"Эта удивительная Африка"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Бобкова Елена Юрьевна

         Конспект игры-путешествия, способствующей развитию социально-коммуникативных компетенций, познавательной активности, воображения и экологической эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

        Игра-путешествия предоставляет возможность прочувствовать континент, "прожить" интересный для детей материал, ведь детям очень нравятся путешествия и приключения.

       Дети являются активными участниками на протяжении всей игры-путешествия, погружаются в организованную взрослыми социальную ситуацию.

       Игра-путешествие способствует развитию коммуникативных навыков, любознательности, воображения, навыков работы в команде, повышению уверенности в себе, экологической эмпатии. Актуализирует знания о географических особенностях, растительном и животном мире Африки, обогащает чувственный мир детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ

Л.С. Выготский ввел очень важное для педагогической психологии понятие "социальной ситуации развития", которое получило затем развитие в детской и социальной психологии благодаря исследованиям  Л. И. Божович и Б. Г. Ананьева.

Социальная ситуация развития - это «совершенно своеобразное, специфическое для каждого возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». [3]

Социальная ситуация развития – это социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека, в т.ч. развитие познавательной активности, коммуникативных компетенций, воображения и др. Социальная ситуация развития включает в себя также систему факторов, от которых зависит развитие, то есть систему факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка.

Модель социальной ситуации развития легко выстраивается в игровой деятельности. Игра – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая постоянно используется в развивающей и обучающей работе педагога в условиях реализации требований ФГОС ДО.

Сущность игры, по Л. С. Выготскому, заключается в том, что она представляет собой исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми. Характерная черта игры в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив каждого действия заключен не в получении результатов, а в самом процессе его выполнения.

В игре формируются и развиваются: иерархия мотивов, воображение, произвольность поведения, понимание норм и правил социальных взаимоотношений, формируются коммуникативные компетенции.

Формирование коммуникативных способностей (т.е. предтечи компетенций) – это важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. Н. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

Сформированные коммуникативные способности – главный показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) [4]

В игре впервые открываются отношения, существующие между людьми. Ребенок начинает постигать, что участие в каждой деятельности требует от человека исполнения определенных обязанностей и дает ему ряд прав. Дети приучаются к дисциплине, соблюдая определенные правила игры. В совместной деятельности они учатся согласовывать свои действия. В игре ребенок постигает возможность замены реального предмета игрушкой или случайной вещью, а также может замещать предметы, животных и других людей своей собственной персоной. Игра на этом этапе становится символической. Использование символов, способность замещать один объект посредством другого представляют собой приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение социальными знаками. Благодаря развитию символической функции у ребенка формируется классифицирующее восприятие, существенно изменяется содержательная сторона интеллекта. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче в игре. Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Воздействует и на интеллектуальное развитие: в игре ребенок обучается обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова. Вхождение в игровую ситуацию является условием для разных форм умственной деятельности ребенка. От мышления в предметном манипулировании ребенок переходит к мышлению представлениями. В игре начинает развиваться способность действовать в мыслительном плане. Большое значение  игра имеет и для развития воображения. [5] 

Игра стимулирует познавательную активность детей.

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Само познание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. [6]

Наиболее успешно становление всех представленных новообразований у дошкольников происходит в игровой деятельности. Например, в игре-путешествии «Эта удивительная Африка» дошкольникам предоставляется возможность прочувствовать страну, континент, «прожить» интересный для них материал. Ведь маленьких детей интересует то, что их окружает, детей волнуют путешествия, дальние  страны и приключения.

Дети являются активными участниками на протяжении всей игры-путешествия, погружаются в организованную взрослым социальную ситуацию, становятся настоящими путешественниками и совершают необыкновенное путешествие в пространстве. Игра-путешествие способствует развитию коммуникативных навыков и навыков работы в команде, повышению уверенности в себе, актуализирует знания о географическом положении, особенностях климата, растительного и животного мира Африки, обогащает чувственный мир детей, развивает познавательную активность и воображение.

Цель: Развитие социально-коммуникативных компетенций, познавательной активности, воображения и экологической эмпатии.

Задачи:

  • развить умение работать самостоятельно, в группе;
  • развить умение воспитанников выполнять задание по словесной инструкции;
  • развить произвольность внимания, памяти, воображения, мышления;
  • развить навыки вербального общения, умения слышать других;
  • сформировать отношение к правилу как обязательной составляющей не только игры, но и жизни в целом;
  • развить экокультуру соответствующую личностным качествам индивида и возможностям природы.

Количество детей: 8-10.

Продолжительность: 60 минут (занятие может быть разделено на два по 30 — 35 минут)

Занятия состоят из блоков:

  • приветствие (энергизатор);
  • информационный (краткая  информация по теме с использованием презентации, фото,   предметов, карт  и  т.д.);
  • практический (дети создают мир, проводят эксперименты и опыты, придумывают танцы);
  • завершение (вспомнить о том, что делали и узнали  на занятии)

Конспект познавательной игры-путешествия, способствующей развитию социально-коммуникативных компетенций, познавательной активности, воображения и экологической эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

«ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ АФРИКА»

ХОД ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ

  1. Приветствие, создание положительного эмоционального настроя

Воспитанники вместе с педагогом встают в круг.

- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть, и хочу сегодня вам предложить совершить необычное путешествие. Хотите?...Сейчас вы закроете глаза и откроете их только после того как я произнесу волшебные слова. Всем это понятно?.. В путь: «Абра дак абра кадабра».

- Посмотрите мы попали в необыкновенное место, здесь встречаются жители различных стран, давайте мы с ними поздороваемся…

Игра «Здравствуйте»

- Здороваться будем особенным образом. Я буду называть страну, и традиционный метод приветствия в этой стране, вы здороваетесь этим способом с соседом справа и слева. Готовы, итак.

  • в России принято пожимать друг другу руку;
  • в Италии – горячо обниматься;
  • в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
  • в Зимбабве – трутся спинами;
  • в Македонии – здороваются локтями;
  • в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
  • у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: а)хлопнуть по ладоням; б)подпрыгнуть; с)толкнуть бедром.

  1. Информационный блок

- Хорошо, мы поприветствовали друг друга, посмотрите - я тут кое-что приготовила для вас. Что это такое, вы знаете?.. (Карта)  Верно географическая карта.

- А что на ней нарисовано?.. Зачем она нужна?.. (Для изучения земного шара, для изучения  животных, для путешествий (подвести к путешествию)).

Конечно для путешествий. А вы любите путешествовать?.. Как вы уже путешествовали, где были?..  (Ответы детей (каждый ребенок должен высказаться)).

- А сегодня, турбюро детского сада, приготовило для нас интересное путешествие. Хотите в него отправиться? Да.

Билет с загадкой про Африку

- Посмотрите вот билет от турбюро, но он не простой, а необыкновенный. Отгадать загадку надо, чтоб узнать, куда же мы отправляемся.

Раскалена от жара

Пустынная Сахара.

Зато среди саванны –

Слоны и обезьяны,

Львы, зебры и жирафики

Гуляют в жаркой ....Африке.[2]

- Да, конечно это Африка, самый жаркий материк.

- Вспомните, какие животные живут на Африканском континенте. Найдите, где на карте, они все вместе находятся (дети находят на карте Африканский континент, педагог помогает при необходимости). Вот она Африка, обратите внимание на форму этого континента, что находится вокруг него.

- Теперь, постараемся найти, где же живем мы с вами. Какие животные живут в нашей стране? Найдите их на карте (при необходимости помогаем детям).

- Верно, мы с вами живем вот здесь, на Уральских горах, а как же нам лучше добраться до Африки?.. (На самолете, на корабле…)

- Действительно, если бы мы отправлялись в Африку, то полетели бы на самолете, поплыли бы на корабле. Но, турбюро детского сада, приготовило для нас виртуальное путешествие, с помощью различного оборудования. Готовы в него отправляться?.. ( Да)

- Предъявляем наш билет, занимаем удобные места на «ковре-самолете», отправляемся.

Просмотр видеоролика «Африка» [4]

- Мы много узнали об Африканском континенте, пришло время, создать нам свою Африку.

  1. Практическая часть

Создание Африканского континента в песочнице

- У нас есть песочница, растения, фигурки животных и карта, на которой  показано где в Африке пустыня, где горы, где саванна.

- Давайте рассмотрим карту и построим в песочнице африканский континент. Африка почти со всех сторон омывается водами океанов и морей, и дно песочницы у нас тоже синее.

(Дети строят  Африканский континент в песочнице, если требуется, педагог помогает).

- Теперь давайте рассмотрим карту природных зон, вот например зона пустыни, каким растениям и животным здесь будет комфортно?.. А теперь саванна, кто у нас обитатели саванн, почему им здесь хорошо?.. А где у нас джунгли,  кто в них живет?.. А на самом юге Африке, живут Африканские пингвины.

- Теперь вам надо договориться, где на построенном вами континенте, расположится пустыня, где джунгли, где саванна  (дети договариваются  о расположении природных зон на построенном ими континенте, они могут быть обозначены прочерченной на песке линией).

- Континент у нас есть, природные зоны обозначены.  Что еще надо добавить?.. (Растения, животных)

- Верно, начнем с растений. Но помните в каждой природной зоне свои растения. Одним из них комфортно в пустыне, другим в саванне, а третьим в джунглях. (Открывается поднос с растениями, дети распределяют растения в соответствии с природными зонами)

- Растения есть, кого же не хватает?.. (Животных)

- Конечно. Вот наши коробочки с животными. Вам надо выбрать животных обитающих в Африке, и поставить их в ту природную зону, где им будет хорошо и комфортно. (Открываются коробки с животными, для усложнения задачи обитатели Африки перемешаны с обитателями других континентов и домашними животными)

- Отлично, вот и мы с вами в Африке. Посмотрите внимательно, все ли обитатели находятся в своих природных зонах, всем ли им комфортно?.. (Все, либо помочь перебраться растениям и животным в комфортную для них зону обитания.)

- У вас есть немного времени познакомиться с ними поближе, понаблюдать за ними, поиграть. (Дается  время на свободную игру)

- О, слышите барабаны! Они говорят, что в Африке много удивительных мест! Не только пустыни, саванны и джунгли, но и горы. Одна из самых высоких гор – это гора Килиманджаро - потенциально активный вулкан, но пока он не извергается. Эта гора-вулкан привлекает туристов со всего света тем, что на ней три климатические зоны сменяют друг друга! В самом низу - растут деревья, зреют фрукты, затем идет пустыня, а на самом верху лежат (Вы  только представьте!) снега, сохранившиеся с самого ледникового периода!!! Мы могли построить гору-вулкан в песочнице, но все жители Африканского континента очень любопытны, им нравятся действующие вулканы, может, устроить здесь целую долину вулканов, ведь заготовки для них мы уже с вами сделали. Хотите?.. ( Да)

- Давайте разберем Африканский континент в песочнице, все отряхнем и сложим на место. Отодвинем в сторону песочницу. Ставим столики с вулканами-макетами, у каждого будет свой «вулкан».

Эксперимент. «Долина вулканов»

- Помним о правилах безопасности при проведении эксперимента.

Смесь в рот не брать, (это безопасно, но не вкусно и не полезно), в «вулканы» засыпать волшебную смесь и наливать воду аккуратно, помнить, что при извержении летят брызги «лавы». (Для того чтобы сделать «вулкан»: взяли небольшую пластиковую бутылочку, слоем старого пластилина придали форму вулкана, поставили «вулкан» на небольшой поднос)

- У вас на столах есть баночка с волшебной смесью, маленькой ложечкой насыпаем в жерло вулкана «Волшебную смесь», волшебный краситель, можно любого цвета (5 чайных ложек питьевой соды, 3 чайных ложки лимонной кислоты, ½ чайной ложки пищевого красителя), прикрыв крышечкой (ладошкой) отверстие,  баночку встряхиваем. Ставим на поднос и наливаем воду из стакана до самого верха, происходит извержение, которое, то замедляется, то лава вновь извергается из жерла «вулкана». (Наблюдаем извержения вулканов) 

«Танцующий вулкан» - свободный танец

- Слышите, снова барабаны с африканской музыкой, и музыка говорит, что надо исполнить вулканический танец.  Двигайтесь как будто вы огромный вулкан, который извергает потоки огненной лавы. (Дети двигаются под этническую африканскую музыку, каждый исполняет свой танец вулкана, как он его ощущает)

  1. Завершение

- Музыка утихла, танец завершен, пришло время отправляться нам в детский сад. Занимайте места на ковре-самолете. Ложитесь удобно, дышите медленно легко, пока мы летим, наблюдайте за звездами.

Релаксация под музыку ветра (маленькая сказка, контроль дыхания)

- Мы с вами вернулись в наш родной детский сад, я хочу вас спросить:

Где мы были, что узнали?.

  • Мы сегодня совершили путешествие в Англию? - Нет.
  • В Африке три основные  природные зоны: пустыня, джунгли и саванна? - Да.
  • Слоны и жирафы живут в пустыне? - Нет.
  • В пустыне очень мало воды? - Да
  • Вулканы извергают сахарную вату? - Нет.[]

- На сегодня наше путешествие закончено, до свидания

Список источников

  1. http://reshetova.blogspot.ru – идея занятия
  2. https://sites.google.com/site/teachprim/arhiv-zurnala/vypusk-5/razvitie-poznavatelnoj-aktivnosti-skolnikov
  3. http://www.dgr.ru/psychology/otvety
  4. http://raguda.ru/ns/razvitie-kommunikativnyh-sposobnostej-u.html
  5. http://crisiscenter74.ru/tema-4-osobennosti-razvitiya-rebenka
  6. Зеленина Е. Б. к.пед.н., завкафедрой педагогики и психологии ПКИППКРО https://sites.google.com/site/teachprim/arhiv-zurnala/vypusk-5/razvitie-poznavatelnoj-aktivnosti-skolnikov
  7. http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka.htm
  8. https://www.youtube.com/watch?v=7sXZfN3e7Yc
  9. http://pedsovet.su/load/241-1-0-39213

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Удивительные животные Африки».

Программные задачи:- систематизация и углубление представлений детей о животном     мире        жарких     стран...

"Удивительные животные Африки"

Непосредственная образовательная деятельность, область "Коммуникация", тема: "Удивительные животные Африки", для детей подготовительной логопедической группы...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа)Тема: «Удивительные животные Африки».

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Подготовила и провела воспитательГБОУ детский сад с этнокультурным (русск...

НОД "Удивительное место на Земле (Африка)"

Ребята знакомятся с удивительным, загадным материком - Африка. А помогает им Слоненок, который рассказывает о своей родине, знакомит с флорой и фауной этих мест....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительное место- Африка"

Дети окунуться в волшебный мир Африки, получат  новые сведения об Африке, изучат с преобладающий ландшафт Африки - пустыню, воссоздадут живую( животный и растительный мир) и неживую (горы, вулкан...

Конспект организованной образовательной деятельности "Удивительное место на земле - Африка" - познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений.

Конспект организованной образовательной деятельности  в подготовительной к школе группе "Удивительное место на земле - Африка" -  познавательное развитие, формирование эелементарны...

Презентация "Удивительная Африка" по ФЦКМ

Цель: расширить представление детей о континенте.Хотите совершить необычное путешествие на самый удивительный континент на земле? (ответы детей)  Мы отправляемся с вами в Африку. Ребята, а как вы...