Консультация для воспитателей
консультация на тему

Чиркина Татьяна Викторовна

Консультация для воспитателей "Роль игры в период дошкольного детства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Солнышко» село Томское, Серышевского района

Консультация для воспитателей

 Тема: «Роль игры в период дошкольного детства» 

Подготовила;

Чиркина Татьяна Викторовна

Воспитатель старшей группы

с. Томское

2017

        Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в которой дети приобретают первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются правила поведения, формируется характер. В процессе игры развиваются и совершенствуются духовные и физические силы ребенка в процессе усвоения общественного опыта. Игра способствует значительным преобразованиям, происходящим в психике ребенка, при переходе его на более высокую стадию развития, то предопределяют воспитательные возможности игры. Дошкольное детство выдвигает новые потребности, выражаемые желанием ребенка включаться во взрослую жизнь и являться активным участником этого процесса. Раньше ребенку было достаточно развиваться в кругу своей семьи с родителями как непосредственными участниками коммуникативного общения, однако с наступлением старшего дошкольного возраста значительно расширяется круг интересов ребенка, виды деятельности. Эти противоречия обусловливают возникновение ролевой игры как самостоятельной деятельности детей, моделирующей жизнь взрослых.

Однако подобная деятельность обусловливает возникновение множества вопросов со стороны психологии и педагогики: по каким причинам дети примеряют на себя роли взрослых и начинают взаимодействовать в воображаемом пространстве, прекрасно осознавая условность перевоплощения во взрослых. Эта деятельность является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной. Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом, характерной для дошкольного возраста.

В процессе вовлечения в игровую деятельность, ребенок способен эмоционально отождествлять себя с воображаемым человеком, роль которого он исполняет, посредством присваивания его норм и ценностей в качестве собственных, что происходит с помощью развитого у дошкольника механизма идентификации. Соответственно ребенок способен находить выход из различных ситуаций, искать пути решения при возникновении сложностей именно благодаря помощи игры, в которой он получает позитивную поддержку, отождествляя себя с положительной ролью. Это позволяет ребенку усваивать морально-этические нормы и правила, способствует формированию правильной и принятой в обществе культуры поведения .

Игра способствует установлению общения между детьми, формированию умений подчинять свои интересы интересам других, развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре происходит реализация игровых и реальных взаимоотношений, при этом игровые отношения распределяются согласно сюжету и роли, а реальные - согласно действиям детей, как равноправных партнеров по общению. Совместная игра способствует формированию у детей языка общения, взаимопонимания, взаимопомощи. Кроме того, предназначение игры заключается и в том, что благодаря ей ребенок постигает причины поступков людей, осознает свое место в системе взаимоотношений [.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры, в процессе которой дети начинают согласовывать свое поведение в соответствии с желаниями и потребностями другого человека, учатся отстаивать собственное мнение, реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие коммуникативных умений детей в этот период. Несмотря на присущий детям дошкольного возраста эгоцентризм, они умеют договариваться друг с другом о сюжете и правилах игры, предварительно распределять роли.

Сюжетно-ролевая игра создает оптимальные условия для формирования коммуникативных умений и навыков позитивного общения. Типичным для сюжетно-ролевых игр является наличие воображаемых, соответствующих сюжету, отношений между детьми и реальных отношений детей как партнеров по совместной деятельности. Этическое содержание сюжета игры позволяет ребенку на основе нравственного сюжета, оптимизировать взаимоотношения в повседневной жизни. Положительные роли, воплощаемые детьмиигре, опосредуют развитие взаимоотношений. Детское творчество основано на подражании, выступающим важным фактором развития ребенка. Задача воспитателя - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Игра является деятельностью, в которой происходит воссоздание ребенком разных видов человеческой деятельности. Роль, создающая двупланность игры, представляет собой основную структурную единицу. Игры на основе готовых сюжетов подразделяются на подражательные, сюжетно-отобразительные, игры-драматизации, театрализованные игры. Игры с сюжетами, самостоятельно придуманные детьми, делятся на сюжетно-ролевые, режиссерские игры, игры-фантазирование, игры интегрированного типа. Особое значение приобретают игры, создаваемые самими детьми: сюжетно-ролевые (творческие), направленные на воспроизведение детьми наблюдаемых в жизни процессов, явлений. В период дошкольного детства как классического возраста детской игры, возникает сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят жизнь взрослых и отношения между ними .

В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок отождествляет себя со взрослым, главной доминантой игры является сюжетно-ролевое действие: выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и реализация посредством воплощения игровых образов.Согласно исследованиям Н.Я. Михайленко, разные возрастные этапы развития сюжетно-ролевой игры можно охарактеризовать в зависимости от характера игровых действий, выполнения роли и развития сюжета в воображаемой ситуации.

Сюжетно-ролевая игра является основным видом игры дошкольника (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, в которой выражено разделение действительности на реальную и символическую. Сюжетно-ролевая игра - это творческая деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.

Сюжет - находит отражение в игре, ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Наиболее распространенными сюжетами являются (С.А.Шмаков): профессиональные; военизированные; созидательные; поиска и открытия; связанные с искусством; сказочные; этнографические .

Роль – образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по взаимной договоренности с другими играющими, это выбор мотива поведения. Роли могут быть разнообразными - роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, мультфильма, книги; роль-профессия, семейная роль, сказочные, карнавальные роли и т.д.

Игровые действия дошкольников представлены условным характером, поскольку игровая действительность происходит не по-настоящему.

Правила - это норматив, используемый ребенком для упорядочения, регуляции действий и отношений. Сознательное соблюдение правил включает освоенность ребенком отражаемой в игре сферы социальной действительности. Роль придает правилу смысл, создает возможности контроля.

Среди основных видов игр можно выделить следующие: игры на бытовые сюжеты, игры на производственные и общественные темы, игры на героико-патриотические темы; игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач; режиссерские игры.

Среди уровней, отражающих направленность сюжетно-ролевой игры, выделяют этапы развития игры. На первом этапе игры являются действия с предметами, на втором этапе основным содержанием игры являются действия с предметом, разворачивающиеся более полно и последовательно в соответствии с ролью, обозначаемой словом. На третьем этапе основным содержанием игры являются действия с предметами, дополняемыми разнообразными действиями, направленными на установление контактов с партнерами по игре с распределением ролей. И четвертый этап выступает в роли отражения социальных отношений и межличностных взаимодействий взрослых друг с другом .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"

Развиваем детей с помощью математических игр....

Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".

Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"

Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...

консультациядля родителей на тему День космонавтики

консультация для родителей День космонавтики...

Консультациядля воспитателей

Консультация для воспитателей...

Консультациядля родителей: "Осторожно гололед"!

О правилах поведения во время гололеда....

консультациядля родителей "Безопасность ребенка на зимних каникулах"

Информационный блок для родителей по безопасности ребенка...