Проект. «История матрёшки»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Лебедева Татьяна Борисовна

         Информационная карта проекта.

 

Вид проекта: информационно – творческий

Продолжительность:  две недели.

Участники:  воспитатели группы, учитель-логопед, родители, дети старшей группы с ОНР.

Возраст детей: 5-6 лет.

Проблема: В настоящее время, начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний об истоках русской культуры и русского народного творчества. Проведя анкетирование  родителей, мы выявили, что многие родители не считают нужным приобретать такие игрушки, как матрешки, а современные дети думают, что матрешка - это
просто обыкновенная игрушка, и не знают, как ее делают, кто ее придумал.

Это один из символов нашей страны, достопримечательность, народная
игрушка, которая помогает увидеть разнообразие цветовой гаммы, развивает
мелкую моторику, эстетический вкус, и, наконец, не дает забыть наследие
наших предков. Поэтому мы решили побольше узнать о русской матрешке, как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение  этой проблемы и направлен наш проект.

 

 

Актуальность: У детей с ТНР слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах. У детей бедный словарь существительных, прилагательных по данной теме, они неуверенно дифференцируют понятия о народной игрушке. Участие детей в проекте  «История матрешки» позволит обогатить знания и представления о русской матрешке, поможет сформировать  у  детей  новые понятия (названия матрешек, элементы узора), развить связную речь, творческие способности детей; развить самоконтроль за правильным звукопроизношением. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Формирования у детей патриотизма,  духовного воспитания. Приобщая детей к народной культуре, народному искусству мы развиваем творческую  личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.

Модель трех вопросов.

Что знают?
 

Что хотят узнать?

нужно сделать, чтобы узнать?
 

1.Матрешки бывают из  дерева.

2.Они красивые, их изготовляли в деревнях для детей.

3.Их продают на русских праздниках.

1.Почему матрешку так назвали?

2.Почему в одной матрешке прячутся ее сестренки?

3.Кто придумал матрешку?

Как матрешку делают?

1.Спросить у взрослых.

 

2.Прочитать в энциклопедии и других книгах.

 

3.Посмотреть по телевизору, в Интернете.

 

 

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Создание условий для развития воображения и художественно – творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой – матрешкой.

Задачи:

Для детей:

Научиться формулировать цель проекта, планировать свою деятельность;

Пополнить свои знания о народной игрушке матрешке.

Развивать навыки самоконтроля, умение работать в коллективе, сотрудничать, договариваться.

Для педагогов:

- развивать умственные операции сравнения и обобщения;

- создать условия для формирования у детей познавательных умений;

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал детей;

-побуждать у детей эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания

- Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.

- Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по теме «народное творчество».

- Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

 

Для родителей:

- помочь детям в овладении новыми знаниями и умениями в процессе проектной деятельности;

(  обогащение и углубление представлений об историческом и культурном наследии родного края).

- включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

Форма проведения  и название итогового мероприятия проекта: 

совместное развлечение «Матрёшка-красавица»

 

                                            Продукты проекта

Для детей:

-рисунки , поделки, коллективные работы.

Для педагогов:

Изготовление дидактических игр по теме, создание презентаций, консультации для родителей « В какие игры можно играть с матрешками».

Для родителей:

– совместное изготовление детьми и родителями  стенгазет, книжек-малышек,  «Составление сказок о матрешке», участие в выставке «Такие разные матрешки

               Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

-заинтересованность детей темой: русская народная игрушка «матрёшка», проявление их познавательной активности;

-умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;

- желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;

- проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности;

 (познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность);

- овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;

- стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности ( познавательная, поисковая, творческая, игровая);

-пробуждение интереса к русским промыслам

- произвольная регуляция детьми своих действий и эмоциональных состояний;

- освоение детьми способов принятия общего решения.

Для педагогов:

- реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.

 -повышение  уровня знаний детей по теме «Народная игрушка».

-активизация словаря по лексической теме «Народная игрушка».

-формирование умений и навыков в лепке и рисовании, конструировании;

Для родителей:

- установление эмоционального контакта с детьми;

- продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_matreshki.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №39»

      Проект.

         «История матрёшки»                                    

«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики». Е.Флерина.

                Разработала:

                                                                                       Воспитатель    I  квалификационной

                                                                     категории  Лебедева Т. Б.

  г. Арзамас 2017г.

                                                   

    Содержание:

  1. Информационная карта проекта.
  2. Краткое содержание проекта
  3. Паспорт проекта.
  4. Системная паутинка проекта.
  5. Конспект совместной деятельности педагога и детей  старшего дошкольного возраста  с ОНР по теме « Перелетные птицы» В эфире телепередача « знатоки природы».
  6. Определение перспектив .
  7. Литература.
  8. Приложение.

                 Информационная карта проекта.

Вид проекта: информационно – творческий

Продолжительность:  две недели.

Участники:  воспитатели группы, учитель-логопед, родители, дети старшей группы с ОНР.

Возраст детей: 5-6 лет.

Проблема: В настоящее время, начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний об истоках русской культуры и русского народного творчества. Проведя анкетирование  родителей, мы выявили, что многие родители не считают нужным приобретать такие игрушки, как матрешки, а современные дети думают, что матрешка - это
просто обыкновенная игрушка, и не знают, как ее делают, кто ее придумал.

Это один из символов нашей страны, достопримечательность, народная
игрушка, которая помогает увидеть разнообразие цветовой гаммы, развивает
мелкую моторику, эстетический вкус, и, наконец, не дает забыть наследие
наших предков. Поэтому мы решили побольше узнать о русской матрешке,
 как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение  этой проблемы и направлен наш проект. 

Актуальность: У детей с ТНР слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах. У детей бедный словарь существительных, прилагательных по данной теме, они неуверенно дифференцируют понятия о народной игрушке. Участие детей в проекте  «История матрешки» позволит обогатить знания и представления о русской матрешке, поможет сформировать  у  детей  новые понятия (названия матрешек, элементы узора), развить связную речь, творческие способности детей; развить самоконтроль за правильным звукопроизношением. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Формирования у детей патриотизма,  духовного воспитания. Приобщая детей к народной культуре, народному искусству мы развиваем творческую  личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.

Модель трех вопросов.

Что знают?

Что хотят узнать?

нужно сделать, чтобы узнать?

1.Матрешки бывают из  дерева.

2.Они красивые, их изготовляли в деревнях для детей.

3.Их продают на русских праздниках.

1.Почему матрешку так назвали?

2.Почему в одной матрешке прячутся ее сестренки?

3.Кто придумал матрешку?

Как матрешку делают?

1.Спросить у взрослых.

2.Прочитать в энциклопедии и других книгах.

3.Посмотреть по телевизору, в Интернете.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Создание условий для развития воображения и художественно – творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой – матрешкой.

Задачи:

Для детей:

Научиться формулировать цель проекта, планировать свою деятельность;

Пополнить свои знания о народной игрушке матрешке.

Развивать навыки самоконтроля, умение работать в коллективе, сотрудничать, договариваться.

Для педагогов:

- развивать умственные операции сравнения и обобщения;

- создать условия для формирования у детей познавательных умений;

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал детей;

-побуждать у детей эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания

- Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.

- Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по теме «народное творчество».

- Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

Для родителей:

- помочь детям в овладении новыми знаниями и умениями в процессе проектной деятельности;

(  обогащение и углубление представлений об историческом и культурном наследии родного края).

- включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

Форма проведения  и название итогового мероприятия проекта:  

совместное развлечение «Матрёшка-красавица»

                                            Продукты проекта

Для детей:

-рисунки , поделки, коллективные работы.

Для педагогов:

Изготовление дидактических игр по теме, создание презентаций, консультации для родителей « В какие игры можно играть с матрешками».

Для родителей:

– совместное изготовление детьми и родителями  стенгазет, книжек-малышек,  «Составление сказок о матрешке», участие в выставке «Такие разные матрешки

               Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

-заинтересованность детей темой: русская народная игрушка «матрёшка», проявление их познавательной активности;

-умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;

- желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;

- проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности;

 (познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность);

- овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;

- стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности ( познавательная, поисковая, творческая, игровая);

-пробуждение интереса к русским промыслам

- произвольная регуляция детьми своих действий и эмоциональных состояний;

- освоение детьми способов принятия общего решения.

Для педагогов:

- реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.

 -повышение  уровня знаний детей по теме «Народная игрушка».

-активизация словаря по лексической теме «Народная игрушка».

-формирование умений и навыков в лепке и рисовании, конструировании;

Для родителей:

- установление эмоционального контакта с детьми;

- продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

                             

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия

членов семьи

Подготовительный

Создают проблемную ситуацию и описывают ее. Используют модель 3-х вопросов.

Формулируют проблемные вопросы.

Определяют задачи. Подборка мультмедийных презентаций по теме

Собирают литературу о матрешке: стихи, загадки, поговорки, сказки, рассказы.

Делают объявление для родителей с целью привлечения их к участию в проекте.

 Создают проблему для осуществления проекта.

Осознают и личностно воспринимают проблему, эмоционально реагируют на проблемные вопросы.

Предлагают варианты решения проблемы.

Совместно с воспитателем определяют цель проекта.

Принимают задачи проекта.

Дополняют задачи проекта.

 

Прогнозируют результаты проекта. Мы узнаем: «Историю русской матрешки»

Принимают проблему «Участвуем в проекте».

Помогают собирать литературу о народной игрушке – матрешке.

Оформляют совместно с детьми стенгазеты, книжки-малышки.

Беседуют с детьми о народных игрушках и помогают им в решении проблемной ситуации

Деятельностный

Организуют совместную деятельность с детьми.

Помогают в изготовлении атрибутов и игровых пособий детям и родителям.

Разучивают с детьми загадки, пальчиковые игры, игры, стихи, читают им сказки и рассказы.

Контролируют развитие проектной деятельности детей.

Оказывают дифференцирован

ную помощь детям при проведении проектной деятельности.

Собирают рисунки детей.

 Планируют деятельность при помощи педагога и определяют средства реализации проекта.

Объединяются в рабочие группы, распределяют обязанности.

Систематизируют предложенную информацию, придумывают небольшие рассказы о матрешках (словотворчество).

Выполняют проект (игры, продуктивную деятельность) при дифференцированной помощи взрослых.

Готовятся к итоговому мероприятию

Помогают в составлении рассказов описаний « Русская матрешка»(словотворчество).

Принимают участие в оформлении выставки  « Такая разная матрешка»

Завершающий

Помогают в организации итогового мероприятия.

Участвуют в обсуждении результатов проектной деятельности.

Совместно с детьми определяют перспективы развития проекта

Проводят итоговое мероприятие: « в эфире телепередача

 « знатоки природы».

Обсуждают результаты проектной деятельности, выясняют причины успехов и неудач.

Совместно со взрослыми определяют перспективы развития проекта

                            Паспорт проекта.

1.        Тема: «История матрешки»

2.        Тип проекта: познавательный

3.        Характер проекта: творческо - познавательный.

4.        По характеру контактов:  дети, воспитатели,учитель-логопед, родители.

5.        По количеству участников:  групповой

6.        По продолжительности:  краткосрочный .

7.        Предмет исследования: матрешка.

Актуальность:  Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители  духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рождённое живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.                                                                                                                                Все мы в детстве играли этим удивительнейшим произведением - матрешкой. Мы никогда в то время не задумывались об ее происхождении, истории. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.

Цель проекта: Создание условий для знакомства с историей появления Матрёшки;

Задачи:

Обучающие:

-  формировать у детей представление  о  перелетных    птицах;

- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

- развивать умственные операции сравнения и обобщения;

-  развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать   новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

-  приобретать детьми опыт исследовательской   деятельности, формировать умения реализовывать  интересы;

-развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:  

-воспитывать эмоциональное отношение к    перелетным    птицам , общение с ними на равных;  

-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Ожидаемые результаты:

-продолжается  развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

-формируется  осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.

План действий:

1.Постановка цели;

2.Поиск формы реализации проекта;

3.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5.Определение направлений поисковой практической деятельности;

6.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с родителями и детьми;

7 .Коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о  русской игрушке.

Погружение в проблему, постановка задач.

1. Беседа в диалоговой форме с детьми об игрушках наших бабушек и дедушек, об игрушках матрёшках.

2. Рассматривание игрушки матрёшки.

3. Пробуждение интереса к теме развлечения ( дети совместно с воспитателем знакомятся с материалом проекта и отвечают на вопросы).

4. Рассматривание наглядно – дидактического материала.

5 Знакомство с проектом.

Задачи:

1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).

2) Охрана и укрепление здоровья детей.

3) Воспитание любви к истории  родного  края.

Планирование работы.

1. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

2. Стимулировать детей самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

2.познавательный:

Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа «Матрешка -национальное культурное наследие России».

Цель: Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

Задачи:

Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

Организация совместной деятельности с детьми.

Рождение проблемы: «Почему в одной матрешки прячутся другие? Кто придумал матрешку? Как делают матрешку?» спросили дети во время игры.

Вопросы:

  1. Что вы знаете о русских народных игрушках?
  2.  Какие народные игрушки вы знаете?

     3.Что бы вы хотели узнать о матрешке?

     4.Почему русская матрешка является символом России?

    5.Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой?

     6. Как появилась матрешка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "История моей семьи в истории моей страны"

Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода....

Детский проект "История моей семьи в истории моей страны"

Деятельностный подход, лежащий в основе проекта «История моей семьи в истории моей страны», предполагает полноправное и активное сотрудничество взрослых и ребенка. Содержательная сторона разнообразной...

Проект на тему "История матрёшки"

   Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. "Игрушка – "Матрёшка" небалушка" - так говорит народная мудрость о значени...

История матрёшки

В наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень–то чем–либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русск...

Презентация проекта " Раз матрёшка, два матрёшка..."

quot;Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".Е. Флерина      ...

Познавательно-творческий проект "История Матрёшки"

В наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрёшкой – это одна из частей формирования у детей...

история Матрёшки

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол о...