Образовательный проект "Играя учимся общаться"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Безрученко Светлана Викторовна

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

             Образовательный проект:

            "Играя, учимся общаться"

            Воспитателя 1 кв. категории:

            Безрученко Светланы Викторовны

                       

                          2014-2015 у.г.

Цель: Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

                                  Актуальность

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Современные дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими.

У большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются трудности в коммуникативной сфере. Дети  этой категории имеют нарушение эмоционально-волевой сферы: проявляется тревожность, повышенная обидчивость, увеличивается количество страхов, отмечается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям или напротив вялость, пассивность, двигательная расторможенность. Для многих характерен низкий уровень развития познавательных процессов.

Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и  конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности. Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально — нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др., а также игра является и действенным средством формирования у дошкольников навыков общения.

Цель: Развитие и коррекция коммуникативной сферы у детей 6-7 лет через игровую деятельность.

Задачи:

-  Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения

-  Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе

-  Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение

-    Учить ребенка выражать свои эмоции

-  Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.

-  Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

 Основные направления деятельности:

* Анкетирование родителей, мониторинг

*Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей 6-7 лет на основании полученных данных данных

*Разработка примерных конспектов НОД

*Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения.

*Активизация родителей для проведения игровых вечеров

*Организация семинаров – практикумов, мастер – классов с воспитателями и родителями по формированию навыков в общении

*Организация акций детско–родительского взаимодействия “Подарок другу”, “Я - общительный”, “Играем вместе”

           

                       

                 

                       

                        Этапы реализации:

1.Организационно-диагностический.

  • мониторинг коммуникативных навыков детей;
  • планирование и прогнозирование результатов;
  • определение тактики взаимодействия с родителями;
  • изучение методической литературы;
  • совершенствование развивающей предметной среды, подготовка дидактического материала;
  • планирование работы.
  1. Практический.
  • организация цикла коррекционно - развивающих занятий,  игр, развлечений;
  • внедрение современных технологий развития коммуникативных навыков;
  • взаимодействие с семьями воспитанников;

3. Аналитический.

  • анкетирование родителей
  • самоанализ педагогической деятельности;
  • прогнозирование.

                                   

                       

                      Диагностический этап

                                   

Для определения уровня развития коммуникативной деятельности детей 6-7 лет были рассмотрены следующие критерии:

1. Уровень развития сотрудничества

–способность видеть действия партнера;

–согласованность действий партнеров;

–осуществление взаимного контроля;

–взаимопомощь;

–  отношение к результату деятельности.

Экспериментальная методика «Лабиринт» (Л. А. Венгер)

2. Уровень развития партнерского диалога

–  способность слушать партнера;

–  способность договариваться с партнером;

–   способность к эмпатии;

Наблюдение детей в совместной игровой, трудовой и учебной деятельности.  (Диагностика способности детей к партнерскому диалогу  А. М. Щетининой)

3. Отношение к себе и к другим детям

–  отношение к себе как к члену группы;

–  отношение к другим детям группы.

Проективная визуально вербальная методика «Два домика»

На основе выраженности показателей были разработаны уровни разви -тия коммуникативной деятельности у детей 5–7 лет. Были  выделены  три  уровня:  высокий,  средний и низкий.

Высокий уровень:

 Характеризуется высокой степенью сотрудничества в детском коллективе, способностью замечать и предугадывать действия партнёра, согласовывать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять взаимопомощь. Способность к партнёрскому диалогу: умению внимательно слушать партнёра, договариваться с ним, эмоционально настраиваться на чувства партнёра.  

Средний уровень:  

Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный и импульсивно непосредственный характер, то есть дети замечают действие партнёра только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнёра, и вырабатывать общий способ решения задачи. Дети умеют слушать и договариваться, но не обнаруживают способности эмоционально пристраиваться к партнёру; или в некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения при слушании партнёра, не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате у ребёнка сформировано положительное отношение к себе и избирательное отношение к другим детям.

Низкий уровень характеризуется практически полным отсутствием сотрудничества. Дети не видят действий партнёра, или действия партнёра воспринимаются как образец для некритичного слепого подражания. Нет ни предвосхищения своих действий, ни поисков общих способов решений  поставленной задачи. Дети никак не общаются между собой, либо эпизодически обращаются к партнёру. Дети  не  способны  к  партнерскому  диалогу, не умеют  слушать и  сопереживать друг другу, а также затрудняются договариваться между собой. У  ребенка  низкая  самооценка  и  негативное  отношение  к  другим  детям, либо высокая самооценка, но плохое отношение к окружающим, либо негативное отношение к себе, но при этом положительное отношение к другим детям.

По данным диагностики были выявлены следующие результаты:

Диагностировались 20 воспитанников подготовительной группы Б. Из них 5 человек показали высокий уровень коммуникативной деятельности, 8 средний уровень и 7 низкий. Соответственно высокий - 25%, средний - 40%, низкий - 35%.

 

Перспективный план работы по формированию коммуникативных умений и навыков у  старших дошкольников.

Содержание работы с детьми

Задачи

Дата

1.

Методика "Два дома"

Т.Д. Марцинковская

Определение статуса ребёнка в группе

Сентябрь

2.

Методика "Рукавичка"

Г.А.Урунтаева; Ю.А.Афонькина

Умение договариваться, достичь общий результат

Сентябрь

3.

Коррекционно-развивающая продуктивная деятельность

"Смешарики"

"Ребята давайте жить дружно!"

"Смайлики эмоций"

"Наши портреты"

Совершенствование навыков общения в  продуктивной деятельности.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

4.

"Мы играем вместе"

Совершенствование вербальной и невербальной форм общения

1 раз в неделю в течение уч. года

5.

НОД с гиперактивными детьми

Совершенствование навыков общения; снятие эмоционального напряжения

Декабрь-апрель

Содержание работы с родителями

Задачи

Дата

1.

Анкетирование "Социализация и коммуникация"

Выявить уровень коммуникативных умений детей и понимание родителями роли игры в развитии навыков общения детей.

Сентябрь

2.

Консультации:

1.Роль игры в коммуникативном развитии детей

2.Игротерапия для детей

3.Чему способствуют игры детей

4.История детской агрессивности

Познакомить с играми для развития навыков общения, повысить уровень знаний родителей по теме проекта.

Октябрь, ноябрь, декабрь,

январь.

3.

Изготовление поделок "Подарок другу"

Оптимизация детско-родительских отношений через совместную деятельность

Январь

4.

Фотовыставка "Я-общительный"

Оценка

Январь

5.

Вечер совместных коммуникативных игр

Оптимизация детско - родительских отношений через игровую деятельность

Февраль

6.

Библиотека

Повышение родительской компетентности в сфере развития детского общения

Март

7.

Анкеты для родителей:

"Критерии гиперактивности"

"Признаки агрессии"

"Темперамент ребёнка"

Умение адекватно оценивать состояние своего ребёнка

Апрель

Содержание работы с педагогами

Задача

Дата

1.

Компьютерная презентация:

"Влияние игры на развитие ребёнка дошкольника"

Повышение педагогической компетентности в сфере развития детского общения

Март

Перспективный план коррекционно-развивающих игр на развитие коммуникативных умений с детьми старшего дошкольного возраста.

Месяц

Деятельность/Игра

                                Задачи

Сентябрь

"Зевака"

"Мишка - бурый"

Совершенствование навыков общения; Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Совершенствование навыков работы внутри группы, профилактика страхов.

Октябрь

"Что изменилось"

"Кто внимательный"

Умение контролировать свои эмоции.

Ноябрь

"Найди пару"

"Где мы были мы не скажем, а что делали покажем"

Совершенствовать навыки общения при работе в парах.

Умение договариваться.

Декабрь

"Обзывалки"

"Паровозик с именем"

Развитие чувства юмора, эмпатии.

Повышение самооценки, умение работать в команде.

Январь

"Назови ласково"

"Камень и путник"

Формирование чувства принадлежности к группе.

Умение доверять своему партнёру.

Февраль

"Наоборот"

"Передай мяч"

Совершенствование навыков работы в команде.

Снятие эмоционального напряжения.

Март

"Попугайчик"

"Кто за кем"

Способствовать развитию чувства эмпатии.

Снятие возбуждения.

Апрель

"Тух-тиби-тух"

"Рукавичка"

Познакомить со способами снятия негативного настроения.

Умение договариваться.

Май

"Расколдуй"

"Кубик эмоций"

Оптимизация общения со сверстниками.

Умение точно передать эмоцию.

Литература:

1.  Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2006.

2.  Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Екатеринбург, 2004.

3.  Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. — М., 2005.

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. — М., 2006.

5. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет: психологические игры, упражнения, сказки. — М., 2006.

6.  Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М., 2007.

7. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «почему?». — Ярославль, 2001.

Анализируя результаты работы по проекту, можно сделать вывод, что проведение коррекционно-развивающих игр позволяет ребенку реализовать свои творческие возможности, в игровой форме развивает речь, коммуникативные умения, способствует положительному эмоциональному настрою детей, позволяет продуктивно решать коррекционно-развивающие задачи.

                                                                                         

                                                                       Приложение1

Подготовила Безрученко С.В.

МБДОУ № 264 г.Красноярска

 (в соответствии с ФГОС)

(старший возраст)

"Социализация и коммуникация"

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, цель анкетирования: выявление уровня усвоения общественных и социальных отношений воспитанниками группы; понимание родителями роли игры в развитии навыков общения детей дошкольного возраста

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Проводите ли Вы работу по совершенствованию развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками?

Да / нет

3. Если да, то какую?_______________________________________________

4. Что беспокоит вас в общении ребенка со сверстниками и взрослыми? __________________________________________________________________

5. Как  Вы оцениваете коммуникативные умения вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошие). __________________________________________________________________  

6. Вы следите за тем, как общается Ваш ребенок?

Да / нет.

7. В каких видах деятельности, по Вашему мнению, ребенок чаще проявляет инициативу и самостоятельность - игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности и т. д.?______________________________

8. Вы исправляете ошибки, допускаемые ребенком при общении?  Да / нет _______________________________________________________________

9. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для социального развития Вы знаете?

_______________________________________________________________

10. Нуждаетесь ли Вы в психолого – педагогической поддержке по вопросу социализации и развитию коммуникативных умений вашего ребенка.

Да / нет

Спасибо!

 

В результате анкетирования было опрошено 22 родителя старшей группы. 

2 вопрос: да - 43,75%;    нет - 56,25%

3 вопрос: беседа – 37,5%; сравнение с героями произведений - 12,5%; указания - 50%

4 вопрос: искажение речи и недостаточный словарный запас - 37,5% ничего не беспокоит – 62,5%

5 вопрос: неудовлетворительно - 25%;  удовлетворительно - 25%; хорошие – 50%

6 вопрос: да - 100%

7 вопрос: в игре – 37,5%; общении – 25%; познавательно – исследовательской деятельности – 6,25%, других видах деятельности – 12,5%

8 вопрос: да - 100%

9 вопрос: да - 15,75%, нет - 83,25%

10 вопрос: да – 87,5%, нет-12,5%

 

Вывод: Анкетирование показало заинтересованность родителей в развитие коммуникативного общения своих детей, однако не все понимают свою роль в формировании и развитии процесса приобретения умений и навыков, необходимых для освоения социальных отношений. Только 15,75% родителей играют с детьми в игры, способствующие развитию коммуникативных навыков и умений детей. При этом 25% родителей оценивают коммуникативные умения своего ребенка неудовлетворительно. Сегодня существует множество интересных развивающих коммуникативных игр. Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Существует много видов коммуникативных игр. В детском саду педагогами создаются все условия для успешного развития навыков общения каждого ребенка. Однако родители так же должны принимать активное участие в воспитании нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения.

                                                                                           Приложение 2

Аналитическая справка по результатам анкетирования

родителей подготовительной группы Б (22 человека) на тему:

«Развитие коммуникации дошкольников»

1. Каким Вы видите своего ребенка?

А) Общительный, активный, веселый, артистичный---15

Б)  Робкий, нерешительный---2

В) Сдержанный---5

Очень радует, что большинство родителей видит своих детей раскрепощенными, социально адаптированными, коммуникабельными. Некоторые родители видят своих детей сдержанными, а кто-то увидел своего ребенка даже замкнутым. Необходимо обратить внимание на этих детей в НОД.

2. Как вы считаете, для чего проводятся праздники в детском саду?

А) Это результат  достижений  детей--- 11

Б) Это повод тесного общения родителей со своим ребенком---7

В) Это развлекательные мероприятия для родителей---0

Г) Это развлекательные мероприятия в вашей семье---4

Большинство опрашиваемых родителей склонны воспринимать праздники,  как отчет о достижениях их детей. Для проведения праздника и достойного выступления детей проводится много развивающих занятий, и сам праздник, действительно, - это и есть отчет о проводимых с детьми занятиях. Кроме того, с каждым новым праздником дети растут и развиваются, и родители, безусловно, с каждым разом надеются увидеть прогресс в развитии своего ребенка.

Немало опрашиваемых так же выбрали ответ «Б» - они считают, что праздники являются прекрасным поводом для телесного общения родителей со своим ребенком. Действительно, детский праздник – это мероприятие, имеющее замечательную легкую, расслабляющую атмосферу, сближающую как детей между собой, так и детей со своими родителями.

Ни один из родителей не считает праздники в детском саду развлекательным мероприятием для родителей. Это вполне логично, ведь детские праздники – это не только увеселительные, но и развивающие мероприятия.

И только один из опрашиваемых родителей считает праздники в детском саду развлекательными мероприятиями в их семье. Судя по всему, это говорит о том, что они считают детские праздники радостным событием для их семьи, которые они посещают регулярно, с удовольствием поддерживая ребенка.

3. Как проводятся праздники в вашей семье?

А) Преимущественно за столом---12

Б) Весело, с развлечениями, аттракционами---10

В) Не проводятся---0

В этом вопросе, мнение опрашиваемых родителей разделилось почти поровну. В 12-ти семьях праздники проводятся преимущественно за столом, судя по всему в спокойной, домашней атмосфере. А в 10-и семьях предпочитают веселые, шумные праздники, с развлечениями и аттракционами. Последний пункт отмечен не был. Это говорит о том, что в любом случае, праздники отмечаются, но в зависимости от традиций и предпочтений каждой из семей.

4. Считаете ли Вы, что основных календарных праздников в детском саду достаточно (Осень, Новый год, 8 марта, Защитника Отечества, Весна, Выпускной)

А) Да---15

Б) Необходимо добавить не традиционные (праздник Масленицы,  праздник смеха и т. д.) ---7

Пятнадцать человек из опрошенных считают, что праздников вполне достаточно и 7 человек схожи во мнении, что необходимо добавить нетрадиционные праздники. Здесь можно отметить следующее: Очень радует желание большинства родителей разнообразить и расширить культурно-массовые мероприятия для детей. Поэтому, добавление каких либо  нетрадиционных  праздников, возможно при активном участии родителей в подготовке и непосредственном проведении детских праздников.

5. Для чего Вы приходите на детский праздник?

А) Посмотреть на выступления своего ребенка---10

Б) Поиграть, повеселиться со своим ребенком---6

В) На личном примере показать, каким можно быть активным---6

Очень радует, что все до единого родители рады присутствовать на досуговых мероприятиях детского сада.  Большинство родителей (10 человек), приходят с целью посмотреть на выступления своего ребенка. Это по-настоящему радует, т. к. для детей дошкольного возраста крайне важна оценка их достижений, в особенности близкими людьми. 6 человек приходит не просто посмотреть, но и принять участие – поиграть, повеселиться со своим ребенком. И 6 человек из опрошенных даже отметили, что на личном примере готовы показать, какими можно быть активными.  Пункт А говорит о том, что большинство родителей приходит исключительно посмотреть на своих детей, но не изъявляют желание принять активное участие в мероприятиях. Безусловно, активность родителей в участии на праздничных мероприятиях и присутствие на них очень важна для детей.

6. Что понравилось на праздниках в этом году?

Из 22-х опрашиваемых человек 18 отметили в этом пункте что довольны проводимыми мероприятиями с участием их детей, двое родителей воздержались от комментирования, соответственно остались довольны праздниками, и двое считают необходимым увеличение количества читаемых детьми на утренниках стихов. Благодаря этому, последнему, пункту анкеты, мы делаем вывод, что родители довольны проводимыми мероприятиями в МБДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее занятие для родителей по теме «Учимся общаться» «Цветик – семицветик»

Представлен практический материал в форме занятия с родителями, направленного на коррекцию детско-родительских отношений, формирование навыков сотрудничества и позитивных образов общения у детей со вз...

Учится общаться

Общение — это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. О том, как помочь детям осмысленно пользоваться такими средствами в общении с окружающими, и пойдет н...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Учимся общаться"

Конспект непосредственно образовательной деятельности способствует формированию нравственных качеств личности: навыков взаимодействия детей друг с другом, развитию речевого общения, умению анализ...

Методическая разработка "Учимся общаться, или общаемся играя"

Проект "Общаемся играя" направлен на формирование у детей старшей группы ДОУ навыков общения...

Методическая разработка "Учимся общаться, или общаемся играя"

Слайд 1Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка детский сад №96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Учимся общаться, или общаемся играя&ra...

Методическая разработка "Учимся общаться, или общаемся играя"

Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Общество ждет от подрастающего поколения умения общаться ...