Профилактика дорожно-транспортного травматизма и ознакомление детей с правилами дорожного движения. 
презентация к уроку по теме

Карпова Наталья Геннадьевна

Формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизм,примерная тематика целевых прогулок.

Обучение основам безопасного поведения во всех возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_2011.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения. Санкт-Петербург 2011 Карпова Н.Г. Д / с №82 Санкт-Петербург 2011

Слайд 2

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут, взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны Запрещается пересекать путь движущимся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети». В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара В местах перехода, где движение) регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности

Слайд 3

Формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: Формы работы с детьми: -целевые прогулки -свободно-продуктивная деятельность ; музыкально-игровые досуги ;праздники ;театрализация (кукольные , драматические представления ,спектакли учебно-тренировочные комплексные занятия на территории городка ;беседы ,выставки -тематическая неделя по правилам дорожного движения -чтение художественной литературы; Участие в акциях» Водитель ,сохрани мне жизнь» -игра (дидактическая , сюжетно- ролевая , подвижная , интеллектуальная ) -изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций; конкурсы, викторины ,турниры . Формы работы с педагогами: -информационно-практические обучающие занятия; -анкетирование; -тестирование; -консультации; -выставки; -мастер-классы; -изготовление методических игр и пособий ;обзор литературы ; педагогические советы; -семинары; - конкурсы педагогического мастерства; Формы работы с родителями: -родительский всеобуч (занятия для родителей с участием сотрудников отдела ГАИ ); -родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД ; -сотворчество родителей и воспитателей ; -межсемейные проекты ; -совместные досуги ; -анкетирование ; -консультации ; -беседы по профилактике дорожно-транспортного травматизма ; -совместное составление фото – видеоматериалов информационные «корзины» .

Слайд 4

« Примерная тематика целевых прогулок по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Слайд 5

Младшая группа : знакомство с дорогой; наблюдение за работой светофора; наблюдение за транспортом; пешеходный переход. Средняя группа : знакомство с дорогой; наша улица; сравнение легкового и грузового автомобилей; наблюдение за светофором; правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу. Старшая группа : элементы дороги; правила поведения на дороге; наблюдение за транспортом; прогулка пешехода; Перекресток; сигналы светофора; наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД; правила поведения на остановке; прогулка к автобусной остановке. Подготовительная группа: улицы и перекрестки; правила дорожного движения; наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя; значение дорожных знаков; правила поведения на остановке и в общественном транспорте; пешеходный переход (подземный, надземный и наземный); пешеходный переход регулируемый и нерегулируемый.

Слайд 6

«Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице» Особенности обучения дошкольников безопасному поведению на улице Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице: « умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт; о умение различать величину транспорта; » умение определять расстояние до приближающегося транспорта; а знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение; « понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка); « понимание потенциальной опасности транспорта, того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей. Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач: » развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице; обучение дошкольников дорожной лексике и включение их самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах; « формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице. Программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью общей программы воспитания детей, однако вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в т. ч. по тематике дорожной безопасности и т. д. Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять через непосредственное ' восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д., в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике. В общую программу воспитания дошкольников обязательно должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов «опасность» и «безопасность». Очень важно, чтобы дети сознательно относились к своим и чужим поступкам, понимали, что является правильным, а что неправильным, умели сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно и т. д.). Примерная тематика занятий с дошкольниками: «Дорога в дошкольное учреждение»; «Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению» «Предвидение опасности на улицах» «Виды транспортных средств» «Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке» «Нахождение на улице с взрослыми и правила перехода проезжей части дороги» «Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров» «Виды и сигналы светофоров» «Пешеходный переход» (подземный, надземный и наземный "зебра") «Дорожные знаки для пешеходов»

Слайд 7

Обучение основам безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста В младшей группе занятия лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности). На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов, как запрещающих движение, и значение зеленого сигнала, как разрешающего движение. Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой/маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными. В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку. На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ - подталкивать детей к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.) . Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам. Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.

Слайд 8

Обучение основам безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста На занятиях в группе педагог может дать детям задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т. д.) . Или как они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой. В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру, во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью. На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности именно на территории детского сада. Воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя, На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у детей формируется, умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде. На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части, которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

Слайд 9

Обучение основам безопасного движения: детей старшего дошкольного возраста В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение дошкольников свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить их с основными понятиями дорожного «словаря». Интересной и эффективной формой работы является организация ролевых игр, в которых дошкольники доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Если в детском саду имеется макет- микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д. И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупного и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое «закрытый обзор». На прогулке педагог наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход, переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большей скоростью. В свою очереди водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды. На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.

Слайд 10

Обучение основам безопасного поведения детей подготовительной группы К детям подготовительной группы следует относиться особенно внимательно, ведь они - будущие школьники, и вскоре им придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи. У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице. Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.

Слайд 11

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей. В младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, учатся различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Следовательно, в игровом уголке должны быть: Набор транспортных средств Иллюстрации с изображением транспортных средств Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.) Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор». Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку». Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть Макет транспортного светофора (плоскостной). Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть: Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор» На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход. В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться: Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу. Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка. В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется: Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер) Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.

Слайд 12

ВОПРОСНИК ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ПО ТЕМЕ«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» Что такое улица? Как регулируется движение на улице? Какие сигналы светофора ты знаешь? Как они обозначаются? Какие светофоры стоят на улицах города? Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры? Как называется человек, который регулирует движение на дороге? Что помогает регулировщику управлять движением? Для чего нужны дорожные знаки? Какие дорожные знаки ты знаешь? Где должны ходить пешеходы? Что такое перекресток? Где и как нужно переходить дорогу? Как обозначается пешеходный переход? Какие пешеходные переходы ты знаешь? Где на проезжей части можно переждать поток машин? Где должны ездить автомобили? Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского? Какие виды пассажирского транспорта ты знаешь? Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди? Какие ты знаешь правила поведения в транспорте? Чего нельзя делать на дороге?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга по ознакомлению детей с правилами дорожного движения на тему:"Знаешь ли ты правила дорожного движения".

Кто же лучше Дяди Стёпы расскажет о правилах дорожного движения. Поиграет с детьми и даст нужные советы....

План работы ДОУ по профилактике дорожно –транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения

Основные задачи. Формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Учить наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении. ...

«Система работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данной работы в...

Презентация - отчёт по теме: «Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Обучаем детей безопасному поведению в дорожной среде .Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного...

«Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Государственное бюджетное учреждение дополнительногопрофессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Кафедра профессионального образования...

«Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Цель: Создание в ДОУ условий оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения, формирование у детей умений пользоваться знаниями и следить за своим поведением в...

презентация на тему : «Система и модель работы ДОУ по профилактике и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспо...