Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества
консультация на тему

Народ, который не знает

 своей культуры и истории,-

презрен и легкомысленен.

              Н. М. Карамазин

 

Красоту, чистоту мы у старших берём,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем…

В.Высотский.

 

 

  В своей истории многие народы осуществляют духовно- творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

  Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего рода и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

    Академик Лихачёв так  говорил по этому поводу: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета сред других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»

  Оттого что мы забываем о солнце, оно не перестаёт светить, прощая нас, забывчивых.

Так и народ прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды и предания, легенды, поверья и молитвы.

  При знакомстве детей с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании.

И для того чтобы воспитывать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примерению настоящего с прошлым. И возражать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.       При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями и праздниками языческих времён, православными праздниками надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

  Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,- задача особенно актуальна сегодня –не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

  Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

   Жаль, что молодые люди, стараясь подражать чужой «массовой культуре», всё чаще включая в свою лексику инородные слова, создавая себе кумиров из мультипликационных и художественных фильмов Запада, имеют очень смутное представление о своей родной культуре. А ведь русский фольклор –песни, былины, сказки; православные праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение, Троица, проводимые с такой широтой, размахом и весельем,- это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

  Вы помните отчество своей бабушки? Ачем занимался ваш прадедушка, знаете? Запамятовали… Значит, и самих себя толком не знаем, если забыли, потому что каждый из  нас таков, каков он есть, благодаря именно им. Имею в виду не только рост и вес, цвет глаз и тип лица, но и привычки, наследственные недомогания, болезни. Когда говорят: «на роду написано таким и быть», - то подразумевается именно род- то есть родовое дерево, предыдущие поколения семьи..

  Думаете фольклор для потехи? Ошибаетесь. Любой народ по природе слишком бережлив, чтобы веками хранить и помнить ненужное, непригодное для каждодневной жизни. Остаётся только самое ценное, необходимое. Если у человека отнять всё, кроме памяти, и если этот человек  хорошо знает с детства народное творчество и обычаи, он сможет и вылечить себя, и возродить те же нравы, тот же быт. Если их знать и помнить, то мы будем и здоровее, и богаче, и крепче…

  Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать всё содержание дошкольного образования. Именно так ставится вопрос в «Конвенции о правах ребёнка» (1991г.), где об образовании сказано,что оно должно быть направлено на « воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которых ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной «( ст. 29)

  Одним из приоритетных направлений регионально – образовательной политики является воспитание гражданина.

  Учёные и практики, работая над этой проблемой, предлагают ряд программ по этому направлению:

- «Наследие»;

- «Наш дом –Россия»;

- «Православие»;

- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой

Где решаются следующие задачи:

-научить детей играть в русские народные игры;

-помочь ребёнку использовать в активной речи русский фольклор;

- уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами;

-осмысленное и активное участие детей в проведении календарно – обрядовых праздников;

- познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

-знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснять значения украшений костюмов;

-уметь различать изделия разных народных промыслов;

-создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблемы в условиях ДОУи семьи;

-зажечь в ребёнке искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитывать патриотов.

  Для решения этих задач нужно использовать следующие методы и приёмы;

-музыкальные занятия;

- комбинированные занятия;

-физкультурные занятия;

- развлечения;

-экскурсии, наблюдения;

-народные подвижные игры;

- кукольный театр;

-драматизация;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;

-посещение музеев;

-работа с семьёй.

  Поставив перед собой задачу ознакомления детей с устным народным творчеством, некоторыми видами декоративно - прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества»

                                              Подготовила:

                                                       Воспитатель МБОУ «начальная школа – детский сад»№44

 Куркан Тамара Алексеевна.

Г. Белгород

2013 г.

Народ, который не знает

 своей культуры и истории,-

презрен и легкомысленен.

              Н. М. Карамазин

Красоту, чистоту мы у старших берём,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем…

В.Высотский.

 

  В своей истории многие народы осуществляют духовно- творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

  Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего рода и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

    Академик Лихачёв так  говорил по этому поводу: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета сред других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»

  Оттого что мы забываем о солнце, оно не перестаёт светить, прощая нас, забывчивых.

Так и народ прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды и предания, легенды, поверья и молитвы.

  При знакомстве детей с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании.

И для того чтобы воспитывать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примерению настоящего с прошлым. И возражать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.       При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями и праздниками языческих времён, православными праздниками надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

  Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,- задача особенно актуальна сегодня –не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

  Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

   Жаль, что молодые люди, стараясь подражать чужой «массовой культуре», всё чаще включая в свою лексику инородные слова, создавая себе кумиров из мультипликационных и художественных фильмов Запада, имеют очень смутное представление о своей родной культуре. А ведь русский фольклор –песни, былины, сказки; православные праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение, Троица, проводимые с такой широтой, размахом и весельем,- это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

  Вы помните отчество своей бабушки? Ачем занимался ваш прадедушка, знаете? Запамятовали… Значит, и самих себя толком не знаем, если забыли, потому что каждый из  нас таков, каков он есть, благодаря именно им. Имею в виду не только рост и вес, цвет глаз и тип лица, но и привычки, наследственные недомогания, болезни. Когда говорят: «на роду написано таким и быть», - то подразумевается именно род- то есть родовое дерево, предыдущие поколения семьи..

  Думаете фольклор для потехи? Ошибаетесь. Любой народ по природе слишком бережлив, чтобы веками хранить и помнить ненужное, непригодное для каждодневной жизни. Остаётся только самое ценное, необходимое. Если у человека отнять всё, кроме памяти, и если этот человек  хорошо знает с детства народное творчество и обычаи, он сможет и вылечить себя, и возродить те же нравы, тот же быт. Если их знать и помнить, то мы будем и здоровее, и богаче, и крепче…

  Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать всё содержание дошкольного образования. Именно так ставится вопрос в «Конвенции о правах ребёнка» (1991г.), где об образовании сказано,что оно должно быть направлено на « воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которых ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной «( ст. 29)

  Одним из приоритетных направлений регионально – образовательной политики является воспитание гражданина.

  Учёные и практики, работая над этой проблемой, предлагают ряд программ по этому направлению:

- «Наследие»;

- «Наш дом –Россия»;

- «Православие»;

- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой

Где решаются следующие задачи:

-научить детей играть в русские народные игры;

-помочь ребёнку использовать в активной речи русский фольклор;

- уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами;

-осмысленное и активное участие детей в проведении календарно – обрядовых праздников;

- познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

-знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснять значения украшений костюмов;

-уметь различать изделия разных народных промыслов;

-создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблемы в условиях ДОУи семьи;

-зажечь в ребёнке искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитывать патриотов.

  Для решения этих задач нужно использовать следующие методы и приёмы;

-музыкальные занятия;

- комбинированные занятия;

-физкультурные занятия;

- развлечения;

-экскурсии, наблюдения;

-народные подвижные игры;

- кукольный театр;

-драматизация;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;

-посещение музеев;

-работа с семьёй.

  Поставив перед собой задачу ознакомления детей с устным народным творчеством, некоторыми видами декоративно - прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества»

                                              Подготовила:

                                                       Воспитатель МБОУ «начальная школа – детский сад»№44

 Куркан Тамара Алексеевна.

Г. Белгород

2013 г.

Народ, который не знает

 своей культуры и истории,-

презрен и легкомысленен.

              Н. М. Карамазин

Красоту, чистоту мы у старших берём,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем…

В.Высотский.

 

  В своей истории многие народы осуществляют духовно- творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

  Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего рода и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

    Академик Лихачёв так  говорил по этому поводу: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета сред других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»

  Оттого что мы забываем о солнце, оно не перестаёт светить, прощая нас, забывчивых.

Так и народ прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды и предания, легенды, поверья и молитвы.

  При знакомстве детей с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании.

И для того чтобы воспитывать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примерению настоящего с прошлым. И возражать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.       При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями и праздниками языческих времён, православными праздниками надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

  Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,- задача особенно актуальна сегодня –не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

  Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

   Жаль, что молодые люди, стараясь подражать чужой «массовой культуре», всё чаще включая в свою лексику инородные слова, создавая себе кумиров из мультипликационных и художественных фильмов Запада, имеют очень смутное представление о своей родной культуре. А ведь русский фольклор –песни, былины, сказки; православные праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение, Троица, проводимые с такой широтой, размахом и весельем,- это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

  Вы помните отчество своей бабушки? Ачем занимался ваш прадедушка, знаете? Запамятовали… Значит, и самих себя толком не знаем, если забыли, потому что каждый из  нас таков, каков он есть, благодаря именно им. Имею в виду не только рост и вес, цвет глаз и тип лица, но и привычки, наследственные недомогания, болезни. Когда говорят: «на роду написано таким и быть», - то подразумевается именно род- то есть родовое дерево, предыдущие поколения семьи..

  Думаете фольклор для потехи? Ошибаетесь. Любой народ по природе слишком бережлив, чтобы веками хранить и помнить ненужное, непригодное для каждодневной жизни. Остаётся только самое ценное, необходимое. Если у человека отнять всё, кроме памяти, и если этот человек  хорошо знает с детства народное творчество и обычаи, он сможет и вылечить себя, и возродить те же нравы, тот же быт. Если их знать и помнить, то мы будем и здоровее, и богаче, и крепче…

  Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать всё содержание дошкольного образования. Именно так ставится вопрос в «Конвенции о правах ребёнка» (1991г.), где об образовании сказано,что оно должно быть направлено на « воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которых ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной «( ст. 29)

  Одним из приоритетных направлений регионально – образовательной политики является воспитание гражданина.

  Учёные и практики, работая над этой проблемой, предлагают ряд программ по этому направлению:

- «Наследие»;

- «Наш дом –Россия»;

- «Православие»;

- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой

Где решаются следующие задачи:

-научить детей играть в русские народные игры;

-помочь ребёнку использовать в активной речи русский фольклор;

- уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами;

-осмысленное и активное участие детей в проведении календарно – обрядовых праздников;

- познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

-знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснять значения украшений костюмов;

-уметь различать изделия разных народных промыслов;

-создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблемы в условиях ДОУи семьи;

-зажечь в ребёнке искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитывать патриотов.

  Для решения этих задач нужно использовать следующие методы и приёмы;

-музыкальные занятия;

- комбинированные занятия;

-физкультурные занятия;

- развлечения;

-экскурсии, наблюдения;

-народные подвижные игры;

- кукольный театр;

-драматизация;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;

-посещение музеев;

-работа с семьёй.

  Поставив перед собой задачу ознакомления детей с устным народным творчеством, некоторыми видами декоративно - прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

Рабочая программа по кубановедению: «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины»

Программа разработана для детей дошкольного возраста (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)Цель программы – воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с...

Перспективное планирование к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины» (приложение к программе по кубановедению)

Представлено перспективное планирование совместной работы с детьми по всем возрастным группам детского сада: НОД, познавательная, игровая, художественная совместная деятельность, а также формирование ...

Тема:"Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа"

Тема:"Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа"Цель:  Внедрение нетрадиционных форм работы с детьми в области Русской народной культуры....

«Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Отечества».

Всем известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре....

Консультация для родителей "Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества"

Воспитание гражданина и патриота  своей страны, знакомство дошкольников с историей и культурой Отечества  в семье....

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе на тему: «Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края»

Тема: «Город, в котором я живу».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города, развивать культурно-нравственные познавательные качества лич...