Главные вкладки

    Тренинг для снятия «Феномена профессиональной усталости» и синдрома эмоционального выгорания.
    материал на тему

    Ярополова Ирина Анатольевна

    Тренинг для снятия «Феномена профессиональной усталости» и синдрома эмоционального выгорания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trening_dlya_snyatiya_fenomena.docx16.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тренинг для снятия «феномена профессиональной усталости» и синдрома эмоционального выгорания.

    Педагог – психолог

    Ярополова И. А.

    Железногорск

    Октябрь, 2016 г.

     

    Тренинг для снятия «феномена профессиональной усталости» и синдрома эмоционального выгорания.

    В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанного личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Синдром включает в себя 3 составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию, редукцию профессиональных достижений.

        Эмоциональное истощение проявляется: эмоциональное перенапряжение, чувство опустошенности, усталость, исчерпанность своих эмоциональных ресурсов. Происходит потеря интереса к работе, человек как бы израсходовал свою психическую энергию. Упражнение

       Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, к коллегам. Контакты становятся формальными, обезличенными. Возникающие поначалу негативные установки, могут иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу, и приводит к конфликтам.

     Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Проявляется это в негативном восприятии себя как профессионала, недовольстве собой, негативном отношении к себе как к личности и, главное, формальном выполнении профессиональных обязанностей

    Профессиональное выгорание – динамический процесс, возникающий поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса. Выделяют 3 основные стадии развития выгорания:

    1. нервное (тревожное) напряжение – легкая форма, которое создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, повышенная ответственность, трудность контингента;
    2. резистенция, т. е. сопротивление (затяжная форма) – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
    3. истощение (хроническая форма) – истощение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

    На развитие эмоционального выгорания оказывает влияние стаж педагогической деятельности. Так выявлено, что среди воспитателей наиболее подвержены эмоциональному выгоранию оказались лица с небольшим стажем работы до 5 лет – у 55% наблюдается проявления стадии резистенции, у 31% она уже сформировалась. Стадия истощения наиболее выражена у педагогов с большим стажем работы – от 21 года и выше – 35%.

    Наблюдаются психосоматические нарушения. У 80%  опрошенных отмечают ухудшение физического и психического самочувствия, нарушение сна, усталость и недомогание в конце рабочего дня; у 41% из них ухудшается настроение даже при мысли о работе. Повышение давления, головные и сердечные боли, ухудшение здоровья отмечено у 20% педагогов.

    Нет сомнения, что профессиональное здоровье педагога нуждается в сохранении и укреплении.

    Техника «Радуга настроения»

    Цель: определить изменение  настроения участников в  начале и в конце тренинга.

    В первый и последний день недели всем участникам предлагалось выбрать цвет по настроению, с которым они пришли в детский сад.

    Красный. Человек, выбирающий этот цвет в данный момент активен, уверен в себе и полон решимости. Вы заряжаете энергией окружающих и готовы после рабочего дня выполнить еще массу дел. Кроме этого красный может говорить об агрессии и раздражительности. Состояние в данный момент может быть также охарактеризовано как напряженное, возбудимое и беспокойное.

    Желтый. Это цвет счастья и интеллекта. Поэтому, если вы выбрали данный цвет, то в данный момент можете испытывать потребность в общении и получении новых знаний и информации. В этом состоянии легко решать поставленные задачи. Кроме этого желтый цвет говорит о положительном настрое и спокойствии.

    Зеленый. Это цвет гармонии и естественности. Однако зеленое настроение может быть двояким: внешне вы можете выглядеть спокойным, а внутри могут кипеть эмоции (скорее положительные). Зеленый цвет также говорит о склонности к анализу: в этот момент вы можете быть озадачены каким-либо решением, воспоминаниями из прошлого или планами на будущее.

    Синий. Говорит об абсолютной гармонии: то, что происходит внутри, отражается и вовне. Этот цвет говорит о спокойствии и умиротворении. В данный момент вы можете быть погружены в себя или испытывать симпатию к кому-то или чему-то. Однако в таком состоянии трудно мобилизовать свои силы для решения задач.

    Коричневый.  Это цвет беспокойства и отстраненности.

    Черный. Это противоречивый цвет. С одной стороны он говорит о чувстве защищенности и стабильности, с другой — о грусти и подавленности. Выбор черного цвета говорит о напряжении или переживании стресса. В этот момент можно чувствовать себя несчастным или неудачливым, и хочется побыть в одиночестве.

    Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом.

    Упражнение 1 «Отдых»

    Стоя, ноги на ширине плеч. Сделать вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течении 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

    Упражнение 2 «Передышка»

    Когда мы бываем расстроены, то начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течении 3 минут дышать медленно, спокойно и глубоко, можете закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

    Упражнение 3

    Походить по комнате, прислониться к стене, облокотиться на стол, на подоконник …, определить излишнее напряжение и попытаться снять его, расслабиться.

    Упражнение 4  «Дыхание на счет 7-11»

    Дышите очень медленно и глубоко, при этом считая до 7 (про себя) на вдохе, а при выдохе до 11.

    Упражнение 5

    Контрастные ванны для ног.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

    Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...

    Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

    Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...

    Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

    Тренинг  "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...

    Презентация "СЭПВ.Профессиональный стресс и усталость как причины эмоционального выгорания педагогов"

    В данной презентации представлены теоретические аспекты профессионального выгорания, а также способы его преодоления....

    Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности"

    Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренинга...

    Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности"

    В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели обр...

    Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

    Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания, а именно:- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности...