Играя, учимся общаться
методическая разработка на тему

Безрученко Светлана Викторовна

Образовательный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

             Образовательный проект:

            "Играя, учимся общаться"

            Воспитателя 1 кв. категории:

            Безрученко Светланы Викторовны

                       

                          2014-2015 у.г.

Цель: Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

                                  Актуальность

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Современные дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими.

У большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются трудности в коммуникативной сфере. Дети  этой категории имеют нарушение эмоционально-волевой сферы: проявляется тревожность, повышенная обидчивость, увеличивается количество страхов, отмечается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям или напротив вялость, пассивность, двигательная расторможенность. Для многих характерен низкий уровень развития познавательных процессов.

Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и  конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности. Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально — нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др., а также игра является и действенным средством формирования у дошкольников навыков общения.

Цель: Развитие и коррекция коммуникативной сферы у детей 6-7 лет через игровую деятельность.

Задачи:

-  Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения

-  Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе

-  Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение

-    Учить ребенка выражать свои эмоции

-  Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.

-  Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

 Основные направления деятельности:

* Подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции коммуникативных умений и навыков

*Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей 6-7 лет на основании диагностических данных

*Разработка примерных конспектов НОД

*Составление плана работы с гиперактивными детьми, имеющими проблемы в общении.

*Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения.

*Активизация родителей для проведения игровых вечеров

*Организация семинаров – практикумов, мастер – классов с воспитателями и родителями по формированию навыков в общении

*Организация акций детско–родительского взаимодействия “Подарок другу”, “Я - общительный”, “Играем вместе”

           

                       

                 

                        Этапы реализации:

1.Организационно-диагностический.

  • мониторинг коммуникативных навыков детей;
  • планирование и прогнозирование результатов;
  • определение тактики взаимодействия с родителями;
  • изучение методической литературы;
  • совершенствование развивающей предметной среды, подготовка дидактического материала;
  • планирование работы.
  1. Практический.
  • организация цикла коррекционно - развивающих занятий,  игр, развлечений;
  • внедрение современных технологий развития коммуникативных навыков;
  • взаимодействие с семьями воспитанников;
  • промежуточная диагностика.

3. Аналитический.

  • мониторинг коммуникативных способностей детей;
  • самоанализ педагогической деятельности;
  • прогнозирование.

Механизм отслеживания результатов.  

- Диагностика коммуникативной деятельности детей подготовительной группы.

- Создание картотеки коммуникативных игр, мини - библиотеки для родителей, дидактических игр для детей подготовительной группы.

                                   

                         Диагностический этап

                                   

Для определения уровня развития коммуникативной деятельности детей 6-7 лет были рассмотрены следующие критерии:

1. Уровень развития сотрудничества

–способность видеть действия партнера;

–согласованность действий партнеров;

–осуществление взаимного контроля;

–взаимопомощь;

–  отношение к результату деятельности.

Экспериментальная методика «Лабиринт» (Л. А. Венгер)

2. Уровень развития партнерского диалога

–  способность слушать партнера;

–  способность договариваться с партнером;

–   способность к эмпатии;

Наблюдение детей в совместной игровой, трудовой и учебной деятельности.  (Диагностика способности детей к партнерскому диалогу  А. М. Щетининой)

3. Отношение к себе и к другим детям

–  отношение к себе как к члену группы;

–  отношение к другим детям группы.

Проективная визуально вербальная методика «Два домика»

На основе выраженности показателей были разработаны уровни разви -тия коммуникативной деятельности у детей 5–7 лет. Были  выделены  три  уровня:  высокий,  средний и низкий.

Высокий уровень:

 Характеризуется высокой степенью сотрудничества в детском коллективе, способностью замечать и предугадывать действия партнёра, согласовывать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять взаимопомощь. Способность к партнёрскому диалогу: умению внимательно слушать партнёра, договариваться с ним, эмоционально настраиваться на чувства партнёра.  

Средний уровень:  

Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный и импульсивно непосредственный характер, то есть дети замечают действие партнёра только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнёра, и вырабатывать общий способ решения задачи. Дети умеют слушать и договариваться, но не обнаруживают способности эмоционально пристраиваться к партнёру; или в некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения при слушании партнёра, не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате у ребёнка сформировано положительное отношение к себе и избирательное отношение к другим детям.

Низкий уровень характеризуется практически полным отсутствием сотрудничества. Дети не видят действий партнёра, или действия партнёра воспринимаются как образец для некритичного слепого подражания. Нет ни предвосхищения своих действий, ни поисков общих способов решений  поставленной задачи. Дети никак не общаются между собой, либо эпизодически обращаются к партнёру. Дети  не  способны  к  партнерскому  диалогу, не умеют  слушать и  сопереживать друг другу, а также затрудняются договариваться между собой. У  ребенка  низкая  самооценка  и  негативное  отношение  к  другим  детям, либо высокая самооценка, но плохое отношение к окружающим, либо негативное отношение к себе, но при этом положительное отношение к другим детям.

По данным диагностики были выявлены следующие результаты:

Диагностировались 20 воспитанников подготовительной группы Б. Из них 5 человек показали высокий уровень коммуникативной деятельности, 8 средний уровень и 7 низкий. Соответственно высокий - 25%, средний - 40%, низкий - 35%.

 

Перспективный план работы по формированию коммуникативных умений и навыков у  старших дошкольников.

Содержание работы с детьми

Задачи

Дата

1.

Методика "Два дома"

Т.Д. Марцинковская

Определение статуса ребёнка в группе

Сентябрь

2.

Методика "Рукавичка"

Г.А.Урунтаева; Ю.А.Афонькина

Умение договариваться, достичь общий результат

Сентябрь

3.

Коррекционно-развивающая продуктивная деятельность

"Смешарики"

"Ребята давайте жить дружно!"

"Смайлики эмоций"

"Наши портреты"

Совершенствование навыков общения в  продуктивной деятельности.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

4.

"Мы играем вместе"

Совершенствование вербальной и невербальной форм общения

1 раз в неделю в течение уч. года

5.

НОД с гиперактивными детьми

Совершенствование навыков общения; снятие эмоционального напряжения

Декабрь-апрель

Содержание работы с родителями

Задачи

Дата

1.

Анкетирование "Социализация и коммуникация"

Выявить уровень коммуникативных умений детей и понимание родителями роли игры в развитии навыков общения детей.

Сентябрь

2.

Консультации:

1.Роль игры в коммуникативном развитии детей

2.Игротерапия для детей

3.Чему способствуют игры детей

4.История детской агрессивности

Познакомить с играми для развития навыков общения, повысить уровень знаний родителей по теме проекта.

Октябрь, ноябрь, декабрь,

январь.

3.

Изготовление поделок "Подарок другу"

Оптимизация детско-родительских отношений через совместную деятельность

Январь

4.

Фотовыставка "Я-общительный"

Оценка

Январь

5.

Вечер совместных коммуникативных игр

Оптимизация детско - родительских отношений через игровую деятельность

Февраль

6.

Библиотека

Повышение родительской компетентности в сфере развития детского общения

Март

7.

Анкеты для родителей:

"Критерии гиперактивности"

"Признаки агрессии"

"Темперамент ребёнка"

Умение адекватно оценивать состояние своего ребёнка

Апрель

Содержание работы с педагогами

Задача

Дата

1.

Компьютерная презентация:

"Влияние игры на развитие ребёнка дошкольника"

Повышение педагогической компетентности в сфере развития детского общения

Март

Перспективный план коррекционно-развивающих игр на развитие коммуникативных умений с детьми старшего дошкольного возраста.

Месяц

Деятельность/Игра

                                Задачи

Сентябрь

"Зевака"

"Мишка - бурый"

Совершенствование навыков общения; Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Совершенствование навыков работы внутри группы, профилактика страхов.

Октябрь

"Что изменилось"

"Кто внимательный"

Умение контролировать свои эмоции.

Ноябрь

"Найди пару"

"Где мы были мы не скажем, а что делали покажем"

Совершенствовать навыки общения при работе в парах.

Умение договариваться.

Декабрь

"Обзывалки"

"Паровозик с именем"

Развитие чувства юмора, эмпатии.

Повышение самооценки, умение работать в команде.

Январь

"Назови ласково"

"Камень и путник"

Формирование чувства принадлежности к группе.

Умение доверять своему партнёру.

Февраль

"Наоборот"

"Передай мяч"

Совершенствование навыков работы в команде.

Снятие эмоционального напряжения.

Март

"Попугайчик"

"Кто за кем"

Способствовать развитию чувства эмпатии.

Снятие возбуждения.

Апрель

"Тух-тиби-тух"

"Рукавичка"

Познакомить со способами снятия негативного настроения.

Умение договариваться.

Май

"Расколдуй"

"Кубик эмоций"

Оптимизация общения со сверстниками.

Умение точно передать эмоцию.

Литература:

1.  Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2006.

2.  Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Екатеринбург, 2004.

3.  Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. — М., 2005.

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. — М., 2006.

5. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет: психологические игры, упражнения, сказки. — М., 2006.

6.  Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М., 2007.

7. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «почему?». — Ярославль, 2001.

Анализируя результаты работы по проекту, можно сделать вывод, что проведение коррекционно-развивающих игр позволяет ребенку реализовать свои творческие возможности, в игровой форме развивает речь, коммуникативные умения, способствует положительному эмоциональному настрою детей, позволяет продуктивно решать коррекционно-развивающие задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Учимся общаться, или общаемся играя"

Проект "Общаемся играя" направлен на формирование у детей старшей группы ДОУ навыков общения...

Образовательный проект "Играя учимся общаться"

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

Проект "Играя,учимся общаться"

Проект по Социально - коммуникативному развитию...

Презентация "Играя, учись общаться"

Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебе, труде, игре, социальной ориентации  и т.д. Но главным обр...

Проект познавательный «Играя учимся общаться».

Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком....

Конспект занятия : играя учимся общаться

Конспект занятия на коммуникативное взаимодействие в старшей группе «Играя учимся общаться»...

Мастер - класс «Играя, учимся общаться»

Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Научно обосновано и доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить...