Тренинг «Взаимодействие с коллективом»
консультация по теме

Грошкова Ирина Викторовна

Тренинг      «Взаимодействие с коллективом»

(для педагогов с элементами сказкотерапии)

Цели:

1.Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния.

2. Развитие творческих созидательных способностей.

3. Знакомство с новыми способами и методами работы с детьми.

4. Сплочение коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг      «Взаимодействие с коллективом»

(для педагогов с элементами сказкотерапии)

Цели:

1.Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния.

2. Развитие творческих созидательных способностей.

3. Знакомство с новыми способами и методами работы с детьми.

4. Сплочение коллектива.

Задачи:

- знакомство с методами творческого самовыражения, самопознания и саморегуляции;

- развитие восприимчивости всех органов чувств;

- знакомство с методами психофизической релаксации;

- развитие умения соучастия.

Необходимые материалы: 

  1. свеча в красивом подсвечнике, коврики;
  2. аксессуары и костюмы для имидж–терапии;
  3. большое зеркало;    
  4. аудиокассета со спокойной музыкой;
  5. карандаши, фломастеры, цветные мелки, краски;
  6. листы белого картона;
  7. пластилин разных цветов.

Ведущий: 

Здравствуйте!

Сегодня у нас с вами необычное сказочное занятие. Каждый из нас умеет фантазировать, воображать, поэтому в каждом из нас живет сказочник. А фантазия и воображение помогают нам формировать свой образ будущего, т.е. нашу жизненную программу. Очень важно, чтобы этот образ был позитивным, как в сказке, потому что признак настоящей сказки – хороший конец.

А еще в каждом из нас немало жизненных программ, заложенных другими людьми, в нашем внутреннем мире множество сказочных сюжетов. И очень важно разобраться, какой же из них наш собственный, каков наш путь?

Разобраться помогает сказкотерапия – одно из направлений практической психологии. А еще сказкотерапия – самый древний способ поддержки человека с помощью слова, потому что важнейшая информация о жизни во всех ее проявлениях скрыта в простых сказочных историях.

Разрешите узнать: любите ли вы сказки? Верите ли в чудеса?

Кто-то из вас верит в чудеса, кто-то нет. Но вы сегодня оказались здесь, а настоящие волшебники знают, что все не случайно.

Я приглашаю вас в круг, к волшебной свече.

Ритуал входа в сказочное пространство: 

Сидя у свечи, каждый участник занятия здоровается без слов. Затем упражнение на концентрацию внимания: участники, взявшись за руки, смотрят на свечу, делают глубокий вдох-выдох и оказываются в волшебном мире.

Упражнение 1. Представление сказки

Ведущий: Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе.

Кому еще, как не нам, по роду своей профессии жить рядом со сказкой! Сейчас я предлагаю вам вспомнить ту сказку, которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди представить ее. Что в этой сказке вам запомнилось больше всего?

Ход упражнения: Участники по кругу (в течение 2-3 мин.) представляют свои любимые сказки.

Упражнение 2. Релаксация «Волшебная поляна» (развитие восприимчивости всех органов чувств) 

Ход упражнения:

Ведущий включает спокойную музыку.

Ведущий: Возьмите коврики. Ложитесь на спину в спокойном расслабленном состоянии. Руки спокойно лежат вдоль тела. Глаза закрываем. Делаем мягкий глубокий вдох, затем выдох. Еще раз. И снова вдо-о-х, вы-ы-дох. Переносимся в удивительную сказочную страну.

Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо. Слушаем, как поют птицы, шелестит листва,  журчит ручей. Чувствуем аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба - его только что испекла добрая волшебница, живущая неподалеку.  А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную ароматную ягоду и ощутим спелость сладкой земляники. Шелковая молодая трава нежно щекочет ваши руки,  ноги,  лицо.

А теперь делаем глубокий вдо-о-ох, вы-ы дох, медленно открываем глаза, расслабленно переворачиваемся на живот и садимся в круг у волшебной свечи.

Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

- Как вам, уважаемые путешественники, наше сказочное путешествие?

- Что было легко, а что трудно?

Упражнение 3.

Имидж–терапия «Превращения на волшебной поляне» (знакомство с методами творческого самопознания)

Ведущий: Итак, мы с вами оказались на волшебной поляне. Попав сюда, каждый из нас может преобразиться в сказочного героя.

Для многих людей глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности.

Ход упражнения:

1. Ведущий предлагает участникам выбрать из имеющихся аксессуаров и костюмов (накидки, короны, шляпы, перья, шпаги, корзинки, ткани, веера, украшения и пр.) понравившиеся. Каждый из участников «собирает» свой образ.

2. Каждый участник, по очереди, смотрит в большое «волшебное зеркало» 3-4 мин., со словами: «Свет мой зеркальце, скажи!...», пробует понять, что оно нам скажет, какую тайну приоткроет.

3. Все участники собираются в круг.

Ведущий: Расскажите, кто появился на волшебной поляне?

Идет представление сказочных героев. По необходимости, ведущий задает наводящие вопросы, например: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Откуда ты пришел? Какой сейчас день, время года? Что ты делаешь на волшебной поляне? Счастлив ли ты? Какие у тебя планы на будущее? и пр.

4. Все участники располагаются на поляне, и поляна «оживает» на 7-10 мин. Идет свободное общение.

5. Все снова собираются в круг.

Вопросы ведущего:

- Чье самоописание понравилось больше всего?

- С кем бы хотелось продолжить общение на волшебной поляне?

- Что ты мог бы дать волшебной стране?

6. Деролинг. Каждый участник говорит: «Я не (имя персонажа), я – (собственное имя)».

 Ведущий: Меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения.  Изменение образа, переодевание может помочь воспитателю или родителю, потому что через сказочное преображение взрослый может успокоить капризного или перевозбужденного ребенка. Для этих целей подходят образы Королевы, Короля, Воина – тех, кто мудро повелевает и кому подчиняются. Обычно дети охотно воспринимают эту игру, выполняют поручения и начинают контролировать свое поведение.

Иногда взрослый чувствует внутри себя накопившееся раздражение и может проецировать свое состояние на ребенка, вызывая в нем ответную негативную реакцию. А почему бы в таком случае нам не превратиться в Бабу-Ягу, Кикимору и пр.?! Эти образы позволяют быть адекватными сложному внутреннему состоянию, не проецировать дискомфорт на окружающих. Поэтому изменение образа, волшебное преображение может быть полезным не только ребенку, но и взрослому.

Ведущий: А как еще можно помочь нашим детям стать такими, какими мы хотим их видеть? Обращаться с детьми без давления и быстро находить компромиссные решения в спорах, это хорошо, но часто, когда мы даем ребенку полную свободу, он становится неуправляемым. С другой стороны, постоянный контроль и жесткость в общении приводит к развитию различных комплексов у ребенка. Как научиться находить контакт с ребенком, укрепляя его здоровье? Интересным является игровой метод в телесной терапии. Движения, выполняемые совместно с детьми, всегда ассоциируются с различными интересными образами, и упражнения носят характер игры.

Дорогие взрослые! Занимаясь с детьми, найдите такого же ребенка в себе, и вы попадете в волшебную страну веселых игр и развлечений, доставляющих вам и вашим детям новые впечатления, здоровье и радость!

Упражнение 4.

Упражнение «Молодое дерево тянется к  солнцу»  

Ведущий: Представьте себе молодое деревце, это может быть березка, липа, тополь. На небе светит солнышко. Закройте глаза. Руки опущены вдоль тела. Представьте себя молодым деревом. Ваши ноги-корни крепко держатся за землю. Делаем вдох и поднимаем свои руки-ветви вверх, к солнышку. На выдохе руки продолжают вытягиваться вверх, к солнышку. Почувствуйте, как ваше тело–ствол вытягивается, тянутся  руки-веточки, все ваше существо тянется, тянется к солнышку. Вдох, вытягиваемся и при этом чувствуем свою крепкую связь с землей – ноги твердо стоят на полу. На выдохе медленно опускаем руки и открываем глаза.

Выполните упражнение 3 раза.  Пятки не отрывайте от пола. Закончив выполнять упражнение, закройте глаза и послушайте свое тело.

Упражнение 5.

Создание своей сказочной страны. Соучастие и дарение

Необходимые материалы: 

- карандаши;

- фломастеры;

- цветные мелки, краски;

- листы белого картона;

- пластилин разных цветов.

- листы бумаги.

- ручки.

Ведущий: Уважаемые участники, сейчас каждому из вас представится возможность создать свою сказочную страну. В этой стране вы сможете выразить себя, свои чувства. Это будет страна, где вам будет хорошо, и у вас все будет получаться! Найдите для себя самое удобное место и приступайте!

Ход упражнения: 

1. Участники работают над созданием своей сказочной страны в течение 8-10 мин. Желательно, чтобы они не видели, что рисуют их соседи. Авторство должно остаться неизвестным..

 Ведущий: Мы снова собираемся в круг.

2.Дорогие друзья! Я буду вам показывать какую-либо сказочную страну, а вы, по кругу, говорите свои ассоциации (на что похоже, что напоминает), какие чувства вызывает.

При этом помните о правилах обратной связи:

- не давайте оценок;

- не давайте советов;

- говорите о том, как вы воспринимаете эту страну, что чувствуете.

3. Все работы переносятся в специальное место и участники еще раз рассматривают их, выбирая ту, которая пробудила у них живые чувства.

4. Участники группы изготавливают маленькие подарки из пластилина, пишут краткие пожелания и кладут их рядом с теми работами, которые им понравились.

5. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

- Что вы чувствовали во время создания сказочной страны?

- Что вам удалось понять, осознать? Какой опыт вы сегодня приобрели?

- Что вы чувствуете сейчас?

Ритуал выхода:

1. Сидя в кругу у волшебной свечи участники передают друг другу воображаемый подарок.  Это может быть, например, какая-нибудь вещь, событие или путешествие.

2. Упражнение на концентрацию внимания: взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу, делают глубокий вдох-выдох и оказываются в реальном мире.

3. Ведущий: Все хорошее мы возьмем с собой и пусть оно помогает нам в реальном мире. Предлагаю всем вместе задуть свечу.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Взаимодействие с коллективом» (для взрослых с элементами сказкотерапии)

Ни для кого не секрет, нынешнее время отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой педагога. Педагоги отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения, снижение  психическ...

Тренинг взаимодействия родителей и детей «Рука в руке»

Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми...

деловая игра с элементами тренинга "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей"

эффективность взаимодействия педагогов ДОУ и родителей...

Тренинг «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Цель: обучение педагогов особенностям работы с гиперактивным ребенком....

Тренинг «Взаимодействие с коллективом» (для взрослых с элементами сказкотерапии)

Цели:1. Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния.2. Развитие творческих созидательных способностей.3. Знакомство с новыми способами и методами работы с детьми.4. Сплоч...

Тренинг «Взаимодействие с коллективом» для педагогов с элементами сказкотерапии

Тренинг "Взаимодействие с коллективом" для педагогов с элементами сказкотерапии...