Картотека дидактических и логических игр
картотека (старшая группа) по теме

Брякотнина Елена Викторовна

Картотека дидактических и логических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 "Тополёк"

Картотека дидактических игр.

Воспитатель Брякотнина Елена Викторовна

г. Бердск 2016 г.

Картотека дидактических игр

Дидактическая игра «Один – много»

               

Цель: 

- закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

- закреплять умение детей преобразовывать единственное число во множественное и наоборот.

 Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример: Стол – столы;  стул – стулья;  гора – горы;  лист – листья; дом – дома;  носок – носки; глаз – глаза;  кусок – куски; день – дни.  

Дидактическая игра  «Большие и маленькие мячики».

Цель 

- Учить различать цвет и величину (большой – маленький);

- развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.

Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры.

Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:

Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

Также можно использовать следующие дидактические игры: «Подбери петушку перышки», «В гости приехали куклы», «Собери цветок, собери чашку», «Подбери пару» и многие другие игры.

А еще вы можете подобрать два контейнера – большой и маленький. В этом случае цвет мячей не будет иметь значения. Здесь учитывается только размер мячей. Большие мячи дети собирают в большой контейнер, а маленькие – в маленький. Это игра может служить так же веселой разминкой.

Дидактическая игра

«Найди предмет такой же формы»

                                 

Цели: учить различать предметы по форме, различать и называть  геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.

Игровое правило: брать только по одной карточке, находить ей нужное место и только потом брать другую.

Ход игры:  

Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам. В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

Дидактическая игра

«Геометрическая мозаика»

                   

Цели: закрепить знания о геометрических фигурах, об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм; развивать память, мыслительные операции.

Оборудование:  большие карточки с изображением предметов составленных из  геометрических фигур разной формы, цвета и размера.

Игровое правило: ребенок должен брать только те геометрические фигуры, из которых   составлены предметы на его карточке.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать, из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.

2.Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе (шаблон бесцветный).

3.Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.

4.Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.

Дидактическая игра «Сложи узор»

             

Цели:

- развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве;

- закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические  фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.

Оборудование:  большие карточки с геометрическим узором, набор  геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и другие).

Игровое правило: брать только одну карту и геометрические фигуры к ней.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем дети определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).

2.Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти. 

3.Можно предложить ребенку составить свой узор.  

Дидактическая игра «Собери целое из частей»

 

Цели:

- формировать представления геометрических фигурах, умение составлять целое из частей;

- закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по  цвету;

 - развивать зрительное восприятие, мышление.

Оборудование:  деревянная платформа с рамками разной формы; детали-вкладыши.

Игровое правило: ребенок должен заполнить рамки по порядку, слева на право (от простого к сложному).

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку: «Рассмотри рамку (окошко). Найди вкладыш, который подойдет для этого окошка. Какого он цвета?». Ребенок находит подходящую деталь и закрывает окошко.

Затем воспитатель предлагает рассмотреть следующую рамку и спрашивает: «Есть ли вкладыш такой же формы? Из каких двух частей можно составить такую форму?» И т.д.

Игру можно повторять несколько раз.

Дидактическая игра «Сравни и подбери»

                     

Цели:

- учить сравнивать предметы по величине, закрепить знания о цвете и геометрических фигурах, развивать внимание,  расширять словарный запас.

Оборудование:  большие карты, маленькие карточки с изображением  предметов и геометрических фигур.

Игровое правило: ребенок берет по одной карточке и находит ей место на большой карте. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно разложит карточки на большой карте.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям выбрать по одной большой карте. Затем показывает маленькую карточку и спрашивает: «Чья она?» Ребенок ищет правильное место каждой карточке, ориентируясь на размер фигуры, и говорит, например «Это самый большой круг, этот – поменьше, а этот -  самый маленький. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета эта фигура? Как она называется?»

Дидактическая игра «Геометрический коврик»

             

Цели:

 - Развивать способность составлять тематические композиции из геометрических фигур по описанию и собственному замыслу;

- развивать инициативность, умение ориентироваться на плоскости; закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник)

Оборудование:  демонстрационные карточки геометрических ковриков, игровые поля (по количеству игроков), наборы геометрических фигур (по количеству игроков), призовые фишки.

Игровое правило: Игрок, давший правильный ответ, получает фишку. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.       

Ход игры:

1 Вариант. Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков. Игроки выкладывают на своем игровом поле точно такой же по образцу. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. После того, как все игроки справятся с заданием, воспитатель проводит беседу по вопросам:

Какие геометрические фигуры были использованы?

Сколько тех или иных фигур потребовалось?

 Игрок, давший правильный ответ, получает фишку. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.       

2 Вариант. Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков на несколько секунд (от 15 до 30 секунд). Время зависит от подготовленности детей. Затем коврик убирается, игроки должны выложить узор по памяти. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. Затем коврик демонстрируется повторно, чтобы все игроки смогли проверить и исправить ошибки. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, наибольшее количество фишек.

Дидактическая игра «Назови соседей»

Цель: совершенствование умения называть соседей числа.

Ход игры. Участники становятся в круг. Воспитатель кидает мяч и называет случайное число. Ребенок, поймав мяч, называет соседей этого числа. После этого мяч бросается следующему участнику.

Так же можно заранее подготовить планшеты-картинки для каждого ребенка и наборы цифр. Раздав каждому планшет, попросить, подобрать необходимую цифру.

Дидактическая игра «Собери семью»

Цели:

- развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве;

- закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические  фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции;

- развивать умение группировать фигуры по цвету и форме.

Оборудование:  выполненные из ткани и синтепона геометрические фигуры на каждой из которой имеется резиночка - петелька и пуговица, которые и позволят соединять фигуры по форме или цвету.

Игровое правило: брать только одну карту и геометрические фигуры к ней.

Ход игры:

Педагог предлагает детям взглянуть на геометрические фигуры, расположенные на столе, назвать их форму и цвет. Затем предлагает группировать

- по цвету;

- по форме.

Дидактическая игра «Накорми пингвина»

Цель: развитие элементарных математических представлений и логического мышления.
задачи: 
1.развивать логическое мышление
2. формировать и закреплять понятие количественного значения числа до 10 (можно от 10 – до 20)
Материал: картонные пингвины с цифрами на животе, набор картонных рыбок.

Ход игры: 
Детям раздаются пингвины, все рыбки выкладываются на середину стола. Детям надо "накормить" своего пингвина рыбками, расположив возле него, то количество рыбок, которое указано на животике. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее и правильно.

                                 Дидактическая игра «Бегите к цифре»

Дидактические задачи:         

- упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; - развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты.

Ход игры.

Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.

Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает.

Дидактическая игра Волшебный мешочек

Оборудование- матерчатый мешочек с завязками и геометрические фигурки.

Описание - Предназначен для развивающей игры - достань на ощупь парную фигурку. Можно использовать как счетный материал.

Цель

- Развивает мелкую моторику, воображение, сообразительность. 

Вариант игры 1: внимательно рассмотреть фигурки, разложить их по парам, по 1-ой фигурке из каждой пары сложить в мешочек, а по одной останется на столе. Затем, взять одну из стоящих на столе фигурок, пощупать её и попробовать, засунув руку в мешочек найти на ощупь такую же и т.д. по очереди

Вариант игры 2: сложить все фигурки в мешочек, предполагается, что все фигурки вы рассмотрели и знаете, как они называются. Один из игроков говорит: достань мне кубик, второй выполняет задание, если ошибся, то фигурка идет тому, кто задал задание, если достал правильно - оставляет себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр с логическими блоками Дьенеша в средней группе

Картотека дидактических игр поможет организовать работу с детьми с блоками Дьенеша....

Картотека дидактических игр на развитие логического мышления для детей младшего возраста

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развити...

Картотека дидактических игр на развитие математических способностей и логического мышления

Картотека дидактических игр на развитиематематических способностей и логического мышления...

Картотека дидактических игр по развитию логического мышления детей среднего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по развитию мышления детей среднего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр на развитие логического мышления

Уважаемые родители! используйте на развитие логики и мышления занимательный игровой материал.Всем удачи....

Картотека дидактических игр по развитию логического мышления для детей старшей группы

В данную картотеку входят игры на развитие логического мышления для детей старшей группе....

Картотека дидактических игр на развитие логического мышления для старшей группы

Картотека дидактических игр на развитие логического мышления...