Тренинг «Взаимодействие с коллективом» (для взрослых с элементами сказкотерапии)
учебно-методический материал на тему

Долгорукова Ирина Викторовна

Цели:

1. Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния.

2. Развитие творческих созидательных способностей.

3. Знакомство с новыми способами и методами работы с детьми.

4. Сплочение коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Взаимодействие с коллективом»

(для взрослых с элементами сказкотерапии)

Цели:

1. Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния.

2. Развитие творческих созидательных способностей.

3. Знакомство с новыми способами и методами работы с детьми.

4. Сплочение коллектива.

Занятие 1.

Задачи:

- знакомство с методами творческого самовыражения, самопознания и саморегуляции;

- развитие восприимчивости всех органов чувств;

- знакомство с методами психофизической релаксации;

- развитие умения соучастия.

Необходимые материалы: 

  • свеча в красивом подсвечнике, коврики;
  • аксессуары и костюмы для имидж–терапии;
  • большое зеркало;    
  • аудиокассета со спокойной музыкой;
  • карандаши, фломастеры, цветные мелки, краски;
  • листы белого картона;
  • пластилин разных цветов.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Сегодня у нас с вами необычное сказочное занятие. Каждый из нас умеет фантазировать, воображать, поэтому в каждом из нас живет сказочник. А фантазия и воображение помогают нам формировать свой образ будущего, т.е. нашу жизненную программу. Очень важно, чтобы этот образ был позитивным, как в сказке, потому что признак настоящей сказки – хороший конец.

А еще в каждом из нас немало жизненных программ, заложенных другими людьми, в нашем внутреннем мире множество сказочных сюжетов. И очень важно разобраться, какой же из них наш собственный, каков наш путь?

Разобраться помогает сказкотерапия – одно из направлений практической психологии. А еще сказкотерапия – самый древний способ поддержки человека с помощью слова, потому что важнейшая информация о жизни во всех ее проявлениях скрыта в простых сказочных историях.

Разрешите узнать: любите ли вы сказки? Верите ли в чудеса?

Кто-то из вас верит в чудеса, кто-то нет. Но вы сегодня оказались здесь, а настоящие волшебники знают, что все не случайно.

Я приглашаю вас в круг, к волшебной свече.

Ритуал входа в сказочное пространство: 

Сидя у свечи, каждый участник занятия здоровается без слов. Затем упражнение на концентрацию внимания: участники, взявшись за руки, смотрят на свечу, делают глубокий вдох-выдох и оказываются в волшебном мире.

Упражнение 1. Представление сказки

Ведущий: Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе.

Кому еще, как не нам, по роду своей профессии жить рядом со сказкой! Сейчас я предлагаю вам вспомнить ту сказку, которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди представить ее. Что в этой сказке вам запомнилось больше всего?

Ход упражнения: Участники по кругу (в течение 2-3 мин.) представляют свои любимые сказки.

Упражнение 2. Релаксация «Волшебная поляна» (развитие восприимчивости всех органов чувств) 

Ход упражнения:

Ведущий включает спокойную музыку.

Ведущий: Возьмите коврики. Ложитесь на спину в спокойном расслабленном состоянии. Руки спокойно лежат вдоль тела. Глаза закрываем. Делаем мягкий глубокий вдох, затем выдох. Еще раз. И снова вдо-о-х, вы-ы-дох. Переносимся в удивительную сказочную страну.

Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо. Слушаем, как поют птицы, шелестит листва,  журчит ручей. Чувствуем аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба - его только что испекла добрая волшебница, живущая неподалеку.  А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную ароматную ягоду и ощутим спелость сладкой земляники. Шелковая молодая трава нежно щекочет ваши руки,  ноги,  лицо.

А теперь делаем глубокий вдо-о-ох, вы-ы дох, медленно открываем глаза, расслабленно переворачиваемся на живот и садимся в круг у волшебной свечи.

Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

- Как вам, уважаемые путешественники, наше сказочное путешествие?

- Что было легко, а что трудно?

Упражнение 3. Имидж–терапия «Превращения на волшебной поляне» (знакомство с методами творческого самопознания)

Ведущий: Итак, мы с вами оказались на волшебной поляне. Попав сюда, каждый из нас может преобразиться в сказочного героя.

Для многих людей глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности.

Ход упражнения:

1. Ведущий предлагает участникам выбрать из имеющихся аксессуаров и костюмов (накидки, короны, шляпы, перья, шпаги, корзинки, ткани, веера, украшения и пр.) понравившиеся. Каждый из участников «собирает» свой образ.

2. Каждый участник, по очереди, смотрит в большое «волшебное зеркало» 3-4 мин., со словами: «Свет мой зеркальце, скажи!...», пробует понять, что оно нам скажет, какую тайну приоткроет.

3. Все участники собираются в круг.

Ведущий: Расскажите, кто появился на волшебной поляне?

Идет представление сказочных героев. По необходимости, ведущий задает наводящие вопросы, например: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Откуда ты пришел? Какой сейчас день, время года? Что ты делаешь на волшебной поляне? Счастлив ли ты? Какие у тебя планы на будущее? и пр.

4. Все участники располагаются на поляне, и поляна «оживает» на 7-10 мин. Идет свободное общение.

5. Все снова собираются в круг.

Вопросы ведущего:

- Чье самоописание понравилось больше всего?

- С кем бы хотелось продолжить общение на волшебной поляне?

- Что ты мог бы дать волшебной стране?

6. Деролинг. Каждый участник говорит: «Я не (имя персонажа), я – (собственное имя)».

7. Ведущий: Меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения.  Изменение образа, переодевание может помочь воспитателю или родителю, потому что через сказочное преображение взрослый может успокоить капризного или перевозбужденного ребенка. Для этих целей подходят образы Королевы, Короля, Воина – тех, кто мудро повелевает и кому подчиняются. Обычно дети охотно воспринимают эту игру, выполняют поручения и начинают контролировать свое поведение.

Иногда взрослый чувствует внутри себя накопившееся раздражение и может проецировать свое состояние на ребенка, вызывая в нем ответную негативную реакцию. А почему бы в таком случае нам не превратиться в Бабу-Ягу, Кикимору и пр.?! Эти образы позволяют быть адекватными сложному внутреннему состоянию, не проецировать дискомфорт на окружающих. Поэтому изменение образа, волшебное преображение может быть полезным не только ребенку, но и взрослому.

Ведущий: А как еще можно помочь нашим детям стать такими, какими мы хотим их видеть? Обращаться с детьми без давления и быстро находить компромиссные решения в спорах, это хорошо, но часто, когда мы даем ребенку полную свободу, он становится неуправляемым. С другой стороны, постоянный контроль и жесткость в общении приводит к развитию различных комплексов у ребенка. Как научиться находить контакт с ребенком, укрепляя его здоровье? Интересным является игровой метод в телесной терапии. Движения, выполняемые совместно с детьми, всегда ассоциируются с различными интересными образами, и упражнения носят характер игры.

Дорогие взрослые! Занимаясь с детьми, найдите такого же ребенка в себе, и вы попадете в волшебную страну веселых игр и развлечений, доставляющих вам и вашим детям новые впечатления, здоровье и радость!

Упражнение 4. Упражнение «Молодое дерево тянется к  солнцу»  

Ведущий: Представьте себе молодое деревце, это может быть березка, липа, тополь. На небе светит солнышко. Закройте глаза. Руки опущены вдоль тела. Представьте себя молодым деревом. Ваши ноги-корни крепко держатся за землю. Делаем вдох и поднимаем свои руки-ветви вверх, к солнышку. На выдохе руки продолжают вытягиваться вверх, к солнышку. Почувствуйте, как ваше тело–ствол вытягивается, тянутся  руки-веточки, все ваше существо тянется, тянется к солнышку. Вдох, вытягиваемся и при этом чувствуем свою крепкую связь с землей – ноги твердо стоят на полу. На выдохе медленно опускаем руки и открываем глаза.

Выполните упражнение 3 раза.  Пятки не отрывайте от пола. Закончив выполнять упражнение, закройте глаза и послушайте свое тело.

Упражнение 5. Создание своей сказочной страны. Соучастие и дарение

Необходимые материалы: 

- карандаши;

- фломастеры;

- цветные мелки, краски;

- листы белого картона;

- пластилин разных цветов.

- листы бумаги.

- ручки.

Ведущий: Уважаемые участники, сейчас каждому из вас представится возможность создать свою сказочную страну. В этой стране вы сможете выразить себя, свои чувства. Это будет страна, где вам будет хорошо, и у вас все будет получаться! Найдите для себя самое удобное место и приступайте!

Ход упражнения: 

1. Участники работают над созданием своей сказочной страны в течение 8-10 мин. Желательно, чтобы они не видели, что рисуют их соседи. Авторство должно остаться неизвестным.

2. Ведущий: Мы снова собираемся в круг.

Дорогие друзья! Я буду вам показывать какую-либо сказочную страну, а вы, по кругу, говорите свои ассоциации (на что похоже, что напоминает), какие чувства вызывает.

При этом помните о правилах обратной связи:

- не давайте оценок;

- не давайте советов;

- говорите о том, как вы воспринимаете эту страну, что чувствуете.

3. Все работы переносятся в специальное место и участники еще раз рассматривают их, выбирая ту, которая пробудила у них живые чувства.

5. Участники группы изготавливают маленькие подарки из пластилина, пишут краткие пожелания и кладут их рядом с теми работами, которые им понравились.

6. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

- Что вы чувствовали во время создания сказочной страны?

- Что вам удалось понять, осознать? Какой опыт вы сегодня приобрели?

- Что вы чувствуете сейчас?

Ритуал выхода:

1. Сидя в кругу у волшебной свечи участники передают друг другу воображаемый подарок.  Это может быть, например, какая-нибудь вещь, событие или путешествие.

2. Упражнение на концентрацию внимания: взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу, делают глубокий вдох-выдох и оказываются в реальном мире.

3. Ведущий: Все хорошее мы возьмем с собой и пусть оно помогает нам в реальном мире. Предлагаю всем вместе задуть свечу.  

   

Занятие 2.

Задачи:

1. Актуализация процесса осознания индивидуального и общего образа цели.

2. Развитие творческого мышления.

3. Продолжение знакомства с методами психофизической релаксации.

Необходимые материалы:  

- доска для презентаций;

- листы бумаги;

- карандаши, фломастеры, цветные мелки, угольки, ручки;

- кассета со спокойной музыкой.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые взрослые! Позвольте узнать о вашем настроении, а также о чем вы размышляли после нашего прошлого путешествия в мир необычный и удивительный.

После того как участники группы поделятся своими мыслями, ведущий приглашает их в круг, к волшебной свече.

Ритуал входа в сказочное пространство: 

Сидя у свечи, каждый участник занятия здоровается без слов. Затем упражнение на концентрацию внимания: участники, взявшись за руки, смотрят на свечу, делают глубокий вдох-выдох и оказываются в волшебном мире.

Упражнение 1. Упражнение-релаксация: «Теплый, как солнце»

1. Ведущий: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните.

Представьте себе, что сейчас чудесный день, и над вами проплывает серое облачко, на которое вы можете уложить сейчас все свои горести и заботы. Дайте всем вашим заботам просто улететь с ним. (Пауза)

Представьте себе, что небо над вами ярко-голубое, что легкие лучи солнца согревают вас.(Пауза) 

Вы чувствуете себя надежно защищенным – так мирно и спокойно вокруг. (Пауза)

Вы думаете, что сегодня вы такой же замечательный  и теплый, как солнце.

Представьте себе, что при вдохе ваше тело наполняется солнечным светом – от головы до кончиков пальцев ног.  А когда выдыхаете, представьте себе, что все чувства, которые не нужны вам сейчас, покидают вас. Вы вдыхаете золотой свет, а выдыхаете неприятные чувства.

Не спеша возвращаемся назад, сюда, в эту аудиторию.

Вздохните глубоко и легко.

2. Ведущий: Послушайте сказку.

Феликс Кривин

ЗОЛУШКА

(ИЗ ЗАПИСОК КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО)

У нас лужайка, на лужайке дерево, а под деревом мы с бычком. Нас с бычком — раз-два и обчелся, и нам так не хватает кого-нибудь третьего… Ну, конечно, не кого-нибудь…

— Золушка, — говорю я, — ну зачем тебе эта теткина сказка? Не век же в ней вековать.

Я чудак. Я ничего не понимаю. Потому что, как же она оставит ларек? Должен же кто-то продавать волшебные палочки.

— Бесплатно?!

Конечно, чтобы больше было чудес.

— Но ведь многие покупают их на дрова! Оказывается, они и покупают дрова. Все волшебство не в палочке, а в том, для чего ее покупаешь.

— Золушка, — говорю я, — разве тебе плохо на нашей лужайке? У нас и дерево есть, правда, всего одно дерево, но когда стемнеет, это все равно, что в лесу. И будем мы под этим деревом жить-поживать, добра наживать — чем плохо?

— Жить-поживать? — испуганно отзывается Золушка. — Но ведь это же конец сказки. Когда так бывает, значит, уже конец.

Я ее успокаиваю. У нас с ней конца не будет. Ведь у нас же сказка про белого бычка. Я хочу рассказать ей сказку про белого бычка, но она рассказывает мне свою сказку.

В той сказке, в которой Золушка жила раньше, у нее было мало радости. Злая мачеха, злые сестры, сколько ни работай — никакой благодарности. Но потом Золушку полюбил принц, она стала его невестой, и тогда-то случилось самое страшное: все стали жить-поживать, добра наживать.

Туфельку больше не возили по городу в поисках Золушки — теперь Золушку возили по городу в поисках туфелек, бальных платьев, жемчугов и других предметов первой царской необходимости.

Золушка жила во дворце. Прежде чем стать принцессой, ей надо было привыкнуть к новым условиям. Ей надо было привыкнуть к мягкой постели и вкусной еде, к лакеям, которые угадывают мысли на расстоянии, и к советникам, которые на расстоянии подсказывают мысли.

Золушка пробиралась на конюшню, где стояли рысаки, похожие на рысаков доброй волшебницы, и спрашивала:

— Лошадки, лошадки, вы из какой мышеловки?

Рысаки презрительно фыркали в ответ: происходить из мышеловки они считали для себя унизительным. Золушка подходила к лакею:

— Добрый человек, вы не могли бы снова стать ящерицей?

И лакей отвечал так, как отвечают все лакеи:

— Как будет угодно вашей милости.

Золушка все чаще вспоминала о своей тесной каморке. Там было сыро и холодно и приходилось много работать, но зато там мыши превращались в рысаков, а тыква – в карету. Здесь же кареты не растут в огороде, их делают знаменитые мастера, и бриллианты здесь — просто бриллианты, а золото — просто золото.

— Почему ты не радуешься? — спрашивал у Золушки принц.

— Мне не радостно.

— Это не причина. А почему не веселишься?

— Мне не весело.

— Это не причина.

Кончилось тем, что Золушка сняла туфельки и босиком ушла из дворца. Вдвоем с теткой они открыли ларек и продают в нем волшебные палочки.

— Но ведь для многих это просто дрова!

Она смеется:

— Если очень захотеть, даже твой прутик может стать волшебной палочкой.

— А когда палочки кончатся? Ведь все на свете имеет конец. Только наша сказка не имеет конца, потому что у нас все повторяется.

Но она сказала, что в жизни ничего не должно повторяться, что повторение — это все равно, что конец.

И что лучше иметь одну простую палочку, которая, если захотеть, может стать волшебной, чем иметь целое царство и больше ничего не хотеть.

4. Ведущий: Дорогие друзья! У каждого из нас свой путь. Мудрецы говорят, что достойный человек стремится постоянно изучать свой внутренний мир, познавать себя, для того чтобы понять, зачем он пришел в этот мир.

Ответьте, пожалуйста, на листах бумаги на  вопросы:

 - Какими талантами ты обладаешь или обладал в детстве?

 - О чем мечтал в детстве, яркой юности?

5. После того как участники тренинга ответят на вопросы, ведущий продолжает: Напишите на чистом листе бумаги, что вы сейчас хотите от жизни. Прислушайтесь к своему сердцу и напишите свое желание(3-5 мин.).

(Включается спокойная музыка.)

6. Ведущий: А теперь домашнее задание: вам необходимо сделать волшебную палочку. Это может быть просто какая-нибудь деревянная палочка или веточка дерева. Главное, чтобы вы были уверены в том, что это ваша волшебная палочка. В нее вы завернете листочек, на котором сейчас написали ваше желание.

Упражнение 2. Упражнение «Полет дикого гуся» (психофизическая релаксация)

Ход упражнения:

1. Ведущий: Вы видели когда-нибудь, как летают большие птицы, плавно паря в воздухе, совершая медленные движения крыльями вверх и вниз?

Закройте глаза, разведите руки в стороны так, чтобы кисти свободно свисали, и на минуту представьте их крыльями большой красивой птицы. Сделайте вдох. На выдохе, немного приседая, постепенно опускайте руки, начиная сгибать их в локтях. Совершая движение вниз, расслабляйте плечи и ощущайте ладонями плотность отталкиваемого воздуха. И вновь медленно поднимайте руки, выпрямляя ноги. Выполняя движение вверх, можно отрывать пятки от пола. Движение и дыхание должны быть согласованны.

Выполняем упражнение 8 раз. Обратите внимание на ощущения, возникающие при выполнении этого упражнения. Может быть, выполняя его и представляя себя этой гордой красивой птицей, вы увидите далеко внизу медленно проплывающие леса, реки и поля.

Почувствуйте, как красиво и пластично двигаются ваши руки, кисти, как заполняется воздухом грудная клетка, как живет весь организм во время этого необычного полета.

Открываем глаза.

2. Ведущий (предлагает вопросы для обсуждения):

- Что вы чувствуете сейчас? Каковы ощущения в теле?

- Удалось ли что-то увидеть, представить?

Упражнение 3. «Встреча сказочных героев» (актуализация общего образа цели)

Ход упражнения:

1. Ведущий: Участники, внимание! Делимся на группы по 5-7 человек. Давайте снова вспомним свои любимые сказки, о которых мы говорили на прошлой встрече. Каждый выберите себе любимого героя из этой сказки. Вам в группе нужно сочинить общую сказку, в которой встреча ваших индивидуальных героев оправданна.

2. Участники работают в течение 4-5 мин.

3. После того как все сказки зачитаны, можно предложить участникам разыграть наиболее понравившуюся сказку.

4. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

- Было ли сложно сочинять общую сказку? Если да, то почему?

- Удовлетворены ли вы вашей общей сказкой?

Упражнение 4. Релаксация-упражнение «Очищающее дыхание»

Звучит классическая или инструментальная музыка.

Ведущий: Сядьте, выпрямившись, на стул и держите спину прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните глубоко и выдохните без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее чем выдох. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда вдыхаете – не напрягайтесь, пусть воздух просто снова войдет в ваше тело. Если хотите, можно своему дыханию придать какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух, или окрасить воздух при выдохе в тот цвет, который не нравится. И представьте себе, что вы выдыхаете свое беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный  цвет - цвет, который нравится, например голубой. И представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность и легкость.

Это важная техника на «осознанное» дыхание, соединяющее тело и дух. С помощью такой техники вы также сможете помочь детям научиться сосредотачиваться.

Упражнение 5. Развитие творческого мышления. Решение сказочных задач

Ход упражнения:

1. Ведущий:  В понятие творческого мышления входит умение находить оригинальные, свободные от стереотипов, решения различных задач.

А без творческого подхода и мышления жизнь в начале нового тысячелетия, наверное, затруднительна.

Для развития творческого мышления очень подходит процесс придумывания сказочных задач. Это также дает возможность находить решения различных жизненных непростых задач и  достигать результата с наименьшими энергозатратами и большей радостью, понимать множественность первопричин и последствий ситуаций, поступков и решений.

Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы человек мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт. И самое важное – она не имеет единственно правильного решения. Цель сказочной задачи – простимулировать процесс «генерации идей» для разрешения непростых жизненных ситуаций, рассмотреть явление со множества сторон, найти как можно больше потенциальных решений.

На доске:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была у него дочь царевна-красавица. Всем хороша, да вот беда – ни разу в своей жизни она не улыбнулась и не рассмеялась. За что и прозвали ее люди Несмеяной. Что только царь ни делал, чтобы развеселить царевну! И артистов-скоморохов приглашал, и фокусников заморских – ничего не помогало.

Как вы думаете, почему не смеялась царевна?

А что можно сделать, чтобы царевна улыбнулась, рассмеялась? Мы в сказочной стране, и нам доступны самые разнообразные средства.

Приехал Иван-Царевич в царство Змея Горыныча и вызвал его на бой. Началась у них битва великая. Взмахнул Иван мечом и отрубил Змею одну голову. Да только Змей подхватил эту голову, провел по ней Огненным пальцем, и голова на старое место встала.

Что нужно сделать Ивану-Царевичу, чтобы он одолел Змея Горыныча?

Под землей, в горах, живут маленькие человечки с длинными бородами. Это Гномы. Они добывают золото и драгоценные камни.

Как вы думаете, что потом Гномы делают с золотом и драгоценными камнями? Расскажите подробно.

Один раз задумался Иван-Царевич: правду ли говорят, что Баба Яга такая злая и коварная?

А как вы думаете?

Почему Баба Яга иногда бывает злой и коварной?

В одной сказочной стране жил-был старый Король. И была у него дочь единственная – красоты неописуемой. Шло время, и король чувствовал, что у него становится все меньше и меньше сил для того, чтобы управлять страной. И решил он тогда выдать дочь замуж за человека достойного, который мог бы управлять страной вместо старого короля. Много женихов сваталось к принцессе, но всем она отказывала.

Как вы думаете, почему?

Чего хотела принцесса?

Какими качествами должен обладать тот, кто будет управлять страной вместо старого короля?

2. Ведущий: Мы с вами должны разделится на группы по 3-4 человека и выбрать сказочную задачу. Попробуйте решить ее!

3. Участники работают в группе 4-5 мин. После этого каждая группа озвучивает свои варианты решения сказочной задачи.

4. Ведущий: Если сказочная задача предлагается детям:

  • задачу задает какое-либо сказочное существо или кукла;
  • сказочные задачи служат испытаниями;
  • ситуация не должна иметь правильного ответа, который известен только взрослому-ведущему;
  • образы, герои и события должны заинтриговать детей, быть им близкими;
  • ситуация может содержать актуальную для ребенка проблему («зашифрованную» в образном ряде сказки). Например, преодоление препятствий (особенно, если  у ребенка обозначилась проблема нерешительности, страха проявить себя);
  • взаимопомощь и взаимодействие (если ребенку свойственен непроработанный эгоцентризм) и т.п.;

5. Ведущий: Уважаемые участники, попробуйте в своих группах сочинить по одной сказочной задаче, которая может предлагаться детям с теми или иными проблемами.

6. Участники работают в группе 4-5 мин. После этого каждая группа озвучивает свою сказочную задачу.

Упражнение 6.

Ход упражнения:

Ведущий: Ну, а напоследок: поиграем – помечтаем!

Расположитесь удобно, возьмите листы бумаги. В вашем распоряжении карандаши, фломастеры.

Выполните следующие задания (на каждое задание по 2-3 мин.):

  • Представьте, как звучит мягкое, пушистое облако. Опишите или нарисуйте звучание облака.
  • Представьте, какого цвета смех. Опишите или нарисуйте цвет смеха.
  • Придумайте свой собственный вкус, например вкус цвета, который известен только вам. Опишите или нарисуйте ваш придуманный вкус.
  • Представьте, что ваши любимые запахи находятся в бутылочках разных размеров, форм и цветов на волшебной полке в вашей комнате. Теперь представьте, что вы открываете бутылочки и глубоко вдыхаете. Быть может одни запахи напомнят вам о местах, где вы любите бывать или о людях, которых вы знаете. А от других у вас потекут слюнки! Опишите или нарисуйте ваши любимые запахи.
  • Что вы ощущаете, когда дотрагиваетесь до счастья? Опишите или нарисуйте свои ощущения.

Мы с вами учимся наслаждаться настоящим, жить в гармонии с собой и окружающими, а что еще нужно для счастья?!

Ритуал выхода:

1.Сидя в кругу у волшебной свечи участники передают друг другу воображаемый подарок.  Это может быть, например, какая-нибудь вещь, событие или путешествие.

2. Упражнение на концентрацию внимания: взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу, делают глубокий вдох-выдох и оказываются в реальном мире.

3. Ведущий: Все хорошее мы возьмем с собой, и пусть оно помогает нам в реальном мире. Предлагаю всем вместе задуть свечу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Взаимодействие с коллективом» (для взрослых с элементами сказкотерапии)

Ни для кого не секрет, нынешнее время отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой педагога. Педагоги отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения, снижение  психическ...

Тренинг для воспитателей (с элементами сказкотерапии и арттерапии) "Деревья - характеры"

Тренинг поможет воспитателям раскрыть свое "Я", выразить характер с опорой на художественное изображение....

Тренинг для воспитателей (с элементами сказкотерапии и арттерапии) "Деревья - характеры"

Тренинг позволит воспитателям раскрыть свое "Я", выразить характер с опорой на художественное изображение....

Тренинг «Взаимодействие с коллективом»

Тренинг      «Взаимодействие с коллективом»(для педагогов с элементами сказкотерапии)Цели:1.Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния.2. Развит...

Занятия для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Сплочение педагогического коллектива».

Снятие психоэмоционального напряжения; сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия; совершенствование коммуникативных навыков; вызвать ощущение доверия и п...

Тренинг «Взаимодействие с коллективом» для педагогов с элементами сказкотерапии

Тренинг "Взаимодействие с коллективом" для педагогов с элементами сказкотерапии...

Тренинг «Взаимодействие с коллективом» с элементами сказкотерапии.

Тренинг   «Взаимодействие с коллективом» с элементами сказкотерапии....