Занятие "Путешествие в прошлое куклы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Цель: Приобщить детей к народной культуре через ознакомление с народной куклой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_proshloe_kukly.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в прошлое куклы»

Цель: приобщение детей к народной культуре через ознакомление с народной куклой.

Задачи:

Образовательные:

-Обогащать словарный запас детей.

-Расширять знания об окружающем.

-Познакомить с объектом музея – куклой, ее возникновением и назначением.

-Способствовать формированию у детей познавательного интереса.

Развивающие:

-Совершенствовать навыки работы с тканью.

-Пробуждать интерес к изготовлению кукол из ткани.

-Развивать умение ориентироваться на кусочке ткани.

-Развивать мелкую моторику, фантазию.

Воспитательные:

-Воспитывать общительность, тактичность, сдержанность, качества, необходимые человеку для общения с окружающим.

-Формировать положительное отношение к окружающему миру.

-Воспитывать любовь к труду, уважение к родине, к семье.

-Словарная работа: тряпичная, лоскутное.

Предварительная работа:

-Беседы о любимых игрушках.

-Разучивание пальчиковых игр.

-Игры с куклами.

-Рассматривание и игры с куклами из мини- музея.

-Чтение рассказа И. Рюминой «Куклы наших бабушек».

Развивающая предметно-пространственная среда:

Магнитофон с аудиозаписями П.И Чайковского «Классика для детей».

Мини музей кукол.

Тряпичная кукла.

Материал (ткань) для кукол.

Фото тряпичных кукол.

Лоскутное одеяло

Используемые методы и приёмы:

-Отгадывание загадок.

-Пальчиковая игра «Куколка».

-Д/и «Оденем кукол».

-Презентация «Куклы».

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, у нас в садике  есть мини-музей. Вы помните, что собрано в этом музее? (Ответы-предположения.) Угадайте загадку!

Что все это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять.

Воспитатель: О какой игрушке говорится в загадке? (Ответы детей.) Давайте сходим на выставку и ещё раз полюбуемся разнообразием кукол.

Воспитатель: Ребятки посмотрите, как у нас много кукол. Этот музей создали ваши родители и воспитатели группы. Они очень старались.

Воспитатель: Куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы. Все на свете куклы очень разные.

Воспитатель: Ребята, вы любите слушать истории.

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда присаживайтесь поудобнее, начинается наша история. Это было давно. Жила была на свете маленькая девочка. Какой она могла быть?

Дети: Доброй, капризной, красивой… (ответы - предположения).

Воспитатель: Да, она была такой же, как и все детишки. Как её звали? (придумывание имен). А звали ее Валечкой.

Воспитатель: Как вы думаете, о ком эта история? Да, это Катина бабушка. Она тоже была маленькой. Ребятки, как вы думаете, были у неё игрушки? (Ответы детей.)

Давайте пригласим бабушку и послушаем её историю. (Приходит бабушка.)

 Бабушка: Вам, ребятки, игрушки покупают, а когда я была маленькая, такой возможности у родителей не было. Поэтому нам игрушки мастерили мамы, бабушки. Вот эту любимую игрушку я хранила до сих пор. А когда узнала про музей кукол, решила принести ее. (Показывает детям тряпичную старинную куклу.) Я свою куклу называла Оленькой.

У меня есть кукла Оля

Не кривляка, не ломака.

Нет нарядней и милей

Куклы Оленьки моей.

Я подругу обнимаю,

Умываю, одеваю,

Каждый день

И каждый час

Не свожу с любимой глаз.

Эта куколка очень любит, когда с ней играют. Вы хотите поиграть с ней?

Пальчиковая игра «Куколка»

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики).

И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики).

До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики).

Забралась под одеяло. (Ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее.)

Я тоже с ней играла. Пеленала ее вот в такое одеяльце. Его сшила моя бабушка. (Показывает лоскутное одеяльце.) Из чего оно сшито?

Дети: Из лоскутков.

Бабушка: Значит оно какое? (Лоскутное.)

Бабушка: Я клала куколку на одеяльце, заворачивала. Потом прижимала куклу к себе и пела колыбельную, и куколка моя засыпала. (Бабушка поёт колыбельную.)

Воспитатель: Ребята, вам понравилась история? А вы любите играть с куклами? (Ответы детей.) Давайте поблагодарим Катину бабушку за такой интересный рассказ и попрощаемся с ней.

Бабушка: Мне очень понравилось у вас в гостях, и я хочу вам подарить свою куклу и одеяльце. До свидания! (бабушка уходит).

Воспитатель: А что еще можно делать с этой куклой?

Дети: Кормить, одевать, лечить, гулять….

Воспитатель: Да, можно поиграть с нею, нарисовать ее, слепить.

Давайте мы с вами сейчас оденем наших кукол (игра на доске SMART).

Воспитатель: А сейчас мы с вами попробуем сделать куклы своими руками. Мы будем делать необычную куклу-оберег из ткани. Для этого нам потребуется ткань, веревочки и ваша фантазия. (Работа с тканью). (Звучит аудиозапись П.И. Чайковского «Классика для детей».)

Воспитатель: Что интересного и нового вы сегодня узнали? Чем мы сегождня занимались? Что больше всего понравилось делать, а может что-то не понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Ваши работы мы поместим на выставку.

Потом вы можете поиграть своими поделками.

Список литературы:

Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии» - Культура и традиции, 2007.

И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009.

Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия недели «Знакомство с народной культурой и традициями» в средней группе, занятие по теме: «Путешествие в прошлое куклы»

ЦеееПривлекать внимание детей к  народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение  выделя...

«Путешествие в прошлое куклы»

Работа состоит из 2 частей: 1 часть- информация для воспитателей и родителей Цель:- развить кругозор (история народной куклы )- приобщить взрослых к народной культуре (кукла Пеле...

Презентация "Праздник кукол" - путешествие в прошлое куклы

В начале марта в Японии отмечается праздник кукол или как его еще называют - праздник девочек. К этому дню можно провести занятие, посвященное истории кукол. Показать, как менялись куклы, их внешний в...

Беседа «Путешествие в прошлое куклы»

Конспект занятия по кружковой работе старшая группа (1 год обучения)...

Конспект открытого занятия для родителей в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое куклы». (занятие проводится совместно с эстетом)

Занятие проводится как итоговое. На это занятие приглашаются родители. Ему предшествует большая работа, которая проводиться совместно с эстетом. Дети рассказывают о том, что узнали на других занятиях....

«Путешествие в прошлое куклы».

Тема: «Путешествие в прошлое куклы».Воспитатель МБДОУ ЦРР д\с №15 «Светлячок»Карпухина Наталья МихайловнаПрограммное содержание.1. Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразован...