Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Учимся общаться"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Василькина Марина Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности способствует формированию нравственных качеств личности: навыков взаимодействия детей друг с другом, развитию речевого общения, умению анализировать собственные поступки, позволяет познакомить детей с правилами поведения в общении с окружающим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_obshchatsya.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации городского округа Саранск

МУ «Информационно-методический центр»

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 120 общеразвивающего  вида»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

на тему «Учимся общаться»

 

/Для начинающих воспитателей МДОУ г.о.Саранск/

   

                                             

                                                Подготовила  и провела: Василькина М.А.,

                                                                                  воспитатель  

Саранск, 2013 г.        

                                                                                                                                                   

       Программное содержание:

       1. Формировать нравственные качества и навыки взаимодействия детей друг с другом.

       2. Познакомить с правилами поведения в общении с окружающими (четко произносить слова, говорить не спеша, выбирать удобное расположение по отношению к партнеру).

       3. Показать, как влияет поведение общающегося на чувства собеседника.

       4. Развивать умение анализировать собственные поступки.

       5. Развивать навыки речевого общения

       6. Воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества.

       Словарная работа: корежит, галоши, переводчик, охотиться, путаница.

       Методы и приемы: беседа, художественное слово, игры и игровые упражнения, игровые ситуации, рассматривание пиктограмм.

       Материал и оборудование: волшебное зеркальце с разными выражениями лица - пиктограммы (удивление, печаль, радость, грусть), схема дома с четырьмя окнами, в каждом окне изображение детей: мальчика, плачущей девочки, двух сердитых мальчиков.

       Предварительная работа: чтение рассказа Г.Остера «Сказка с подробностями».

Ход занятия

       Появляется Фея.

       - Здравствуйте, дети! Я Фея доброты. У меня для вас есть игра, которая называется  «Угадай – ка!» Встаньте в круг. Вы будете по очереди выходить в центр круга и показывать то, что вы, любите делать. Остальные дети должны отгадать ваше любимое занятие.

       Дети поочередно становятся в круг (2-3 человека).

       Фея: Видите, как интересно общаться без слов, но мы с вами не всегда можем отгадать то, что видим. И мы с вами еще раз убедились в том, что очень тяжело общаться без слов, особенно тяжело задавать вопросы и отвечать на них.

       - Кому вы больше всего любите задавать вопросы?

       - Кто вам интересно на них отвечает?

       - Вам, нравится, когда интересно отвечают и рассказывают?

       - А умеете рассказывать так, чтобы было понятно то, что вы хотите сказать, и чтобы вас не перебивали, не переспрашивали?

       - Как же надо говорить, чтобы речь ваша была понятной? В этом вам поможет мое волшебное зеркальце. С ним мы побываем в доме, в котором живут дети. В этой квартире живет Саша. Кто он?

                                          Живет на свете Саша,

                                          Во рту у Саши каша –

                                          Не рисовая каша,

                                          Не гречневая каша.

                                          Слова простые наши,

                                          Слова простые наши,

                                          На русском языке.

                                          Но то, что можно внятно,

                                          Сказать для всех понятно,

                                          Красиво, чисто, ясно, -

                                          Как люди говорят, -

                                          Наш Саша так корежит,

                                          Что сам понять не может.

                                          Произнесет словечко –

                                          И сам тому не рад!

                                          Он скажет «До свидания!»

                                          А слышится «До здания».

                                          Он просит «Где галоши?»

                                          А слышно «Это лошадь!»

                                          Когда он вслух читает,

                                          Поймешь едва-едва:

                                          И буквы он глотает,

                                          И целые слова.

                                          Он так спешит с налета,

                                          Прочесть, спросить, сказать.

                                          Как – будто тонет кто-то,

                                          А он бежит спасать.

                                          Он может, но не хочет

                                          За речью последить.

                                          Нам нужен переводчик,

                                          Его переводить.

                                                           ( С. Михалков)

       Воспитатель: Дети, как вы думаете, приятно бывает окружающим, когда с ними вот так разговаривают? (Ответы детей)

       - Конечно, нет, В таком разговоре непонятно ни слова. Как вы думаете, какое выражение лица у нашего волшебного зеркальца?

       - Удивленное

       ( Воспитатель показывает пиктограмму с удивленным выражением лица).

       - Покажите мимикой удивленное выражение лица.

       - Дети! А как нужно говорить, чтобы тебя понимали? (Неторопливо, четко, ясно).

       - А теперь заглянем в следующую квартиру. Там живет девочка Таня. Слышатся какие-то крики.

                                            Что за крик, что за рев?

                                            Там не стадо ли коров?

                                            Нет, там не коровушка.

                                            Это - Таня – ревушка.

                                            Плачет, заливается,

                                            Слезами умывается – у – у – у.

                                                                  (А.Барто)

       Воспитатель: Дети, как вы думаете, приятно разговаривать с такой девочкой – капризулей?

       - Как вы думаете, какое выражение лица у нашего зеркальца? (Грустное)

       - Правильно, когда кто-то капризничает, это огорчает окружающих, у зеркальца грустное выражение лица (Показывает пиктограмму с грустным выражением лица).

       - Изобразите такое лицо. (Дети изображают грустное выражение лица).

       - Ну, а в этой квартире живет ребенок с интересным именем Лапуся.

                                            Я не знаю как мне быть –

                                            Начал старшим я грубить.

                                            Скажет папа: - Дверь открыта!

                                            Притвори ее, герой! –

                                            Я ему в ответ сердито

                                            Отвечаю:

                                            - Сам закрой!

                                            За обедом скажет мама:

                                            - Хлеб , Лапуся, передай! –

                                            Я в ответ шепчу упрямо:

                                            Не могу. Сама подай! –

                                            Очень бабушку люблю,

                                            Все равно и ей грублю.

                                            Очень деда обожаю,

                                            Но и деду возражаю.

                                            Я не знаю, как мне быть,

                                            Начал старшим я грубить.

       Воспитатель: А с вами бывает такое, когда, вы грубо отвечаете взрослым? Грубые слова портят нашу речь, делают ее некрасивой. Какое выражение лица у нашего волшебного зеркальца? (Сердитое, злое).

       - Поэтому у зеркальца – печальное выражение лица (показывает пиктограмму с печальным выражением лица)

       Воспитатель предлагает детям игровую ситуацию «Знакомство». Дети  располагаются так: один сидит, другой стоит.

       Воспитатель: Дети, скажите,  удобно ли вам общаться друг с другом?

       - Почему?

       - Как нужно общаться друг с другом?

       - Правильно, когда мы говорим, друг с другом, то нужно расположиться так по отношению  друг к другу, чтобы видеть глаза собеседника.

       - А вот еще один мальчик. Его зовут Федя. Он живет со своей мамой в этой квартире. Вы уже знаете печальную историю, которая произошла с ним, когда он с мамой пошел в зоопарк. Что он говорил маме? Давайте вспомним. (Станешь старой, никогда тебе градусник не поставлю, таблеток не дам, чай с лимоном не принесу).

       - А что он сказал зверям? («Можно на вас охотиться», «Мало из ружья стреляют, надо из пулемета»).

       - Кому он еще нагрубил? (Земле)

       - Что же с ним произошло? ( Он сошел с Земли, сказав, что обойдется без нее. Когда остался один, он испугался).

       - Вот какой грубый мальчик. Дети, посмотрите, что случилось с нашим зеркальцем? Оно плачет. Давайте утешим его. Что можно придумать. Наверное, поиграть в игру «Путаница»

       (Выбирается водящий, который закрывает глаза. Остальные дети становятся в круг, берутся за руки, начинают запутываться. Как только образовалась путаница, водящий открывает глаза и распутывает.)

       Воспитатель: Молодцы, вы смогли развеселить зеркальце. (Показывает пиктограмму). Сегодня мы с вами долго путешествовали. Ответьте мне на такой вопрос, как же нужно вести себя в разговоре, чтобы было всем понятно, о чем говоришь?

       Дети:

       - Говорить нужно ясно, не торопясь.

       - В разговоре с людьми не нужно произносить грубых слов.

       - При разговоре нужно смотреть друг другу в глаза.

       Воспитатель: Хотите научиться так, разговаривать? Хорошо. Нам нужно еще раз встретиться, и я вас научу правильно общаться.

Используемая литература

       1.Семенака С.И. Уроки добра. Развивающие занятия для детей 5-7 лет, М, АКТИ, 2002.

       2. Семенака С.И.Учимся сочувствовать, сопереживать. Развивающие занятия для детей 5-8 лет, М,АКТИ, 2003.

       3. Щепицина С.Б. Азбука общения, М, Творческий центр «Сфера», 2004.

       4. Клюева Н.В.Учим детей общению, М, ГИЦ ВЛАДОС, 2001.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Коммуникация" на тему "Широкая масленица".

В конспекте представлены педагогическая технология - мнемотехника, а также нетрадиционная методика валяния мокрой шерсти....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Откуда хлеб пришёл?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим нед...

Конспект непосредственной образовательной деятельности: «Земля – наш общий дом». Подготовительная группа.

.Это занятие поможет расширить представления детей о планете Земля.  Поможет понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней была жизнь..Формировать желание любить и беречь Землю. Расш...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ?

Ø Уточнить и закрепить  знания детей о хлебе, зерновых культурах, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий.Ø Уточнить знания детей о работе комбайнера, хлеб...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию общих движений для детей 2-3 лет

Обогащение двигательного опыта детей, активизация их двигательной деятельности...