспитанников и родителей)

«Правил дорожных на свете не мало»

Август

3.3 Контрольный этап эксперимента

     После проведения развивающих занятий, дидактических игр, бесед, была проведена повторная диагностика. Нами использовались та же методика, которая применялась в ходе констатирующего эксперимента.

     Сравнив данные эксперимента, можно заметить, что результаты повысились на несколько процентов, вследствие правильно подобранного методического материала и разработанных и проведенных средств и условий. Были получены следующие результаты: высокий уровень - 19 детей; средний уровень - 8 детей; низкий уровень - отсутствует.

Имя Ф. ребенка

Уровень знаний

Высокий

Средний

Низкий

Настя А.

39б

Антонио Б.

28б

Полина В.

40б

Никита В.

38б

Иван Д.

42б

Лиза Е.

38б

Варя Ж.

32б

Вика К.

38б

Олеся К.

34б

Алина К.

42б

Андрей М.

42б

Лиля О.

24б

Миша П.

42б

Полина П.

28б

Витя П.

26б

Максим Р.

24б

Егор Р.

40б

Ирина Р.

42б

Данила С.

38б

Миша С.

40б

Анна С.

38б

Даша Т.

38б

Артем Т.

42б

Дима У.

20б

Дима Ч.

40б

Рома Ш.

40б

Настя Ш.

42б

ИТОГ:

19

8

0

     При сравнении результатов заметны существенные улучшения. Количество детей с высоким уровнем увеличилось, а количество детей с низким уровнем - отсутствует.

     По итогам усвоения дошкольниками правил дорожного движения было выявлено, что уровень подготовки воспитанников по отдельным разделам программы значительно возрастает. Дети усвоили правила поведения на улице и в общественном транспорте. Умеют применять полученные знания в играх, развлечениях и повседневной жизни.

     В нашем экспериментальном исследовании была предпринята попытка по определению методов и способов, способствующих формированию умений и навыков пользоваться знаниями и следить за своим поведением у детей дошкольного возраста.

     В результате проведенных экспериментов и анализа, полученных данных, мы можем делать следующие выводы:

  • Профилактическая работа по детскому дорожно-транспортному травматизму осуществляющаяся в образовательном учреждении при совместном сотрудничестве с сотрудниками ГИБДД и родителями воспитанников  дает положительную динамику.
  • Организованные занятия, способствующие, формированию умений и навыков пользоваться знаниями и следить за своим поведением у дошкольников с низким уровнем также дают положительную динамику.
  • Исследуемые методики и способы, способствующие формированию умений и навыков безопасного поведением у детей дошкольного возраста достаточно эффективны.
  • Результаты проведенного педагогического эксперимента носят предварительный характер и нуждаются в проверке на большей выборке детей более продолжительное время.

Заключение

     Статистика дорожно-транспортных происшествий с участием детей дошкольного возраста и психолого-педагогические исследования подтверждают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге необходимо внедрение целостной системы непрерывного обучения детей безопасному поведению на дорогах города.

     Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога-воспитателя, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

     Таким образом, по результатам проделанной нами работы была достигнута цель: вырабатывание у детей устойчивого навыка переключения на самоконтроль, формирование умений использовать свои знания Правил для принятия правильных решений в конкретных различных дорожных ситуациях, повышение образовательного уровня родителей по безопасности.

     Были решены задачи исследования:

•        Изучение специальной литературы по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

•        Оценка уровня знаний Правил дорожного движения у дошкольников

•        Разработана и экспериментально проверена эффективность программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ходе педагогического эксперимента

•        Проанализированы и обобщены полученные результаты, сформулированы выводы.

     Гипотеза, озвученная ранее как, формирование и воспитание личности, знающей и не нарушающей Правила дорожного движения, подтвердилась при соблюдении:

  • Профилактической работы по детскому дорожно-транспортному травматизму в образовательном учреждении при осуществлении совместного сотрудничества с сотрудниками ГИБДД.
  • Повышение компетентности родителей в вопросах, касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города.

     Ребенок должен твердо усвоить, что каждый участник дорожного движения, и взрослый, и ребенок, обязан выполнять установленные правила. При этом он вправе рассчитывать, что их будут выполнять и другие участники движения.

     Успешная работа в нашем МБДОУ осуществляется благодаря созданным условиям эмоционального благополучия, психологического комфорта для детей и сотрудников, взаимопониманию и взаимодействию в решении поставленных задач по изучению азбуки дорожного движения, улучшению предметно-развивающей среды и установлению тесного взаимодействия с семьей.

     

     

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б.. Безопасность.
  2. Агафонова Г. В. «Дети и дорожное движение» М, 1978.
  3. Анастасова Л. П. Жизнь без опасностей. – М.: Вентона Граф, 1996.
  4. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
  5. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 2001.
  6. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).- М., 2015.
  7. Белая К. Ю., Зимонина В.М. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: книга для воспитателей». – М.; 2006.
  8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991
  9. Бордачева И.Ю. Безопасность на дороге. Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ,- М., Мозаика-Синтез, 2012..
  10. Бордачева И.Ю. дорожные знаки для работы с детьми 4-7 лет,- М., Мозаика-Синтез, 2012.
  11. Вадченко Н. Л. Энциклопедия для дошколят. – НПР «БАО», 1997.
  12. Веселовская А. Уважайте светофор. – М.: Молодая гвардия, 1972.
  13. В. С. Кузнецов. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – «Издательство НЦ ЭНАС», 2007.
  14. Дорохов А. «Красный, жёлтый, зелёный». М., 1984.
  15. Дорохова Т. Н. Программа «Радуга». – М.: Просвещение, 1997.
  16. Извекова Н. А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: Творческий центр, 2005.
  17. Козловская Е. А.  , Козловский С. А. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для первого класса. – М.Третий Рим, 2002.
  18. Концепция дошкольного воспитания, 1989.
  19. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), 2003.
  20. Дошкольное образование как ступень системы общего образования. Концепция под ред. В.И. Слободчикова, 2005.
  21. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. – М.: Просвещение, 1995.
  22. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет) . – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  23. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, - 3-изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  24. Саулина Т.Ф. знакомим дошкольников с правилами дорожного движения,- М., Мозаика-Синтез, 2012.
  25. Скорлупова О. Л. Правила и безопасность дорожного движения. – М.: Скрипторий 2003, 2004.
  26. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». – М., Просвещение, 1979.
  27. Т. А. Шорыгина. Основы безопасности. – Сфера, 2006.
  28. Т. И. Данилова. Программа «Светофор» - Детство-Пресс, 2009.
  29. Федяевская В.М. За безопасность детей на улице//Дошкольное воспитание. 1937.
  30. Хабибуллина Е.Я.,  «Дорожная азбука в детском саду», 2009 год.
  31. Якупов А.М. организационно-педагогические условия подготовки школьников к безопасному участию в дорожном движении: Автореф. дисс. канд. пед. Наук, Магнитогорск, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из системы мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам...

«Система работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

С самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и д...

Система работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

         Дошкольный возраст – плодотворный период: в это время развиваются наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, речь; закладываются предпосылки для ра...

СИСТЕМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.

Самое ценное — здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание....

Система работы по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у старших дошкольников в ДОО

В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо в каждом дошкольном учреждении предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у ...

«Система работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данной работы в...