Организация работы с талантливыми дошкольниками
методическая разработка на тему

Одаренность - сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.

Целостный подход к рассмотрению одаренности был заявлен как приоритетный в «Рабочей концепции одаренности» (Д. Б. Богоявленская (огв. ред.), В. Д. Шадриков (науч. ред.), 2003).

Данный подход предполагает, что при изучении и развитии одаренности недопустимо огра­ничиваться лишь анализом когнитивной сферы - необходимо изучать и развивать личность ода­ренного ребенка в целом. Именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за со­бой развитие способностей и определяют то, как будет реализовано индивидуальное дарование. Приоритетной становится задача воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.

На сегодняшний день, наряду с тенденцией выявлять и поддерживать одаренных детей, у взрослых, которые их воспитывают, сложились некоторые не совсем адекватные представле­ния о специфике детской одаренности, особенно в ранние периоды развития ребенка.

Наиболее распространенные «мифы» в восприятии взрослыми детской одаренности таковы:

-                     одаренный ребенок должен очень успешно учиться;

-                     определяющий момент одаренности - это высокий интеллект и хорошая память;

-                     одаренному ребенку все дается легко;

-                     трудности поведения, социализации в целом, - неотъемлемый признак одаренности.

Эти и другие «мифы» нередко не позволяют родителям и педагогам распознать истинную одаренность и оказать одаренному ребенку поддержку на пути взросления. Зачастую одаренным ребенком считают способного, сообразительного, имеющего высокие успехи в обучении, а про­явления одаренности принимают за гиперактивность, отчужденность, рассеянность, «вредность», лень ребенка.

Каково же объективное понимание детской одаренности?

Современные психологические исследования одаренности (Е. С. Белова, В. С. Юркевич, А. М. Матюшкин, А. И. Савенков), идеи, отраженные в «Рабочей концепции одаренности» де­монстрируют важные для образования одаренных детей аспекты. Наши наблюдения и практика работы с одаренными дошкольниками позволяют составить реалистическое представление об одаренности, проявляющейся в дошкольном возрасте.

Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество пси­хики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незау­рядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдаю­щимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.

Одаренность не может сводиться только к критерию достижений, которые ребенок имеет в каких-либо видах деятельности. Не меньшее значение приобретает психометрический крите­рий, связанный с определением потенциальных возможностей или способностей личности, нередко относимых к понятию талант. С этой точки зрения талантливыми обучающимися явля­ются те, кто выявлен на основе специальных тестов и методик как обладающие высоким потен­циалом достижений в силу наличия особых способностей к определенной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАСНКА «ДЕТСКИЙ САД №20 «ЗОЛУШКА»

План работы с одаренными воспитанниками

Нефтеюганск

2016-2017 учебный год

№ п\п

Содержание

Срок

Ответственные

1

Выявление одарённых детей.

Сентябрь - октябрь

Морошан Н.С

Перемитина М.В

2

Подбор  индивидуальных программ развития одарённых детей (форма, содержание).

Октябрь

Морошан Н.С

Перемитина М.В

3

Обогащение развивающей среды для развития одарённых детей

В течение года

Морошан Н.С

Перемитина М.В

4

Проведение непосредственной образовательной деятельности  на развитие познавательных процессов

В течение года

Морошан Н.С

5

Проведение игр, развивающих операций мышления, понимания, логической последовательности.

В течение года

Морошан Н.С

6

Организация  игр и упражнений на:

-развитие координации движений и мелкой моторики рук;

- развитие эмоционально – волевой сферы;

- развитие творческого мышления.

В течение года

Морошан Н.С

7

Профилактика нервных напряжений, страхов и отрицательных эмоций у воспитанников.

В течение года

Морошан Н.С

Развитие мотивации общения и коммуникативных навыков:

- организация занятий на развитие выразительных движений (мимика, пантомимика);

- воспитание способностей к сопереживанию;

- организация тренинговых занятий на развитие мотивации общения;

- формирование позитивных установок в восприятии других людей.

В течение года

Морошан Н.С

8

Работа с родителями:

-организация онлайн - консультаций для родителей (законных представителей);

- анкетирование родителей (законных представителей);

-Родительское собрание: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»;

В течение года

Морошан Н.С

Перемитина М.В

9

Пленарное заседание педагогических работников учреждения по теме  «Система эффективного образования с одаренными воспитанниками» .

Март

Перемитина М.В

Педагоги

Родители

10

Семинар-тренинг с родителями (законными представителями) и педагогическими работниками по теме «Комплексный подход в образовании и воспитании одаренных воспитанников».

Апрель

Перемитина М.В

Педагоги

Родители

11

Родительские чтения «Мой ребенок –одаренный»

Май

Перемитина М.В

Педагоги

Родители



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 20 «ЗОЛУШКА»

Организация работы с талантливыми дошкольниками

                                     

Проектная группа:

Перемитина М.В, старший воспитатель

Алисова И.А, педагог дополнительного образования

Ткаченко В.В, музыкальный руководитель

Эстрина И.В, инструктор по физической культуре

Морошан Н.С, педагог-психолог

 

Нефтеюганск

Содержание

п\п

Раздел

Стр

1

Психолого-педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми.

3

2

Специфика детской одаренности

8

3

Типология одаренности

11

4

Семья и развитие одаренности ребенка

16

5

Модель деятельности ДОО по развитию одаренности у дошкольников

21

6

Педагогическая диагностика одаренности дошкольника

25

7

Психологическая диагностика одаренности дошкольника

32

8

Схема психолого-педагогической характеристики одаренного ребенка дошкольного возраста

80

9

Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей в ДОО

84

10

Приемы образовательной работы с одаренными дошкольниками

93

11

Психологическая поддержка одаренного дошкольника

99

12

Работа с родителями одаренных дошкольников

111

13

Как родителям вести себя с одаренным ребенком

136

1.Психолого-педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми.

Одаренность - сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.

Целостный подход к рассмотрению одаренности был заявлен как приоритетный в «Рабочей концепции одаренности» (Д. Б. Богоявленская (огв. ред.), В. Д. Шадриков (науч. ред.), 2003).

Данный подход предполагает, что при изучении и развитии одаренности недопустимо ограничиваться лишь анализом когнитивной сферы - необходимо изучать и развивать личность одаренного ребенка в целом. Именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют то, как будет реализовано индивидуальное дарование. Приоритетной становится задача воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.

На сегодняшний день, наряду с тенденцией выявлять и поддерживать одаренных детей, у взрослых, которые их воспитывают, сложились некоторые не совсем адекватные представления о специфике детской одаренности, особенно в ранние периоды развития ребенка.

Наиболее распространенные «мифы» в восприятии взрослыми детской одаренности таковы:

  • одаренный ребенок должен очень успешно учиться;
  • определяющий момент одаренности - это высокий интеллект и хорошая память;
  • одаренному ребенку все дается легко;
  • трудности поведения, социализации в целом, - неотъемлемый признак одаренности.

Эти и другие «мифы» нередко не позволяют родителям и педагогам распознать истинную одаренность и оказать одаренному ребенку поддержку на пути взросления. Зачастую одаренным ребенком считают способного, сообразительного, имеющего высокие успехи в обучении, а проявления одаренности принимают за гиперактивность, отчужденность, рассеянность, «вредность», лень ребенка.

Каково же объективное понимание детской одаренности?

Современные психологические исследования одаренности (Е. С. Белова, В. С. Юркевич, А. М. Матюшкин, А. И. Савенков), идеи, отраженные в «Рабочей концепции одаренности» демонстрируют важные для образования одаренных детей аспекты. Наши наблюдения и практика работы с одаренными дошкольниками позволяют составить реалистическое представление об одаренности, проявляющейся в дошкольном возрасте.

Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.

Одаренность не может сводиться только к критерию достижений, которые ребенок имеет в каких-либо видах деятельности. Не меньшее значение приобретает психометрический критерий, связанный с определением потенциальных возможностей или способностей личности, нередко относимых к понятию талант. С этой точки зрения талантливыми обучающимися являются те, кто выявлен на основе специальных тестов и методик как обладающие высоким потенциалом достижений в силу наличия особых способностей к определенной деятельности.

Одаренность не идентична способностям. Их можно рассматривать как компоненты одаренности, которые у каждого отдельно взятого одаренного ребенка вступают в уникальное сочетание, а также как первый этап развития одаренности. Однако далеко не все способности переходят в одаренность как таковую. Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, отличающееся у каждого конкретного ребенка. Один одаренный ребенок совершенно не похож на другого, что выдвигает в качестве основного момента принцип индивидуализации образовательного процесса в работе с такими детьми.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуальности.

Можно сказать, что у одаренного ребенка максимально выражены процессы саморазвития. Поэтому он нередко оказывает «психологическое сопротивление» обучающим воздействиям взрослого, выраженным в прямой дидактической форме. Проявляется оно или в нарушении правил поведения, или в рассеянности внимания, своеобразной самоизоляции в обучающей ситуации. По сути, одаренный ребенок учится по своей собственной программе, а программу взрослого принимает только в той степени, в которой она совпадает с его программой.

Ядром одаренности является не высокий уровень интеллекта сам по себе, а способность к творческой деятельности, то есть креативность. Умственные способности (хорошая память, сообразительность, высокая концентрация внимания, интеллектуальная мобильность) далеко не всегда приводят к проявлениям творчества, креативности.

Креативность, в свою очередь, не тождественна воображению. Креативность - это особое отношение ребенка к миру, которое применительно к дошкольному возрасту можно назвать эмоционально-поэтическим, исследовательски дерзким, безудержно вдохновленным. Такое отношение к миру создает у одаренного ребенка уже в дошкольном возрасте особое восприятие окружающего, оригинальные интерпретации воспринятого, порождая «ураган» идей и замыслов.

По емкому определению П. Торренса, быть креативным - это значит «копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Способность генерировать нестандартные идеи, видеть необычное в обычном, «перешагивать» стереотипы и не замечать преграды - все это ориентирует направленность деятельности одаренного ребенка в будущее, неизвестное.

Обучаемость как комплексная характеристика индивидуальности и личности одаренного ребенка предопределяет различный темп продвижения его в обучении.

Наблюдая у ребенка проявления одаренности, взрослые нередко немедленно ждут от него высоких результатов и быстрого темпа освоения содержания обучения. Однако многих одаренных детей, особенно с общей одаренностью, характеризует неравномерность темпа обучения.

Периоды, когда они быстро продвигаются в каком-либо деле и достигают высоких результатов, сменяются периодами своеобразного «затишья», когда дети могут не только ничем не отличаться от сверстников, но и показывать более низкие, чем у них, результаты. Происходит своеобразное накопление, кумуляция, факторов развития, в том числе информации, что порождает новый уровень психической активности. На этой основе опять происходит скачок в развитии.

Поэтому многое в развитии одаренных детей появляется как будто неожиданно для взрослого: они вдруг начинают читать, пропуская этап слогового чтения; вдруг начинают играть на музыкальном инструменте с листа, а за некоторое время до этого момента ошибались в назывании нот.

В целом, одаренность необходимо отличать от обученности, которая предполагает определенный уровень освоения знаний и сформированности умений и навыков.

Обученность - это следствие воздействия на ребенка благоприятной социальной среды, что, конечно, способствует развитию способностей, но не является показателем одаренности из-за специфического отношения одаренного ребенка к процессу обучения, организованного взрослым.

Одаренность проявляется и развивается не в ситуации прямого обучающего воздействия, а, во-первых, в деятельности, инициированной ребенком, направленной на реализацию собственных замыслов, а во-вторых, в проблемой ситуации, созданной обучающим взрослым.

Проблемная ситуация для одаренного ребенка является тем своеобразным «витамином», катализатором, который мотивирует его на усвоение новых и объективацию имеющихся знаний.

Когда же необходимо репродуктивно действовать, то такой ребенок может невпопад отвечать на вопрос взрослого, производить впечатление рассеянного или гиперактивного. Все, что не связано со сферой его интересов, не привлекает одаренного ребенка. Нередко его не мотивируют ни игровые приемы, ни педагогическая оценка. Действенной оказывается лишь так называемая самомотивация. Привлекательны также ситуации делового сотрудничества со взрослым, ситуации, предоставляющие ему максимальную самостоятельность.

Поэтому для распознавания одаренности важно наблюдать за ребенком в его самостоятельной деятельности, анализировать результаты его активности, полученные в проблемно-поисковых ситуациях и связанных с направленностью его интересов, а в ситуации систематического обучения создавать ситуации, требующие нестандартного подхода, ситуации, когда способ достижения цели неизвестен. Это важно не только для развития одаренности как таковой, но и для того, чтобы не сформировать у одаренного ребенка стойкую неприязнь к обучению, организованному взрослым.

2. Специфика детской одаренности

Определяется тем, что она часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития, обусловленное, главным образом, наличием сензитивных периодов - периодов особой чувствительности психики к определенным воздействиям.

Фактор возраста занимает немаловажное место в проявлениях признаков одаренности, поэтому иногда создает видимость одаренности в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т. п. Необходимо иметь в виду, что одаренность предполагает новое качество развития ребенка, а не преимущество количественных показателей развития по сравнению с другими детьми. Под влиянием разных факторов (взросления, особенностей получения образования, типа семейного воспитания) признаки одаренности могут «угасать».

Динамика развития детской одаренности проявляется в виде гармонического и дисгармонического типа. Гармоническое развитие чаще характерно для детей с общей одаренностью, а дисгармоническое - для детей со специальной одаренностью. При дисгармоническом типе развития одаренности происходит максимально интенсивное становление одних сторон психики при задержке в развитии других, чаще всего бытовых, коммуникативных, социальных, навыков. Возможна деформация самой личности за счет завышенной самооценки, снижения мотивации к тем видам деятельности, которые не совпадают с приоритетными интересами ребенка. Таким образом, может быть нарушена полнота и целостность психического развития. У детей с общей одаренностью дисгармонический тип развития наблюдается значительно реже и возникает, в основном, под влиянием ошибок в их воспитании.

Многочисленные примеры недостаточной социализированности одаренных детей, проявляющейся в сфере их поведения, нельзя рассматривать как неотъемлемые признаки одаренности. Это скорее следствие неадекватных потребностям одаренного ребенка социальных условий жизни, неверно выбранной взрослыми стратегии воспитания. Хотя неравномерность развития одаренного ребенка имеет место как особый феномен. Например, высокий уровень развития каких- либо комплексов способностей сочетается с низким уровнем сформированности бытовых и/или социальных навыков, а высокий уровень специальных способностей, например к музыкальной или изобразительной деятельности, спорту, - с недостаточно высоким уровнем развития общего интеллекта.

В любом случае, проблема социализации одаренного ребенка является одной из важнейших задач образовательной работы. Необходимо не только создать условия для развития самой одаренности, но и обеспечить гармонизацию личности одаренного ребенка.

Для организации образовательной работы по развитию детской одаренности важным является разграничение проявлений одаренности и способностей. Способный и одаренный ребенок - это не одно и то же. Способность может развиться в одаренность при условии правильной организации деятельности ребенка, в процессе обучения. Но проблема в том, что в современном образовании под одаренными понимают как раз способных детей, а истинная одаренность не получает поддержки в образовательном процессе.

3. Типология одаренности

Среди критериев выделения типов одаренности определяются: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики; степень сформированости одаренности; форма проявлений; широта проявлений в различных видах деятельности; особенности возрастного развития.

Классификация типов одаренности по основанию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:

  • общие интеллектуальные способности;
  • конкретные академические способности;
  • творческое или продуктивное мышление;
  • лидерские способности;
  • художественные и исполнительские искусства;
  • психомоторные способности.

По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:

  • теоретическая (для детей - познавательная);
  • практическая;
  • художественно-эстетическая;
  • коммуникативная;
  • духовно-ценностная.

На основе критерия «степень сформированности» выделяют три типа одаренности:

  • актуальная (явная), характеризующаяся наличием достижений, высоким уровнем выполнения деятельности в конкретной области или нескольких областях;
  • потенциальная (скрытая), характеризующаяся наличием потенциала, возможностей для высоких достижений, не реализующихся в настоящее время в деятельности в силу каких-либо причин;
  • актуализированная, то есть переведенная из потенциальной в актуальную.

Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим

детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

На основе критерия «широта проявлений в разных видах деятельности» выделяются два типа одаренности:

  • общая, которая проявляется в разных видах деятельности, являясь основой их продуктивности. Важнейшим аспектом общей одаренности является умственная активность и ее саморегуляция;
  • специальная, которая проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.) и связана с так называемыми «специальными» задатками, например музыкальный слух, гибкость пальцев и т. д.

По критерию «особенности возрастного развития» дифференцируется ранняя и поздняя одаренность.

Различные подходы к классификации типов одаренности позволяют рассматривать одаренность как сложное, многоаспектное явление, выделять отдельные грани, качества и уровни ее проявлений.

Структура и признаки одаренности

Структура одаренности как предпосылки творческого развития личности, по А. М. Матюшкину, включает: доминирующую роль познавательной мотивации; исследовательскую, творческую активность, выражающуюся в постановке и решении проблем, обнаружении нового; возможность достижения оригинальных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки.

Признаки одаренности анализируются в двух аспектах деятельности: инструментальном и мотивационном («Рабочая концепция одаренности»).

Инструментальный аспект деятельности описывается следующими признаками, характеризующими особенности познавательной сферы психики одаренных детей:

  • Наличие специфических стратегий деятельности, проявляющихся в контексте:
  • быстрого освоения деятельности и успешности ее выполнения;
  • использования и изобретения новых способов деятельности в условиях поиска решения проблемы, выдвижения новых целей деятельности за счет более глубокого владения предметом, что ведет к новому видению ситуации и проявляется в выдвижении нестандартных идей и решений.

Психологическую базу для образования специфических стратегий деятельности составляют высокая концентрация внимания, высокоразвитая память; легкость ассоциирования, связанная с умением находить аналогии там, где они традиционно не усматриваются; ярко проявляющиеся интуиция и способность к прогнозированию.

  • Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, связанного с высоким уровнем саморегуляции.
  • Особый тип организации знаний: структурированность знаний, их обобщенность и систематизация, оперативность в использовании знаний, гибкость их применения для решения широкого круга задач, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться для поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер знаний (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Кроме того, проявляется способность к быстрому схватыванию и усвоению информации, соответствующей направленности интересов одаренного ребенка. Данные особенности организации знаний обеспечивают легкость генерирования идей одаренными детьми (продуктивность мышления).

Поскольку знания могут иметь разное строение в зависимости от того, испытывает ли человек интерес к соответствующей предметной области, особые характеристики знаний одаренного ребенка могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов.

  • Своеобразный тип обучаемости, связанный с высокой способностью к самообучению, ярко выраженной целенаправленностью деятельности, проявляющейся в раннем возрасте. Он может выражаться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект деятельности проявляется в следующих показателях, характеризующих личность одаренного ребенка:

  1. Повышенная избирательная чувствительность к разным аспектам действительности, чувствительность к новизне.
  2. Повышенная познавательная потребность, проявляющаяся в ненасыщаемой любознательности и выходе за пределы исходных требований деятельности.
  3. Увлеченность каким-либо предметом/делом, характеризующаяся трудолюбием и упорством по отношению к этому предмету/делу; постоянство и широта интересов, что определяет наличие устойчивой внутренней мотивации.
  4. Неприятие стандартных условий, правил, заданий и готовых ответов; предпочтение неопределенной информации, сверхчувствительность к парадоксам, противоречиям, умение замечать несоответствия, проблемы; проявления новаторства в деятельности, независимость и самостоятельность, проявляющиеся в том числе в общении.
  5. Высокая требовательность к результатам своей деятельности, стремление ставить сверхтрудные цели, настойчивость в их достижении; проявления перфекционизма, то есть стремления добиться совершенства в выполнении деятельности, соответствия результата и замысла; способность к оценке, обеспечивающая самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренных детей в своих способностях.

Данные признаки одаренности вариативны, могут не проявляться одновременно или с одинаковой интенсивностью. Но наличие одного из них уже должно привлечь внимание специалиста.

В качестве распространенных причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности могут быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Поэтому одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

4.Семья и развитие одаренности ребенка

Значение семьи в развитии одаренности ребенка признается решающим. Неблагоприятные в социальном смысле условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья ит. д.) могут не оказывать влияния на развитие одаренности. С другой стороны, признание в семье высокой ценности образования является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие проявлений одаренности.

Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего, повышенное внимание родителей. Главная характеристика адекватного стиля детско-родительских отношений в семье одаренного ребенка - необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на его интересах, его развитии.

Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, то есть тесному переплетению, познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать препятствием для развития его внутренней автономии, однако именно оно является одним из важнейших факторов развития одаренности.

Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеют в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у ребенка ряда социальных и бытовых навыков.

Толерантное отношение к оригинальным идеям ребенка, поддержка его начинаний, создание в семье необходимой предметной среды для насыщения его разнообразных интересов, оказание поддержки в ситуациях неудач, формирование уверенности, передача жизненного опыта, обеспечение эмоциональной комфортности, признание личностной автономии, создание атмосферы творчества, то есть безопасной психологической базы, являются условиями развития одаренности ребенка в семье.

Социально-психологические трудности одаренных детей

Одаренность для самого ребенка не только дает преимущества, но и определяет ряд социально-психологических трудностей, которые могут задерживать развитие одаренности или препятствовать благоприятной социализации одаренных детей.

Сфера отношения к самому себе. Одаренные дети обладают специфическими особенностями самосознания, которые могут привести к деформации образа «Я», повышенной тревожности, неадекватной самооценке, неуверенности, внутренней самоизоляции от реальной действительности: погружение в философские проблемы; стремление к совершенству (перфекционизм) и повышенная требовательность к себе, которая часто не соответствует реальным возрастным возможностям; стремление к постановке нереалистических (виртуальных) целей; сверхчувствительность к стимулам среды, в том числе социальным, что определяет их высокую уязвимость; недостаточно выраженная толерантность, выражающаяся как нетерпимость к окружающим; усиленная потребность в самореализации, нередко побуждающая одаренных детей нарушать общепринятые нормы и правила.

Нередко у одаренных детей проявляется неприязнь к систематическому обучению.

Взаимоотношения со взрослыми. Общение одаренных детей с родителями и педагогами может быть неконструктивным из-за повышенного уровня притязаний одаренного ребенка, его требовательности, критичности по отношению ко взрослым, стремления настоять на своем, разрушить сложившиеся социальные представления, переделать устоявшиеся правила.

Повышенная потребность в усиленном внимании взрослого, отсутствие чувства дистанции в общении в ряде случаев делают общение конфликтным.

Общение с одаренным ребенком может быть позитивным и продуктивным только в том случае, если взрослый откажется от назидательности, авторитарности, усомнится в своей непогрешимости и всезнании, обеспечит ребенку необходимый уровень самостоятельности. Важно понять, что одаренному ребенку нужен сомневающийся взрослый, который вместе с ним снова и снова открывает неизвестное в известном и испытывает от этого радость.

Взаимоотношения со сверстниками. До определенного времени одаренный ребенок мало интересуется сверстниками, так как максимально ориентирован на взрослого. Все же достаточно часто он адресует взрослому жалобы, что с ним «не играют», «притесняют», «не слушают» ровесники. Его идеи сверстникам часто непонятны, претензии на лидерство ими не признаются, игры кажутся сложными и неинтересными, серьезные размышления — смешными. Не комфортность, нарушение, пересмотр некоторых норм детского сообщества, стремление задавать тон и управлять другими приводят к высокой конфликтности или отчужденности от ровесников.

В адрес одаренного ребенка отпускаются насмешки, обидные прозвища. Попадая в «зону недооценки ровесниками», одаренный ребенок испытывает все нарастающие по мере взросления дискомфорт, напряженность, иногда переходящие в раздражительность, озлобленность.

В целом, следует подчеркнуть, что возникающие у одаренных детей проблемы не являются неизбежным спутником одаренности, а появляются как следствие неадекватных потребностям одаренных детей воздействий социальной среды.

При оказании необходимой психолого-педагогической поддержки эти трудности могут быть преодолены.

Задания для заинтересованного взрослого (мини-практикум)

Прокомментируйте проявления одаренности у дошкольника. Какие признаки одаренности и особенности развития одаренного ребенка проявляются в приведенных ниже примерах?

5.Модель деятельности ДОО по развитию одаренности у дошкольников

Деятельность ДОО по развитию одаренности у воспитанников осуществляется по двум основным направлениям.

Первое направление предполагает выявление одаренных детей с явными или скрытыми признаками одаренности.

Второе направление определяется как психолого-педагогическая поддержка одаренных детей, которая решает две взаимосвязанные задачи: развитие одаренности ребенка путем удовлетворения его повышенных образовательных потребностей и развитие личности одаренного ребенка, создание условий для его социализации.

Выявление одаренных детей

Выявление одаренных детей - задача достаточно трудная для педагога, педагога-психолога. Трудности связаны с тем, что в дошкольном возрасте признаки одаренности могут проявляться эпизодически, не все одновременно и не в одинаковой степени.

Необходимо учитывать, что одаренность часто проявляется не в достижениях, которые ребенок делает в специально организованной взрослым деятельности, а в деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Необходимо иметь в виду, что одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Кроме того, дети, склонные к высоким достижениям, могут и не проявлять их сразу, но иметь потенции к ним в любой из областей деятельности или в их сочетании.

Поэтому работа ДОО по выявлению одаренности у воспитанников должна отвечать следующим требованиям:

  • ступенчатости;
  • разнообразия методов - важно использовать множество источников информации;

-динамичности - необходимо анализировать процесс развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени.

Выявление одаренности предполагает организацию психолого-педагогического мониторинга, включающего следующие этапы (адаптированный вариант разработок Е. И. Щеблановой):

  • Номинация (называние) имен «кандидатов в одаренные». На заседаниях психолого- медико-педагогического консилиума педагоги обсуждают свои педагогические наблюдения и определяют, кто из воспитанников, возможно, обладает признаками одаренности. Педагогам необходимо иметь представления о признаках одаренности, их специфике в разном возрасте, чтобы заметить часто эпизодически проявляющиеся, нередко разрозненные действия детей, позволяющие предположить наличие одаренности.
  • Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности. После того как определены дети, которые, возможно, имеют признаки одаренности, организуется целенаправленное изучение особенностей их в деятельности на основании данных стандартизированных наблюдений. Участие в наблюдениях принимают все педагоги, работающие с ребенком. Результаты наблюдений обсуждаются на заседаниях ПМПк ДОО, формируется комплексное представление об особенностях развития воспитанника.
  • Изучение условий и истории развития ребенка в семье, его интересов, увлечений. На данном этапе педагоги ДОО организуют диалог с родителями ребенка с целью получить сведения о семейной микросреде, раннем развитии ребенка, его интересах и необычных способностях, проявляющихся в домашних условиях, с помощью бесед, анкет, интервью.
  • Оценка особенностей развития ребенка педагогами и родителями как экспертами; получение сведений о потенциальной одаренности, не проявляющейся пока в достижениях. На заседаниях ПМПк соотносят данные о ребенке, полученные от родителей и педагогов.

На следующих этапах организуется работа непосредственно с ребенком.

  • Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью самоотчетов, собеседования.
  • Включение детей в специальные игровые и проблемно-ориентированные занятия.
  • Оценка работ, продуктов деятельности ребенка прежде всего результатов творчества, например с использованием метода портфолио.
  • Психологическое тестирование.
  • Вся полученная информация кумулируется, обсуждается, и на заседании ПМПк делается вывод о наличии признаков одаренности у конкретного ребенка. Составляется комплексная психолого-педагогическая характеристика одаренного ребенка.

Если предположение подтверждается, то для ребенка проектируется индивидуальный образовательный маршрут, также утверждаемый ПМПк. Если предположение не подтверждается, за ребенком продолжают вести наблюдение, поскольку могут иметь место либо потенциальная одаренность, либо способности, которые также необходимо развивать.

Следует выделить качественные критерии, по которым можно идентифицировать ребенка как одаренного (или неодаренного):

  • критерий достижений, которые ребенок имеет в каких-либо видах деятельности;
  • критерий результативности в выполнении специальных заданий и тестов (психометрический критерий);
  • критерий потенциальных возможностей, определяемый на основе специальных методик;
  • критерий заинтересованности, увлеченности, потребности в какой-либо деятельности;
  • критерий креативности (нестандартности) принимаемых решений или выполняемых действий.

При выявлении одаренных детей дифференцируются:

  • актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
  • особенности конкретных проявлений одаренности в различных видах деятельности, протекающих в конкретных условиях;
  • уровень достижений.
  • Таким образом, обеспечивается выявление признаков одаренности не только по отношению к уровню актуального развития ребенка, но и с учетом зоны его ближайшего развития.
  • Методы и методики диагностики одаренности зависят от возраста дошкольников. В отношении детей 3-4 лет используют метод стандартизированного наблюдения и экспертных оценок проявлений детского развития родителями и педагогами.
  • С 4 лет добавляется метод проблемных ситуаций игрового или предметно-практического характера, создающий условий для объективации проявлений одаренности в результатах деятельности.
  • С 5 лет предполагается также проведение психологической диагностики, направленной на изучение не отдельных познавательных процессов (памяти, воображения, аналитико-синтетических умений и пр.), а интегративных качеств интеллектуального развития, в своей основе имеющих показатель креативности, а также эмпатию и эмоциональность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дороге

С каждым годом все интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порожденных повышенным ростом автомобилизации населения, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный тр...

Организация работы с семьей дошкольников по коррекции нарушений речи в условиях ДОУ

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к школьному обучению. Ус...

«Современные подходы по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»

Проект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста и их родителей. Сегоднешние дети - это будующее нашей страны. Блогополучие граждан возможно лишь в цивилизованном правовом государстве. Данная...

«Организация работы с семьей дошкольников по коррекции нарушений речи в условиях ДОУ».

Добиться хороших результатов в системе коррекционно – педагогической работы можно только при условии правильной организации и оптимизации процесса. Мы хотим, чтобы наши дети, став взрослыми, доб...

Методическая разработка: «Рекомендации воспитателям по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»

Существует противоречие между регламентированной международными и Российскими законодательными актами необходимостью совместной работы ДОУ и родителей по реализации прав ребенка и отсутствием разработ...

«Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Отечества».

Всем известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре....

Консультация для воспитателей Интерактивные и инновационные методы работы с родителями по организации работы по здоровьесбережению дошкольников.

Особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.Родителям н...