Главные вкладки

    «Система работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»
    методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Костельцева Ольга Михайловна
    Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данной работы в дошкольном учреждении.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_pdd.docx861 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    ТЕМА: «Система работы в ДОУ
    по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
    и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»


    Составила:
    Костельцева Ольга Михайловна, старший воспитатель
    ГБДОУ детский сад №22 Кировского района Санкт-Петербурга

    Санкт-Петербург

    2018 год

    ЦЕЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

    Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данной работы в дошкольном учреждении.

    Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

    ПРОФИЛАКТИКА  ДЕТСКОГО
    ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

    РАБОТА С ДЕТЬМИ
    (В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

    Цель: 

    формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде

    ФОРМЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

    • наблюдения,
    • экскурсии,
    • чтение художественной литературы,
    • заучивание стихов,
    • рассматривание картин и иллюстраций,
    • образовательная деятельность,
    • развлечения,
    • конкурсы, соревнования,
    • игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые),
    • просмотр видео-диафильмов,
    • беседы, обсуждение ситуаций,
    • самостоятельная деятельность.

    Примерная тематика целевых прогулок

    Младшая группа

    (1 раз в 2 месяца):

    • знакомство с улицей;
    • наблюдение за работой светофора;
    • наблюдение за транспортом;
    • пешеходный переход.

    Средняя группа

    (1 раз в 2 месяца):

    • знакомство с улицей;
    • наша улица;
    • сравнение легкового и грузового автомобилей;
    • наблюдение за светофором
    • пешеходный переход (подземный и наземный);

    Старшая группа

    (1 раз в месяц):

    • улица;
    • правила поведения на улице;
    • наблюдение за транспортом;
    • прогулка пешехода;
    • переход;
    • перекресток;
    • наблюдение за работой светофора;
    • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
    • прогулка к автобусной остановке.

    Подготовительная группа

    (1 раз в месяц):

    • улицы и перекрестки;
    • правила дорожного движения;
    • наблюдение за работой светофора;
    • наблюдение за движением машин и работой водителя;
    • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
    • значение дорожных знаков;
    • знакомство с местом остановки пассажирского транспорта

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    • УГОЛОК ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
    • РАБОТА С КОВРОЛИНОМ

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОТНОГО ТРАВМАТИЗМА

    № п/п

    Мероприятия

    Срок

    Ответственный

    1.

    Инструктивно-методические занятия с педагогами по методике проведения занятий с детьми по изучению правил дорожного движения.

     В течение

    года

    Ст.воспитатель

    2.

    Организовать изучение с детьми Правил дорожного движения в соответствие с программами: «Программа воспитания и обучения в д/с», «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

     В течение

    года

    Воспитатели

    Ст.воспитатель

    3.

    Пополнить развивающую среду групп играми и пособиями по изучению Правил дорожного движения.

    В течение года

    Воспитатели

    Ст.воспитатель

    4.

    Обсуждение на родительских собраниях вопросов о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

    В течение года

    Зав. ДОУ

    Ст.воспитатель

    Воспитатели

    5.

    Оформление (обновление) информации для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

    Сентябрь

    Воспитатели

    Ст.воспитатель

    6.

    Всероссийская акция «Внимание – дети!» - I этап

    Август-сентябрь

    Зав. ДОУ

    Ст.воспитатель

    Воспитатели

    7.

    Всероссийская акция «Внимание – дети!» - II этап

    Ноябрь

    Зав. ДОУ

    Ст.воспитатель

    Воспитатели

    8.

    Всемирная акция «День памяти жертв ДТП»

    12-18 ноября

    Зав. ДОУ

    Ст.воспитатель

    Воспитатели

    9.

    Игровые занятия с детьми подготовительной группы по познавательно-игровой программе «Маленький пешеход».

    Январь

    Ст.воспитатель

    10.

    Конкурс детского творчества «Дорога и мы».

    10-19 января

    Воспитатели

    Ст.воспитатель

    11.

    Выставка конкурсных работ «Дорога и мы».

    с 20 января

    по 1 февраля

    Воспитатели

    Ст.воспитатель

    12.

    Праздник «Зеленый огонек».

    Июнь

    Ст.воспитатель

    Рук.физ.восп.

    Муз. руководитель

    Воспитатели

    ПРИЧИНА НЕОБХОДИМОСТИ
    РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ

    ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ ВЗРОСЛЫМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

    ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ

    • инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
    • тематические семинары, семинары-практикумы,
    • консультации, конференции;
    • обучение на проблемных тематических курсах;
    • изучение методического инструментария;
    • организация деловых игр, конкурсов, выставок, мастер-классов;
    • показ открытых занятий;
    • тематический контроль.

    Задачи:

    • Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
    • Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
    • Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
    • Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
    • Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
    • Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
    • Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей

    ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

    Принцип индивидуального и дифференцированного подхода,

    т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

    Принцип взаимодействия: дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

    Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия 

    Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

    Принцип возрастной безопасности

    С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

    Принцип социальной безопасности 

    Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

    Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания 

    Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

    Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

    План тематического контроля

    № п/п

    Направление работы

    Методика

    1.

    Обследование знаний и умений детей

    • Беседы с детьми
    • Мониторинг освоения детьми образовательной области программы «Безопасность»

    2.

    Оценка профессиональных умений воспитателя

    • Собеседование с педагогами по программе
    • Анализ организации педагогической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
    • Анализ организации образовательной деятельности

    3.

    Создание условий

    •  Посещение групп
    • - Анализ организации развивающей среды с точки зрения ее содержания (наличие демонстрационного материала, дорожных знаков, дидактических игр по ПДД и др.)

    4.

    Оценка планирования работы

    • Проверка планирования образовательной и самостоятельной деятельности детей, целевых прогулок, индивидуальной работы с детьми

    5.

    Работа с родителями

    • Анализ наглядной информации для родителей
    • Анализ планов воспитательно-образовательной работы
    • Анкетирование

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    Формы работы с родителями:

    • индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации);
    • встречи с сотрудниками ГИБДД, врачами травматологами;
    • просмотр открытых занятий, инсценировок по теме;
    • изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков;
    • участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах; общие и групповые собрания;
    • анкетирование;
    • тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры);
    • оформление стендов в родительском уголке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект досуга по ознакомлению детей с правилами дорожного движения на тему:"Знаешь ли ты правила дорожного движения".

    Кто же лучше Дяди Стёпы расскажет о правилах дорожного движения. Поиграет с детьми и даст нужные советы....

    Профилактика дорожно-транспортного травматизма и ознакомление детей с правилами дорожного движения. 

    Формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизм,примерная тематика целевых прогулок.Обучение основам безопасного поведения во всех возрастных группах....

    Межаттестационное планирование работы за 2016-2021 гг."Ознакомление детей с правилами дорожного движения в детском саду "

    Цель: Создание условий для формирования у детей  дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте....

    План работы ДОУ по профилактике дорожно –транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения

    Основные задачи. Формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Учить наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении. ...

    «Система работы структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию культуры безопасного поведения на улицах и дорогах».

    Статья поможет правильно организовать работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах....

    Презентация - отчёт по теме: «Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

    Обучаем детей безопасному поведению в дорожной среде .Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного...