"Организация пректной деятельности в рамках ФГОС"
консультация по теме

В материале рассказывается о построении проектной деятельности с детьми дошкольного твозраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности в рамках ФГОС

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Для него всё впервые: радуга и гроза, удивление и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают родители, педагоги.

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов воспитателям необходимо изменить подход к осуществлению образовательной деятельности.  Процесс образования должен быть направлен на развитие качественные стороны личности ребенка. ФГОС декларирует самоценность «проживания» детьми эпохи детства, его уникальность, важность создания благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Эти приоритеты и определяют выдвижение на первый план задачи, связанные, прежде всего, не с приобретением детьми школьных умений читать, считать и писать, а с формированием психологической стабильности, высокой самооценки, веры в свои силы и развитием социальных способностей. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образования.

 Перед педагогами встаёт задача - как же спланировать тематическую деятельность, которая содержит в себе разноплановые направления образования?

Оптимальное решение для выхода из данной ситуации – это использование в работе метода проектов.

Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.  А также это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Использование метода проектов дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 20-е годы нынешнего столетия в Соединенных Штатах. Его назвали также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. А разработал данный метод американский философ и педагог Джордж Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность детей, руководствуясь с их личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям так же их личную заинтересованность в приобретенных знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:

- повышению профессионального уровня педагога или творческой группы, которые участвуют в разработке проекта;

- формированию у воспитанников ряда значимых компетенций, наращиванию универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира) - способности дошкольников к элементарной научной деятельности;

-  развитию креативности;

- развитию психических процесcов (воображение, мышление, речь), познавательные способности дошкольников; социализации; развитию коммуникативных качеств;

-  повышению качества образовательного процесса;

- формированию сообществ «дети - родители» через преемственность работы ДОУ и семьи.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного  выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого воображения;
  4. Развитие творческого мышления;
  5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.  

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

Литература:

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

3.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

4.Н.С.Голицина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»//АРКТИ, 2003;

5.Н.А.Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании»// М.Мозаика-Синтез, 2012;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности при организации образовательных областей в рамках ФГОС ДО

Дошкольный возраст, как известно, является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функцион...

Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»Цель: формирование  мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовате...

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста в разных формах организации двигательной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО

Взаимодействие инструктора по ФК и воспитателяв процессе физкультурно-оздоровительной работы...

Презентация "Организация кружковой деятельности в рамках ФГОС ДО"

Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы сада....

«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС ДО»

Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечно...