"Сюжетно-ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста"
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему

Для планирования сюжетно-ролевых игр в коррекционной группе составли картотеку самых основных, отражающих лексические темы. К картотеке есть приложение - конспекты некоторых сюжетно-ролевых игр, игровых ситуаций. Это удобно в работе. Некоторые игры представлены в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевые игры

для детей старшего дошкольного возраста.

(Планы и конспекты)

Воспитатель ДОУ №25

 Климова В.В.

г. Липецк

«Космическое путешествие».

Цель:  познакомить детей с профессией космонавта;

учить подбирать предметы и атрибуты для игры;

самостоятельно развивать сюжет игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов, создавать условия для творческого развития детей.

Воспитывать уважительное отношение к профессии космонавта, смелость, выдержку, чувство дружбы, коллективизма,  умение считаться друг с другом.

 Роли: командир отряда космонавтов (воспитатель), бортинженер, диспетчер, космонавт, врач, водитель автобуса.

Ролевые действия:

  • Командир отряда проводит тренировку космонавтов, отдает команды космонавтам.
  • Бортинженер работает за пультом управления космическим кораблем.
  • Космонавт выполняет задания командира отряда, диспетчера, проводит наблюдения и опыты в космосе, выход в открытый космос и на планеты, фотографирует,
  • Диспетчер управляет полетом из Центра управления полетами на Земле.
  • Врач проводит осмотр космонавта перед полетом и после него.

Игровой материал: элементы костюма космонавта, ракета,  пульт управления, аптечка, тюбики с питанием, рация, детский ноутбук, фотоаппарат, модель звездного неба, карты.

Игровые ситуации: «Тренировка космонавтов», «В центре космонавтики» (выбор задания для космонавтов: проверить рельеф Луны, сделать зарисовки; исследовать, есть ли кислород в атмосфере планеты Марс; взять пробы почвы для исследований на планете Сатурн; и т.д.), «Приземление на Луну», «Полет на Марс», «Встреча с инопланетянами», «Полет на Сатурн», «Поломка и ремонт ракеты», «Высадка на Юпитер», «Возвращение на Землю», «Планетарий» и др.

«Железная дорога».

Цель: развивать умение строить сюжет из смысловых эпизодов, согласовывать трудовые действия с принятой ролью, включаться в разные ролевые диалоги, использовать предметы – заместители для создания игровой обстановки, отражать в игре трудовые действия работников железной дороги. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Роли: машинист, путеец, проводница, дежурный по вокзалу, кассир, диспетчер, пассажиры.

Ролевые действия:

  • Машинист ведет поезд.
  • Проводница проверяет билеты у пассажиров, показывает место, приносит чай, убирает вагон на станции, объявляет станции.
  • Дежурный по вокзалу следит за порядком на перроне, дает сигнал флажком об отправлении.
  • Диспетчер объявляет о прибытии поездов на железнодорожные пути, об отправлении поезда.
  • Кассир продает билеты в кассе вокзала.
  • Путеец осматривает поезд и рельсы, ремонтирует.
  • Пассажиры покупают билеты в кассе вокзала, проходят в зал ожидания. После объявления о прибытии поезда идут на перрон к поезду, показывают билет проводнице, проходят в вагон, занимают места. Заказывают чай проводнице. На станции могут выйти на перрон, посетить кафе, киоск с сувенирами, газетами и журналами, медпункт или аптеку.

Игровой материал: макет электропоезда «Красная стрела», таблички «Станция «Детский городок», «Вокзал», «Кафе», «Касса», «Расписание поездов», элементы костюма машиниста,  проводницы, дежурного по вокзалу, инструменты, желтый флажок, пульт управления, детский компьютер, билеты, деньги, чайная посуда, инвентарь для уборки.

Игровые ситуации: «На вокзале», «Электропоезд», «Поезд из Ромашкино», «Едем в город…», «Дружный поезд» и др.

«Пожарные».

Цель: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы пожарных, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Формировать у детей понятие «пожарная безопасность», закреплять знания о причинах возникновения пожара. Воспитывать у детей чувство ответственности за свои действия, смелость, творчество, уважение к профессии пожарных.

Роли: командир пожарной бригады, пожарные, диспетчер пожарной части, шоферы пожарной и скорой помощи, врачи скорой помощи, корреспондент, мама и дочки.

Ролевые действия:

  •  Мама готовит обед, дети играют. Мама звонит диспетчеру и сообщает адрес места пожара, успокаивает детей.
  • Пожарные проводят учения (физ. подготовка). После вызова надевают свои костюмы, бригада выезжает на помощь. Пожарные тушат огонь огнетушителями. Приезжает пожарная машина, пожарные продолжают тушить пожар.  
  • Шофер пожарной машины подготавливает машину к выезду, т.е. укладывает огнетушители, рукава, топоры, лестницу и т.д., заправляет бензином, ремонтирует колесо, едет на заправку за бензином, на реку за водой.
  • Диспетчер готовит рабочее место (телефон, стол, тетрадь для поступивших вызовов), сообщает командиру пожарной бригады, сообщает в скорую помощь, при необходимости - в полицию, когда огонь затушен, предлагает возвращаться на базу.
  • Командир принимает решение разложить лестницу и приступить к спасению людей, спасти животное и надевает противогаз, находит животное.  Командир распределяет пожарных по комнатам, сообщает диспетчеру, что пожар потушен. Командир награждает  смелых и отважных.
  • Приезд машины скорой помощи – врач оказывает первую помощь пострадавшим, накладывает повязку, измеряет давление, увозит в больницу.
  • Приезд полицейских: осматривают место возгорания, ищут причину, опрашивают пострадавших.
  • Фотокорреспондент делает фото на месте происшествия, берет интервью у пожарных и пострадавших о пожаре. Благодарит за работу, приглашает на телепередачу.

Игровой материал: макеты пожарной машины, «скорой помощи», рули, огнетушители, набор «Юный пожарный» (огнетушитель,  пожарные рукава, ведерки, топор, кирка, каска) сотовые телефоны, рация, аптечка, носилки, форменная одежда врачей, пожарных, костюмы для зверей, спортивное оборудование (для учений).

Игровые ситуации: «Пожарные на учениях», «Пожар в лесу», «Дети играют со спичками – пожар в доме», «Вызов скорой помощи, полиции», «Награждение пожарных» и др.

«Пароход».

Цель: продолжать учить использовать разнообразные игровые действия для  обогащения и развития сюжета и содержания игры. Развивать умение строить сюжет из смысловых эпизодов, согласовывать трудовые действия с принятой ролью, включаться в разные ролевые диалоги,

 отражать в игре трудовые действия рыбаков.

.

 Развивать умение использовать предметы-заместители, осуществлять воображаемые действия и воображаемые игровые ситуации. Воспитывать умение играть  со сверстниками, проявляя внимание к желаниям других детей.

Роли: капитан,  матросы, пассажиры, рыбаки, продавец  супермаркета, шофёр, экскурсовод, кассир.

Ролевые действия:

  • Капитан набирает матросов (рыбаков), отдаёт команды, управляет кораблём (штурвал).
  • Матросы выполняют команды капитана, следят за порядком на корабле.
  • Рыбаки (на рыболовном судне) ловят рыбу, шофер привозит ее в супермаркет, сдают для продажи людям.
  •   Экскурсовод проводит экскурсию на прогулочном катере.
  • Кассир продает билеты.
  • Пассажиры покупают билеты, проходят на свои места, едут по реке. На остановках выходят в разных городах, смотрят город, идут в магазин, в парикмахерскую, в зоопарк, в кафе – отмечают день рожденья.

Игровой материал: макет корабля, штурвал, бескозырки, бинокль, подзорная труба, билеты, карты, атлас для дошкольников, картины с видами других стран, картины с видами моря и его обитателей, сети, удочки, муляжи рыб, контейнеры (ведёрки), якорь, спасательный круг, сухой паёк.

Игровые ситуации: «Путешествие по реке», «Рыболовное судно», «Прогулочный катер», «Пароход» и др.

«Летчики».

Цель: формировать умение творчески развивать сюжет игры, выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, совместно   обсуждать замысел игры, учитывать точку зрения  партнера. Закреплять знания о воздушном транспорте. Расширение знаний о работе летчиков. Знакомить детей с работой аэропорта. 

Роли: летчик, пилот, механик, стюардесса, кассир, контролер, пассажиры. 
Ролевые действия:

  • Летчик управляет самолетом, отдает команды пилоту, стюардессам.
  • Механик осматривает самолет перед полетом.
  • Кассир продает билеты.
  • Контролер делает досмотр вещей и пропускает на посадку.
  • Стюардесса приглашает пассажиров занять свои места, объявляет конец посадки, взлет, напоминает правила поведения в самолете во время полета. Приносит журналы и книги для чтения, напитки (по просьбе пассажиров).
  • Пассажиры покупают билеты, проходят на посадку, выполняют правила поведения в самолете, смотрят журналы, книги. В конце полета благодарят экипаж.

Игровой материал: строительный материал, макет самолета (игрушка – самолет), куклы, предметы - заместители, элементы одежды стюардессы, фуражка  летчика, пульт управления, рация, детские книги и журналы, посуда и муляжи продуктов. 

Игровые ситуации: «В аэропорту», «Готовим самолет к полету», «Летим на море», «Летим в Африку» и др.

   «Водители. Гараж»

  Цели: научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения  между играющими. Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы (стульчики, крупный строительный материал). Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие (строить ролевой диалог, менять содержание диалога и игровых действий в зависимости от смены роли), использовать предметы-заместители. Закреплять правила дорожного движения.

Роли: диспетчер, водители, механик.

Ролевые  действия:

  • Диспетчер выделяет путевые листы водителям;
  • Водитель отправляется в рейс, проверяет готовность машины, заправляет машину;
  • При необходимости механиком производятся ремонтные работы;
  • Оказывает необходимую помощь товарищу;
  • Доставляет груз по назначению;
  • Приводит машину в порядок;
  • Возвращается в гараж.

Игровой материал: : машины, набор инструментов, строительный материал, разные грузы, заправка, знаки дорожного движения, светофор, жезл и фуражка полицейского, макет автобуса, макет перекрестка, мелкие машины, руль, бумага (права, квитанции и т.д.), карандаш.

Игровые ситуации: «Автосервис», «Автозаправка», «Автомойка», «Автопарк».

«Автобус» (шофёр ведёт машину, кондуктор продаёт билеты, люди едут на работу, в магазин. Шофёр заправляет машину бензином).

 «Многоэтажная парковка».

«Экскурсия по городу на автобусе».

«Пост ДПС», «ГИБДД» (Инспектор ГИБДД следит за движением на дороге, выписывает штрафы нарушителям.)


«Скорая помощь»

Задачи: развивать умение вступать в ролевое взаимодействие – вести диалог, изменять содержание диалога и игровых действий в зависимости от смены роли, создавать игровую обстановку, использовать предметы-заместители. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.
Ролевые действия: 

  • Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы.
  • Скорая помощь приезжает.
  • Врач с медсестрой идут к больному.
  • Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло.
  • Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д.
  •  Если больной очень плохо себя чувствует, его        забирают и везут в больницу.
    Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, аптечка врача «Скорой помощи», набор «Маленький доктор» (фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, муляжи лекарств), предметы-заместители и т.д.  

Игровые ситуации: «На дороге ДТП» (поведение в сложной ситуации), «Вызов скорой помощи», «Оказание первой помощи», «Больного везут в больницу» и др.

Конспект сюжетно – ролевой игры « Почта»

Цель: расширять у детей представления о труде работников почты.
Развивать 
воображение, речь, умение совместно развертывать игру, учить детей задумывать и развивать сюжет игры, самостоятельно оформлять обстановку соответственно замыслу, использовать предметы – заместители. Формировать уважительное отношение к работникам почты, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми.
Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.

Оборудование: элементы костюма почтальона, сумка почтальона, письма, открытки, почтовый ящик, телеграммы, посылки, детские газеты, журналы, деньги, чеки, телефон, компьютер.
Роли: начальник почты, почтальон, сортировщики писем, оператор связи, телеграфист, посетители.

Предварительная работа: рассматривание картины «Почтальон», экскурсии на почту с родителями, чтение С.Маршака «Почта», изготовление конвертов и открыток с детьми.

Ход игры:
Воспитатель:  - Ребята, наступил потехи час.
                           Будем мы играть сейчас?
                       

Дети: - Будем! 
Слышится шум (под фонограмму «влетает голубь» с письмом)
Воспитатель: - Дети, смотрите, к нам голубь  залетел. Не ошибся ли он адресом?
Голубь: -  Попутный ветер и хорошая погода

                  Мне помогли к вам прилететь издалека.

                  Я вернулся домой и письмо принес с собой

                  Ведь голубь я почтовый доставлю почту снова.
Воспитатель: -  Спасибо, тебе Голубь! Возвращайся к себе в голубятню. Дети,  как вы думаете,  от кого это письмо? Надо прочитать обратный адрес. (Читает обратный адрес, отправителя.) Оно пришло от девочки Тани из города… (например, Санкт-Петербург). Таня, в своем городе тоже ходит в детский сад. Сейчас я вам его прочитаю. Ой, что же это такое? В письме вместо букв и слов, нарисованы какие  – то картинки.  Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Правильно, дети. Таня писать еще не умеет, вот и нарисовала вам письмо. Расскажите, что нарисовано на этих картинках? (Дети рассказывают.)

 После прочтения письма воспитатель проводит  беседу:
- Кто нам доставил письмо? Почему голубь? Кто приносит письма вам домой?
Зачем  нам нужна почта? Что мы делаем на почте?
Зачем нам нужны письма, посылки, телеграммы? Всегда ли была почта?
Плохо ли человеку жилось без почты?
Воспитатель показывает детям все атрибуты почты: письмо, почтовый ящик, телеграмму,посылку,телефон.
Воспитатель: -
Как вы думаете, для кого нужны эти предметы? Кто работает на почте? ( Почтальоны,  сортировщики писем, посылок, операторы связи, кассиры, телеграфисты,доставщики).

Воспитатель:
 - Дети, давайте каждый из вас напишет письмо девочке Тане, ведь она очень ждет от вас ответа. Можно нарисовать рисунок. Ваши письма мы отправим Тане по почте.

После того, как дети напишут ответ девочке, они относят свои письма на почту, опускают их в почтовый ящик.
Далее воспитатель предлагает детям распределить между собой роли: начальник почты – воспитатель, почтальон, сортировщики писем, оператор связи, телеграфист, посетители – дети. Игра продолжается:

  • сортировщик сортирует письма,
  • оператор принимает посылки, бандероли, продает открытки, журналы,
  • телеграфист отправляет телеграммы,
  • почтальон разносит почту,
  • начальник почты помогает своим работникам, делает заявки на журналы, открытки, ставит печать на документах.

Сюжетно-ролевая игра «Наши защитники»

Цель: формировать умение творчески развивать сюжет игры,  умение играть по собственному замыслу, помочь создать в группе игровую обстановку. Уточнить представления детей о Российской Армии, конкретные представления о солдатах, развивать двигательную активность, выносливость,  воспитывать у детей чувства патриотизма, гуманизма, ответственности, дружелюбия.

Материал: 4 мешочка с атрибутами для игры, косынки,  сумочки для медсестёр, носилки, пилотки, военная техника (игрушки).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на военную тематику, чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», «Главное войско», В.Тюрина «Едем, плаваем, летаем», книги-раскладки «Наши защитники». Изготовление атрибутов к игре.

Ход игры: в группе оформлена фотовыставка «Родной армии бойцы – наши деды и отцы».

Воспитатель. - Дети, вы рассказывали о том, как служили в армии ваши папы, дяди, дедушки. Какими должны быть солдаты – защитники нашей Родины? (Сильными, смелыми, умными, храбрыми, выносливыми.)

- Хотите быть похожими на своих родных? Давайте проведем военные маневры.

(Дети делятся на две команды: «Пехотинцы», «Разведчики». Назначают командиров.)

  1. «Чья команда быстрее наденет форму?»
  2.  «Перенеси раненого на носилках» (раненый-кукла)
  3.  «Меткий стрелок» (метание мешочков с песком в цель)
  4. «Помоги раненому».  Задание для «медсестёр»: надеть эластичный бинт на руку.
  5. «Перейди мост» (дети идут по скамье друг за другом)
  6. «Доставь донесение» (дети идут по «болоту»  -2 кирпичика, которые дети переставляют впереди себя, подлезают под дуги, перепрыгивают через овраг)

-Давайте посмотрим, что в этих донесениях.

(В конверте вложен план-схема группы, стрелкой указан выход в приёмную, за тем стрелка ведёт в коридор, к лестнице на первый этаж, в спортивный зал. Воспитатель предлагает детям двигаться по направлению стрелок. Дети находят место, где отмечено +.)

 Дети идут по указанной стрелке и находят замаскированный тайник. В тайнике находят игрушки на военную тематику.

Обсудить, как можно применить игрушки, найденные в тайнике. Помочь распределить роли, выбрать командира, вместе наметить медпункт, штаб, полевую кухню, место для отдыха. Поставить цель игры: «Захватить нарушителей».

Игра продолжается. Выход из игры:

Воспитатель. - Товарищи бойцы! Объявляю вам благодарность за смелость, выдержку, выносливость, находчивость, проявленные во время военных маневров и выполнения боевого задания. Всех представить к награде – медали «Самый смелый». А теперь полевая кухня накормит всех солдат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в зоопарк"

Интегрированное занятие с использованием навыков конструирования, знаний по ознакомлению с окружающим, умения создавать совместный сюжет и обыгрывать его....

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста "Космос"

План сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста на тему "Космос". Проводится втечении 2 недель. Задачи, обогощение знаний, роли, отрибуты, приемы прямого руководства....

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Морская прогулка». Тема недели: «Путешествия»...

Фрагмент руководства игровой деятельности ( ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели МЧС». Подготовительная группа.

Прием прямого руководства для старшего дошкольного возраста.Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, ко...

Фрагмент руководства игровой деятельности (ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно – ролевая игра «ЗООПАРК»

Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка. Через игру ребенок знакомится с различными профессиями, развивает общение с детьми, учиться жить в коллективе. В моей группе хорошо продуман...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...