« Развитие творческого воображения у педагогов через освоение нетрадиционных изобразительных техник»
материал по теме

Артамонова Оксана Евгеньевна

Вступительное слово. Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения – одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Развитие творческого воображения у педагогов через освоение нетрадиционных изобразительных техник»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в изобразительной деятельности. Поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно – эстетического развития дошкольников.

Задачи:

- познакомить с различными видами и техниками нетрадиционного рисования;

- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;

-  создать условия для педагогического общения

Материал: акварельные краски, гуашь, восковые мелки, кисти, листы бумаги, ватные палочки, пена для бритья, клей пва.

Размещение: участники мастер-класса рассажены за столы, на которых расположены материалы для изобразительной деятельности.

Вступительное слово.

Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения – одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.

Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию…», «вообрази, что ты…!» Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение – своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.

Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое).

Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность). Образы творческого воображения всегда оригинальны.

Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены великие открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребенка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т. е. способствует развитию у детей творчества.

Опыт многих педагогов показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.

Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Использование нетрадиционных техник рисования :

•Способствует снятию детских страхов;

•Развивает уверенность в своих силах;

•Развивает пространственное мышление;

•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

•Развивает умение детей действовать  с разнообразным материалом;

•Развивает чувство композиции, ритма

•Развивает мелкую моторику рук;

•Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии;

•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

- рисование пальчиками;

- рисование ладошками,

- рисование ватными палочками

- оттиск печатками из картофеля;

- тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- оттиск поролоном;

- восковые мелки + акварель;

- отпечатки листьев ;

- рисунки из ладошки ;

- печать поролоном;

- печать пробками;

- рисование ватными палочками;

- монотипия предметная

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :

- кляксография с трубочкой ;

- монотипия пейзажная ;

- печать по трафарету ;

- монотипия предметная ;

- набрызг ( зубной щеткой)

 - рисование песком;

 - рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

Каждый из этих методов  - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее , непосредственнее , развивает воображение..

         

 Уважаемы коллеги! Я предлагаю Вам окунуться в яркий мир творчества, отрешиться от своих проблем, почувствовать себя совершенно свободными.

Я предлагаю Вам пройти за столы и попробовать самим создать необыкновенные рисунки с помощью ПЕНЫ для бритья и клея ПВА.

А понадобиться нам наши собственные умелые руки, ну и, конечно же, Ваша фантазия и хорошее настроение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА СТЕКЛЕ

В соответствии с ФГОС дошкольного образования: • Сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволяет сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. • В процессе воспитан...

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе использования нетрадиционных техник рисования»

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при эт...

"Развитие творческих способностей у дошкольников через использование нетрадиционных техник в рисовании"

Рисование – одно из трех взаимосвязанных направлений в эстетическом воспитании детей наряду с приобщением к прекрасному в жизни, искусстве и развитием детей в сфере художественного труда.  ...