«Разработка по самообразованию воспитателя»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Каратченя Наталья Александровна

«Разработка по самообразованию воспитателя»

Тема: «Формирование духовно-нравственных качеств личности

у детей старшего дошкольного возраста»

 

 

2016 – 2017 г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_po_samoobrazovaniyu_karatchenya_n.a._.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония»

г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад № 13»

«Разработка по самообразованию воспитателя»

                              

Каратченя Наталья Александровна

                                                                     (Ф.И.О. педагога)

                                           

Тема: «Формирование духовно-нравственных качеств личности

у детей старшего дошкольного возраста»

2016 – 2017 г.г.

(учебный год)

Старшая группа

(возрастная группа)

                                                 

г.о. Отрадный

ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность: В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориентация в духовно-нравственном пространстве. От того как будет воспитан дошкольник в духовно-нравственном отношении, зависит его формирование жизненной позиции. Недооценка важности формирования и воспитания нравственных качеств личности ребенка с ранних лет, приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей.

Цель: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста морально-этических и нравственных качеств личности.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет-источники.
  2. Провести диагностику в начале и конце учебного года.
  3. Оформить в группе уголок духовно-нравственной направленности.
  4.  Заложить у детей основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способствовать  гармоничному взаимодействию дошкольников со сверстниками и другими людьми.
  5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  6. Организовать и провести мероприятия по данному направлению с родителями и педагогами ДОО.
  7. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Российской культуры.  

Принципы работы по формированию духовно-нравственного воспитания дошкольников:

  • Принцип интегративности - реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
  • Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура и ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
  • Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
  • Принцип системности направлен на развитие системы отношений: детский сад – семья – общественные организации.
  • Принцип преемственности предполагает взаимодействия: детский сад – школа; дети младшего и старшего возраста в дошкольном учреждении.

                                   

План самообразования на 2016-2017 уч.г.

   

Месяц

Мероприятия

   С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

Диагностика детей.

Цель: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста

нравственных норм поведения и определить умение детей

соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями.

Беседы и рассматривание иллюстраций с детьми. Беседы: «Добрые дела»; «Вежливая просьба»

Иллюстрации:

«Хорошие и плохие поступки», «Помощники», «Народные традиции», «Моя семья».

Цель: раскрыть детям смысл понятия «доброжелательность», «вежливость»,  показать наглядно формы доброжелательного и вежливого отношения друг к другу и недоброжелательного и грубого посредством показа иллюстраций.

Консультация «Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей».

Цель: показать роль и значение семьи и детского сада в духовно-нравственном воспитании ребенка.

Папка-передвижка «Духовно-нравственные ценности».

Цель: познакомить с общечеловеческими и духовно-нравственными ценностями.

        Стенгазета «Добродетель».

Цель: содействовать семейному духовно-нравственному воспитанию, раскрыть смысл понятия «добродетель»; показать значимость формирования добродетельных поступков через участие  в совместном творчестве детей и родителей.

Октябрь

Чтение сказок, рассказов.

В. Катаев "Цветик семицветик"; В. Осеева «Волшебное слово»; русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Лиса и кувшин».

Цель: продолжать знакомить детей с малыми жанрами фольклора; подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главных героев.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Профессии», «Больница», «Магазин»; дидактические игры: «Кто живет в семье», «Как поступить»;  инсценировки с игрушками.

Цель:   показать варианты нахождения общего языка и  эмоциональной отзывчивости детей со сверстниками и взрослыми; способствовать развитию воображения и творческой активности.

Анкетирование «Отношение родителей и педагогов к духовно-нравственному воспитанию ребенка».

Цель: выявить отношение родителей и педагогов к духовно-нравственному воспитанию ребенка.

Выставка книжек-малышек «Уроки вежливости и взаимопомощи».

Цель: расширить представления детей и родителей о духовно- нравственных ценностях и понятиях.

Ноябрь

Экскурсия в городской сквер «Поздняя осень»

Цель: закрепить знания об осенних изменениях в живой и неживой природе; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе; формировать предпосылки к желанию детей больше узнавать об особенностях природы своего края.

Беседы: «Зайчик, который всем помогал»; «Берегите книгу».

Цель: познакомить детей с таким понятием, как взаимопомощь; воспитывать желание помогать людям; закрепить навыки бережного отношения к вещам.

Буклет «Хороший пример заразителен».

Цель: показать важность положительного примера родителей  и педагогов в воспитании нравственных качеств личности ребенка.

Акция «Милосердие». Цель: показать важность и необходимость в оказании помощи людям с ограниченными возможностями.

Декабрь

Беседы: «Традиции русского народа»; «Народные гуляния и забавы»; театрализованная игра-драматизация «Заюшкина избушка», «Три медведя».

Цель: познакомить детей с культурными традициями России; показать на примере разыгрывания сказки моральные и нравственные ценности личности.

Ознакомление с художественной литературой: Н.Артюхова «Трудный вечер»; С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Цель:  воспитание уважения и заботливого отношения к близким людям; воспитание чувства гордости по отношению к героям; формирование представлений о смелости, скромности.

Семинар-практикум «Пути к бесконфликтной дисциплине ребенка».

Рекомендация по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Цель: побуждение родителей и педагогов к совершенствованию собственной воспитательной позиции для воспитания у детей правильной системы ценностей, волевых качеств, порядочности, ответственности, справедливости, гармоничного развития их личности.

Фотоколлаж «Мы помощники!».

Цель: повысить стремление и желание детей и родителей в оказании посильной помощи тем, кто в ней нуждается.

Январь

Изготовление Рождественских поделок.

Цель: раскрыть нравственные качества личности детей в отношении к окружающим людям, желанию сделать им что-то приятное; обучить технологии изготовления подарочного сувенира из бумаги «Рождественский ангел».

Беседы: «Кем быть?»; «Каждая ссора красна примирением»

Цель: формирование уважительного отношения к различным профессиям, рассказать детям о значимости, полезности и важности труда в жизни человека; обобщить имеющиеся у детей знания о дружбе, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Рассматривание иллюстраций:

«Что такое хорошо и что такое плохо», «Край в котором мы живем».

Памятка «Духовность и нравственность  - как базовая основа личности человека».

Цель: показать важность и необходимость формирования духовности и нравственности, как базовых основ в воспитании детей.

Создание картотеки «Игры и упражнения на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка».

Цель: создать условия для формирования духовно-нравственных качеств личности через развивающие игры и упражнения.

Викторина «Дружба крепкая…».

Цель: уточнить представления детей и родителей о том, что значит «уметь дружить»; формировать у детей дружеские взаимоотношения, воспитывать чувство взаимопомощи;

познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

Февраль

Беседы на тему: «Урок дружбы»; «Спасибо за правду».

Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о дружбе; формировать умение договариваться, помогать друг другу; раскрыть детям смысл понятий, правда – неправда, честность – ложь.

Изготовление подарка для пап к празднику 23 февраля.

Цель: раскрыть нравственные качества личности детей в отношении к окружающим людям, желанию сделать им что-то приятное; обучить технологии изготовления подарочного сувенира из бумаги «Корабль мира».

Видео экскурсия «Мир природы Самарского края».

Цель: познакомить дошкольников с природой родного края, способствовать формированию бережного отношения к природе и окружающему миру.

Круглый стол «Ценности в воспитании ребенка».

Цель: помочь родителям и педагогам проанализировать и установить систему ценностей, необходимых для воспитания и формирования нравственных качеств личности ребенка.

Письма доброты «Поздравление для солдата».

Цель: активизировать духовно-культурное сознание родителей и детей; повысить желание доставлять радость и оказывать внимание и поддержку.

Март

Рассматривание иллюстраций «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: раскрыть важность и необходимость доброжелательного отношения к хорошим поступкам, и отрицательное отношение к плохим.

Ознакомление с художественной литературой  Б.Алмазов «Горбушка»; В.Драгунский «Друг детства»; «Кукушка» ненецкая народная сказка

Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла художественного произведения, оценке поступков и характера главного героя.

Неделя добрых дел.

Цель: содействовать формированию нравственных ценностей у дошкольников; мотивировать детей на совершение добрых поступков и дел во благо других людей.

Газета «Неделя добрых дел».

Цель: повысить интерес родителей и педагогов к одной из форм духовно-нравственного воспитания детей.

«Дидактическое пособие по духовно-нравственному воспитанию».

Цель: создание развивающей предметно-пространственной среды.                                                                                                                      

Апрель

Диагностика детей.

Цель: оценить результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста

нравственных и этических норм поведения, умение детей

соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями.

Родительское собрание «Важность и актуальность  формирования духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: продемонстрировать важность и актуальность в формировании у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных и этических норм поведения.

Итоговое мероприятие.

Развлечение «Игра-путешествие в страну Вежливости и добра».

Цель: показать результат работы с детьми по формированию духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста; создать радостное, доброжелательное настроение всем участникам итогового мероприятия.

Май

Годовой отчет о проделанной работе в форме презентации «Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: систематизировать работу, обосновать и показать необходимость формирования духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста; познакомить с формами и принципами работы; выявить и устранить пробелы в работе по самообразованию.

Выход темы:

1. Консультация для родителей. Тема: «Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей» (Сентябрь)

2.  Оформление папки-передвижки на тему «Духовно-нравственные ценности» (Сентябрь)

3. Анкета для родителей и аналитическая справка. Тема: «Отношение родителей к духовно-нравственному воспитанию ребенка» (Октябрь)

4. Информационный буклет «Хороший пример заразителен» (Ноябрь)

5. Семинар-практикум для родителей и педагогов на тему «Пути к бесконфликтной дисциплине ребенка» (Декабрь)

6. Памятка на тему «Духовность и нравственность  -  как базовая основа личности человека».     (Январь)

7. Круглый стол для родителей и педагогов. Тема: «Ценности в воспитании ребенка». (Февраль)

8. Выпуск газеты. Тема: «Неделя добрых дел». (Март)

9. Родительское собрание. Тема: «Важность и актуальность  формирования духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста». (Апрель)

10. Отчёт о проделанной работе за учебный год. (Май)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алябьева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. Методические рекомендации / Е.А. Алябьева. – М., 2009, 128 с.
  2.  Голубков, В. О., Кузнецова, А. В., Ушков, М. Ю. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания / В. О. Голубков, А. В.  Кузнецова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 14-17.
  3. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина, Т.М., Степанова, Г.В., Терентьева, Н.П. - М.: УЦ «Перспектива», 2012, 248 с.
  4. Занятия, игры, упражнения / под. ред. Л. В. Кузнецовой; М. А. Панфиловой. - М.: Сфера ТЦ, 2002, с.64
  5. Колпакова, Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Н.  Колпакова  // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10. – С. 41-44.
  6. Комарова, Н.В. Перспективное планирование работы по воспитанию культуры поведения у детей / Н.В. Комарова  // Воспитатель ДОУ. – 2013. - №2. – С. 88-94.
  7. Малова, О.А., Скворцова, О.В. Формируем представления о дружбе. Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников / О.А. Малова, О.В. Скворцова // Воспитатель ДОУ. – 2013. - №5. – С. 64-72.
  8. Микляева, Н.В., Создание  условий  эффективного  взаимодействия с семьей. Методическое пособие для воспитателей ДОУ / Н.В. Микляева. -  М.: Айрис-пресс, 2006, 144 с.
  9. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф.  Мулько – М.: Сфера, 2004, 240 с.
  10. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...