Консультация для родителей "Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества"
консультация (подготовительная группа) на тему

Афонина Вера Александровна

Воспитание гражданина и патриота  своей страны, знакомство дошкольников с историей и культурой Отечества  в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида»

Консультация для родителей

на тему:

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ

С  ИСТОРИЕЙ  И  КУЛЬТУРОЙ  ОТЕЧЕСТВА»

                   

                                     

                                                     

                                              Подготовила и провела:

                                          воспитатель  Афонина Вера Александровна

Саранск 2017

Народ, который не знает

своей культуры и истории, -

презренен и легкомысленен.

                                 Н. М. Карамзин

Красоту, чистоту мы у старших берём,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем...

                                    В. Высоцкий

В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего рода и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

Академик Лихачёв так говорил по этому поводу: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...»

Все эти ценности, складывавшиеся веками, сбросили с «парохода современности», как иные «неистовые ревнители» призывали сбросить с этого же парохода и Пушкина, и Толстого, и Достоевского. Но их, к нашей радости, не удалось сбросить, а вот обряды - сбросили, «искоренили», как сбрасывали кресты с церквей, как жгли тысячами сложенные в поленницы иконы, старинные рукописи и старопечатные книги.

В. М. Межуев и В. Паперный в своих исследованиях подчёркивают, что культурный опыт былых эпох продолжает жить в культуре более позднего времени в совершенно преобразованном виде, а подчас и с современным смыслом.

Именно поэтому при знакомстве детей с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым. И возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями и праздниками языческих времён, православными праздниками надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня - не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

Жаль, что молодые люди, стараясь подражать чужой «массовой культуре», всё чаще включая в свою лексику инородные слова, создавая себе кумиров из мультипликационных и художественных фильмов Запада, имеют очень смутное представление о своей родной культуре. А ведь русский фольклор - песни, былины, сказки; православные праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение, Троица, проводимые с такой широтой, размахом и весельем, - это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Оттого что мы забываем о солнце, оно не перестаёт светить, прощая нас, забывчивых. Так и народ прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды и предания, легенды, поверья и молитвы.

В нашей земной, телесной жизни нет ничего случайного - ни встреч, ни действий, ни явлений. Но жизнь коротка. И обрядовый, нравственный свод для того и создавался веками, отшлифовывался поколениями предков, чтобы помочь нам, нынешним, жить правильно в этом мире.

Начинается год и заканчивается. Начинается жизнь и завершается. Как её прожить? Как выбрать имя, как крестить ребёнка, какие песни петь ему в детстве, какими играми забавлять, чтобы это было на пользу здоровью? Вопросов десятки и десятки, потому что на протяжении десятилетий воинствующего атеизма нас отучили от ответов. А надобность в них, как показывает жизнь, велика. Особенно, если есть возможность сравнить - как сейчас, как было раньше и как надо.

Вы помните отчество своей прабабушки? А чем занимался ваш прадедушка, знаете? Запамятовали... Значит, и самих себя толком не знаем, если забыли, потому что каждый из нас таков, каков он есть, благодаря именно им. Имею в виду не только рост и вес, цвет глаз и тип лица, но и привычки, наследственные недомогания, болезни. Когда говорят: «на роду написано таким быть», - то подразумевают именно род - то есть родовое дерево, предыдущие поколения семьи...

Но как часто мы бываем ленивы и нелюбопытны! И, проходя мимо родового золота, тянемся к чужим сверкающим побрякушкам. Вслушайтесь внимательно в колыбельные, пестушки, потешки, сказки, скороговорки - и поймёте, о чём речь.

Думаете, весь этот фольклор - для потехи? Ошибаетесь. Любой народ по природе слишком бережлив, чтобы веками хранить и помнить ненужное, непригодное для каждодневной жизни. Остаётся только самое ценное, необходимое. Если у человека отнять всё, кроме памяти, и если этот человек хорошо знает с детства народное творчество и обычаи, он сможет и вылечить себя, и возродить те же нравы, тот же быт.

Мелочь? Так ведь и вся жизнь из мелочей состоит. Если их знать и помнить - будем и здоровее, и богаче, и крепче...

Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать всё содержание дошкольного образования. Именно так ставится вопрос в «Конвенции о правах ребёнка», где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной».

В период реформирования дошкольного образования большое значение уделяется вопросу ознакомления дошкольников с историей и культурой русского народа. Об этом свидетельствует включение в государственно-образовательный стандарт такого раздела, как «Человек в истории и культуре».

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам помогает фольклор - ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Поставив перед собой задачу ознакомления детей с устным народным творчеством, некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

Сказки, пословицы, поговорки, загадки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Для воспитания патриотических чувств, гордости за свою страну, необходимо читать детям также произведения классиков русской литературы А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, А.А.Блока, Ф.И.Тютчева.

Для воспитания патриотических чувств важны исторические знания. Детям нужно рассказывать или читать о героизме людей, боровшихся в годы Великой Отечественной войны. Примеры беспредельной преданности своему делу, Родине, служат для детей своеобразной школой патриотизма. Детям необходимо знать о сегодняшней жизни Родины. Это и борьба за мир, и созидательный труд людей, направленный на преобразование нашей страны. Нужно рассказывать детям и о будущем нашей страны, о том, какие будут построены дома, стадионы и т.д. Такие знания  научат их мечтать, ощущать себя (пусть пока и в воображении) активными гражданами своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

«Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Отечества».

Всем известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре....

Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества

Народ, который не знает своей культуры и истории,-презрен и легкомысленен.              Н. М. Карамазин Красоту, чистоту мы у...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе на тему: «Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края»

Тема: «Город, в котором я живу».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города, развивать культурно-нравственные познавательные качества лич...

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА»

На сегодняшний день предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родному городу, но нельзя забывать, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с...