Здоровье ребенка-в руках взрослого!
статья (подготовительная группа) на тему

Односталко Галина Анатольевна

Здоровье детей является  главным условием и показателем личностного направления образования, его сохранение - основная задача всей системы образования. От состояния здоровья во многом зависит благополучие сообщества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного личностного развития, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно - воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.

"Береги здоровье смолоду" - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения.

Действительно, невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его   и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений.

Сложившаяся социально - экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья. В то же время отсутствие эмоционально - психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребенка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими,   возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.

Одной из основных  задач физического воспитания дошкольников является использование    разнообразных форм работы с детьми, которое способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делает его стойким и выносливым обладающим  высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е  создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Эти формы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.

Таким образом, методически правильно организованная   работа по физическому воспитанию призвана  удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей.

Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально - психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности. Она также облегчает усвоение различных построений и перестроений, которые обычно даются в начале или в заключительной части занятия.

При проведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям  временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами как "быстрее, скорее, поторопись" или "живее, не туда, выше", так как дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания.

Практика работы в дошкольном учреждении убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки воспитателей, тесный контакт с медицинским персоналом и семьей.

Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня дошкольного учреждения ежедневно предусматривались двигательная  активность детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение   детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность: обсуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач, спортивные совместные праздники, досуг, развлечения, соревнования и аттракционы в дошкольных учреждениях и на дворцовых площадях.

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому, нам  педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно - образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учетом индивидуальности ребенка, с использованием разнообразных игр и упражнений, у детей развиваются определенные положительные склонности и интересы.        

Воспитывать детей физически  - значит, добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными.

Для решения задач улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие) эффективно воздействует на детский организм.

Гигиенические факторы включают в себя режим дня, сна, бодрствования, питания, гигиену одежды, обуви. Неоспорим тот факт, что ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается  правильно и гармонично. Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности организма. Использование природных факторов в сочетании с движениями, физическими упражнениями улучшают приспособительные функции  организма ребенка.

Двигательные действия, совершаемые ребенком, достаточно разнообразны. Способствуя удовлетворению ребенка в движении, они одновременно и развивают его.

Нам, работникам дошкольных учреждений, доверено самое ценное – наши дети: нежные и хрупкие, каждый в отдельности и все вместе. Мы знаем, что с самых ранних лет надо воспитывать в них любовь к Родине, уважение друг к другу и старшим, чувство товарищества и коллективизма, культуру поведения и чувство красоты; развивать познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплинированность.

Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования и к детям: наши малыши приступают к учебе раньше. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью и умственными способностями, с более развитой способностью к сосредоточению и труду, а также с более развитой силой воли.

Умения и навыки, приобретённые детьми на занятиях и закрепленные в свободной деятельности, можно применять в самых различных общих спортивных мероприятиях.

Подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач.

Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны  и доступны восприятию и выполнению.

В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений.

Улучшается общая координация  движений, развивается  способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.

Приобретенный двигательный опыт, хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.

Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и мышление.

Игровая деятельность всегда связанна с решением определенных задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного ряда трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Чтобы стать властелином своего здоровья, надо научиться этому искусству.  Учиться управлять своим здоровьем надо с момента рождения. Каждая минута жизни ребенка в детском саду работает на укрепление его здоровья. Организация пребывания детей в учреждении очень продуманна и насыщенна: утренняя гимнастика, прогулки в любую погоду, закаливающие мероприятия, минутки здоровья, часы безопасности, занятия с психологом и др.

Работая по программе Н.Н.Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», коллектив детского сада большое внимание уделяет охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки  к здоровому образу жизни.

Оздоровительные мероприятия проводятся  не только в соответствии с возрастными показателями детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка.

Во время пребывания детей в детском саду,  педагоги систематически и целенаправленно обучают детей методам здоровьесбережения.

Уже начиная со средней группы, на всех занятиях, мы, воспитатели, используем рекомендации В.Ф Базарного «Психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса»:

·                       Располагают учебно – наглядный материал в разных частях группы, которой дети находят и используют в своей работе;

·                       Проводят занятия в режиме смен динамических пауз у стола, у мольберта, на индивидуальных подушках;

·                       Используют игровые методы и приемы, которые вызывают положительные эмоции детей, и помогают ребенку в период адаптации.

В группе старшего возраста основной упор делается на пик развития познавательных способностей детей – «Они впитывают все как губка», поэтому, знакомя детей с частями тела, педагоги параллельно обучают детей элементам «Игрового массажа» автор А.Усманская, К.Динейки. В продуктивных видах деятельности, педагоги включают пальчиковую гимнастику, т.к утомляемость детей данного возраста еще очень велика.

В комплексе утренней гимнастики и как часть занятия по ФИЗО воспитатели включают комплексы «гимнастики маленьких волшебников» автор  Н.Н.Ефименко.

В подготовительной группе учитывая длительность, количество занятий, а также повышенную умственную активность детей, мы используем упражнения помогающие снять напряжение во время занятий. На занятиях ФИЗО и утренней гимнастике выполняем дыхательную гимнастику, элементы массажа.

В музыкальные занятия и театральную деятельность включаются упражнения на релаксацию и психогимнастика. Во время прогулки мы напоминаем детям о дыхании носом, особенно  поздней осенью и зимой. Большое  место в режиме дня всех возрастных групп отводится подвижным, дидактическим и словесным играм с элементами здоровьесбережения, а также включение специальных   занятий по ЗОЖ в разделе познаю мир.

Педагогический коллектив эффективно сотрудничает с родителями воспитанников, работа строится на принципах преемственности  семьи и учреждения. Я уверенна, что из всех прививок, которые получает человеку в жизни, самая сильная – это «семейный иммунитет» - прививка против болезни души тела.

В нашем дошкольном учреждении разработана и адаптируется система взаимодействия с семьей:

·                      Пропаганда здорового образа жизни через систему  организационно – теоретических и практических занятий в родительском лектории» Здоровье детей в наших руках»;

·                      В группах оформлены папки – передвижки с целью нормативно – правового просвещения родителей;

·                      Проводятся Дни открытых дверей, Декадники, семейные вечера отдыха;

·                      Регулярно проводим анкетирование, например. «Изучение социального здоровья семьи», «Что вы знаете о рациональном питании?»;

·                      В течение года на вопросы заинтересованных родителей отвечают специалисты консультативно – справочного бюро, где родители получают первичные медицинские знания, приобщаются к здоровому образу жизни;

·                      С большим успехом проходят оздоровительно – спортивные праздники, досуги, походы: «Мама, папа я спортивная семья!», «Малые олимпийские игры», «Фестиваль здоровья» и др.

Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы  семьи и учреждения. Поэтому все перечисленные мероприятия помогают родителям понять значимость формирования ребенка, как субъекта  физкультурно – оздоровительной деятельности.

Таким  образом, спланированная и реализованная система методической работы позволила нам поднять на более высокий уровень образовательный процесс нашего образовательного учреждения с учетом здоровьесберегающих условий, планомерно и оперативно управлять внедрением комплексной системы оздоровления детей, повысить профессиональный уровень педагогического коллектива. В результате сформировавшейся системы физкультуро – оздоровительной работы в образовательном учреждении отмечено не только повышение интереса детей, родителей и педагогов к занятиям физической культуры, их эмоциональный настрой, но и хорошие стабильные результаты в освоении детьми движений, снижению уровня простудных заболеваний и улучшение показателей физического развития, повышение уровня физической подготовленности детей.

Анализ сложившейся ситуации показывает: проблема оздоровления,  сохранения здоровья детей, не кампания одного дня, деятельности одного человека, а целенаправленная работа всего педагогического коллектива на длительный период.

Физическое воспитание – залог того, что ребенок вырастет достаточно развитой личностью. В завершении хотелось бы отметить, что здоровье ребенка (по В.Т Кудрявцеву) можно считать нормой если он:

·                       В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме:

·                       В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость:   

·                       В нравственном плане – честен, самокритичен:

·                       В социальном плане – коммуникабелен:

·                       В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться:

Конечно же, такой результат – плод многолетней систематической работы, но это идеал к которому нужно стремиться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье детей в руках взрослых

статья об оздоровлении детей в детском саду, использовании  бодрящей гимнастики после сна, упражнений на профилактику плоскостопия....

«Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых» по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»

Поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  к новым социальным условиям  с целью снижения  психоэмоционального напряжения....

Проект: «Здоровье детей в руках взрослых»

Проект : "Здоровье детей в руках взрослых"...

Консультация для родителей «Здоровье ребенка в руках взрослых»

laquo;Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым». Ж. Ж. РуссоРебенок - это радость, надежда и счастье родителей. Как хочется видеть своего малыша здоровым, кр...

Логопедический проект "Здоровье детей в руках взрослых"

Что самое главное в нашей жизни? Конечно,здоровье! Дети должны учиться заботиться о своем здоровье и поддерживать здоровый образ жизни в дальнейшем....

Долгосрочный проект по направлению здоровьесбережение детей 6-го года жизни «Здоровье детей в руках взрослых».

Проект " Здоровье детей в руках взрослых" составлен вместе с о старшим воспитателем. Участники проекта:педагоги старшей группы и специалисты детского сада, родители (законные представители) ...

Здоровье детей в руках взрослых

Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общест...