«Разработка по самообразованию воспитателя»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Каратченя Наталья Александровна

«Разработка по самообразованию воспитателя»

Тема: «Формирование духовно-нравственных качеств личности

у детей старшего дошкольного возраста»

 

 

2016 – 2017 г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_po_samoobrazovaniyu_karatchenya_n.a._.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония»

г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад № 13»

«Разработка по самообразованию воспитателя»

                              

Каратченя Наталья Александровна

                                                                     (Ф.И.О. педагога)

                                           

Тема: «Формирование духовно-нравственных качеств личности

у детей старшего дошкольного возраста»

2016 – 2017 г.г.

(учебный год)

Старшая группа

(возрастная группа)

                                                 

г.о. Отрадный

ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность: В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориентация в духовно-нравственном пространстве. От того как будет воспитан дошкольник в духовно-нравственном отношении, зависит его формирование жизненной позиции. Недооценка важности формирования и воспитания нравственных качеств личности ребенка с ранних лет, приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей.

Цель: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста морально-этических и нравственных качеств личности.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет-источники.
  2. Провести диагностику в начале и конце учебного года.
  3. Оформить в группе уголок духовно-нравственной направленности.
  4.  Заложить у детей основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способствовать  гармоничному взаимодействию дошкольников со сверстниками и другими людьми.
  5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  6. Организовать и провести мероприятия по данному направлению с родителями и педагогами ДОО.
  7. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Российской культуры.  

Принципы работы по формированию духовно-нравственного воспитания дошкольников:

  • Принцип интегративности - реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
  • Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура и ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
  • Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
  • Принцип системности направлен на развитие системы отношений: детский сад – семья – общественные организации.
  • Принцип преемственности предполагает взаимодействия: детский сад – школа; дети младшего и старшего возраста в дошкольном учреждении.

                                   

План самообразования на 2016-2017 уч.г.

   

Месяц

Мероприятия

   С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

Диагностика детей.

Цель: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста

нравственных норм поведения и определить умение детей

соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями.

Беседы и рассматривание иллюстраций с детьми. Беседы: «Добрые дела»; «Вежливая просьба»

Иллюстрации:

«Хорошие и плохие поступки», «Помощники», «Народные традиции», «Моя семья».

Цель: раскрыть детям смысл понятия «доброжелательность», «вежливость»,  показать наглядно формы доброжелательного и вежливого отношения друг к другу и недоброжелательного и грубого посредством показа иллюстраций.

Консультация «Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей».

Цель: показать роль и значение семьи и детского сада в духовно-нравственном воспитании ребенка.

Папка-передвижка «Духовно-нравственные ценности».

Цель: познакомить с общечеловеческими и духовно-нравственными ценностями.

        Стенгазета «Добродетель».

Цель: содействовать семейному духовно-нравственному воспитанию, раскрыть смысл понятия «добродетель»; показать значимость формирования добродетельных поступков через участие  в совместном творчестве детей и родителей.

Октябрь

Чтение сказок, рассказов.

В. Катаев "Цветик семицветик"; В. Осеева «Волшебное слово»; русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Лиса и кувшин».

Цель: продолжать знакомить детей с малыми жанрами фольклора; подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главных героев.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Профессии», «Больница», «Магазин»; дидактические игры: «Кто живет в семье», «Как поступить»;  инсценировки с игрушками.

Цель:   показать варианты нахождения общего языка и  эмоциональной отзывчивости детей со сверстниками и взрослыми; способствовать развитию воображения и творческой активности.

Анкетирование «Отношение родителей и педагогов к духовно-нравственному воспитанию ребенка».

Цель: выявить отношение родителей и педагогов к духовно-нравственному воспитанию ребенка.

Выставка книжек-малышек «Уроки вежливости и взаимопомощи».

Цель: расширить представления детей и родителей о духовно- нравственных ценностях и понятиях.

Ноябрь

Экскурсия в городской сквер «Поздняя осень»

Цель: закрепить знания об осенних изменениях в живой и неживой природе; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе; формировать предпосылки к желанию детей больше узнавать об особенностях природы своего края.

Беседы: «Зайчик, который всем помогал»; «Берегите книгу».

Цель: познакомить детей с таким понятием, как взаимопомощь; воспитывать желание помогать людям; закрепить навыки бережного отношения к вещам.

Буклет «Хороший пример заразителен».

Цель: показать важность положительного примера родителей  и педагогов в воспитании нравственных качеств личности ребенка.

Акция «Милосердие». Цель: показать важность и необходимость в оказании помощи людям с ограниченными возможностями.

Декабрь

Беседы: «Традиции русского народа»; «Народные гуляния и забавы»; театрализованная игра-драматизация «Заюшкина избушка», «Три медведя».

Цель: познакомить детей с культурными традициями России; показать на примере разыгрывания сказки моральные и нравственные ценности личности.

Ознакомление с художественной литературой: Н.Артюхова «Трудный вечер»; С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Цель:  воспитание уважения и заботливого отношения к близким людям; воспитание чувства гордости по отношению к героям; формирование представлений о смелости, скромности.

Семинар-практикум «Пути к бесконфликтной дисциплине ребенка».

Рекомендация по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Цель: побуждение родителей и педагогов к совершенствованию собственной воспитательной позиции для воспитания у детей правильной системы ценностей, волевых качеств, порядочности, ответственности, справедливости, гармоничного развития их личности.

Фотоколлаж «Мы помощники!».

Цель: повысить стремление и желание детей и родителей в оказании посильной помощи тем, кто в ней нуждается.

Январь

Изготовление Рождественских поделок.

Цель: раскрыть нравственные качества личности детей в отношении к окружающим людям, желанию сделать им что-то приятное; обучить технологии изготовления подарочного сувенира из бумаги «Рождественский ангел».

Беседы: «Кем быть?»; «Каждая ссора красна примирением»

Цель: формирование уважительного отношения к различным профессиям, рассказать детям о значимости, полезности и важности труда в жизни человека; обобщить имеющиеся у детей знания о дружбе, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Рассматривание иллюстраций:

«Что такое хорошо и что такое плохо», «Край в котором мы живем».

Памятка «Духовность и нравственность  - как базовая основа личности человека».

Цель: показать важность и необходимость формирования духовности и нравственности, как базовых основ в воспитании детей.

Создание картотеки «Игры и упражнения на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка».

Цель: создать условия для формирования духовно-нравственных качеств личности через развивающие игры и упражнения.

Викторина «Дружба крепкая…».

Цель: уточнить представления детей и родителей о том, что значит «уметь дружить»; формировать у детей дружеские взаимоотношения, воспитывать чувство взаимопомощи;

познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

Февраль

Беседы на тему: «Урок дружбы»; «Спасибо за правду».

Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о дружбе; формировать умение договариваться, помогать друг другу; раскрыть детям смысл понятий, правда – неправда, честность – ложь.

Изготовление подарка для пап к празднику 23 февраля.

Цель: раскрыть нравственные качества личности детей в отношении к окружающим людям, желанию сделать им что-то приятное; обучить технологии изготовления подарочного сувенира из бумаги «Корабль мира».

Видео экскурсия «Мир природы Самарского края».

Цель: познакомить дошкольников с природой родного края, способствовать формированию бережного отношения к природе и окружающему миру.

Круглый стол «Ценности в воспитании ребенка».

Цель: помочь родителям и педагогам проанализировать и установить систему ценностей, необходимых для воспитания и формирования нравственных качеств личности ребенка.

Письма доброты «Поздравление для солдата».

Цель: активизировать духовно-культурное сознание родителей и детей; повысить желание доставлять радость и оказывать внимание и поддержку.

Март

Рассматривание иллюстраций «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: раскрыть важность и необходимость доброжелательного отношения к хорошим поступкам, и отрицательное отношение к плохим.

Ознакомление с художественной литературой  Б.Алмазов «Горбушка»; В.Драгунский «Друг детства»; «Кукушка» ненецкая народная сказка

Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла художественного произведения, оценке поступков и характера главного героя.

Неделя добрых дел.

Цель: содействовать формированию нравственных ценностей у дошкольников; мотивировать детей на совершение добрых поступков и дел во благо других людей.

Газета «Неделя добрых дел».

Цель: повысить интерес родителей и педагогов к одной из форм духовно-нравственного воспитания детей.

«Дидактическое пособие по духовно-нравственному воспитанию».

Цель: создание развивающей предметно-пространственной среды.                                                                                                                      

Апрель

Диагностика детей.

Цель: оценить результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста

нравственных и этических норм поведения, умение детей

соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями.

Родительское собрание «Важность и актуальность  формирования духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: продемонстрировать важность и актуальность в формировании у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных и этических норм поведения.

Итоговое мероприятие.

Развлечение «Игра-путешествие в страну Вежливости и добра».

Цель: показать результат работы с детьми по формированию духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста; создать радостное, доброжелательное настроение всем участникам итогового мероприятия.

Май

Годовой отчет о проделанной работе в форме презентации «Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: систематизировать работу, обосновать и показать необходимость формирования духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста; познакомить с формами и принципами работы; выявить и устранить пробелы в работе по самообразованию.

Выход темы:

1. Консультация для родителей. Тема: «Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей» (Сентябрь)

2.  Оформление папки-передвижки на тему «Духовно-нравственные ценности» (Сентябрь)

3. Анкета для родителей и аналитическая справка. Тема: «Отношение родителей к духовно-нравственному воспитанию ребенка» (Октябрь)

4. Информационный буклет «Хороший пример заразителен» (Ноябрь)

5. Семинар-практикум для родителей и педагогов на тему «Пути к бесконфликтной дисциплине ребенка» (Декабрь)

6. Памятка на тему «Духовность и нравственность  -  как базовая основа личности человека».     (Январь)

7. Круглый стол для родителей и педагогов. Тема: «Ценности в воспитании ребенка». (Февраль)

8. Выпуск газеты. Тема: «Неделя добрых дел». (Март)

9. Родительское собрание. Тема: «Важность и актуальность  формирования духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста». (Апрель)

10. Отчёт о проделанной работе за учебный год. (Май)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алябьева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. Методические рекомендации / Е.А. Алябьева. – М., 2009, 128 с.
  2.  Голубков, В. О., Кузнецова, А. В., Ушков, М. Ю. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания / В. О. Голубков, А. В.  Кузнецова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 14-17.
  3. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина, Т.М., Степанова, Г.В., Терентьева, Н.П. - М.: УЦ «Перспектива», 2012, 248 с.
  4. Занятия, игры, упражнения / под. ред. Л. В. Кузнецовой; М. А. Панфиловой. - М.: Сфера ТЦ, 2002, с.64
  5. Колпакова, Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Н.  Колпакова  // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10. – С. 41-44.
  6. Комарова, Н.В. Перспективное планирование работы по воспитанию культуры поведения у детей / Н.В. Комарова  // Воспитатель ДОУ. – 2013. - №2. – С. 88-94.
  7. Малова, О.А., Скворцова, О.В. Формируем представления о дружбе. Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников / О.А. Малова, О.В. Скворцова // Воспитатель ДОУ. – 2013. - №5. – С. 64-72.
  8. Микляева, Н.В., Создание  условий  эффективного  взаимодействия с семьей. Методическое пособие для воспитателей ДОУ / Н.В. Микляева. -  М.: Айрис-пресс, 2006, 144 с.
  9. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф.  Мулько – М.: Сфера, 2004, 240 с.
  10. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...

Консультации для педагогов (воспитателей) Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ

Консультации для педагогов (воспитателей)Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированн...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....