Картотека "Пальчиковые игры"
учебно-методическое пособие на тему

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

 

        Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них взрослые думают только как о  развлекательном моменте  в воспитании.

    Раскрытие природы  маленького человека требует совместных усилий педагогов, медиков, а главное, близких ему людей - родителей.

    Существует прямая связь между движениями рук и произношением слов. Исследователи, изучающие  механизм речи, утверждают, что речевые  области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от  пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологические активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. Необходимо соблюдать  одно условие – пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему  только радость. Пальчиковые игры интересны тем,  что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.

       Выдающиеся ученые Л.СВыготский, Л.С.Волкова, Е.И.Исенина, М.И.Кольцова считают, что  развитие мелкой моторики  пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а  неумение ребенком распознать  пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом.

Предлагаю провести дома тест кандидата педагогических наук М.А.Поваляевой на распознавание  пальцев. Он может оценить  функционирование  теменно-затылочных отделов коры  головного мозга.

     Сядьте за стол напротив ребенка. Попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев  его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете. Какой результат?

1.  В норме 3-х –летние дети правильно определяют большой палец.

2.  5-летнние дети - большой и мизинец.

3.  6-летние дети – большой, мизинец, указательный.

    

 Еще один немаловажный момент. Прежде чем выполнить игру с пальчиками, включите музыку, которая нравится ребенку. Она должна быть  знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. 

Если ребенок возбужден, то включите ласковый плеск волн, пение птиц - это снимет психологическое напряжение, успокоит.  Излишне громкая музыка с подчеркнутыми   ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и  для нервной системы.

 Серьезные исследования были проведены В.М.Бехтеревым. Он писал: «Бесшумная  обстановка отрицательно влияет  на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном». 

     Слушая музыку, сделайте ребенку массаж рук. Это очень  приятная для него процедура. Во  время игры требуйте от  ребенка выразительной передачи образа.

 Если каждый день родители будут заниматься по 7-10 мин. массажем рук ребенка, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно. 

Пальчиковые игры развивают  мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность, вырабатывают у детей формирование адекватной самооценки, повышению самоуверенности,  нормализации отношений со сверстниками, а так же способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться. «Предвосхищают сознание, его реактивность (в виду быстроты смены движений); соединяют пальчиковую пластику с выразительным мелодичным и речевым интонированием, формируют ассоциативное мышление.

    Лучше всего проводить пальчиковые игры, пропевая, как попевки, песенки.

Мелодия должна  быть всегда несложная, легко  запоминающаяся с учетом возраста детей. Аккомпанировать можно на любом музыкальном инструменте, а так же (металлофоне, ксилофоне, шумовых инструментах). Тексты для этих игр должны быть  простыми- короткие стихотворения, русские народные  песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...