Консультация для педагогов "Этническая культура"
консультация (старшая группа) на тему

Консультация о культуре и искусстве народов Ханты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnicheskaya_kultura.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Ашманова А.А.

                                                                    Высшая квалификационная категория

Консультация для педагогов

Тема: Этническая культура

Цель: привлечь внимание педагогов к малочисленным народам Севера (ханты, манси); их культуре, искусству. Вызвать отзывчивость к народной эстетике.

Суровые условия проживания, развитие традиционных промыслов создают совершенно особую культурную среду обских угров. В отличие от европейских культур, где человек - царь природы, у обских угров природа одухотворена и является субъектом взаимодействия. Отсюда и отношение ко всему, как к живому. Неприхотливые в быту, ханты и манси имели развитые формы духовной практики, которые и по сей день до конца не исследованы и не описаны. В обско-угорском фольклоре сохранились предания о людях, способных управлять стихиями (насылать на врагов ливень, град, буран). Шаманы, являясь посредниками между миром людей и миром духов, лечили болезни, гадатели могли предсказывать будущее. Мифология обских угров включала в себя представления о мире и человеке, об истории общества, философские знания.

По общему мнению исследователей (и не только финно-угроведов), ханты - одни из самых примечательных этносов в отношении научного познания путей развития религии, языков, культуры. Их мировоззрение складывается из различных составных частей, отражающих представления о человеке и окружающем его мире, включая Космос. Другими словами, это представления о составных частях мироздания, связях между ними и основополагающих явлениях бытия (жизнь, рождение, любовь, ненависть, правда, справедливость и т.п.). Иногда эти представления наивны, иногда обладают глубоким философским содержанием. Часть из них сходится с аналогичными представлениями других народов, другая часть очень своеобразна. Последние также можно разделить: некоторые представления являются общими для обских угров, некоторые характерны или только для ханты, или только для манси, или их локальных групп.

Для обских угров характерно анимистическое восприятие мира - всеобщее одухотворение явлений природы, вера в духов. По их представлениям, Вселенная делится на Верхний ("небесный") и нижний ("Подземный") миры - области духовного бытия, а так же Средний мир (где живет человек). Средний мир формировался, согласно мифам, при участии богов Верхнего и Нижнего миров. Верхний и Ниж..ний миры; в свою очередь, имеют свое членение. Верзний - на «7 небес», нижний - на 3. Каждая часть управляется конкретным богом.

Верховным божеством является небесный бог - Торум, У которого есть дети, духи-охранители конкретных территориальных групп обских угров.

Одним из главных божеств является - подательница жизни, детей, богиня Калтащ. Нижний мир-царство болезней и смерти - возглавляет Куль отыр, или Хинь вэрт. Кроме того, к наиболее популярным божеством относится "За миром наблюдающий человек", всадник на белом коне, облетающий землю Мир-суснэ-хум (или Ас тый ики), основная функция которого заключается в охране миропорядка. Особо почитается богиня огня. Наконец, существует большое количество второстепенных, локальных духов, в т. ч. лесных и водных.

Духам воздаются приношения, как кровные, так и бескровные. Принесенные дары в некоторых случаях хранятся в специальных священных лабазах; в остальных случаях - они находятся дома, в прикладах, или в священных нартах. Деревянные изображения, считаются многих вместилищ.

Из животных у хантов и манси наибольшим почитанием пользовался медведь, который занял значительное место в их мифологических представлениях, верованиях, обрядах и изобразительном искусстве. Культ медведя прослеживается в археологических культурах на территории округа начиная с ПI-П тыс. до н.э.

Самым ярким проявлением его культа спорадические и периодические обряды, называемые медвежьими праздниками или медвежьими игрищами. На игрищах, длящихся до семи дней, исполняется около 300 различных песен, танцев, сценок. Каждая песня отражает то или иное событие в истории племен и народов, населявших некогда Западную Сибирь, поэтому с точки зрения исторической науки они представляют большую ценность. В мифологических сюжетах священных песен, исполняемых на игрищах, наиболее полно представлена традиционная картина мира.

Почитание других животных имело менее развернутые формы. Различные группы хантов почитали лося. Особое отношение было к пушным зверям: лисице, кунице, росомахе, бобру, выдре, соболю, а также и к птицам: гагаре, вороне, филину, рябчику, кукушке, ласточке, синице, дятлу.

Фольклорное творчество хантов и манси не является самостоятельной эстетической ценностью, оно органически связано с системой верований и жизнеобеспечения, регулируя повседневную деятельность и выступая как важный социализирующий фактор. Его своеобразие состоит в сочетании глубокой архаичности функционирования с изысканностью и даже изощренностью поэтического стиля и форм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Консультация для воспитателей. Культура поведения ребёнка и звуковая культура речи.

Формирование у ребенка культуру деятельности, культуру общения, звуковую культуруречи....

Консультации по физической культуре для педагогов

Физическая культура – органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет все, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека в сист...

Консультация по Звуковой Культуре Речи

Этот  материал  поможет  родителям  больше  узнать  звуковой  культуре  речи   детей    5-6  лет....

Консультация для родителей "Культура поведения. Как воспитывать культуру в сыне или дочери"

Тщательный уходза своей одеждой, телом, порядок в доме способствуют воспитанию выдержки, аккуратности, дисциплине. Эти качества характеризуют морально-волевую сторону певедения детей: умение ребенка м...

консультация для родителей "Культура поведения, культура речи, речевой этикет"

 А.П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли -...

Консультация для воспитателей "Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка."

Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфер...