ФГОС ДО: Эффективные технологии взаимодействия ДОО с семьями воспитанников
консультация на тему

Донских Лариса Владимировна

Родительское собрание - одна из задач общения воспитателЯ с родитлями - раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. Родительские собрания являются действенной формой общения воспитателей с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_2.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС ДО: Эффективные технологии взаимодействия ДОО с семьями воспитанников

Согласно статье 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации« 29.12.2012 № 273-ФЗ пункт 3 «… в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС дошкольного образования… » пункт 4 «… в РФ реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами местного самоуправления соответственно социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни… » «Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников».

ФГОС дошкольного образования состоит из трех групп требований: Требования  к структуре основной образовательной программы ДО

Требования к условиям реализации основной образовательной программы ДО

 Требования к результатом  освоения основной образовательной программы ДО.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: Использование в образовательном пространстве форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-педагогическим особенностям.

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности.

 Построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

 Организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный процесс, а также широкой общественности.

Изменение педагогического воздействия: педагог-ребёнок , ребёнок-взрослые-сверстники .

«Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка»

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: - Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями. - Повышение педагогической культуры родителей. - Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия с родителями: 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. 2. Индивидуальный подход. 3. Сотрудничество, а не наставничество. 4. Готовимся серьезно. 5. Динамичность.

Нормативное обеспечение деятельности ДОУ по взаимодействию с семьей - Положение о взаимодействии ДОУ с семьей. - Образовательная Программа ДОУ. - Годовой План работы дошкольной образовательной организации.

Традиционные формы взаимодействия с семьёй - коллективные формы взаимодействия воспитателя с родителями (проведение родительских собраний, игр с педагогическим содержанием, организация Школы молодого родителя); - групповые (групповые консультации, тренинги, практические занятия); - индивидуальные (консультирование, беседа, переписка) формы работы; - совместные с родителями и детьми досуговые мероприятия, спортивные соревнования.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Информационно-аналитические (Проведение социологических срезов, опросов «Почтовый ящик», «Индивидуальные блокноты».) Познавательные (Семинары-практикумы. Тренинги. Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме. Мини-собрания. Игры с педагогическим содержанием. Педагогический брифинг. Устные педагогические журналы. Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Педагогическая библиотека для родителей.) Досуговые (Совместные праздники, досуги. Выставки детско-взрослых работ. Кружки, секции, клубы.) Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские (Информационные проспекты. Альманахи. Журналы и газеты, издаваемые для родителей и родителями. Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми. Стенгазеты. Фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и др.)

Критерии оценки эффективности работы ДОУ по взаимодействию с семьей в соответствии с ФГОС ДО   1. Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. 2. Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей. 3. Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону. 4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности. 5. Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

                                                                                               Приложение

                                         Родительские собрания

Тема: «Стили взаимодействия с ребенком»

Цель – результат: Создать благоприятные условия для взаимодействия с семьями воспитанников; закрепить навыки самоанализа и самовыражения участников встречи, выработать и закрепить навыки общения, взаимопонимания, конструктивного взаимодействия между детьми, адекватные способы выражения претензий близким людям, умение находить выход из трудных ситуаций.

План собрания-встречи:

«Незаконченные предложения»

Для создания позитивного настроения, сплоченности участников собрания встречи, осмысления темы встречи педагог использует метод «Незаконченные предложения». Например: участники, передавая клубок, продолжают фразу «Я злюсь, когда мой ребенок….»

«Стили взаимодействия с ребенком»

Педагог раскрывает участникам собрания –встречи стили взаимодействия с детьми: во-первых авторитарный стиль взаимодействия, предполагающий жесткое подчинение ребенка воле родителей, во-вторых, стиль, ориентированный на поддержание  иерархии социально-ролевых позиций взрослого и ребенка; в –третьих, стиль, основанный на равноправии социально-ролевых позиций взрослого и ребенка, в-четвертых, стиль ориентированный на поддержание активности ребенка и его самовыражение (возможны демонстрация презентации, разбор педагогических ситуаций).

«Пресс-конференция»

Педагог использует метод «Пресс-конференция» с целью расширения представлений о равноправных, конструктивных отношениях и взаимодействия с ребенком. Участники встречи делятся на две подгруппы («дети»-«родители»), готовят вопросы («дети»-«родителям», «родители»-«детям»). Вопросы могут касаться межличностных отношений, ценностных ориентаций, воспитания, ЗОЖ. Каждая группа поочередно отвечает на вопросы «журналистов». На этом этапе целесообразно использовать метод «Список претензий» с целью отработать навыки конструктивного общения адекватных способов выражения претензий близким людям.

«Обратная связь»

Родителям предлагается обменяться мнениями с помощью незаконченного предложения: «Я осознал на встрече, что…»

Для всех участников необходимо подготовить материалы (оборудование) для организации собрания-встречи: визитки, фломастеры или маркеры, а так же бумагу и ручку для записей, буклеты для родителей, презентацию «Стили взаимодействия с ребенком», педагогические ситуации.

Родительское собрание

Тема: «Мир детской игры»

Цель-результат: Создать благоприятные условия для взаимодействия с семьями воспитанников; способствовать освоению родителями значимости воспитания детей, сформировать у воспитывающих взрослых навыки руководства и развития детской игровой деятельности.

План собрания-встречи:

«Незаконченное предложение»

В начале встречи педагог использует для создания рабочей атмосферы, способствующей пониманию участниками возможности в жизни ребенка игры, метод «Незаконченное предложение». Участники, передавая клубок, продолжают фразу: «Моя любимая игра в детстве – это…»

«Мир детской игры»

Педагог предлагает родителям перенестись на несколько лет назад , в то время, когда они были детьми, и проводит сюжетную игру «Семья». Атрибуты для игры: машинки, куклы, посуда, хозяйственные сумки. После окончания игры педагог задает вопросы: «Что вызвало затруднение? Каких атрибутов не хватало, чтобы развивать игру?» Участники собрания-встречи садятся в круг и по очереди рассказывают о своих впечатлениях. Педагог подводит итог. Затем рассказывает о детской игре, значении игры в жизни ребенка (возможна демонстрация презентации)

«Семейные игры»

Педагог использует метод «Семейные игры» с целью создания условий для самовыражения, поиска традиций семейной игровой культуры. Каждый участник на отдельном листе рисует атрибуты своей семейной игры; остальные участники должны отгадать , что это за игры.

Педагог предлагает воспитывающим взрослым ряд игр, направленных на развитие разных познавательных процессов детей. Проводя их с родителями, воспитатель рассказывает о правилах и положительном эффекте каждой игры.  Далее участники работают в проектных группах «Пишем рекомендации». Дается задание: в проектных группах разработать рекомендации воспитывающим взрослым «как научить ребенка играть?». Для этого используются «учебные станции»: в помещении расставлены столы с методическим, теоретическим материалом по теме «игра дошкольника». Участники могут передвигаться от одного стола к другому, изучать данный материал, далее использовать его для обсуждений в проектных группах. После того как рекомендации будут сформированы, участники проектной группы защищают свой проект.

«Обратная связь»

В заключении встречи педагог предлагает участникам собрания-встречи написать короткое сочинение-эссе «игра в жизни моего ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ».

Дошкольники с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. Дети-инвалиды испытывают повышенную...

«Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период»

laquo;Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период»...

Методическое пособие "Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

В предлагаемом методическом пособии представлены механизмы реализации эффективных форм взаимодействия с родителями.В пособии представлены практические материалы из опыта работы педагогов Муницип...

Эффективные формы взаимодействия ГБДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Деятельность родителей и педагогических работников , направленная на воспитание, развитие и обучение детей, может быть успешной только в том случа, если и родители, и дошкольное учреждение станут союз...

Презентация. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования....

Доклад на выступление городского методического объединения на тему: «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»

Доклад на выступление городского методического объединения на тему: «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»...