Консультация для воспитателей: «Оздоровительная функция музыки в воспитании дошкольников»
консультация на тему

АБДУРАШИТОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Консультация для воспитателей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 4

с. Кандры муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей:

«Оздоровительная функция музыки в воспитании дошкольников»

Музыкальный руководитель:

Абдурашитова Н.А.

2018

Одна из основных задач по подготовке детей к школе – укрепление и

сохранение здоровья детей.

По статистике Министерства здравоохранения 70-80% обследованных

детей имеют нарушения психосоматического характера. Поэтому, занимаясь

музыкальным воспитанием детей, нам необходимо использовать профилактическую и лечебную силу воздействия музыки.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

 Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

 Содержание музыкально-оздоровительной работы в детском саду должно соединить  традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями, с технологией музыкального воспитания.

Здоровье дошкольника – это, прежде всего, его эмоциональное и

физическое благополучие. Причём соматические изменения зачастую зависят от психического состояния ребёнка, чувства господствуют над всеми

сторонами жизни ребенка. Даже в грудниковом возрасте, услышав музыку,

малыши перестают плакать и, кажется, двигают ручками и ножками в такт,

так называемый «комплекс оживления» является исходной точкой  в

формировании эмоциональных реакций. Именно слушание музыки является

приоритетным в музыкальном воспитании, так как обогащает и расширяет

эмоциональный мир ребёнка. Произведения Мусоргского, Свиридова,

Чайковского, Прокофьева, Шумана и других композиторов несут радость и

удивление, страх, умиротворение, печаль – весь спектр чувств, возникающих

у ребёнка в процессе слушания музыки.

Восприятие музыки может быть пассивным: для релаксации и

улучшения настроения, но я  рекомендую  воспитателям, если это позволяет музыка, использовать так называемое активное восприятие: предлагать детям передавать в движении те чувства, которые вызвала музыка.  Например, после прослушивания на музыкальном занятии пьесы «Баба Яга» Чайковского, предложить детям в свободное время закрепить характер произведения при  помощи игры «Узнай и изобрази образ сказочного персонажа», пробуждать детей передавать в движении  чувства гнева, раздражительности, злости, страха. Этот приём позволяет не только решать музыкальные задачи, но и способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка, так необходимой для его нормального психического здоровья.

Одним из средств активного восприятия музыки я считаю

мелодекламацию. Удачно подобранные, совпадающие с музыкальным

произведением стихи, четверостишия помогают детям почувствовать ритм,

способствуют правильному речевому дыханию, воспитывают

выразительность и эмоциональность речи, обогащают  новыми

впечатлениями.

Так  для чтения стихотворенья «Хитрая лисичка» Караманенко я рекомендую использовать музыку «Гавот» Госсека, а для декламации стихотворения «Усы для красы» - «Кот в сапогах» Чайковского.

Если слушание обогащает и укрепляет эмоциональное благополучие

дошкольников, то танцы, физические упражнения развивают тело, укрепляют здоровье, улучшают настроение. Движение – это естественное состояние для развития ребёнка. Во время движения под музыку у детей развивается мышечное чувство, двигательные навыки, происходит сброс накопившейся энергии. Оздоравливающей является и сама ритмическая организация музыки. Именно ритм помогает правильному дыханию, регулирует пульс, моторику и химические процессы при обмене веществ. Ритм даёт эффект концентрации и релаксации. Являясь важным компонентом в музыке, чувство ритма очень трудно развивать, а речедвигательные упражнения и игры могут нам существенно в этом помочь. Например,

двигательно-речевые упражнения  помогают при разучивании танцевальных движений: выставление поочерёдно ноги на носок, боковой приставной шаг, боковой галоп. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга находятся рядом, поэтому активизация речи помогает успешности в движении и наоборот.( игра «Бубен», «Паровоз»,  и т.д.)

Оздоровительный эффект в музыкальном воспитании приносит не

только движение под музыку, но и пение – это наиболее любимый вид

деятельности дошкольников. Обучая детей пению, я не только обращаю

внимание на правильную посадку, но и формирую правильное дыхание.

Важно научить ребёнка носовому дыханию, что способствует профилактике

насморка и респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух

проходит через множество носовых ходов и протоков, увлажняется или

сушится, охлаждается или подогревается, очищается от пыли. Одновременно

раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции кровотока головного

мозга.

Во время занятий пением на определённом этапе разучивания идёт

работа над дыханием. Для этого я использую разные приёмы:

продолжительный выдох на снежинку (бабочку, шарик, ленточку), долгий и

короткий выдох ветерок и ветер, длинные и короткие ниточки при

пропевании музыкальной фразы. Детский голос очень слабый, крепнет

медленно и лишь к 7-8 годам. Дошкольники могут петь только тихо и

недолго, поэтому важно оберегать детей от крикливого, форсированного

пения, развивать вокальные способности. В этом помогают методические

рекомендации Т.Э. Тютюнниковой и её «Песенки – бусинки». Короткие

песенки, которые построены на пентатонике, лежащей в основе всей

народной музыки. Поэтому песенки доступны детям, развивают их навыки

интонирования, правильного дыхания, ладового слуха, артикуляции:

«Паучок и гамачок», «Кузнечик», «Кошачий ответ». Во время их пропевания

мышцы гортани получают возможность нормально развиваться и

укрепляться.

Таким образом, музыка и использование новых технологий в движении

и пении детей создаёт положительный эмоциональный климат, который

является основой здоровья наших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Оздоровительно-коррекционная работа средствами музыкального творчества

Работа с ребенком- процесс, требующий осторожности и деликатности. Часто методов, облегчающих детям выражения их чувств с помощью рисования, пения. Творческая деятельность яввляестя самым сильным сред...

Консультация для воспитателей «Оздоровительная функция музыки»

Русское слово «музыка» - греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Терапия – в переводе с греческого «л...

Консультация "Оздоровительная функция музыки в деятельности дошкольников"

Информация для педагогов о оздоровительном потенциале музыки....

Консультация "Оздоровительная функция музыки в деятельности дошкольников"

Информация для педагогов о оздоровительном потенциале музыки....

Консультация для воспитателей "Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками"

Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками...

Консультация для родителей "Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников"

Консультация для родителей "Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников"...