Проект «Использование дидактических и мультимедийных игр для развития творческой активности и воображения у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по теме

Проблемно-ориентированный анализ

Представляется через соотношение проблема-причина и возможные способы устранения.

Проблема

Причины

Способ устранения

1.После проведения мониторинга в 2014 году было отмечено, что за последние 2 года уровень развития творческого воображения  у детей старшего дошкольного возраста снизился на 20 %.

- 45% детей не могут придумать интересный сюжет игры,

 

- 42% детей не могут дорисовать предложенные кляксы до образа,

 

 

-35% детей не могут преобразовать предмет во что-то новое, добавив функции другого предмета.

В образовательном процессе ДОУ нет системного подхода в развитии у дошкольников творческого воображения.

 

 

 

 

Недостаточно насыщена ППРС дидактическим материалом для развития творческого воображения;

 

Нет  подготовленных специалистов для занятий с детьми (педагогам не хватает знаний).Воспитатели не владеют методами активного обучения, методами организации подгрупповой работы, приемами, повышения мотивации у детей

Родители не имеют знаний, умений. Опыта в развитии творческого воображения детей

 

 

Разработать модель РТВ старших дошкольников в ДОУ.

Обеспечить методическое сопровождение системного подхода развития творческого воображения дошкольников.

Повысить профессиональную компетентность педагогов по данному направлению.

 

Обогатить развивающую среду необходимыми играми дидактическими и мультимедийными.                              Обучить воспитателей умению создавать мультимедийные пособия для развития творческого воображения и творческой активности.

Повысить компетентность родителей по развитию творческого воображения детей.

Повысить профессиональную компетентность педагогов по данному направлению.

 

Внедрить в образовательный процесс методы активного обучения, в том числе мультимедийные игры.

Обогатить личный опыт детей, детские представления и впечатления в процессе  ознакомления с мультимедийными играми.

 

Вывод: ДОУ необходим системный подход  в развитии творческого воображения у старших  дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_teme_proekta.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА ПРОЕКТА

«Использование дидактических и мультимедийных игр для развития творческой активности и воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Разработчик:

Тараскина Марина Валентиновна  

воспитатель                                                  

 МБОУ гимназия Перспектива г.о. Самара

дошкольные  группы

Самара 2015

                                                                       

Проблемно-ориентированный анализ

Представляется через соотношение проблема-причина и возможные способы устранения.

Проблема

Причины

Способ устранения

1.После проведения мониторинга в 2014 году было отмечено, что за последние 2 года уровень развития творческого воображения  у детей старшего дошкольного возраста снизился на 20 %.

- 45% детей не могут придумать интересный сюжет игры,

- 42% детей не могут дорисовать предложенные кляксы до образа,

-35% детей не могут преобразовать предмет во что-то новое, добавив функции другого предмета.

В образовательном процессе ДОУ нет системного подхода в развитии у дошкольников творческого воображения.

Недостаточно насыщена ППРС дидактическим материалом для развития творческого воображения;

Нет  подготовленных специалистов для занятий с детьми (педагогам не хватает знаний).Воспитатели не владеют методами активного обучения, методами организации подгрупповой работы, приемами, повышения мотивации у детей

Родители не имеют знаний, умений. Опыта в развитии творческого воображения детей

Разработать модель РТВ старших дошкольников в ДОУ.

Обеспечить методическое сопровождение системного подхода развития творческого воображения дошкольников.

Повысить профессиональную компетентность педагогов по данному направлению.

Обогатить развивающую среду необходимыми играми дидактическими и мультимедийными.                              Обучить воспитателей умению создавать мультимедийные пособия для развития творческого воображения и творческой активности.

Повысить компетентность родителей по развитию творческого воображения детей.

Повысить профессиональную компетентность педагогов по данному направлению.

Внедрить в образовательный процесс методы активного обучения, в том числе мультимедийные игры.

Обогатить личный опыт детей, детские представления и впечатления в процессе  ознакомления с мультимедийными играми.

Вывод: ДОУ необходим системный подход  в развитии творческого воображения у старших  дошкольников.

«Дошкольный ребёнок – человек играющий,

поэтому в стандарте закреплено,

 что обучение входит в жизнь ребёнка

 через ворота детской игры"-

Александр Асмолов (директор Ф ИРО)

«Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение»( кандидат пед. наук Собко Н. В.)

В настоящее время в рамках модернизации образовательного процесса для развития успешной личности нужна творческая активная  личность не безразличная к происходящему умеющая увидеть результат своей деятельности и наметить пути её реализации .

В Указе Президента Российской Федерации « О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» говориться о том , что одним из ожидаемых результатов модернизации образования является увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности…»

Одним из приоритетов современного образования Российской Федерации  на данный момент является развитие у детей творческой активности  через самовыражение и созидательное творчество. Развитие воображения и всего взрастающего на нем творческого потенциала ребенка -  прямая, более того центральная задача дошкольного образования как базиса образовательной системы.

Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения воспитанниками дошкольной программы, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности. 

Но из опыта работы видно, что на данный момент развитию воображения и творческой активности в дошкольном учреждении  уделяется недостаточно внимания. Отсутствует система работы по данному направлению. Показатели творческой активности  у детей низкие. Дети не способны вообразить , придумать, дорисовать, сочинить, у них слабо развито умение преобразовывать одни предметы в другие, потому что очень сложно перенести качества одного предмета на другой. Собственно процесс детского творчества вялотекущий.

Перед нами встал вопрос: как повысить познавательную мотивацию у детей нового поколения? Как, не отказываясь от традиционной, проверенной временем предметно-развивающей и обучающей среды, включить в образовательную деятельность широкие возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Использование в образовательном процессе средств ИКТ позволяют педагогу детского сада проявить себя в творчестве, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы организации образовательного процесса.

Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях.

Без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к этому виду деятельности. Конечно, для плодотворной работы педагогам необходима методическая база. Мы считаем, что в настоящее время достаточно литературы, которая освещает данный вопрос, но возможно не все педагоги имеют к ней доступ, у воспитателей не хватает наглядных пособий и времени на их изготовление. Не хватает современных мультимедийных пособий. Необходимо, чтобы развитием воображения у дошкольников занимался не только воспитатель, но и педагог–психолог, который может провести мониторинг развития и совместно с воспитателем наметить дальнейшие пути развития.                                                                  

На основе проведенного анализа можно сформулировать возникающую проблему: для развития успешной в будущем личности необходимо в настоящий момент организовать активную работу по развитию воображения и творческой активности воспитанников, используя подход, ориентированный на развитие ребенка. Взрослый должен выступать как фасилитатор этого процесса, то есть воспитатели должны снабдить ребенка инструментарием, материалами, обеспечить ему поддержку и руководство, а так же пробудить и поддержать у ребенка интерес, что повышает возможность ребенка активно приобретать знания.

Цели и задачи проекта.

Цель данного проекта:  развитие творческого воображения у старших  дошкольников через  создание и использование мультимедийных пособий в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

1.Разработать в ДОУ системный подход развития у воспитанников творческого воображения.

2 Апробировать систему работы по РТВ старших дошкольников, активно используя  мультимедийные игры.

3. Создать  мультимедийные пособия для  совместной со взрослым работы с детьми и в самостоятельной деятельности для старших и подготовительных к школе групп.

Концептуальные основы проекта.

СЛОВАРЬ:

• Воображение - способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление (Толковый словарь Ожегова)

• Творческая деятельность — форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. (Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь.)

• Система - порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи. (Толковый словарь Ушакова)

• Активность личности - способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры. (Словарь практического психолога. — М. : АСТ, Харвест. С. Ю. Головин.)

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования можно сделать следующие выводы:

1. Воображение можно определить как способность к рекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.

2. Первой формой проявления детского воображения являются игры со взрослым, включенные в воображаемую ситуацию.

3. Выделяют две главные функции воображения - познавательная (воспроизведение и варьирование реальных событий) и аффективная («защитная»).

пециальные,  педагогические воздействия могут способствовать развитию творческого воображения ребенка. Для этого хороши  разные варианты задач на воображение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, придумывание сюжетов и пр.) особенно с применением ИКТ..

   5. Мультимедийная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности  современных  детей                                                                                    

Содержание проекта.

В ДОУ будет разработан системный подход  к развитию творческих способностей воспитанников  в познавательной,   речевой,  художественно-эстетической,  коммуникативной областях.

Будет разработано методическое сопровождение РТВ в различных видах деятельности и модель РТВ в детском саду.

Для специалистов детского сада будет разработана  технология создания мультимедийных пособий.

Разработаны методические рекомендации использования мультимедийных пособий в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности воспитанников.

Разработаны методические рекомендации для родителей по использованию мультимедийных пособий в домашних условиях.

Ожидаемые результаты и критерии оценки.

Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся,  в соответствии с Целевыми ориентирами, и конкретизацией, с учетом возраста.

Воспитанник:

• Владеет разными формами и видами игры, в том числе с правилами.

• Сформировано положительное отношение к игре.

• Использует предметы заместители.

• Обладает развитым воображением:

способен вообразить, придумать, дорисовать, сочинить, у него  развито умение преобразовывать одни предметы в другие.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности:

Характеристика изменений в образовательном процессе.

Внедрен системный подход  в развитии творческого воображения у старших дошкольников.

Обеспечено методическое сопровождение педагогического процесса.                   Для успешного развития воображения и творчества в системе работы, используется сочетание традиционных и нетрадиционных средств развития творчества и подбора методики, активно используются мультимедийные пособия в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя проводится мониторинг развития воображения у воспитанников ДОУ. Диагностика воображения дошкольника может проводится по нескольким методикам авторами которых являются В. Синельников, В. Кудрявцев.

Методики предназначены для детей 4-6 лет.

• Методика «Дощечка»

Данная диагностика воображения дошкольника строится на экспериментировании.

• Методика» Солнце в комнате»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации.

• Методика «Складная картинка»

Данная диагностика воображения строится на умении ребенка видеть целое раньше части.

• Методика «Как спасти зайку»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

План реализации проекта.

Название мероприятия

Сроки проведения

ответственные

Примечания

  1. Анализ существующего педагогического опыта по данному направлению

Июнь-август

Ст. воспитатель, воспитатели

2.Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме проекта (семинар-практикум)

Сентябрь-октябрь

Ст.воспитатель, педагог психолог

3.Создание творческой группы по разработке системы и мультимедийных пособий

октябрь

директор

ст.воспитатель

педагог-психолог

4.Повышение компетентности родителей по теме проекта (консультации, семинары –практикумы, беседы)

в течении учебного года

ст .воспитатель, воспитатели,

педагог –психолог.

5.Пополнить ППРС:

-дидактическими играми,

- сюжетно-ролевыми играми,

-атрибутами для театрализованной деятельности,

- материалами и оборудованием  для художественной и музыкальной деятельности,

- конструкторами разных видов,

-интерактивным оборудованием.

Сентябрь-декабрь

директор,

ст .воспитатель

воспитатели

родители

6. Обеспечить методическое сопровождение проекта.

(методики, рекомендации т.д.)

сентябрь-октябрь

директор,

ст .воспитатель

7. Разработать сценарные планы введения мультимедийных игр в образовательный процесс.

Ноябрь-декабрь

ст .воспитатель

воспитатели

8. Разработать перспективное планирование по развитию творческого воображения с помощью мультимедийных дидактических пособий.

январь-февраль

ст .воспитатель

воспитатели

9. Апробировать  систему развития творческого воображения и творческой активности детей с использованием мультимедийных игр

Март-май

ст .воспитатель

воспитатели

10.Разработать пособие по использованию мультимедийных игр в образовательном процессе ДОУ.

сентябрь

Творческая группа ДОУ

11.Подготовить пособие к публикации.

ноябрь

Творческая группа ДОУ

12.Издать пособие по использованию мультимедийных игр в образовательном процессе ДОУ.

декабрь

директор,

ст .воспитатель

13. Принять участие в педагогическом марафоне с трансляцией опыта работы.

Творческая группа ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры развивающие творческие способности и воображение у детей старшего дошкольного возраста"

«Несуществующая рыба». Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы може...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИНИ - РОБОТОВ «Bee-bot»

В своей работе я представила методические рекомендации по обеспечению эффективных условий по развитию познавательной активности и пространственного мышления у старших дошкольников на основе использова...

Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Парциальная программа Любознайка)

Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития(Парциальная программа Любознайка)...

Консультация для педагогов "Использование педагогических технологий в работе над развитием памяти, внимания и воображения у детей старшего дошкольного возраста"

Использовать предлагаемый материал можно как на интегрированных занятия, так и в индивидуальной работе или в качестве заданий для совместной деятельности.Для достижения результата – улучшения у ...

«Развитие творческих способностей и воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Творческое воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...