Приобщение детей дошкольного возраста к лучшим образцам русской классической музыки композиторов 19в в процессе патриотического воспитания в ДОО
статья (подготовительная группа) на тему

Сапарова Альтеншаш Калимулловна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»

ЭМР Саратовской области

 

 

 

 

 

 

Статья на тему

«Приобщение детей дошкольного возраста к лучшим образцам русской классической музыки композиторов 19в в процессе патриотического воспитания в ДОО»

(из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энгельс

 

 

 

 

 Приобщение детей дошкольного возраста к лучшим образцам русской классической музыки в процессе патриотического воспитания

 

Русская классическая музыка, как и все классическое искусство в целом, является неиссякаемым источником общей человеческой духовности.

Классика – образцовые классические произведения, составляющие «золотой фонд» национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. Классическая музыка гармонически сочетает в себе правдивое и эмоциональное содержание с совершенством формы, величайшее мастерство – с простотой и доступностью. Она охватывает не только профессиональное творчество композиторов-классиков, но и образцовые произведения народного творчества .

XIX век – это время подъема русской классической музыки. Она обогатилась прекрасными творениями Михаила Ивановича Глинки, Петра Ильича Чайковского, Александра Порфирьевича Бородина, Николая Андреевича Римского-Корсакова и поднялась до высоты мировой культуры.

Существуют различные способы знакомства дошкольников с творчеством русских композиторов-классиков.

При знакомстве детей с творчеством основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки в программу можно включить его польки, которые доступны для слушания детьми 3-4 лет. Можно и нужно познакомить детей с прекрасной песней «Жаворонок», обращая внимание на глубокую, нежную мелодию и мягкий, спокойный гармонический фон ее сопровождения. Интересна «Попутная песня» Глинки, которая была написана под впечатлением открытия первой в России железной дороги (1837 год) между Петербургом и Царским селом (теперь город Пушкин). Песня всем своим содержанием выражает светлое чувство радости и ликования в связи с этим знаменательным событием.

Прекрасным материалом для слушания музыки М.И. Глинки являются фрагменты из оперы «Иван Сусанин», которая представляет собой один из лучших примеров патриотизма, любовь к Родине. Замечательная ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» раскрывает глубокие чувства и переживания народного героя.

Дошкольников также нужно познакомить с колоритными, выдержанными в национальном стиле польскими танцами «Краковяк», «Вальс», «Мазурка» из оперы, которые представляют собой картины пышного праздника в замке богатого польского магната.

В процессе патриотического воспитания дошкольников ценен заключительный величественный хор «Славься», который победоносно звучит в опере и знаменует собою апофеоз могущества и славы русского народа.

Детей нужно познакомить с фрагментами из оперы «Руслан и Людмила»: одной из самых совершенных созданий глинкинского симфонизма, полной силы и бодрости, стремительной и динамичной «Увертюрой» к опере, затейливыми, прихотливыми мелодиями «Восточных ганцев» и воплощением холодной и сковывающей силы «Маршем Черномора».

При ознакомлении детей с увертюрой к опере «Руслан и Людмила» педагог должен обратить внимание на ее основную тему, с которой и начинается увертюра, – это тема народного ликования. Она звучит и в финале оперы – в хоре, славящем Руслана, освободившего невесту, похищенную злым волшебником. За этой стремительной, летящей вперед музыкальной темой следует широкая распевная мелодия, которая звучит в опере в арии Руслана. Эта тема любви Руслана к Людмиле, его надежды на счастье.

В увертюре есть еще одна очень важная тема – странная, причудливая и грозная тема волшебника Черномора. Даже простое перечисление основных музыкальных образов увертюры подтверждает, что она действительно выражает основную идею оперы – идею победоносной борьбы со злом и коварством и самоотверженной любви.

Знакомя детей с фрагментами из оперы «Руслан и Людмила», нужно обязательно использовать поэму А.С. Пушкина, иллюстрируя отрывки из нее замечательной музыкой Глинки.

Детям старшего дошкольного возраста (6-7 лет) вполне доступны для восприятия известные симфонические произведения М.И. Глинки: его знаменитая «Камаринская» – фантазия на тему двух русских песен, незабываемый по красоте и изяществу «Вальс-фантазия» и по-испански темпераментная «Арагонская чота».

При проведении музыкальных занятий по слушанию «Камаринской» педагог должен обратить внимание детей на то, что в основу этого произведения положены две народные песни, много раз слышанные Глинкой: протяжная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких» и плясовая «Камаринская». Песни эти очень различны по характеру: одна звучит спокойно, размеренно и величаво, другая – бойко и задорно. Если внимательно вслушаться, то можно услышать сходство в отдельных мотивах свадебной и плясовой. Это привлекло внимание Глинки к выбору им указанных песен. Свадебная и плясовая песни были для композитора не просто красивыми мелодиями. Они связывались для него, как и для всякого русского человека, со знакомыми с детства картинами народной жизни. Много раз Глинке приходилось видеть свадебный обряд в деревне, когда под песни невеста прощается с родительским домом. Видел Глинка и картины народного веселья – на свадьбах, в дни праздников и ярмарок: видел русские пляски – и плавную хороводную, и быструю, огненную пляску с притопыванием и присвистом.

Нужно обратить внимание детей, что написать «Камаринскую» так живо и красочно, как это сделал Глинка, мог только композитор, знавший песни такими, какими они живут в народе. Глинка не просто «обработал» и оркестровал народные песни – он создал новое, свое сочинение на народные темы, нарисовав живую и красочную картину народного праздника.

«Камаринская» Глинки начинается короткими, решительными возгласами всего оркестра, как будто призывающими слушателя к вниманию. И затем раздается плавная, неторопливая песня «Из-за гор, гор высоких». Начинают ее струнные инструменты в один голос, а затем ту же мелодию подхватывает группа деревянных духовых инструментов, и тут возникают певучие подголоски, сплетающиеся в красивый узор. А основная мелодия переходит от одного инструмента к другому. И вдруг характер музыки резко меняется: скрипки несколько раз повторяют одну и ту же ноту, а затем заводят вторую песню – быструю и задорную «Камаринскую»: словно закончился обряд венчания жениха и невесты, и начался свадебный пир. Совсем по-другому зазвучал и оркестр, в нем как будто появились новые инструменты – те, на которых играют в праздничные дни деревенские музыканты. Ясно слышится треньканье балалаек, весело высвистывают свои трели свирели и дудки. Но инструменты остались те же, только играют на них по-другому. Скрипачи, например, то и дело меняют игру смычком на игру щипком в подражание балалайке. Все более шумно и весело звучит плясовая и, кажется, совсем забыт величавый напев свадебный. Но на самом деле и он продолжает звучать в оркестре, он только «спрятался» в подголосках. А потом свадебная песня снова постепенно выходит на первый план, но ненадолго, лишь для того, чтобы своим спокойствием ярче оттенить безудержное веселье плясовой [Гогоберидзе 2013: 319-322].

Народная песня, положенная Глинкой в основу «Камаринской», загорелась в его произведении новыми красками. Богатство оттенков звучания, свойственное оркестру, дало возможность раскрыть образы этих песен, превратить их в целую музыкальную картину. «Камаринская» Глинки оказала очень большое влияние на последующее развитие русской симфонической музыки. Неслучайно Петр Ильич Чайковский сказал однажды, что в этом произведении, «как дуб в желуде», заключена вся русская симфоническая музыка.

При организации слушания «Вальса-фантазии» Глинки дети сразу отметят, прежде всего, его удивительную красоту и певучесть. Педагог должен обратить их внимание на изящество, нежность мелодии вальса, так выделяющей его из обычных произведений танцевальной музыки. В произведении Глинки вальс превратился из бального танца в музыкальную «поэму танца» [Арстанова 2016: 40].

Перед слушанием «Арагонской хоты» педагог должен объяснить детям, что «хота» – это испанский народный танец, а Арагония – название местности в Испании. Отсюда и название произведения – «Арагонская хота». Это симфоническое произведение начинается развернутым вступлением, в котором звучат торжественные, призывные, фанфарные сигналы, которые чередуются с аккордами разной силы. Но вот наплывают интонации, которые вызывают какое-то тревожное настроение. Вдруг тревожная мелодия сменяется веселым танцевальным мотивом, который исполняет арфа с солирующими скрипками в сопровождении струнной группы оркестра, играющей щипками. Такой оркестровый прием имитирует звучание гитары – самого распространенного в Испании музыкального инструмента. Затем к ним присоединяется другой национальный испанский инструмент – кастаньеты. Звучание музыки приобретает ярко национальный характер.

«Арагонская хота» – блестящий пример использования народной музыки для написания симфонических произведений [Равчеева 2016: 7-8].

Итак, Михаил Иванович Глинка был первым русским композитором, который воплотил в своей музыке характерные черты музыки испанского, польского и восточных народов.

Важно также познакомить детей с произведениями корифея русской оперной музыки – Николая Андреевича Римского-Корсакова. Жанр оперы занимает основное место в творчестве этого композитора. Большинство опер Римского-Корсакова сочинены на сказочные сюжеты, поэтому музыка из этих опер близка и понятна детям.

Довольно рано детей можно познакомить с фрагментами из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Сюжет «Снегурочки», ее герои указывают на использование в опере мелодий, близких к народному творчеству. Так для «хора птиц» композитор использовал народную песню, а песню Леля сопровождают подлинные наигрыши на пастушьем рожке.

Прекрасный музыкальный материал по слушанию музыки содержит опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Три чуда», ария царевны-лебеди, полет шмеля) [Таранцева 2014].

Ярким и самобытным произведением Римского-Корсакова является опера «Садко». Во вступлении к опере он применяет особое музыкальное средство: причудливые мелодии, сложные красочные сочетания аккордов, волшебные эффекты оркестровки. Привлекая внимание детей к музыке «Океан-море синее» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко», педагог может рассказать им о том, что он не только сочинял музыку, но и был морским офицером, поэтому часто путешествовал. Николай Андреевич очень любил море, каким бы оно ни было: тихим, спокойным или взволнованным, грозным, суровым. Можно задать детям вопрос: «А каким он передал его в своем произведении?». Пусть дети дадут словесную оценку этой музыке. Педагог может дополнить их высказывания: композитор мастерски изображает величественную картину моря: вначале море спокойно, величаво, потом оно начинает волноваться, волны усиливаются, море бушует, а после снова затихает. Средствами симфонического оркестра композитор рисует эту картину. Детей нужно познакомить с ярким музыкальным колоритом песен гостей из оперы «Садко». Гости (купцы) Варяжский, Индийский и Веденецкий (итальянский) в своих песнях рассказывают о своих странах. Варяжский гость (бас) поет о своей Скандинавии. Его песня суровая и угрюмая, как и его край, где грозные скалы, холодное море, где сильные мужественные люди. О чудесах далекой южной страны Индии поет индийский гость. Его песня мягкая, томная, ласковая, чарующая. Мелодия вначале носит спокойный восточный характер, потом становится причудливой, извилистой, напоминая пение птиц. Песню поет высокий мужской голос (тенор). Лирической и яркой является песня Веденецкого гостя «Город прекрасный». Детей 5-6 лет уже можно познакомить с симфоническими картинами Н.А. Римского-Корсакова «Сказка» и «Садко» [Середенко 2014].

К концу дошкольного возраста детям уже доступна для прослушивания симфоническая сюита Н.А. Римского-Корсакова «Шехерезада», которая принадлежит к числу лучших образцов русской классической музыки, посвященных теме Востока. «Шехерезада» написана по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». В ней чередой проходят картины и образы арабского Востока с его красочным народным бытом, природой и искусством. Все это представлено в поэтических тонах и дышит ароматом восточной сказки. Детям следует в доступной для них форме разъяснить содержание легенды о Шехерезаде: жестокий и злой султан Шахрияр, убежденный в коварстве своих жен, постоянно приказывал казнить каждую из них. Султанша Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его интересными сказками, рассказывая их в продолжение тысяча и одной ночи. Грозный султан, побуждаемый любопытством, постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил это намерение. Много чудес рассказала ему Шехерезада, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

Перед слушанием музыки «Шехерезады» детей нужно познакомить с отдельными сказками из «Тысяча и одной ночи» («Сказка о Синдбаде-Мореходе», «Али-Баба и сорок разбойников» и т.д.). В медленном вступлении сюиты обрисованы ее центральные персонажи – грозный султан Шахрияр и нежная поэтическая Шехерезада. Тема Шехерезады поручена в оркестре солирующей скрипке с аккомпанементом арфы. Эти темы проходят через все части сюиты. Вторая часть – одна из самых оригинальных и ярких по сказочно-восточному колориту. Здесь эпизодически вводится новый персонаж – царевич Кадендер, которому Шехерезада как бы передает нить повествования. Средний раздел, представляющий собой фантастический восточный скерцо-марш, основан на разработке воинственного сигнала трубы и создает картину ожесточенной боевой схватки. Третья часть – наиболее лирическая из всех частей сюиты. В основе этой части две темы: одна широкая, певучая, полная восточной неги, вторая – танцевальная, грациозная и ритмическая. Четвертая часть – монументальный финал – выделяется яркостью оркестровой фантазии, сочностью восточного колорита, огненным темпераментом. Основной музыкальный образ финала – захватывающая, неудержимо стремительная танцевальная тема. Заключительный эпизод финала носит изобразительный характер – его содержание подсказано композитором («корабль разбивается о скалу»). После грандиозного звучания всего оркестра и кульминации наступает перелом, звучность быстро стихает и снова возникает нежная мелодия скрипок – музыкальный образ спокойного моря. Сюита заканчивается лейтмотивом юной Шехерезады [Рычкова 2014].

В 6-7 лет детей можно познакомить и с другими симфоническими сюитами Н.А. Римского-Корсакова: «Млада», «Ночь перед Рождеством», симфонической картиной «Сеча при Керженце» и, наконец, с выдающимся симфоническим произведением «Итальянское каприччио».

Александр Порфирьевич Бородин вошел в историю русской культуры не только как известный композитор, но и как крупный ученый-химик. Он известен, прежде всего, как автор оперы «Князь Игорь» на сюжет «Слова о полку Игореве». Педагог должен познакомить детей с сюжетом оперы. В ней рассказывается о событиях двенадцатого века в Киевской Руси. Новгород-Северский князь Игорь Святославович, не заручившись поддержкой других русских князей, пошел в поход на половцев со своей дружиной. Дружина Игоря была разбита половцами, сам князь с сыном Владимиром попал в плен к хану Колчаку. Половцы хлынули на русскую землю и опустошили ее. Плачет русская земля от напасти, плачут русские жены от горя, плачет Ярославна, жена князя Игоря. Печаль и тоска разлилась по русской земле.

Работая над оперой, Бородин тщательно исследовал материалы о событиях в Древней Киевской Руси, о борьбе русского народа с половцами, печенегами и другими кочевыми племенами Востока. С особым интересом он изучал древние обычаи и обряды, записывал много мелодий старинных русских песен и плачей, собирал материалы о половцах, отыскивал мелодии песен и танцев восточных народов. Музыка Бородина из этой оперы позволяет познакомить детей с музыкальными образами времен Киевской Руси, ввести их в мир мелодий Востока.

Уже в 6-7 лет детям может быть предложена для слушания ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу», в которой раскрывается душевное состояние князя. Тяжелые раздумья о поражении своего войска, о судьбе родной земли терзают его. Он тоскует в неволе. Ария Игоря – одно из лучших мест оперы, центральный момент ее. В арии раскрывается смелый, доблестный воин, который рвется вновь в сражение за родную землю, и в то же время – это человек с нежным, любящим сердцем, страдающий к разлуке с домом и любимой женой Ярославной. Он не может перенести свой позор. И это выражено в основной теме арии, которая полна неудержимого порыва и непреклонной силы: «О, дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить» [Арстанова 2016: 43-44].

Половецкие песни и пляски представляют собой классический образец танцевально-хоровой сцены, основанной на музыке народов Востока. Этой сценой завершается второе действие оперы. При организации слушания этой замечательной музыки можно предложить детям передать то, что они чувствуют при ее звучании. Затем педагог может раскрыть содержание «Половецких плясок»: тихий южный вечер. Под звездным небом шатры. Вот появляются девушки-невольницы. Звучит томная, задумчивая песня, которая сопровождается легким, плавным танцем. В песне выражается тоска девушек по дальней родине, а в танце возникает образ бескрайнего родного приволья: «Улетай на крыльях ветра ты в край родной, родная песня наша». После танца девушек возникает дикая, воинственная пляска мужчин. Мелодия ее суровая, стремительная. Своими интонациями она напоминает лезгинку. Пляска мужчин сменяется общей танцевальной сценой, сверкающей, полной стихийной силы. В резких, отрывистых возгласах хора, сопровождающих пляску, прославляется могущество и доблесть хана Колчака. Темп пляски нарастает, все ее участники вовлекаются в общее вихревое буйное движение. Сверкает дикое веселье, которое заканчивается величальным кличем в честь хана Колчака [Сучкова 2013: 47-48].

Детей 6-7 лет следует познакомить с замечательной симфонией № 2 си-минор («Богатырской») А.П. Бородина. Эта симфония является одним из лучших произведений композитора. При организации слушания этой музыки нужно обратить внимание детей на древний богатырский склад симфонии. Бородин говорил, что в первой части симфонии он желал нарисовать русских богатырей, в третьей части – фигуру народного сказителя Баяна, а в финале – сцену богатырского пира. В образах далекого прошлого Бородин увидел и воплотил те черты народного характера, которые всегда были присущи русскому народу. «Богатырская» симфония Бородина начинается мощным проведением мужественной и суровой главной темы, которая звучит у струнной группы оркестра. Эта тема определяет тон всей симфонии и является своеобразным символом несокрушимой мощи русского народа. «Богатырской» мелодии, которая проходит в низком регистре, отвечают деревянные духовые инструменты, звучащие радостно, солнечно, в высоких регистрах. Решительный и настойчивый характер мелодии главной темы сменяет лирическая, проникнутая широкими песенно-распевными интонациями. Она звучит светло и мажорно. Постепенно эта тема приобретает более напряженный характер и заканчивается мощными аккордами всего оркестра. Далее в оркестре идет разработка основной темы симфонии, которая приводит к радостно-победному звучанию, выражающему молодецкую удаль русских воинов, их веру в победу. Первая часть симфонии заканчивается величественным звучанием всего оркестра. Богатырская симфония является одним из самых любимых и широко известных произведений русской симфонической музыки [Середенко 2014].

Детям также можно представить творчество Милия Алексеевича Балакирева, известной его «Полькой» и фортепианной фантазией на восточные темы «Исламей». С этими произведениями можно познакомить детей уже в 6-7 лет. Педагог должен обратить внимание детей, что Балакирев являлся руководителем объединения русских композиторов «Могучая кучка». Это объединение сыграло большую роль в развитии русской классической музыки [Рычкова 2014].

Модест Петрович Мусоргский вошел в историю русской музыкальной культуры как один из крупнейших и самобытных композиторов XIX века. В его музыке нашли отражение острые социальные конфликты русской действительности 60-70 годов. Непримиримый к несправедливости, чутко отзывающийся на человеческие страдания он занял среди композиторов «Могучей кучки» особое место как гневный обличитель самодержавного режима и существующих общественных порядков. Прежде всего, детей нужно познакомить с отдельными произведениями вокального цикла Мусоргского «Детская». Эти произведения доступны для восприятия детьми уже с 4-х лет. Детей 5-7 лет нужно познакомить с отдельными фортепианными миниатюрами М. Мусоргского из цикла «Картинки и выставки».

Средствами музыки композитор запечатлел красоту русской природы в замечательной увертюре к опере «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке», которая является ярким примером изобразительной музыки. После слушания этой музыки педагог должен предложить детям дать словесную оценку описания раннего утра музыкальными средствами. Затем можно дополнить их ответы, нарисовав картину утренней пробуждающейся природы: раннее утро, темным силуэтом высятся башни и церкви Кремля, в небе за Москвой-рекой еще брезжит алая полоска зари. Но вот она разгорается все ярче, первые лучи солнца озаряют сначала маковки колоколен и верхушки теремов, а потом ослепительный свет заливает весь пробудившийся город. «Рассвет на Москве-реке» начинается пробегающей от низкого регистра к высокому музыкальной фразой альта, которая подхвачена флейтой, как будто дымка утреннего тумана легко поднимается вверх. А затем вступает основная мелодия увертюры – спокойная и задушевная, напоминающая русские народные протяжные песни. С первых ее звуков уже вырисовываются контуры картины, задуманной композитором. Эта песня о России, о русской природе. В песенную мелодию – музыкальный образ Родины – вплетаются другие звуки: живые голоса пробуждающегося города.

Старших дошкольников можно также познакомить со сказочными образами симфонической картины Мусоргского «Ночь на лысой горе» [Таранцева 2014].

Интересные и своеобразные музыкальные сочинения создавал талантливый русский композитор Анатолий Константинович Лядов. Детей, прежде всего, нужно познакомить с его известной фортепианной пьесой «Музыкальная табакерка». При характеристике этого произведения педагог должен обратить внимание детей на большую изобретательность композитора, который очень тонко и остроумно воспроизводит размеренное звучание маленького механизма, отзванивающего изящный, наивный и незатейливый вальс. Эта пьеса отличается однообразным ритмом и «стеклянной» звучностью и создает полное впечатление сказочного, таинственного очарования. Она понятна детям уже с 4-х лет.

Лядов обращался в музыке к сказочным сюжетам. Детей нужно познакомить с двумя программными симфоническими произведениями композитора «Баба Яга» и «Кикимора». Они близки между собой по сюжету, поскольку оба эти образца воплощают злое начало. Эти симфонические произведения Лядова после их прослушивания дают большие возможности для бесед с детьми. С коварными проделками Бабы Яги дети знакомы по многим русским сказкам, а вот с образом Кикиморы желательно познакомить до прослушивания симфонической картины. Музыка необычайно образно рисует суровый мрачный край, где обитает маленькая, злая кикимора; и пленительно-мягкий образ Кота-баюна, который поет колыбельную песню в народной манере, и таинственное свечение «хрустальной колыбельки». Музыка становится быстрой и зловещей, передавая злобное неистовство Кикиморы. Обычно это музыкальное произведение вызывает у маленьких слушателей чувство неприязни к злому маленькому существу [Гогоберидзе 2013: 214-216].

С традициями русской музыкальной классики также связано творчество русского композитора Александра Тихоновича Гречанинова, который являлся учеником Н.А. Римского-Корсакова. Наибольший интерес в творчестве Гречанинова представляют собой музыкальные произведения, написанные для детей. Широко известен его фортепианный цикл «Детский альбом», с которым можно познакомить детей уже с 3-х лет [Середенко 2014].

Творчество одного из выдающихся представителей мирового музыкального искусства Петра Ильича Чайковского должно быть обязательно представлено детям дошкольного возраста. Его «Детский альбом» – настольная книга для слушания музыки детьми. Он был создан под впечатлением шумановского «Альбома для юношества». Пьесы его доступны для исполнения самими маленькими детьми, они ярки и разнообразны. Уже в 3-4 года детей можно познакомить с «Болезнью куклы», а в 4-5 лет – с «Маршем деревянных солдатиков». В этом возрасте любимая игрушка девочек – кукла, которую они «кормят, одевают, укладывают спать». Им очень близка пьеса «Болезнь куклы». Мальчики любят играть в солдатики, и им по душе будет «Марш деревянных солдатиков».

Слушать пьесы из «Детского альбома» рекомендуется, сгруппировав их по циклам. В 4-5 лет можно предложить для слушания песни из «Детского альбома» (старинная французская, немецкая, итальянская, неаполитанская), затем - танцы (вальс, полька, мазурка). В 6-7 лет следует познакомить детей с пьесами из «Детского альбома», которые требуют развернутой беседы с ними по поводу прослушанной музыки. Это пьесы «Утреннее размышление», «Мама», «Нянина сказка», «Баба Яга», «Сладкая греза» и др.

Прекрасным материалом для слушания музыки являются фрагменты из балетов П.И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», которые доступны детям, начиная с 4-х лет. Их необходимо познакомить со сказочными сюжетами балетов – ведь мир сказки им близок и понятен [Нацвина 2013: 71-72].

Балет «Лебединое озеро» – самый лиричный из балетов Чайковского. Б. Асафьев метко назвал его «Альбомом задушевных песен без слов». В основу сюжета балета был положен один из многочисленных вариантов сказания о девушке, превращенной злой силой в птицу. Молодой принц, встретив зачарованную Одетту-Лебедя, клянется ей в вечной любви. В этой клятве залог избавления Одетты от волшебных чар. Педагог должен обратить внимание детей, что Чайковский был реформатором в балетной музыке. Сущность этой реформы заключалась в коренном изменении роли музыки в балете. До появления балетов Чайковского музыка в балетах играла второстепенную роль и была подчинена элементам хореографии. Чайковский высоко поднял качественный уровень балетной музыки, он сделал ее главным фактором художественного воздействия.

В 5-7 лет детей уже можно знакомить с фрагментами оперы «Евгений Онегин» и фортепианным циклом «Времена года». Любовь Чайковского к русской природе особенно сказалась в его фортепианном цикле «Времена года». Детям можно рассказать предысторию создания этого цикла. В 1876 году издатель одного из журналов предложил Чайковскому ежемесячно писать для музыкального приложения журнала по одной пьесе, посвященной тому месяцу, в какой она печаталась. Чайковский дал согласие на это. Но, чтобы не пропустить положенного срока отправки музыкальных пьес в редакцию, он поручил своему слуге напоминать об этом. «Петр Ильич, пора посылать в Петербург», – аккуратно раз в месяц говорил слуга, и Чайковский в один присест писал пьесу для журнала [Сучкова 2013: 43-44].

Пьесы из «Времен года» пользовались такой огромной популярностью, что вскоре все 12 пьес были изданы отдельным сборником. Каждая из пьес цикла – небольшой вдохновенный рассказ о русской жизни, о природе, о тех чувствах, которые природа вызывает у человека. Особенно правдиво выразил Чайковский настроения, связанные с приходом весны. Это время года сам композитор любил какой-то особой восторженной любовью. «Какое волшебство – наша весна со своей внезапностью, своей роскошной силой, – восклицает он в одном из писем, – как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее. С такой любовью приветствуешь первую зеленую травку, так радуешься прилету грачей, а за ними и жаворонков и других заморских летних гостей».

Образам весеннего пробуждения природы посвящены в цикле пьесы: «Песня жаворонка» (Март), «Подснежник» (Апрель) и «Белая ночь» (Май). Пьеса «Песня жаворонка» по характеру музыки близка «Жаворонку» Глинки: те же легкие трели, похожие на птичье щебетанье, тот же характер мелодии, напев которой словно льется в весеннем воздухе, улетая ввысь навстречу голубому небу. К каждой пьесе Чайковский подобрал соответствующий эпиграф из стихотворений русских поэтов.

Летним месяцам посвящены пьесы «Баркарола» (Июнь), «Песня косаря» (Июль) и «Жатва» (Август). В противоположность «Баркароле», рисующей душевное состояние человека, очарованного красотой летней ночи, «Песня косаря» и «Жатва» связаны с бытом, с картинами труда и веселья русских людей.

Осень Чайковский любил, по его словам, «почти так же, как весну», особенно приводило его в восхищение осеннее убранство деревьев. Такое сильное любовное чувство к красотам осенней природы отразилось в музыке композитора, в чудесных звуках «Осенней песни» (Октябрь). Мелодия этой пьесы полна печали и глубокого раздумья. В ее развитии нет резких контрастов, только гармония окрашивает ее словно блеклыми осенними тонами. Среди «осенних» пьес особенно широко известна пьеса «На тройке» (Ноябрь). Образы этой пьесы связаны с представлениями о бесконечных далях, дорогах, русских тройках с бубенцами, песнях ямщиков.

Зимнее время года представлено в цикле пьесами «Святки» (Декабрь), «У камелька» (Январь), «Масленица» (Февраль). Наиболее популярна пьеса «Декабрь», написанная в излюбленном Чайковским ритме вальса [Таранцева 2014].

В 6-7 лет детям доступны для восприятия крупные произведения П.И. Чайковского: 1-я и 3-я части Первого концерта для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, «Итальянское каприччио», фрагменты из симфонии № 4 и № 6. При организации слушания финала из 4-й симфонии П.И. Чайковского педагог должен объяснить детям, что композитор хотел передать этой музыкой праздничное народное гуляние. Торжественное и радостное начало мелодии словно возвещает о наступлении праздника. Затем слышится известная народная песня «Во поле береза стояла», мелодия которой звучит в финале несколько раз, причем характер песни нее время меняется: она звучит то громко, энергично (играют духовые инструменты), то тихо, ласково (играют струнные инструменты).

Таким образом, в данном подразделе мы рассмотрели творчество лучших музыкальных композиторов XIX века, которые, бесспорно, составляют богатейшее наследие нашей страны. Слушание их произведений, знакомство с их особенностями, понимание их сущности детьми дошкольного возраста является одним из способов патриотического воспитания, так как русская классическая музыка несет в себе не только эстетику, но и помогает детям увидеть красоту родной земли, почувствовать гордость за свою страну, за ее героев.

Дети дошкольного возраста имеют интуитивное чувство музыки. Это заключается в положительном реагировании ребенка на звучащую музыку уже с раннего возраста. Очень рано дети начинают воспринимать классическую музыку. Это врожденная предрасположенность к классике.

Для формирования хорошего музыкального вкуса ребенка очень важно создать систему развития познавательного интереса и любви к музыкальной классике, поскольку классическая музыка поистине является эталоном Красоты, Гармонии и Совершенства. Именно поэтому приобщение детей к классической музыке должно быть ведущим направлением их музыкального развития, которое направлено на патриотическое воспитание. Восприятие классической музыки оказывает благоприятное влияние на развитие творческих способностей ребенка и высоких нравственных качеств, которые отражают сущность патриотического воспитания.

Знакомить дошкольников с произведениями классической музыки можно не только во время слушания, но и в различных видах детской музыкальной деятельности.

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный открытый педагогический процесс на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа»

Интегрированный открытый педагогический процесс на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям  русского народа» ...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Роль музыкальных инструментов в приобщении детей дошкольного возраста к классической музыке

 Преобразования, происходящие в системе образования (новые Федеральные государственные требования), порождают новые требования к подготовке детей к школе.  Одним из них является разви...