Конспект занятия "Быт и традиции русского народа"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Фролова Анна Юрьевна

Занятие поможет расширить знания детей о быте и забытых семейных традициях русского народа, воспитать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим семейным реликвиям и обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Быт и традиции русского народа»

(обряд первого купания малыша)

(старшая группа)

Цель: Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.

Задачи:

  1. Познакомить детей с жизнью наших предков: семейные традиции рождения ребенка, обряд первого купания.
  2. Предоставить детям возможность самостоятельно сформировать разбор смысла обрядовых действий, пословиц о семье.
  3. Поощрять творческую самостоятельность, используя знания русской народной культуры; познавательную активность детей.
  4. Воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброты и внимания друг к другу.

Материал: Уголок русской избы, русский национальный сарафан, кукла-пупс, ушат с водой, рубаха мужская в русском национальном стиле, кусочек хлеба с солью, оберег-кукла «Пеленашка», уголек из печи, зернышки, монетки, люлька, куклы-берегини.

Ход занятия:

     Дети сидят на стульях (лавках).

     Под русскую народную мелодию входит воспитатель в русском народном костюме. Кланяется.

- Гой еси, люди добрые, гости дорогие! Доброму гостю хозяин рад. Зовут меня Мила, муж величает Милушкой, а детки – мамушкой. Семья у меня большая. А кто из вас знает, что такое семья? Жили в старину большими семьями. Под одной крышей проживали дети, родители, бабушка да дедушка. А детей в русских семьях всегда много было. Как же радовались каждому родившемуся младенцу. Об этом говорит и замечательная русская пословица: «Изба детьми весела».

     Мой сын Первой с отцом в поле ушел сеять рожь да пшеницу. Дочь Чернава за день умаялась и спать на печь улеглась. А мне сейчас сыночка Пискуна выкупать надо. Детушек воспитать – не курочек пересчитать. А пока суть да дело, я вас поспрошаю.

     Моих деточек зовут Первой, Чернава и Пискун. Как вы думаете, почему я их так назвала?

     В Древней Руси называли детей по характерным особенностям внешних признаков, по порядку появления на свет. Некоторых называли по времени рождения или явлению природы.

     А какие вы знаете старинные имена?

     Сейчас сыночка своего купать буду. Первое купание особенное. Для того, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым в воду, в которой купали младенца, клали различные предметы. Вот и я положу в водицу уголек из печи. Как вы думаете, зачем? Да чтобы с малых лет к родному дому привыкал, к родному очагу. Чтобы дом и родителей любил.

     Положу зернышек горстку. Как вы думаете, зачем? Да чтобы всегда сыт был, чтобы никогда голодным не был. Да денежку в водицу брошу. Зачем? Чтобы сынок мой удачливый был, ни в чем нужды не знал, чтобы всё у него было.

     Воспитатель опускает куклу-младенца в корыто и начинает мыть.

- Когда купали ребенка всегда приговаривали различные потешки. Они были как молитвы, просьбы о хорошем для ребенка.

Потешки поизносятся воспитателем совместно с детьми.

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху!

      ***

С гуся вода,

С лебедя вода,

А с моего дитятки

Вся худоба -

На пустой лес,

На большую воду

Под гнилую колоду!

     ***

Водичка - водичка!

Умой мое личико!

Чтобы щечки алели!

Чтобы глазки блестели!

Чтоб смеялся роток!

Чтоб кусался зубок!

- Вот и накупался мой малыш.

     Воспитатель вытирает куклу и пеленает в рубаху:

- Самая первая одежда ребенка тоже особенная. Одевали ребенка или пеленали первый раз в родительскую рубаху. Если девочку, то в материну, если мальчика, то в отцовскую.

     А теперь, сыночек, давай поиграем:

Батюшке – поклон,

Матушке – поклон,

Дедушке – поклон,

Бабушке – поклон,

Братику Первому – поклон,

Сестренке Чернаве – поклон,

А тебе, Пискунюшка, - рост большой!

Почувствуй себя нужным, желанным, любимым в нашей семье.

А теперь в люльку пора.

     Воспитатель укладывает младенца-куклу в колыбель:

- Положу в колыбельку кусочек хлеба с солью, счастья пожелаю, чтобы хлеб да соль всегда на твоем столе были, чтобы плохое в жизни никогда с тобой не случалось. Под подушечку положу оберег «Пеленашку». Пусть все хвори (болезни) и невзгоды (несчастья) тебя стороной обходят.

- Пока мой Пискуночек в люльке нежится, я вас, гости дорогие, поиграть приглашаю.

     Дети встают возле своих стульев (лавочек).

В одном лесу дремучем (покачать руками над головой – «деревья»)

Жила семья могучая (сложить ладони в «замок»).

У них был дом огромный (соединить пальцы над головой «крыша»).

И крыша с трубой темной (показ трубы – прямые руки над головой)

Из трубы в колечко дым (круговые движения рук в стороны).

Плим-плим-плим. (перещелкивание пальцами).

- А теперь давайте хоровод заведём и поиграем в игру «Воевода».

     Проводится игра. Затем дети садятся на стулья (лавки).

- Пора, сыночек тебя убаюкивать. Давайте вместе с вами, дорогие, гости Пискуну колыбельные споем:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

С краю свалишься, переплачешься.

Придет серенькай волчок

Тебя схватит за бочок.

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок.

И утащит во лесок

Под ракитовый кусток.

Где волки воют,

Детям спать не дают.

***

Котя, котенька, коток,

Котя серенький лобок.

Приди, котя, ночевать,

Мою деточку качать.

Уж как я тебе коту

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

- Вот и уснул мой сынок. Теперь и для вас, гости дорогие, у меня времечко нашлось. Давайте с вами вспомним пословицы о семье и порассуждаем, почему так говорили и говорят:

На что клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

При солнышке тепло, при матери добро.

Птица рада весне, а младенец – матери.

У милого дитяти много имен.

- Вот  пришло время нам с вами прощаться. Без подарков на Руси гостей не отпускали. Вот и я вам хочу подарить куклы-обереги. Пусть хвори да беды стороной обходят ваш дом и вашу семью. Не дорог подарок, дорога любовь. Прощайте, гости дорогие! Не поминайте лихом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...