Главные вкладки

    «Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Отечества».
    консультация на тему

    Никольская Татьяна Владимировна

    Всем известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своей родины, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой отечества осуществляется через народное творчество (разные формы фольклора). Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую это относится к нашему прошлому, которое мы знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит воспитать связь времен, вернуть утраченные ценности. Россия — родина для многих. Но для того что-бы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять родной язык, историю и культуру страны, как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо начинать прививать с раннего детства, побуждать, а не навязывать. В устном народном творчестве, как никогда сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В народном фольклоре особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говор, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного развития детей. Мы подобрали серию потешек, песенок, прибауток. Сколько в этих, казалось бы незамысловатых стихах нежности, такта, рациональности, они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, ритмичных движениях. Так же знакомим детей с малыми жанрами народного фольклора — пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Мы проводим занятия по пословицам и поговоркам, загадкам в содержании которых есть названия предметов быта. Стараемся показать происхождения поговорок и пословиц, такие их особенности, как иносказательность, совмещение в них общего и конкретного, выразительность. Дети тонко чувствуют воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок. Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отражает окружающий человеческий мир. Составить загадку — это значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот разгадать загадку — ее метафорический образы заменить образами реальными. Составить 1 загадку бывает довольно трудно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, и во-вторых, быть очень сообразительным способным преодолеть создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому очень важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы. А результат — составление детьми загадок. Детей знакомим с народной лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости. Восприятие частушки — короткой рифмованной песенки, в большинстве случаев состоящие и четырех строк и исполняющейся полуговором в характерно звонкой манере. Вместе с детьми сочиняем частушки, собираем их в сборники. Изучение календарного детского фольклора осуществляем через участие детей в календарных праздниках. Не было ни одного народного праздника, в котором дети не принимали участие. В них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах, и искренность. Подчиненные ритму природы, одухотворенные живой радостью существования, проверенные древней логикой жизни, народные праздники неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу. На Святках (с Рождества до Крещения) дети ходят — славят Христа, поздравляют соседей колядной песней, встречают и провожают Масленицу, зазывают Весну, закликаю птиц, на Троицу поют песню о колоске. Народные обрядные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Народные игры, как жанр устного народного творчества являются национальным богатством и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так возникла необходимость в разучивании народных игр. Игры — своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают игру более интересной, обогащают ее содержание. Ни один обрядный праздник не обходится без игры на народных инструментах. Детей знакомим с такими инструментами как: дудка, бубен, барабан, колокольчик, гусли, балалайка гармошка и др. Дети знакомятся с историей возникновения этих инструментов и учатся на них играть. Все это способствует музыкальному развитию детей. Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в этой или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров. Организуя занятия, предполагаем активное участие детей, а использование различных фольклорных форм (переклички, частушки и пр.) позволяет нам привлекать к участию обычно пассивных, застенчивых детей. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического и эмоционального развития, такого рода занятия способствуют и социальному развитию детей. В народном фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пьесы, а также кукольный театр. Для знакомства с народным театром мы собираем все необходимое для 2 драматизации народных сказок, для кукольного театра. Какую радость доставляет детям быть персонажами сказок «варить кашу в чугуне», «печь пироги в печи». Все спектакли проходят в мини — музее краеведения. Большое значение в приобщении детей к народной культуре мы придаем народным праздникам и традициям. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведениями птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Особая роль в системе работы по приобщению детей к народной культуре отводиться декоративно-прикладному искусству. Оно пленя душу гармонией и ритмом-способно увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Приобщение детей к творчеству народных умельцев до знакомства с национальным фольклором. Сейчас уже накоплен большой опыт работы с дымковской, городецкой, хохломской росписью и мордовским декоративно-прикладным искусством. По каждому из перечисленных видов есть пособия, конспекты занятий, оформлены альбомы. Большую радость приносят детям народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Постепенно подводим к понятию «народная игрушка», знакомим с ее мастерами, историей возникновения, играем в дид. Игры, хороводы. Красочность игрушек, сказочность изображенных на них узоров — все это игрушки народных мастеров нашей страны! Дети с удовольствием рассматривают узоры на кухонных предметах, в альбомах. Чудо-ремесло народная игрушка! Детей привлекают яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дети с удовольствием расписывают силуэты, лепят и расписывают бусы для кукол. Регулярно пополняется работами детей выставка декоративной лепки. Мы в своей работе стараемся применять нетрадиционные методы работы с родителями. После проведения «открытых» занятий с детьми, выставок работ мы заметили интерес к своей деятельности со стороны родителей. Стали проводиться такие встречи: «Моя любимая игрушка», «Город мастеров» и т.д. Устраиваются различные концерты, выставки, на которых родители вместе с детьми показывают свое мастерство. Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников. Они становятся инициаторами многих начинаний. В конце учебного года проводим итоговую диагностику детей по ознакомлению с итогами народного творчества. Большинство детей умеют играть и объяснять правила народных игр. Дети используют в активной речи народный фольклор, умеют отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, отличают народные инструменты по звучанию и внешнему виду, умеют различать изделия разных народных промыслов. Дети с большим удовольствием принимают участие в проведении народных праздников. Но главным, является наличие стойкого интереса к жизни нашего народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, что в свою очередь является первопричиной воспитания патриотов своей Родины.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            

    «Организация работы по ознакомлению

    дошкольников с историей и культурой Отечества».

    Подготовила:

                            воспитатель МДОУ

                    «Детский сад №36 ком-

                    бинированнного вида»

    Никольская Т.В.

    Всем известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своей родины, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

    Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой отечества осуществляется через народное творчество (разные формы фольклора). Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую это относится к нашему прошлому, которое мы знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит воспитать связь времен, вернуть утраченные ценности. Россия — родина для многих. Но для того что-бы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять родной язык, историю и культуру страны, как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо начинать прививать с раннего детства, побуждать, а не навязывать.

    В устном народном творчестве, как никогда сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В народном фольклоре особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говор, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного развития детей. Мы подобрали серию потешек, песенок, прибауток. Сколько в этих, казалось бы незамысловатых стихах нежности, такта, рациональности, они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, ритмичных движениях. Так же знакомим детей с малыми жанрами народного фольклора — пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Мы проводим занятия по пословицам и поговоркам, загадкам в содержании которых есть названия предметов быта. Стараемся показать происхождения поговорок и пословиц, такие их особенности, как иносказательность, совмещение в них общего и конкретного, выразительность. Дети тонко чувствуют воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок.

    Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отражает окружающий человеческий мир. Составить загадку — это значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот разгадать загадку — ее метафорический образы заменить образами реальными. Составить

    1


    загадку бывает довольно трудно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, и во-вторых, быть очень сообразительным способным преодолеть создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому очень важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы. А результат — составление детьми загадок.

    Детей знакомим с народной лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости. Восприятие частушки — короткой рифмованной песенки, в большинстве случаев состоящие и четырех строк и исполняющейся полуговором в характерно звонкой манере. Вместе с детьми сочиняем частушки, собираем их в сборники.

    Изучение календарного детского фольклора осуществляем через участие детей в календарных праздниках. Не было ни одного народного праздника, в котором дети не принимали участие. В них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах, и искренность. Подчиненные ритму природы, одухотворенные живой радостью существования, проверенные древней логикой жизни, народные праздники неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу. На Святках (с Рождества до Крещения) дети ходят — славят Христа, поздравляют соседей колядной песней, встречают и провожают Масленицу, зазывают Весну, закликаю птиц, на Троицу поют песню о колоске. Народные обрядные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Народные игры, как жанр устного народного творчества являются национальным богатством и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так возникла необходимость в разучивании народных игр. Игры — своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают игру более интересной, обогащают ее содержание.

    Ни один обрядный праздник не обходится без игры на народных инструментах. Детей знакомим с такими инструментами как: дудка, бубен, барабан, колокольчик, гусли, балалайка гармошка и др. Дети знакомятся с историей возникновения этих инструментов и учатся на них играть. Все это способствует музыкальному развитию детей.

    Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в этой или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров. Организуя занятия, предполагаем активное участие детей, а использование различных фольклорных форм (переклички, частушки и пр.) позволяет нам привлекать к участию обычно пассивных, застенчивых детей. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического и эмоционального развития, такого рода занятия способствуют и социальному развитию детей.

    В народном фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пьесы, а также кукольный театр. Для знакомства с народным театром мы собираем все необходимое для

    2


    драматизации народных сказок, для кукольного театра. Какую радость доставляет детям быть персонажами сказок «варить кашу в чугуне», «печь пироги в печи». Все спектакли проходят в мини — музее краеведения. Большое значение в приобщении детей к народной культуре мы придаем народным праздникам и традициям. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведениями птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

    Особая роль в системе работы по приобщению детей к народной культуре отводиться декоративно-прикладному искусству. Оно пленя душу гармонией и ритмом-способно увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Приобщение детей к творчеству народных умельцев до знакомства с национальным фольклором. Сейчас уже накоплен большой опыт работы с дымковской, городецкой, хохломской росписью и мордовским декоративно-прикладным искусством. По каждому из перечисленных видов есть пособия, конспекты занятий, оформлены альбомы.

    Большую радость приносят детям народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Постепенно подводим к понятию «народная игрушка», знакомим с ее мастерами, историей возникновения, играем в дид. Игры, хороводы. Красочность игрушек, сказочность изображенных на них узоров — все это игрушки народных мастеров нашей страны! Дети с удовольствием рассматривают узоры на кухонных предметах, в альбомах. Чудо-ремесло народная игрушка! Детей привлекают яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дети с удовольствием расписывают силуэты, лепят и расписывают бусы для кукол. Регулярно пополняется работами детей выставка декоративной лепки.

    Мы в своей работе стараемся применять нетрадиционные методы работы с родителями. После проведения «открытых» занятий с детьми, выставок работ мы заметили интерес к своей деятельности со стороны родителей. Стали проводиться такие встречи: «Моя любимая игрушка», «Город мастеров» и т.д. Устраиваются различные концерты, выставки, на которых родители вместе с детьми показывают свое мастерство. Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников. Они становятся инициаторами многих начинаний.

    В конце учебного года проводим итоговую диагностику детей по ознакомлению с итогами народного творчества. Большинство детей умеют играть и объяснять правила народных игр. Дети используют в активной речи народный фольклор, умеют отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, отличают народные инструменты по звучанию и внешнему виду, умеют различать изделия разных народных промыслов. Дети с большим удовольствием принимают участие в проведении народных праздников. Но главным, является наличие стойкого интереса к жизни нашего народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, что в свою очередь является первопричиной воспитания патриотов своей Родины.

    3

    Список использованной литературы:

    1. Князева О.А., Маханова М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной    культуры», 1998 г.

    1. «Русское народное творчество и обрядные праздники в детском саду» под ред. Орловой А.В., 1995г.

      3.        «Приобщение детей дошкольников к русской национальной культуре ж.                «Дошкольное воспитание», 1992 № 5,6

    4.       «Гражданское воспитание в ДОУ» автор Позднякова Е. А. 2008г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

    Рабочая программа по кубановедению: «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины»

    Программа разработана для детей дошкольного возраста (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)Цель программы – воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с...

    Перспективное планирование к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины» (приложение к программе по кубановедению)

    Представлено перспективное планирование совместной работы с детьми по всем возрастным группам детского сада: НОД, познавательная, игровая, художественная совместная деятельность, а также формирование ...

    Тема:"Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа"

    Тема:"Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа"Цель:  Внедрение нетрадиционных форм работы с детьми в области Русской народной культуры....

    Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества

    Народ, который не знает своей культуры и истории,-презрен и легкомысленен.              Н. М. Карамазин Красоту, чистоту мы у...

    Консультация для родителей "Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества"

    Воспитание гражданина и патриота  своей страны, знакомство дошкольников с историей и культурой Отечества  в семье....