Предметно-пространственная среда для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольника
материал на тему

Маслова Надежда

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmestit.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №56 «Гусельки»

Маслова Н.С.

Предметно-пространственная среда для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольника

ДОКЛАД

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Предметный мир должен обеспечивать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, поддерживать  познавательную  активность и   ее дальнейший  рост, создавать  условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.  Именно грамотно организованная предметно – пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.

Исследование — универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.

Предметно-развивающая среда  обеспечивает реализацию основной общеобразовательной программы в  нашем дошкольном учреждении, но хочется обратить особое внимание на создание развивающей предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельности детей.

Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также территории, прилегающей к ней или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета возрастных особенностей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей,

учет гендерного развития ребенка.

Дети любят что-то делать своими руками, демонстрировать конечный результат окружающим, в том числе и членам семьи, невольно вовлекая их в эту деятельность.

Вместе с тем на протяжении дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность детей претерпевает изменения в плане структуры и средств осуществления, поэтому  необходимо учитывать этот факт при создании предметной среды во всех  возрастных группах детского сада.

Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в предметно – манипуляторной деятельности, представляя собой простое, «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, появляется способность к простейшей категории предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, а так же орудийные действия. В дошкольный период «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в виды ориентировочных действий, опробования возможностей нового пути, чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно- исследовательская деятельность включает все средства ее осуществления.

Предметно-игровая среда по познавательно-исследовательской деятельности  в детском саду  служит зоной опережающего развития детей. В группах детского сада созданы центры: центр «Науки и природы»,  где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне,  «Я - исследователь», где проводят плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, микроскоп и др. При оборудовании центра учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; доступность расположения соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента. Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения. Литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы.

Во всех возрастных группах,  начиная с первой младшей группы,  есть специально  созданные уголки, которые способствуют расширению перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия, в виде экспериментальных лабораторий, типа «Почемучка», «Уголок Знайки», «Уголок моделирования», «Музыкальная лаборатория» и т.п., где дети могут повторить опыты, показанные воспитателем или сверстниками, или  заниматься самостоятельным  творчеством.

В качестве центров развития могут выступать:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок ряжения (для театрализованных игр);

• книжный уголок;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных

мастеров и т. д.);

• уголок природы (наблюдений за природой);

• спортивный уголок;

• уголок для игр с песком;

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,

тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

 При  проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).

Цель организующей функции- предложить ребёнку всевозможный материал для его активного участия в исследовательской  деятельности. В определённом смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

В соответствии с воспитательной функцией  среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимодействий, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция  среды  соответствует  "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребёнка.   Создание предметно-развивающей среды по поисковой деятельности детей строится с учетом личностного, содержательного, материального и организационного компонента. Педагоги, планируя поисково-исследовательскую деятельность  детей,  учитывают  тип реализации и характер  взаимодействия субъектов,  содержание деятельности, продумывают все возможные специальные специфические аспекты, такие как объявления, о поисковой деятельности, необходимый инструментарий для исследований, в которых отражается работа с родителями.

В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Образовательная деятельность с детьми по познавательно-исследовательской работе планируется еженедельно во всех возрастных группах в режиме дня.

В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

Педагоги,  используя все виды  поисково-исследовательской деятельности детей  в дошкольном возрасте, включающие  поисковую деятельность, моделирование и преобразование предметов, высказывание Сухомлинского В.А.: « Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал" – сделали девизом в своей работе. Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Мы считаем, что  необходимо  создавать и обогащать развивающую среду для познавательно-исследовательской деятельности, начиная с младшего возраста.

В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью нашей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач данного возраста. Стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на “зону ближай...

Организация предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей раннего возраста.

С сентября 2018г мы реализуем программу «Теремок» -  Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребёнка с учётом его индивид...

Методическая разработка: «Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей»

Предметно – пространственная развивающая среда должна быть организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная,...

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"...

Значение организации предметно-пространственной развивающей среды для развития речи детей дошкольного возраста с ММД

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира...

Презентация "Предметно – пространственная развивающая среда на развитие нравственно – патриотических чувств у детей раннего дошкольного возраста"

Патриотизм включает в себя много понятий, связанных с любовью к родным местам, гордостью за свой народ и его историю, ощущением причастности к окружающему миру, желанием сохранять и приумножать богатс...