Консультация для воспитателей «Оздоровительная функция музыки»
консультация на тему

Стешина Татьяна Геннадьевна

Русское слово «музыка» - греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Терапия – в переводе с греческого «лечение». Таким образом, термин музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Оздоровительная функция музыки»

О лечебных силах музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. В наши дни  врачи все чаще обращаются «приятному» лекарству, через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Оздоровительная функция музыки очень важна в работе с дошкольниками, так как позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, развивает эстетические чувства.

Русское слово «музыка» - греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Терапия – в переводе с греческого «лечение». Таким образом, термин музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья [1].

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкой указываются: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния); облегчение осознания собственных переживаний; конфронтация с жизненными проблемами; повышение социальной активности; приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; облегчение формирования новых отношений и установок [2].

Определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое испытывает человек при прослушивании музыки должно способствовать реагированию на те или иные проблемы и достижению новых смыслов.

В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Но музыка и сама по себе целительно воздействует на психологическое состояние человека:

Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

  1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.
  2. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.
  3. Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.  

В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. Например,  при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях – прослушивание музыки. Важно отметить, например, что дыхательная  музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.

В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребенок должен подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это справедливо и для других нюансов музыки.

Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть – 20 вдохов в минуту, страх – 60 вдохов, гнев – 40 вдохов. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.

В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы.  Имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет. Кроме того, специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению его заболеваемости [3].

Музыкотерапия, включенная в воспитательно-образовательный процесс, призвана решать задачи нормализации психоэмоционального состояния, обеспечивать выход ребенка из отрицательных переживаний, наполнять его положительными эмоциями, реконструировать его эмоциональную сферу.  В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать активные и  пассивные формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии детям предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, и соответствующие эмоциональные переживания способствуют отреагированию проблем.

Традиционными методами коррекции психических и психосоматических нарушений не всегда удается достигнуть желаемого эффекта, многие из них имеют противопоказания, возрастные ограничения. Уникальность музыкотерапии состоит в том, что она относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия на ребенка, не имеет противопоказаний и применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей.

Музыкотерапию могут проводить сами воспитатели. Психотерапевтическое воздействие оказывают специально подобранные  музыкальные произведения различной направленности.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
УТРО. ВСТРЕЧА ДЕТЕЙ
Хорошо, если утром детей будет встречать солнечная мажорная классическая музыка. Цель: создание положительного эмоционального фона.
Раннее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в наш детский садик. И уже издалека они слышат нежную чарующую музыку. Ярко светящиеся окна, приветливая музыка, добрые сотрудники детского сада ожидают малышей. Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо, комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.
Используемые музыкальные произведения:
1. П.И.Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».
2. П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
3. И. Штраус. Полька «Трик-трак».
4. М.И. Глинка. «Детская полька».
5. А. Вивальди. «Зима».
6. П.И. Чайковский «Апрель».
7. Г.В. Свиридов «Музыкальный ящик».
8. Г.В. Свиридов «Веселый марш».
9. Н.А. Римский-Корсаков. Вступление «Три чуда».
10. Д. Чимароза «Концерт для двух флейт с оркестром», 2-я часть.
11. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае».
12. В.А. Моцарт «Музыкальная шкатулка».
13. Й. Гайдн «Детская симфония», 3-я часть, финал.
14. М.И. Глинка «Вальс-фантазия».
15. И. Штраус «Сказки Венского леса».
АЭРОБИКА, УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА, ТАНЦТЕРАПИЯ
Занятия аэробикой проходят в игровой форме, обязательно с музыкальным сопровождением. Этот вид деятельности детям очень нравится. Выполняя движения, они стараются передать музыкальный образ произведения. На занятиях аэробикой музыка является активным действенным средством эмоциональной коррекции, помогает войти в нужное эмоциональное состояние. Танцетерапия дает положительный эмоциональный заряд на целый день.
Используемые музыкальные произведения
1. Р. Шуман «Клоуны».
2. А.Т. Гречанинов «Игра в лошадки».
3. Русская народная песня «Во поле береза стояла…»
4. М.И. Глинка «Вальс-фантазия».
5. П.И. Чайковский. Мазурка.
6. Л.В. Бетховен. Менуэт. Экосез.
7. С.С. Прокофьев. Вальс (балет «Золушка»).
8. П.И. Чайковский. Русская пляска.
9. Д.Д. Шостакович «Танцы кукол».
10. А.К. Лядов «Дождик-дождик».
11. К. Сен-санс «Осел», «Кенгуру», «Аквариум», «Лебедь».
12. П.И. Чайковский Времена года.

Песня активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы. Если вспомнить историю, то тот же Пифагор лечил многие болезни души и тела именно пением. Утро в его университете начиналось с песнопения (для активизации ума и очистки его от сна) и им же вечером заканчивалось (для успокоения и настроя на сон).

        Прослушивание музыкальных произведений  может быть включено как в специально-организованные занятия (изодеятельность, конструирование, развитие речи и ознакомление с окружающим, экологические программы), так и в различные режимные моменты воспитательно-образовательного процесса.

Магнитофон (музыкальный центр) следует размещать на расстоянии около 1 м от детей. При проведении целенаправленных сеансов музыкотерапии рекомендуемый уровень громкости динамика не должен превышать уровень громкости средней разговорной речи. Во время сна, а также во время приема пищи, музыку включают на минимальную громкость (фоновое воспроизведение).

Длительность одного целенаправленного сеанса музыкотерапии может варьироваться от 5 до 20 мин. Для детей младшего дошкольного возраста это, как правило, 5-15 минут, старшего дошкольного возраста – 15-20 минут. В день не следует проводить более трех сеансов (обычно ограничиваются одним - двумя).

При включении музыкотерапии в специально-организованную деятельность детей время прослушивания музыкального произведения составляет:

  • для детей младшего дошкольного возраста до 10 минут;
  • для детей старшего дошкольного возраста до 20 минут.

При этом лучше, если произведения, включенные в специально-организованную деятельность, были бы мелодиями без слов.

ПРОГУЛКА
Прогулка проходит под музыку. Ведь это приятно и здорово! Солнечный день, морозная свежесть, бодрые и веселые аккорды музыкального произведения оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что-то придумывать. Радостная музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме. Исследования показали, что ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать, подпевать, запоминая слова новых песен.
Используемые музыкальные произведения
1. А.Т. Гречанинов «Моя лошадка».
2. Русская народная песня «Ах, вы, сени…».
3. В.А. Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает».
4. С.В. Рахманинов «Итальянская полька».
5. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я…».
6. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде…».
7. В.Г. Кикта «Оранжевый скоморох».
8. В. Агафонников «Сани с колокольчиками».
9. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», песни, пляски птиц.
10. П.И Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».
11. И. Штраус. Полька «Трик-трак».
12. Г.В. Свиридов. Весенний марш из музыки к повести А.С. Пушкина «Метель».
13. В.А. Моцарт. Симфония №40, экспозиция.
14. М.И. Глинка. Марш Черномора (опера «Руслан и Людмила»).
15. А.П. Петров. «Я шагаю по Москве».
СОН
Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого в  детском саду созданы все необходимые условия: в каждой группе есть магнитофон и аудиокассеты со специально подобранными мелодиями – «колыбельными». Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.
Используемые музыкальные произведения
1. Колыбельные:
«Тише. Тише»;
«Спи-засыпай, маленькая
ϖ принцесса»;
«Ла Ле Лю»;
«Приход весны»;
«Музыкальная шкатулка»;
«Засыпающий малыш»;
«Крепко спи»;
«Сколько звездочек на небе»;
«Спи, малыш мой, засыпай».
2. П.И. Чайковский «Октябрь».
3. Ц.А. Кюи Колыбельная.
4. Г.В. Свиридов «Грустная песенка».
5. Н.А. Римский-Корсаков» «Море» (финал 1-го действия оперы «Сказка о царе Салтане»).
6. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», сцена таяния Снегурочки.
7. К.В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика», «Мелодия».
8. М.И. Глинка. Ноктюрн ми-бемоль мажор.
9. Л.В. Бетховен Соната №14, 2-я часть.
10. Л.В. Бетховен «Сурок».
11. Ф. Шуберт «Аве Мария».
12. Ф. Шуберт Серенада.

13.  Современная релаксирующая музыка, наполненная звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.


ПРОБУЖДЕНИЕ
Для пробуждения используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Можно провести комплексы упражнений для пробуждения («Зайчата», «Просыпайтесь, глазки!», «Потягушка», «Котята»).

Используемые музыкальные произведения
1. В.А. Моцарт «Музыкальная шкатулка».
2. Дж. Россини «Кошачий дуэт».
3. К. Сен-санс «Куры и петухи».
4. А.Т. Гречанинов «Бабушкин вальс».
5. А.Т. Гречанинов «Материнские ласки».
6. Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда. Белка».
7. И. Штраус «Полька пиццикато».
8. Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля».
9. П.И. Чайковский Вальс фа-диез минор.
10. Р. Щедрин. Юмореска.
11. П.И. Чайковский. Танец маленьких лебедей.
12. Л.В. Бетховен. Соната №14, 2-я часть.
13. А.И. Хачатурян. Вальс к драме «Маскарад».

В тихий час и во время приема пищи используется фоновое воспроизведение музыкальных произведений, время воспроизведения совпадает с длительностью режимного момента.

Прослушивать одно музыкальное произведение в рамках подобранной музыкальной программы рекомендуется в течение 7-10 дней, затем в рамках того же типа программы дети могут слушать другие ее фрагменты.

Учитывая индивидуальные проблемы каждой возрастной группы, подбираются музыкальное программное содержание в соответствии с направлением воздействия.

Для профилактики утомляемости используются следующие музыкальные произведения Григ «Утро», П.И. Чайковский «Времена года», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки».

Для снятия раздражения – П.И. Чайковский «1-й концерт для фортепиано с оркестром», Л.В. Бетховен «Лунная соната», И.С. Бах «Кантата № 2», Гайдн «Симфония», И. С. Бах «Итальянский концерт».

Для снятия тревожности - Шопен «Вальсы, прелюдии, мазурки», Штраус «Вальсы», П.И. Чайковский «Вальс цветов», Рубинштейн «Мелодия», Огинский «Полонез», Бах «Прелюдии и фуги для органа», П.И. Чайковский  «Пятая симфония», оркестровые произведения А.Скрябина [2].

Для того чтобы расслабиться сначала попробуйте послушать несколько игривых мелодий, а после смените их медленными и успокаивающими. Здесь подойдут произведения П.И. Чайковского «Баркарола», «Сентиментальный вальс», Бизе «Пастораль», Шостаковича «Романс из кинофильма «Овод», Дебюсси «Лунный вечер».

Также мною подобраны музыкальные произведения, направленные на повышение пищеварительной, физической активности; снятие эмоционального напряжения, головной боли; поднятие общего жизненного тонуса, активности, настроения, повышение концентрации внимания, улучшение самочувствия; сосредоточенности; успокаивающие произведения для релаксации и саморегуляции. 

              Самой полезной для здоровья и красоты специалисты считают музыку Моцарта. По мнению врачей, она не очень быстрая, но и не слишком медленная, не громкая, но и не очень тихая, плавная, но не монотонная. С этим, конечно, можно поспорить: достаточно вспомнить хотя бы первые части большинства симфоний и увертюры моцартовских опер. Кроме того, манера исполнения часто зависит от интерпретатора. Однако по результатам воздействия этой музыки контраргументов не найдется.

         Произведения Моцарта рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, а также во время восстановительного периода, например , после студенческой сессии, ночной смены, экстремальных ситуаций и т.д.

           В 1993 году Фран Роше, невролог из университета Висконсина, обнаружил необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Прослушивание «Сонаты для двух фортепиано до мажор» совершенствовало умственные способности студентов – они лучше выполняли тесты.

 Другие испытания также показали положительное влияние на работоспособность мозга именно музыки Моцарта, и никакой другой.

                  Мы все пользуемся музыкой в «лечебных целях», но, как правило, чисто интуитивно. Просто знаем, что от этого мотива голова трещит, а вот под эту мелодию можно и вздремнуть. Однако ученые уже разработали совершенно конкретные музыкотерапевтические рекомендации.

 Хроническая усталость.

 Музыка Брамса, например, «страстным стремлением к покою и внутренней гармонии» исцелит от усталости. Вспомним третью часть Третьей симфонии, первую часть Четвертой, Скрипичный концерт и, конечно, «Венгерские танцы» (заряд энергии на неделю, особенно если послушать в понедельник утром).

 Музыка для снятия эмоционального стресса.

 «Картинки с выставки» Мусоргского умиротворяют. Эта фортепианная сюита напоминает музыкальную галерею разнохарактерных сцен и образов. В каком-нибудь из них как в зеркале наверняка будет отражен и характер того, кто сердится или раздражен. На что похожи эти эмоции? Может быть, на «Гнома», «Бабу-Ягу», «Быдло» или на «Старый замок»? Тема «Прогулки» поможет забыть о гневе, сбросить напряжение.

 От раздражительности и неврозов поможет музыка Чайковского.

 Подойдет любая – от «Вариаций на тему рококо» до «Славянского марша». Особое внимание стоит уделить балетам, увертюре-фантазии к «Ромео и Джульетте», симфонии «Зимние грезы» и, конечно, его операм.

 От мигрени японские врачи обычно предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Американец в Париже» Гершвина. Головную боль снимает прослушивание полонеза Огинского.

 Музыка, нормализующая сон.

 Это сюита «Пер Гюнт» Грига ( как ни странно). Однако если захочется разнообразить музыкальный репертуар, то перед сном можно послушать «Медитацию» Массне, «Адажио» Родриго, «Баркаролу» Оффенбаха и, кончено, «Песни без слов» Мендельсона.

 Музыка для стабилизации давления.

 Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.

 «Свадебный марш» — это часть цикла «Сон в летнюю ночь», написанного для театральной постановки комедии Шекспира. Оба автора вряд ли нуждаются в представлении. Нежная музыка Мендельсона и шекспировское равноправие человеческих и волшебных (царь и царица эльфов) персонажей, классически закрученная интрига, тем более что действие происходит в ночь летнего солнцестояния, когда, по поверьям, должны твориться разные чудеса, – это музыкальное чудо, несомненно, окажет на давление самое благотворное влияние.

 Музыка бодрости и спокойного настроения.

 Некоторые исследователи утверждают, что музыка периода барокко стимулирует альфа-волны – ритм головного мозга, связанный с бодрствованием и ощущением спокойствия. Самыми знаменитыми композиторами периода барокко считаются Бах, Боккерини, Телеман, Вивальди и Гендель.

 Музыка для хорошего настроения. Джаз, блюз, соул, калипсо и немного регги поднимают настроение и избавляют от депрессии.

 Главное правило: музыка не должна быть слишком быстрой, громкой и диссонансной, в противном случае в организме происходит выброс адреналина, который далеко не всем полезен.

 Рок– музыка и ее дозировка

 Голландские ученые провели эксперимент: три разных поля засеяли одним и тем же растением. После того как ростки взошли и вытянулись, одно поле стали «озвучивать» рок-музыкой, второе — классической, третье — фольклорной. Через некоторое время на первом поле часть растений полностью пропала, остальная часть поникла. На втором и третьем полях растения развивались нормально. Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет.

 Несколько лет назад в телевизионной программе «Утро» один психотерапевт рассказал о музыкальном эксперименте на птицефабрике. Рядом с курицей установили усилитель и включили тяжелый рок. Курица сначала забеспокоилась, затрясла гребешком, закружилась на месте, будто в танце, стала совершать бессмысленные беспорядочные движения, прятать голову, а потом повалилась на бок, и ее лапы начали судорожно скрючиваться. Страдания несчастной птицы были очевидны.

                                  Установлено, что человеческое ухо может справиться с шумом до 85 дБ (уровень шума на дискотеке – до 120 дБ). Ученые вычислили, что без ущерба для слуха люди могут находиться только 5 минут на дискотеке и 30 секунд в наушниках. Кстати, из наушников, включенных на среднюю громкость, вырывается шум, соответствующий грохоту тяжелого грузовика, — 90 дБ. Так что делайте выводы!

В заключении хочется отметить, что регулярное проведение музыкотерапии способствует улучшению психоэмоционального состояния детей, снятию тревожности, агрессивности, формированию чувства психологической защищенности, что представляет большое значение для нормализации психологического микроклимата, также отмечаются улучшение сна, аппетита, самочувствия, активности, настроения детей.


Литература

  1. Блинов О.А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психол. журнал.- 1998. - № 3.
  2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. – М., 1999.
  3. Ткаченко В.Я. О значении музыки в психотерапии. – М., 1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей и музыкальных руководителей «Оздоровительная функция музыки как составляющая часть системы воспитания дошкольников»

Семинар предназначен для работников дошкольного образования. Содержание материала семинара: информация об общем оздоровливающем действии музыки на человека и описание  конкретных методик - вокало...

Консультация "Оздоровительная функция музыки"

"Оздоровительная функция музыки"«Погрузите вашего ребёнка в колыбель музыки, звуки разбудят каждую клеточку его организма, откроют гармонию мира»...

Консультация "Оздоровительная функция музыки в деятельности дошкольников"

Информация для педагогов о оздоровительном потенциале музыки....

Консультация "Оздоровительная функция музыки в деятельности дошкольников"

Информация для педагогов о оздоровительном потенциале музыки....

Консультация для родителей "Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников"

Консультация для родителей "Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников"...