Примерный план по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой нашей Родины и края, в котором живём.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Примерный план

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernyy_plan.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Примерный план

                  по ознакомлению старших дошкольников

               с историей и культурой нашей Родины и края, в котором живём.

 

    Цель: Приобщить к культуре и традициям народов России. Учить видеть историю вокруг себя. Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам. Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю и его истории.

        В основу плана положены следующие принципы:

• учёт возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;

• обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

• уважение к личности каждого ребёнка.

Месяц

Тема месяца

Темы занятий

СЕНТЯ-

БРЬ

1. Кто мы, откуда? Где наши корни?

2. «Золотая осень».

З. «Клюква-

красна ягода!»

1) Моя семья, мои родственники.

2) Рассматривание семейных альбомов.

З) Семья — это группа живущих вместе близких родственников.

4) Рисование своей семьи.

1) Экскурсия в осенний лес.

2) Чтение стихов об осени.

З) д.игра «Угадай какое дерево?»

4) Знакомство с приметами, загадками, пословицами.

1 Д.игра «Кому, что нужно?» (птицы и звери ,которые питаются клюквой).

2) Поговорки и пословицы о ягодах Севера.

З) Клюква-кладовая витаминов.

4) Рассматривание орнаментов ханты с изображением ягод.

5) Аппликация «Клюква»

ОКТЯ-

БРЬ

1. «С новым урожаем».

2. «Покров-первое зазимье.»

1 )Что такое календарь? для чего он нужен?

2) Подведение итогов осенних работ.

3) Знакомство с приметами глубокой осени, загадки ,пословицы.

4)Подготовка к выставке «Щедрые дары осени»

5) Лепка из соленого теста «Хлеб всему голова».

1) Знакомство с праздником «Покров», с приметами этого дня.

2) Наблюдение за погодой, приметами поздней осени.

НОЯБ-

РЬ

1. «Кто они? Ханты?»

2.  «История русского костюма»

3. «Медвежьи игрища»

1) Традиции хантов.

2) Рассматривание фотографий и иллюстраций.

З)Аппликация «Люди в национальных костюмах».

1) Знакомство с историей русского костюма.

2) Рассматривание соответствующих репродукций.

З) Знакомство с деталями русского костюма.

1) Знакомство с традициями хантов об охоте на медведя.

2) Рассматривание иллюстраций и фотографий.

З) Рисование праздника «Медвежьи игрища».

ДЕКА-

БРЬ

1. «Дух и природа»

2. «Зимние святки».

З. «Новый год на Руси. Русский Никола и Санта Клаус».

1) Сказки, загадки, пословицы народов ханты и манси о природе края.

2) Рассматривание иллюстраций.

З) Рисование леса и его обитателей.

1) Рассказ о двухнедельных новогодних празднествах.

2) Разучивание колядок, игр к празднику.

3) Знакомство с традициями Рождественских праздников.

4) Изготовление элементов маскарадных костюмов.

1) Рассказ о праздновании Нового года на Руси.

2) Пение колядок.

З) Санта Клаус и Никола- чем похожи и в чём отличие (игрушки и иллюстрации).

4) Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров».

ЯНВА-

РЬ

1. «Дом, дом, открой свою тайну».

2. «У нас Рождественский сочельник».

З. «Русские     матрёшки».

4. «На печи лежим, сказки слушаем».

1) Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью.

2) Отгадывание загадок о предметах быта.

З) Знакомство с жилищем хантов (зимним и летним).

4) Рассматривание фотографий изображающие жилище хантов.

1) В русских народных костюмах дети принимают участие в празднике , ходят с колядками по детскому саду, потом в муз. зале продолжается праздник с песнями, танцами, играми, угощениями.

1) Рассматривание матрёшек с различной росписью

2) Предварительная работа к росписи матрёшек изготовление папье-маше, из соленого теста. Из бросового материала.

3) Рассматривание иллюстраций.

1) «Нет сказки без правды.»

2) «Для чего чудеса в сказке?»

З) Хантыйские бабушкины сказки.

ФЕВРАЛЬ

1. «Играем в забытые народные игры.»

2. «Что расскажет нам бисер?»

1) Знакомство с разными видами жеребьевки ( выбором водящего игры).

2)Разучивание считалок, слов к играм.

З)Игры народов России, в том числе и хантов.

1) Рассказ о бисере.

2) Рассматривание работ детей интерната.

3) Ручной труд, вышивание бисером.

МАРТ

1. «Весна. Масленица».

2. «Проводы зимы»

З. «Какие мы?»

1) Рассказ о масленице, о том как празднуется на Руси.

2) Разучивание закличек, масленичных приговорок, игр.

1) Традиции хантов.

2) Рассматривание иллюстраций.1) Рассматривание иллюстраций о народах различных расс.

2) Какие различия ( цвет кожи, разрез глаз).

З) Словесные игры «Угадай по описанию», «Что изменилось во внешнем виде?» и т.д.

4) Совместные танцы, песни

АПРЕЛЬ

1. «Благовещенье птиц на волю отпущенье».

2. «Готовимся к Вербному базару».

З. «День Земли».

1) Знакомство с приметами этого дня , с обычаем отпускать птиц на волю.

2) «Вороний день» - встреча весны хантами , ворона защитница женщин и детей.

З) Изготовление птиц из бумаги ( способом оригами), из Природного материала.

1) Знакомство с обычаем на праздник устраивать базар.

2) Работа детей; склеивают корзиночки — подставки для яиц, расписывают яйца красками.

1) Знакомство с глобусом.

2) Рассматривание карты.

3) Животный и растительный мир земли.

4) Пословицы и поговорки, стихи о земле

5) Рисование праздника.

МАЙ

1.  «Наш край»

2. «Про отцов и дедов помнить от всех завещено...»

1) Использование орнаментов хантов и русских народных.

2) Рассматривание иллюстраций нашего края, посёлка.

З) Рисование флага России.

4) Выставка «Наш край», где выставлялись работы детей в течении года.

1) Беседа о празднике Победы.

2) Рассматривание фото из журналов военной поры.

З) Беседа на тему «Человек жив до тех пор, пока его помнят».